Стратегия развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать экономические, социальные и территориальные конкурентные преимущества Республики Беларусь.
Задачи исследования состоят в рассмотрении сущности конкурентных преимуществ страны, методов оценки конкурентных преимуществ страны, экономических условий развития Беларуси, развития социальной сферы Беларуси, влияния региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси, стратегии развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ.
Объектом исследования являются конкурентные преимущества. Предметом исследования являются конкурентные преимущества Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ 6
1.1 Сущность конкурентных преимуществ страны 6
1.2 Методы оценки конкурентных преимуществ страны 14
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
2.1 Экономические условия развития Беларуси 21
2.2 Анализ развития социальной сферы Беларуси 40
2.3 Влияние региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси 49
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ ЕЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

Файлы: 1 файл

11221_м_работа 1_конкурентоспособность_бгу_84_29.03.docx

— 345.98 Кб (Скачать файл)

Снижение дефицита внешней  торговли энергоносителями вызвано  сокращением импорта природного газа на 1,9 млрд. долларов США вследствие снижения цены, а также улучшением сальдо внешней торговли нефтью и  нефтепродуктами на 1,1 млрд. долларов США.

Ценовые условия внешней  торговли оставались благоприятными. Экспортные цены выросли на 0,4 процента при падении цен импорта на 7,3 процента. Без учета энергоносителей  снижение цен экспорта было на 2,7 процента меньшим, чем импортных цен.

Положительное сальдо по услугам  составило 2,8 млрд. долларов США, увеличившись относительно 2011 года на 14,5 процента в результате, прежде всего, роста положительного сальдо поездок в 8,1 раза (на 0,3 млрд. долларов США).

Отрицательное сальдо первичных  доходов сложилось на уровне минус 1,4 млрд. долларов США, ухудшившись на 8,7 процента. Дефицит баланса инвестиционных доходов возрос на 12,5 процента и  достиг 2,1 млрд. долларов США. Положительное сальдо оплаты труда выросло на 21,1 процента до 0,7 млрд. долларов США.

Баланс вторичных доходов  сложился отрицательным в размере 3,4 млрд. долларов США против отрицательного сальдо в сумме 2,6 млрд. долларов США в 2011 году. Формирование дефицита связано с перечислением в Российскую Федерацию таможенных пошлин за экспорт нефтепродуктов в сумме 3,8 млрд. долларов США. Кроме того, вторичные доходы в 2012 году включают в себя сальдо распределения ввозных таможенных пошлин между государствами-участниками Таможенного союза в сумме 0,3 млрд. долларов США.

По финансовому счету  платежного баланса в 2012 году наблюдалось  снижение чистого притока иностранного капитала с 6,8 до 1,5 млрд. долларов США.

Операции частного сектора  экономики обеспечили приток 1,3 млрд. долларов США. Привлечение капитала секторами государственного управления и денежно-кредитного регулирования составило 0,2 млрд. долларов США. Незначительные объемы привлечения иностранного капитала связаны с существенным улучшением текущего счета платежного баланса.

Чистый приток прямых иностранных  инвестиции в экономику страны составили 1,3 млн. долларов США, снизившись в 2,8 раза по сравнению с 2011 годом (в 2011 году была совершена продажа акций Открытого  акционерного общества ”Белтрансгаз“  на сумму 2,5 млрд. долларов США).

Чистые выплаты по портфельным  инвестициям в 2012 году составили 0,2 млрд. долларов США против привлечения  в размере 0,9 млрд. долларов США в 2011 году, что было связано со значительным сокращением размещения долговых ценных бумаг Министерством финансов на зарубежных рынках и выплатами по ранее размещенным.

Сальдо коммерческих (торговых) кредитов в 2012 году ухудшилось до минус 1,3 млрд. долларов США. При этом дебиторская задолженность возросла на 1,4 млрд. долларов США, в то время как кредиторская – менее чем на 0,1 млрд. долларов США.

По итогам 2012 года сформировался  чистый приток иностранного капитала банков в объеме 1,2 млрд. долларов США  против чистого притока в размере 0,1 млрд. долларов США в 2011 году. Чистое погашение кредитов и займов банками  сложилось на уровне 0,1 млрд. долларов США, в то время как значительный приток был обусловлен сокращением  активов за рубежом в объеме 0,8 млрд. долларов США.

Чистое привлечение иностранного капитала нефинансовым сектором экономики (без учета торговых кредитов и  прямых инвестиций) в 2012 году составило 0,5 млрд. долларов США против 0,4 млрд. долларов США в 2011 году и было обеспечено, прежде всего, чистым привлечением кредитов и займов в объеме 0,5 млрд. долларов США.

Итоговое сальдо платежного баланса в 2012 году сложилось положительным  на уровне 0,1 млрд. долларов США, что обусловило рост валового объема резервных активов относительно начала 2012 года.

На 1 октября 2012 г. объем долговых обязательств экономики по сравнению с началом 2012 года снизился на 3,1 процента и составил 33 млрд. долларов США. По отношению к ВВП уровень внешнего долга сократился с 62,3 процента до 58,6 процента.

Наибольшее влияние на снижение уровня валового внешнего долга  оказало сокращение внешних обязательств органов денежно-кредитного регулирования  на 1,1 млрд. долларов США (возврат средств  в китайских юанях по сделке СВОП с Народным банком Китая) и банков на 0,8 млрд. долларов США.

Внешний долг органов государственного управления, также как и внешний  долг других секторов, выросли на 0,4 млрд. долларов США.

Доля долгосрочных обязательств в структуре валового внешнего долга  несколько возросла, составив 60,5 процента против 57,6 процента на 1 января 2012 г. Данная динамика была обусловлена значительным сокращением краткосрочной задолженности органов денежно-кредитного регулирования в размере 1 млрд. долларов США.

В Беларуси на протяжении последнего десятилетия до развития глобального  экономического кризиса наблюдался быстрый экономический рост, сопровождавшийся увеличением доходов населения, снижением уровня бедности и поддержанием социального равенства. Однако динамика факторов, традиционно определяющих производительность труда, не объясняла  этот рост. В экспорте Беларуси происходило  усиление сырьевых позиций и потеря конкурентных преимуществ в машиностроении, в импорте не наблюдалось роста  высокотехнологичной продукции, не было притока прямых иностранных  инвестиций, а значит, и сопутствующих  технологий. Уровень инноваций, оцениваемый  в количестве патентов, зарегистрированных в США, оставался на низком уровне. Единственным параметром, позитивно  влияющим на производительность, можно  было считать рост внутренних инвестиций, но и его потенциал уменьшается. К тому же у этого роста была и обратная сторона: вместе с ускоренным ростом заработных плат он привел к  наращиванию внешнеторгового дефицита, который в итоге стал структурной  проблемой экономики Беларуси. Следовательно, было необходимо определить, какие  факторы предопределили такое противоречивое развитие экономики Беларуси, что  рост основного показателя конкурентоспособности  страны – производительности труда  – сопровождался ухудшением других.

Основным таким фактором, позволившим достигнуть высоких  темпов роста, стало географическое положение Беларуси. Соседство с  Россией обеспечило Беларусь дешевыми сырьевыми ресурсами и обширным рынком для сбыта своей продукции. Другим важным фактором стала благоприятная внешняя конъюнктура в виде роста цен на сырьевые продукты на протяжении 1998–2008 гг. Эти благоприятные внешние условия позволили создать в Беларуси стабильную макроэкономическую среду. Главной ее проблемой являлось отрицательное сальдо торгового баланса, которое стало особенно тревожным в условиях глобального экономического кризиса. Необходимость его сбалансирования привела к девальвации, росту внешнего долга, сокращению государственных расходов, ухудшению состояния банковской системы.

Сдерживающими факторами  для роста конкурентоспособности  Беларуси являются особенности ее микроэкономической среды. Сохранившаяся высокая концентрация государственной собственности  в экономике обусловливает низкий уровень конкуренции в экономике  и протекционизм в пользу госпредприятий. Развитие частного сектора также  сдерживается общей сложностью ведения  бизнеса, включая сложную налоговую  систему и недостаточно защищенные права инвесторов. Среди положительных  моментов микросреды можно отметить доступность относительно дешевых  природных ресурсов и высококвалифицированной  рабочей силы.

Таким образом, формальный рост конкурентоспособности Беларуси в  виде увеличения производительности труда  и доходов населения сопровождался  ухудшением других показателей, в особенности  внешней торговли. Более глубокий анализ изменений в экспорте и  импорте Беларуси способен прояснить  природу этого противоречия, что  является целью дальнейших исследований. Основным источником роста конкурентоспособности  Беларуси можно считать ее доступ к российскому рынку, в особенности  энергоресурсов. Основные же вызовы заключаются  в ухудшении макроэкономической ситуации под воздействием глобального  экономического кризиса и слабая микроэкономическая среда. Более подробный  анализ данных факторов также будет  представлен в следующих главах.

 

2.2 Анализ развития социальной сферы Беларуси

 

В Беларуси экономическая  политика зачастую называется социально  ориентированной. В результате её проведения сохраняется высокая степень  равенства доходов населения, сопоставимая со странами ЕС. Однако сам уровень  доходов в Беларуси значительно  отстаёт от такового в странах  Центральной и Восточной Европы. На протяжении 1990-х и в начале 2000-х гг. в стране за официальной  чертой бедности проживало более  трети населения. Максимального значения бедность достигала в 1999 г., когда доходы 46.7% населения были ниже официальной черты бедности. За прошедшее с тех пор десятилетие уровень бедности существенно уменьшился – до 5.4%.

Традиционно расходы на социальную политику наряду с расходами на национальную экономику являются одними из самых  значимых статей консолидированного бюджета. Однако объёмы социальных расходов, измеренные в процентах от ВВП, в Беларуси в сравнении с другими странами региона не являются исключительно  высокими. Скорее, они соответствуют  средним показателям по региону. Более того, финансирование отдельных  статей социальных расходов, в особенности  это касается поддержки безработных, остаётся на минимальном уровне. В  последние годы снижаются государственные  расходы на образование и медицину и одновременно растёт объём платных  услуг в этих секторах. Уровень  заработной платы в Беларуси значительно  отстаёт от среднего уровня в странах  Центральной и Восточной Европы – при том, что темпы роста  производительности труда в Беларуси значительно выше. Термин же «социальная политика» в большей степени ассоциируется с государственной поддержкой реального сектора экономики в целом и сельского хозяйства в частности, что позволяет многим предприятиям и организациям функционировать, будучи убыточными.

Тем самым в стране поддерживается высокий уровень занятости населения, при этом заработная плата является основным источником дохода и своеобразным социальным трансфертом, предоставляемым  максимальному проценту населения. Очевидно, в таких условиях важными  факторами снижения бедности в стране должны быть экономический рост и  механизм его трансформации в  рост заработной платы посредством  политики перераспределения [37].

Определение уровня бедности в стране основывается на выборе черты  бедности. Лица с доходами ниже данной черты признаются бедными. Существует несколько подходов к её определению. Первый подход предполагает, что черта  бедности устанавливается (официально или неофициально) на определённом уровне доходов, выраженном в стоимостном  определении. В этом случае люди с  доходом ниже данного уровня считаются  «абсолютно бедными». Второй подход предполагает установление черты бедности не в абсолютном выражении, а относительно среднего дохода. Бедность в таком случае считается относительной. Особенностью является то, что равномерный рост доходов в стране никак не сказывается на уровне относительной бедности в связи с одновременным ростом черты бедности. Снижение или увеличение относительной бедности свидетельствует об изменении структуры распределения доходов в стране в пользу менее или наиболее обеспеченных слоёв населения.

В качестве черты абсолютной бедности принимается официально используемая в Беларуси черта бедности в форме прожиточного минимума – стоимость корзины товаров и услуг, в которую входят продовольственные товары (из расчёта 2700 ккал в день на взрослого человека, что составляет 54.0% корзины), непродовольственные товары (предметы гардероба – 17.4%, товары бытового и хозяйственного назначения – 3.3%, лекарства, предметы санитарии – 2.2%), услуги и обязательные платежи (ЖКХ – 16.0%, бытовые и транспортные услуги – 6.6%, взносы и платежи – 0.3%).

Альтернативой прожиточного минимума являются черты бедности, которые используются в международных  сравнениях, например, Всемирным банком. Эксперты этого банка выделяют три  черты бедности – 1, 2.15, 4.3 доллара  по паритету покупательной способности  в день. Однако в случае Беларуси эти показатели являются слишком  низкими и не отражают реальный уровень  бедности.

В 1990-е гг. в Беларуси установился  достаточно высокий уровень абсолютной бедности ввиду трансформационных  процессов, проходивших в экономике  и приведших к снижению доходов  населения, девальвации и высокой  инфляции. В 1999–2000 гг. важным фактором роста бедности явился экономический  кризис в России. Достигнув в этот период уровня в 46.7% от населения, в 2001 г. бедность резко опустилась до 28.9%, что явилось результатом макроэкономической стабилизации, произошедшей на внешних  рынках и в экономике Беларуси в результате политики Национального  банка по стабилизации обменного  курса и сдерживанию тем самым  инфляции. Следующее снижение бедности началось в 2004 г (с 27.1 до 17.8%) и, очевидно, связывалось с ускорением экономического роста в стране. В 2012 г. уровень абсолютной бедности составил всего 5.4%, снизившись по сравнению с 2011 г., несмотря на глобальный экономический кризис.

Значительные скачки в  уровне абсолютной бедности в конце 1990-х и начале 2000-х гг. объясняются  структурой распределения населения  по уровню дохода. В этот период более трети населения (34.1%) находилось в пределах 20%-го коридора от черты абсолютной бедности. Соответственно, минимальные изменения в экономической конъюнктуре передвигали этот пласт в ту или иную сторону относительно черты бедности. В последующем с ростом средних доходов населения вся эта группа передвинулась в более обеспеченные слои, если проводить измерения относительно бюджета прожиточного минимума – черты абсолютной бедности. В 2012 г. в непосредственной близости от черты бедности, незначительно её превышая, находилось всего 2.7% населения, представляя потенциальную группу риска. В пределах 20% от бюджета прожиточного минимума со стороны абсолютной бедности сконцентрировано 3.8% населения, или более двух третей от населения за чертой бедности. Это свидетельствует о достаточно низкой глубине абсолютной бедности и существенном потенциале её снижения.

Если рассматривать «портрет» абсолютной бедности, то он практически не изменился с 1995 г. В структуре по полу уровень бедности примерно одинаков с незначительным превышением бедности среди мужчин. По данным за 2012 г., за чертой бедности находилось 5.9% мужчин, в то время как абсолютная бедность среди женщин составила 5.1%. Самое маленькое расхождение наблюдалось в 2007 г.: 7.9 и 7.5% уровень бедности мужчин и женщин соответственно. Последовавшее незначительное увеличение расхождения может быть связано с экономическим кризисом, который, возможно, существенней сказался на доходах мужчин в связи с более высоким уровнем их экономической активности. Важным фактором разницы в уровнях бедности между мужчинами и женщинами является демографическая ситуация в Беларуси. Большая продолжительность жизни женщин ведёт к росту доли женщин пенсионного возраста, абсолютная бедность среди которых минимальна, поскольку уровень пенсии увязан с бюджетом прожиточного минимума.

Информация о работе Стратегия развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ