Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа
Цель работы – исследовать экономические, социальные и территориальные конкурентные преимущества Республики Беларусь.
Задачи исследования состоят в рассмотрении сущности конкурентных преимуществ страны, методов оценки конкурентных преимуществ страны, экономических условий развития Беларуси, развития социальной сферы Беларуси, влияния региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси, стратегии развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ.
Объектом исследования являются конкурентные преимущества. Предметом исследования являются конкурентные преимущества Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ 6
1.1 Сущность конкурентных преимуществ страны 6
1.2 Методы оценки конкурентных преимуществ страны 14
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
2.1 Экономические условия развития Беларуси 21
2.2 Анализ развития социальной сферы Беларуси 40
2.3 Влияние региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси 49
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ ЕЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
Однако в стоимости
продуктов энергетического
Несмотря на предполагаемое
повышение тарифов для
Кроме того, в России (из которой сегодня Беларусь импортирует 100% природного газа и нефти) в ближайшие годы также предполагается постепенный переход к равнодоходности внутреннего и внешнего энергетических рынков. Для Республики Беларусь это означает дальнейшее повышение стоимости энергетического сырья, которое в первую очередь отразится на его стоимости для частного сектора экономики.
Другим важным преимуществом
вступления Беларуси в Таможенный союз
и Единое экономическое пространство
называется расширение рынка и создание
единых органов, регулирующих свободное
перемещение товаров и услуг.
Предполагается, что при отсутствии
административных ограничений со стороны
других участников ТС произведенная
в Беларуси продукция будет пользоваться
стабильно высоким спросом. Здесь
руководство страны видит двойную
выгоду для национальной экономики:
беспрепятственный доступ для белорусских
товаров на единый рынок трех стран
и значительно расширяющиеся
возможности привлечения
Для иностранного капитала в предыдущие годы присутствие на белорусском рынке не являлось приоритетной задачей. Белорусский потребительский рынок был слишком мал для создания новых предприятий, ориентированных на внутренний рынок Беларуси, а договоренности с Россией о беспрепятственном доступе отечественных товаров на российский рынок находились в постоянной зависимости от политического диалога между руководствами двух стран, который в последние годы отличался относительно высокой нестабильностью. Что касается приватизации уже существующих предприятий, то условия осуществления подобных сделок во многом не устраивают потенциальных зарубежных покупателей.
В новых условиях функционирования
белорусской экономики
Получают определенные преимущества
и многие государственные предприятия,
традиционно ориентированные на
экспорт продукции в Россию. Экспортная
продукция государственных
Позиции малого и среднего бизнеса на едином рынке Беларуси, Казахстана и России видятся не столь однозначными. В условиях, когда экономики стран – партнеров Беларуси функционируют на более рыночных принципах, российский и казахстанский малый и средний бизнес по своим возможностям значительно опережает белорусских конкурентов. Это касается, в частности, возможности инвестирования в собственное развитие или экспансию на внешние рынки или привлечение кредитных ресурсов на более выгодных по сравнению с предлагаемыми белорусскими банками условиях. Кроме того, на конкурентоспособность малого и среднего бизнеса в Беларуси влияют и более высокие налоговые ставки (таблица 2.1).
Таблица 2.1 – Ставки основных налогов в государствах-членах Таможенного союза
Вид налога |
Беларусь |
Казахстан |
Россия |
Налог на добавленную стоимость (%) |
20 (10; 0) |
12 (0) |
18 (10; 0) |
Налог на прибыль (%) |
24 |
20 (15; 10) |
20 |
Налог на доходы физических лиц (%) |
12 |
Диффер. ставка 5; 10 |
13 |
Социальный налог (%) |
34 |
Диффер. ставка 11 (4.5–20) |
34 |
Налог на имущество |
Диффер. ставка 0.1–2 |
Диффер. ставка 0.05–1.5 |
Диффер. ставка ≤ 2.2 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Таким образом, позиции Беларуси
в Таможенном союзе и Едином экономическом
пространстве уже сегодня можно
назвать весьма уязвимыми по ряду
направлений. Полученные преференции
в энергетической сфере имеют
краткосрочный эффект, который с
течением времени будет нивелирован
вследствие выхода российских энергетических
компаний на равнодоходные цены реализации
сырья на внутреннем и внешнем
рынках. Негативным моментом является
и невысокая
Восьмая министерская конференция одобрила 16 декабря 2011 г. сроки и условия вступления России в ВТО, а Паскаль Лами, Генеральный директор Всемирной торговой организации, и Эльвира Набиулина, тогдашний министр экономического развития Российской Федерации, подписали протокол о вступлении, завершив 18-летний процесс переговоров о присоединении. Теперь от вступления в ВТО Россию отделяет только необходимость ратификации документов Государственной Думой, которая должна быть проведена в течение 220 дней, и через 30 дней после того, как ВТО получит об этом сообщение, Россия станет полноправным членом данной организации.
Вступление России в ВТО
будет в силу целого ряда причин
иметь экономические
В связи с этим большой
интерес как для органов
Таким образом, участие в Таможенном союзе может также укрепить позицию Беларуси как транзитной страны. Однако вряд ли стоит ожидать, что участие в Таможенном союзе существенно повлияет на приток прямых иностранных инвестиций в Беларусь. Во-первых, поскольку эмпирически доказано, что макроэкономическая стабильность и либерализация экономики (например, проведение приватизации, открывающей доступ иностранным инвесторам в ряд секторов), защита прав собственности и благоприятная регуляторная среда являются более важными факторами, определяющими поступление ПИИ в страну. Во-вторых, в случае РТС, созданных по типу Юг-Юг (Таможенный союз ЕврАзЭС относится именно к такому типу), прямые иностранные инвестиции, как правило, приходят в большую страну, т.е. больший рынок. Поэтому можно предположить, что в данном РТС основным получателем ПИИ будет Россия.
Участие в Таможенном союзе, скорее всего, не позволит ускорить процесс вступления Беларуси в ВТО, поскольку правила и процедуры данной организации не предполагают такого варианта присоединения.
В конечном счете, экономические
последствия вступления Беларуси во
вновь созданный Таможенный союз
ЕврАзЭС будут во многом зависеть
от того, какую торговую политику будет
проводить данное региональное объединение.
Участие Беларуси в этом торговом
соглашении можно будет считать
положительным элементом
Проведенный анализ показал, что вступление России в ВТО окажет влияние на белорусскую внешнюю торговля через два канала. Во-первых, Беларусь будет вынуждена принять на себя обязательства России по доступу на рынок товаров и провести своего рода «принудительную» торговую либерализацию, которая приведет к изменению объемов импорта и скажется на внутреннем рынке. Во-вторых, членство России в ВТО приведет к росту конкуренции на российском рынке, вследствие сокращения тарифов на целый ряд товаров.
Вступление России в ВТО и последующая за этим своего рода «обязательная торговая либерализация» в Беларуси положительно повлияет как на потребителей, так и на производителей в Беларуси, например, вследствие расширения возможности использования более дешевых и качественных товаров. Однако анализ показывает, что ряд отраслей в долгосрочном периоде могут столкнуться с проблемами в связи с ростом конкуренции. Вследствие этого Беларусь необходимо разработать стратегии поддержки отраслей, которые вероятнее всего могут ощутить на себе негативное влияние в результате вступления России в ВТО. Ответные меры в области политики, направленные на преодоление возможных проблем, должны, прежде всего, быть ориентированы на проведение структурных реформ с целью повышения конкурентоспособности предприятия и их приспособления к новому соотношению цен. В ряде случаев, когда такого рода помощь не будет эффективной, государство может помочь им в проведении социально приемлемого сокращения производства и переориентации его на выпуск других товаров. При этом принимая экономические решения по вопросу поддержки ряда предприятий и отраслей, следует учитывать, что предоставление финансовой помощи (субсидий) будет целесообразно, только в краткосрочном периоде, и если это будет способствовать росту реальной конкурентоспособности, иначе, скорее всего, это приведет к потере денег налогоплательщиков.
Одной из приоритетных целей для правительства Беларуси, особенно в контексте вступления России в ВТО, должно стать повышение эффективности белорусского сельского хозяйства и снижение его прямого государственного субсидирования.
И наконец, необходимо ускорить процесс переговоров по вступлению Беларуси в ВТО. Членство в данной организации позволит стране получить ряд выгод, которые связаны, например, с улучшением доступа на рынки стран-партеров за счет снижения таких торговых барьеров как квоты, чрезмерные регламенты и процедуры; предоставит доступ к механизму разрешения споров; будет способствовать сокращению антидемпинговых расследований и соответственно уменьшать количество случаев введения специальных, защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин. Помимо этого, членство в ВТО может способствовать притоку прямых иностранных инвестиций в страну и включению ее в производственные цепочки ТНК.
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ ЕЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ
В 2008 г. в Беларуси на высшем государственном уровне была поставлена задача в течение нескольких лет войти в тридцатку мировых лидеров по условиям ведения бизнеса – рейтинга, который ежегодно составляется экспертами Всемирный банк, – «Doing Business». Несмотря на то, что позиция Беларуси в рейтингах за 2009, 2010 и 2011 гг. ощутимо улучшилась, а страна вошла в тройку лидеров по либерализации бизнес среды, поставленная в 2008 г. цель не была достигнута [44].
Информация о работе Стратегия развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ