Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:03, дипломная работа
Цель исследования – мотивация и стимулирование работников на предприятии.
Задачи дипломной работы:
- изучить теоретические основы мотивации и стимулирования работников в организации;
- провести анализ системы мотивации и стимулирование труда работников ТОО «МСБ Консалтинг»;
- изучить действие мотивационного и стимулирующего механизма в процессе управления персоналом в ТОО «МСБ Консалтинг»;
- предложить возможное направление работы по повышению мотивации и стимулированию труда работников ТОО «МСБ Консалтинг»;
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты анализа систем стимулирования труда на предприятии 6
1.1 Понятие и методология мотивации и стимулирования труда персонала и ее роль в повышении эффективности работы предприятия 6
1.2 Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы 15
1.3 Зарубежный опыт стимулирования и мотивации персонала 26
ГЛАВА 2. Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников предприятия ТОО «МСБ Консалтинг» 34
2.1 Организация деятельности и системы управления предприятия 34
2.2 Анализ производительности труда и эффективности использования персонала предприятия ТОО «МСБ Консалтинг» 38
2.3 Анализ эффективности системы мотивации в ТОО «МСБ Консалтинг» 46
ГЛАВА 3. Совершенствования системы мотивации персонала в ТОО «МСБ Консалтинг» 56
3.1 Необходимость совершенствования персонала 56
3.2 Применениние зарубежного опыта стимулирования персонала………62
3.3 Внедрение систем мотивации в ТОО «МСБ Консалтинг» с учетом мирового экономического кризиса 69
Заключение 79
Список использованной литературы 84
Приложения 86
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты анализа систем стимулирования труда на предприятии 6
1.1 Понятие и методология мотивации и стимулирования труда персонала и ее роль в повышении эффективности работы предприятия 6
1.2 Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы 15
1.3 Зарубежный опыт стимулирования и мотивации персонала 26
ГЛАВА 2. Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников предприятия ТОО «МСБ Консалтинг» 34
2.1 Организация деятельности и системы управления предприятия 34
2.2 Анализ производительности труда и эффективности использования персонала предприятия ТОО «МСБ Консалтинг» 38
2.3 Анализ эффективности системы мотивации в ТОО «МСБ Консалтинг» 46
ГЛАВА 3. Совершенствования системы мотивации персонала в ТОО «МСБ Консалтинг» 56
3.1 Необходимость совершенствования персонала 56
3.2 Применениние зарубежного опыта стимулирования персонала………62
3.3 Внедрение систем мотивации в ТОО «МСБ Консалтинг» с учетом мирового экономического кризиса 69
Заключение 79
Список использованной литературы 84
Приложения 86
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более лучший, квалифицированный и образованный потенциал. Искусство руководителя особенно наглядно проявляется в умении стимулировать участие работников в принятии деловых решений, что в итоге может увеличить интеллектуальный потенциал организации и удовлетворить глубокую потребность личности в самовыражении и в признании результатов своего труда.
Стимулирование персонала на предприятии представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Перед современным руководителем встают стратегические вопросы выбора направления развития бизнеса и определения ключевых конкурентных преимуществ компании. Выработка такого видения и управления компетенцией организации является ключевой, предпринимательской, функцией менеджмента компании.
Много внимания руководство вынуждено уделять вопросу оптимизации структур компании. Вместе с тем, для современного руководителя одинаково важен вопрос создания системы и технологии управления, которая обеспечивает эффективную операционную деятельность компании.
В условиях современного этапа научно-технической революции коренным образом изменилась роль человека в производстве. Прежде он рассматривался лишь как один из элементов последнего, наряду с машинами и оборудованием, сегодня же превратился в главный стратегический ресурс организации. Это связано со способностью людей к творчеству, которая сейчас становится решающим условием успеха любой деятельности. Изменился поэтому и взгляд на персонал. Люди теперь рассматриваются не как кадры, а как человеческие ресурсы, достояние компании в конкурентной борьбе, основной фактор ее успеха и источник прибыли. В связи с этим и затраты, связанные с их деятельностью, представляются уже не досадными расходами, а инвестициями в «человеческий капитал». Они направлены на организацию медобслуживания, отдыха, занятий спортом, создание условий внутреннего предпринимательства, творчества, развитие личных способностей.
Стимулирование персонала – это вид функциональной подсистемы по управлению трудовыми ресурсами и социальным развитием коллектива в целях обеспечения управляемости и эффективности производственной системы.
Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними их ключевых факторов успеха функционирования организации. Человек не машина, его нельзя включить и выключить. Рабовладельческая система ведения хозяйства и коммунистическая лагерная система наглядно доказали, что вопреки воле и желанию человека от него нельзя добиться многого. Имея определенное расположение, имея желания и настроение, исходя из определенной системы ценностей, следуя определенным нормам и правилам поведения, человек каждую конкретную работу персонифицирует, а, следовательно, придает ей в определенной степени уникальный характер. Однако, из этого никак не следует, что им невозможно эффективно управлять. Напротив, если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что, побуждает его к действиям и к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно, в отличии от принуждения, требующего постоянного воздействия и контроля, таким образом построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом и наиболее результативно с точки зрения достижения организацией своих целей.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что путь к эффективному управлению человеческим ресурсом лежит через понимание его мотивации, что в последствии, приводит к развитию экономики страны в целом.
Об этом говорил Президент, Нурсултан Абишевич Назарбаев, в своем обращении к народу Казахстана, 27 января 2012 года. Основной из предлагаемых программ является, программа экономической модернизаций. Одной из составляющих этой программы, является создание Центров подтверждения квалификации молодых специалистов, а молодежная программа включает в себя такой элемент, как образовательная программа «без отрыва от работы». Как говорил Президент: «Мы продолжаем формировать кластеры нашей экономики. Темпы этой работы не должны снижаться. За этот грядущий год, мы должны создать десятки рабочих мест.»[1]
Только зная то, что движет
человеком, что побуждает его
к деятельности, какие мотивы лежат
в основе его действий, можно попытаться
разработать эффективную
Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов (motif – фр. побудительная причина, повод к тому или иному действию), оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.[2]
Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а следовательно, и методов мотивации.
В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Роль данного процесса стимулирования исключительно велика.
Однако очень важно
учитывать ситуацию, в которой
материальное стимулирование осуществляется,
и стараться избрать
Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может, осуществляется мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводит к тому что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия
Цель исследования – мотивация и стимулирование работников на предприятии.
Задачи дипломной работы:
- изучить теоретические
основы мотивации и
- провести анализ системы
мотивации и стимулирование
- изучить действие
- предложить возможное
Объект исследования – ТОО «МСБ Консалтинг».
Предмет исследования – система мотивации и стимулирования труда работников ТОО «МСБ Консалтинг».
Работа состоит из введения,
трех глав, заключения, списка использованной
литературы. В первой главе раскрыты
теоретические аспекты
В процессе изучение данной темы и подготовке дипломного проекта были использованы нормативные документы, текущие архивы ТОО «МСБ Консалтинг», а также литературные источники, как отечественных, так и зарубежных авторов: М. Мескон, А. Маслоу Ф. Герцберг, В. Врум, Р. Портер, Э. Лоулер, Л. С. Выгодский и других, статьи из периодических изданий.
Приступая к анализу такой проблемы, как мотивация и стимулирование персонала в организации, нельзя обойтись без определения таких ключевых понятий, как “потребность”, “мотив” и “стимул”, так как эти три категории имеют прямое отношение к рассматриваемым в данной работе вопросам.
Наиболее правильным является
определение потребности у В.А.
Заслуживает внимания и точка зрения В.И.Ковалева. Он пишет, что возникновение у человека потребности связано с “присвоением”, принятием им нужд общественного развития. Например, потребность в труде возникает вследствие осознания общественной необходимости, важности труда для каждого человека для общества, государства. Требования общества к каждому своему члену выступают в роли мотивационных заданий; после принятия человеком они становятся долговременными мотивационными установками, которые в определенных ситуациях актуализируются и превращаются в мотивы поведения и деятельности.
Если понимать мотив как желаемое целевое состояние в рамках отношения “индивид-среда”, то, исходя из этого, можно наметить основные проблемы психологии мотивации:
1. Существует столько различных
мотивов, сколько существует
2. Мотивы формируются в
процессе индивидуального
3. Люди различаются по
индивидуальным проявлениям (
4. Поведение человека в
определенный момент времени
мотивируется не любыми или
всеми возможными его мотивами,
а тем из самых высоких
5. Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения, до тех пор, пока либо не достигнется целевое состояние соответствующего отношения “индивид-среда”, либо индивид к нему не приблизится, насколько позволят условия ситуации, либо целевое состояние не перестанет угрожающе отдаляться, либо изменившиеся условия ситуации не сделают другой мотив более насущным, в результате чего последний активируется и становится доминирующим.
6. Побуждение к действию
определенным мотивом
7. Мотивация, безусловно, не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия.
8. Деятельность мотивирована,
т. е. направлена на
Исходя из выше изложенного мотивация - это процесс создания системы условий или мотивов (motif — фр. побудительная причина, повод к тому или иному действию), оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей.
С психологической точки зрения, мотив, а не стимул сам по себе, побуждает и направляет деятельность человека. Стимул, стимуляция, стимулирование есть нечто внешнее по отношению к человеку. Стимул может стать или не стать мотивом. Мотивом он станет тогда, когда встретится с “внутренним” – потребностью или системой потребностей. Мотив есть продукт встречи “внешнего” (стимул) и “внутреннего” (системы потребностей или сложившихся в прошлом мотивов), или, как говорят психологи, мотив есть опредмеченная потребность. В этом смысле любая мотивация нематериальна, даже если она родилась от встречи с очень весомым материальным стимулом. Сказанное можно выразить простой формулой:
стимул + потребность = мотив.
По мнению известных российских исследователей Травина В.В. и Дятлова В.А. стимулирование – это применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией и включения соответственных мотивов.[3,4]
Также о стимулах можно сказать, что они являются инструментами, вызывающими действие определенных мотивов. В качестве стимулов выступают какие-то предметы, действия других людей, носители обязательств и возможностей, все то, что может быть предложено человеку в качестве компенсации за его действия, или того, что он хотел бы приобрести в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы несознательно. В ряде случаев его реакция может и не поддаваться сознательному контролю.
Информация о работе Стимулирование и мотивация труда на предприятии