Стратегия развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать экономические, социальные и территориальные конкурентные преимущества Республики Беларусь.
Задачи исследования состоят в рассмотрении сущности конкурентных преимуществ страны, методов оценки конкурентных преимуществ страны, экономических условий развития Беларуси, развития социальной сферы Беларуси, влияния региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси, стратегии развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ.
Объектом исследования являются конкурентные преимущества. Предметом исследования являются конкурентные преимущества Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ 6
1.1 Сущность конкурентных преимуществ страны 6
1.2 Методы оценки конкурентных преимуществ страны 14
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
2.1 Экономические условия развития Беларуси 21
2.2 Анализ развития социальной сферы Беларуси 40
2.3 Влияние региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси 49
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ ЕЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

Файлы: 1 файл

11221_м_работа 1_конкурентоспособность_бгу_84_29.03.docx

— 345.98 Кб (Скачать файл)

Однако в стоимости  продуктов энергетического сырья  для малого и среднего бизнеса  с од-ой стороны и для населения  и ряда государственных предприятий  с другой в последние годы наблюдаются  значительные расхождения. Например, за последние 5 лет стоимость природного газа увеличились более чем втрое, и если темпы роста тарифов  для организаций со-тветствовали этому, то для населения они были куда медленнее, что привело к  выраженному снижению возмещения затрат.

Несмотря на предполагаемое повышение тарифов для населения  и ряда государственных предприятий, а также ликвидацию перекрестного  субсидирования, предпринимаемые меры едва ли приведут к снижению тарифов  для белорусских МСП. Сомнительным видятся и перспективы выхода отечественной электроэнергетики  на самоокупаемость в ближайшие  годы: низкая тарифная политика в отношении  населения является традиционной для  руководства страны, в то время  как относительно высокие тарифы для бизнеса будут сохранены.

Кроме того, в России (из которой  сегодня Беларусь импортирует 100% природного газа и нефти) в ближайшие годы также предполагается постепенный переход к равнодоходности внутреннего и внешнего энергетических рынков. Для Республики Беларусь это означает дальнейшее повышение стоимости энергетического сырья, которое в первую очередь отразится на его стоимости для частного сектора экономики.

Другим важным преимуществом  вступления Беларуси в Таможенный союз и Единое экономическое пространство называется расширение рынка и создание единых органов, регулирующих свободное  перемещение товаров и услуг. Предполагается, что при отсутствии административных ограничений со стороны  других участников ТС произведенная  в Беларуси продукция будет пользоваться стабильно высоким спросом. Здесь  руководство страны видит двойную  выгоду для национальной экономики: беспрепятственный доступ для белорусских  товаров на единый рынок трех стран  и значительно расширяющиеся  возможности привлечения иностранных  инвесторов.

Для иностранного капитала в предыдущие годы присутствие на белорусском рынке не являлось приоритетной задачей. Белорусский потребительский  рынок был слишком мал для  создания новых предприятий, ориентированных  на внутренний рынок Беларуси, а  договоренности с Россией о беспрепятственном  доступе отечественных товаров  на российский рынок находились в  постоянной зависимости от политического  диалога между руководствами  двух стран, который в последние  годы отличался относительно высокой  нестабильностью. Что касается приватизации уже существующих предприятий, то условия  осуществления подобных сделок во многом не устраивают потенциальных зарубежных покупателей.

В новых условиях функционирования белорусской экономики существенно  повышается привлекательность создания в Беларуси иностранных предприятий  с ориентацией экспорта продукции  и услуг на рынок Таможенного  союза. Несмотря на то, что инвесторы  приходят преимущественно в страны с большими внутренними рынками  даже в рамках различного рода экономических  объединений (тем самым страхуя  себя от рисков теоретической дезинтеграции), Беларусь обладает рядом преимуществ (сравнительно дешевая рабочая сила, территориальное положение, льготное налогообложение для иностранных  предприятий), потенциально способствующих привлечению зарубежного капитала.

Получают определенные преимущества и многие государственные предприятия, традиционно ориентированные на экспорт продукции в Россию. Экспортная продукция государственных предприятий  на данный момент имеет определенные конкурентные преимущества на рынке  Таможенного союза, в первую очередь  за счет относительно дешевой рабочей  силы (в том числе и после  девальвации национальной валюты в 2011 г.) и субсидирования этих предприятий в ряде отраслей экономики. Это касается экспорта продовольственных товаров, продукции машино- и тракторостроения.

Позиции малого и среднего бизнеса на едином рынке Беларуси, Казахстана и России видятся не столь  однозначными. В условиях, когда  экономики стран – партнеров  Беларуси функционируют на более  рыночных принципах, российский и казахстанский  малый и средний бизнес по своим  возможностям значительно опережает  белорусских конкурентов. Это касается, в частности, возможности инвестирования в собственное развитие или экспансию  на внешние рынки или привлечение  кредитных ресурсов на более выгодных по сравнению с предлагаемыми  белорусскими банками условиях. Кроме  того, на конкурентоспособность малого и среднего бизнеса в Беларуси влияют и более высокие налоговые  ставки (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 – Ставки основных налогов в государствах-членах Таможенного союза

Вид налога

Беларусь

Казахстан

Россия

Налог на добавленную стоимость (%)

20 (10; 0)

12 (0)

18 (10; 0)

Налог на прибыль (%)

24

20 (15; 10)

20

Налог на доходы физических лиц (%)

12

Диффер. ставка 5; 10

13

Социальный налог (%)

34

Диффер. ставка 11 (4.5–20)

34

Налог на имущество

Диффер. ставка 0.1–2

Диффер. ставка 0.05–1.5

Диффер. ставка

≤ 2.2


Примечание – Источник: собственная разработка на основании Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

 

Таким образом, позиции Беларуси в Таможенном союзе и Едином экономическом  пространстве уже сегодня можно  назвать весьма уязвимыми по ряду направлений. Полученные преференции  в энергетической сфере имеют  краткосрочный эффект, который с  течением времени будет нивелирован  вследствие выхода российских энергетических компаний на равнодоходные цены реализации сырья на внутреннем и внешнем  рынках. Негативным моментом является и невысокая конкурентоспособность  белорусских предприятий на фоне партнеров из России и Казахстана. Если крупным государственным предприятиям может быть оказана поддержка путем льготного инвестиционного кредитования с целью поддержания конкурентоспособности фирм на относительно приемлемом уровне, то ресурсы частного малого и среднего бизнеса в данном вопросе более ограничены, в связи с чем последний не может уверенно заявить о готовности успешно конкурировать в рамках экономических объединений.

Восьмая министерская конференция  одобрила 16 декабря 2011 г. сроки и  условия вступления России в ВТО, а Паскаль Лами, Генеральный директор Всемирной торговой организации, и  Эльвира Набиулина, тогдашний министр  экономического развития Российской Федерации, подписали протокол о вступлении, завершив 18-летний процесс переговоров  о присоединении. Теперь от вступления в ВТО Россию отделяет только необходимость  ратификации документов Государственной  Думой, которая должна быть проведена  в течение 220 дней, и через 30 дней после того, как ВТО получит  об этом сообщение, Россия станет полноправным членом данной организации.

Вступление России в ВТО  будет в силу целого ряда причин иметь экономические последствия  для Беларуси, которая является членом Таможенного союза с Россией  и Казахстаном. Во-первых, белорусский  экспорт промышленных товаров сильно ориентирован на рынок России и зависит  от него. Во-вторых, Беларусь должна будет  следовать обязательствам России по доступу на рынок товаров, поскольку  в 2011 г. страны подписали Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы и ратифицировали его, в частности, Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь одобрила его 4 ноября 2011 г. Данный Договор закладывает основы функционирования Таможенного союза в случае вступления в ВТО одного или более членов. В соответствии с ним на момент вступления любой из сторон Договора в ВТО положения соглашения ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении, касающиеся сферы регулирования Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза. Договор также предусматривает, что после того, как первый член Таможенного союза вступит в ВТО, ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не должны превышать импортные таможенные тарифы, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к Протоколу о присоединении к ВТО. Помимо этого, соглашение устанавливает приоритет обязательств в рамках ВТО над обязательствами, взятыми в рамках Таможенного союза.

В связи с этим большой  интерес как для органов государственного управления и руководителей предприятий, так и для экспертного сообщества вызывают вопросы, связанные с оценкой  последствий вступления России в  ВТО для белорусской экономики и экспорта в Россию.

Таким образом, участие в Таможенном союзе может также укрепить позицию Беларуси как транзитной страны. Однако вряд ли стоит ожидать, что участие в Таможенном союзе существенно повлияет на приток прямых иностранных инвестиций в Беларусь. Во-первых, поскольку эмпирически доказано, что макроэкономическая стабильность и либерализация экономики (например, проведение приватизации, открывающей доступ иностранным инвесторам в ряд секторов), защита прав собственности и благоприятная регуляторная среда являются более важными факторами, определяющими поступление ПИИ в страну. Во-вторых, в случае РТС, созданных по типу Юг-Юг (Таможенный союз ЕврАзЭС относится именно к такому типу), прямые иностранные инвестиции, как правило, приходят в большую страну, т.е. больший рынок. Поэтому можно предположить, что в данном РТС основным получателем ПИИ будет Россия.

Участие в Таможенном союзе, скорее всего, не позволит ускорить процесс  вступления Беларуси в ВТО, поскольку  правила и процедуры данной организации  не предполагают такого варианта присоединения.

В конечном счете, экономические  последствия вступления Беларуси во вновь созданный Таможенный союз ЕврАзЭС будут во многом зависеть от того, какую торговую политику будет  проводить данное региональное объединение. Участие Беларуси в этом торговом соглашении можно будет считать  положительным элементом национальной торговой политики, в том случае если страны-члены будут последовательно  сокращать уровень протекционизма, посредством снижения Единого тарифа Таможенного союза, устранять нетарифные барьеры как во взаимной торговле, так и с государствами остального мира, гармонизировать санитарные и  фитосанитарные нормы и технические  стандарты, поскольку все это  приведет не только к увеличению торговых потоков, но и будет способствовать повышению благосостояния населения  и конкурентоспособности национальных производителей.

Проведенный анализ показал, что вступление России в ВТО окажет влияние на белорусскую внешнюю  торговля через два канала. Во-первых, Беларусь будет вынуждена принять  на себя обязательства России по доступу  на рынок товаров и провести своего рода «принудительную» торговую либерализацию, которая приведет к изменению объемов импорта и скажется на внутреннем рынке. Во-вторых, членство России в ВТО приведет к росту конкуренции на российском рынке, вследствие сокращения тарифов на целый ряд товаров.

Вступление России в ВТО  и последующая за этим своего рода «обязательная торговая либерализация» в Беларуси положительно повлияет как на потребителей, так и на производителей в Беларуси, например, вследствие расширения возможности использования более дешевых и качественных товаров. Однако анализ показывает, что ряд отраслей в долгосрочном периоде могут столкнуться с проблемами в связи с ростом конкуренции. Вследствие этого Беларусь необходимо разработать стратегии поддержки отраслей, которые вероятнее всего могут ощутить на себе негативное влияние в результате вступления России в ВТО. Ответные меры в области политики, направленные на преодоление возможных проблем, должны, прежде всего, быть ориентированы на проведение структурных реформ с целью повышения конкурентоспособности предприятия и их приспособления к новому соотношению цен. В ряде случаев, когда такого рода помощь не будет эффективной, государство может помочь им в проведении социально приемлемого сокращения производства и переориентации его на выпуск других товаров. При этом принимая экономические решения по вопросу поддержки ряда предприятий и отраслей, следует учитывать, что предоставление финансовой помощи (субсидий) будет целесообразно, только в краткосрочном периоде, и если это будет способствовать росту реальной конкурентоспособности, иначе, скорее всего, это приведет к потере денег налогоплательщиков.

Одной из приоритетных целей  для правительства Беларуси, особенно в контексте вступления России в  ВТО, должно стать повышение эффективности  белорусского сельского хозяйства  и снижение его прямого государственного субсидирования.

И наконец, необходимо ускорить процесс переговоров по вступлению Беларуси в ВТО. Членство в данной организации позволит стране получить ряд выгод, которые связаны, например, с улучшением доступа на рынки  стран-партеров за счет снижения таких  торговых барьеров как квоты, чрезмерные регламенты и процедуры; предоставит  доступ к механизму разрешения споров; будет способствовать сокращению антидемпинговых  расследований и соответственно уменьшать количество случаев введения специальных, защитных, антидемпинговых  и компенсационных пошлин. Помимо этого, членство в ВТО может способствовать притоку прямых иностранных инвестиций в страну и включению ее в производственные цепочки ТНК.

 

ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЯ  РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ ЕЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ

 

В 2008 г. в Беларуси на высшем государственном уровне была поставлена задача в течение нескольких лет  войти в тридцатку мировых  лидеров по условиям ведения бизнеса  – рейтинга, который ежегодно составляется экспертами Всемирный банк, – «Doing Business». Несмотря на то, что позиция Беларуси в рейтингах за 2009, 2010 и 2011 гг. ощутимо улучшилась, а страна вошла в тройку лидеров по либерализации бизнес среды, поставленная в 2008 г. цель не была достигнута [44].

Информация о работе Стратегия развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ