Стратегия развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать экономические, социальные и территориальные конкурентные преимущества Республики Беларусь.
Задачи исследования состоят в рассмотрении сущности конкурентных преимуществ страны, методов оценки конкурентных преимуществ страны, экономических условий развития Беларуси, развития социальной сферы Беларуси, влияния региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси, стратегии развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ.
Объектом исследования являются конкурентные преимущества. Предметом исследования являются конкурентные преимущества Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ 6
1.1 Сущность конкурентных преимуществ страны 6
1.2 Методы оценки конкурентных преимуществ страны 14
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
2.1 Экономические условия развития Беларуси 21
2.2 Анализ развития социальной сферы Беларуси 40
2.3 Влияние региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси 49
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ ЕЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

Файлы: 1 файл

11221_м_работа 1_конкурентоспособность_бгу_84_29.03.docx

— 345.98 Кб (Скачать файл)

Микроэкономическая конкурентоспособность  определяется такими факторами, как  качество микроэкономической бизнес-среды, уровень развития кластеров, степень  сложности и эффективности применяемых  в организациях стратегий и принципов  управления. Качество микроэкономической бизнес-среды характеризуется посредством  анализа слабых и сильных сторон страны в «алмазе конкурентоспособности». Этот анализ необходимо дополнять изучением кластеров и глубиной их интеграции. Кластеры являются прямым результатом развития согласно концепции «алмаза конкурентоспособности», так как они не могут возникнуть без наличия соответствующих знаний и ресурсов, инфраструктуры, сопутствующих отраслей и спроса в каком-то отдельно взятом регионе. Большое число кластеров, их взаимосвязь, высокая продуктивность и эффективность способствуют развитию всей страны в условиях глобализации. От того, насколько конкурентны отдельные компании, напрямую зависит конкурентоспособность всей страны.

 

ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Экономические условия развития Беларуси

 

Для Беларуси анализ конкурентоспособности  в рамках международных исследований IMD или Всемирного экономического форума проводился лишь однажды – в 1993 г. Это было исследование, посвященное странам с переходной экономикой (IMD, WEF (1993)). В дальнейшем Беларусь не включалась ни в один из международных обзоров, но сама проблема конкурентоспособности широко обсуждается в стране и упоминается в программах социально-экономического развития.

Опишем основные экономические  условия развития Республики Беларусь в контексте анализа конкурентоспособности.

Период между двумя  кризисами – российским кризисом 1998 г. и глобальным экономическим кризисом 2008-2010 гг. – для экономики Беларуси знаменуется быстрым экономическим ростом. При этом данное десятилетие можно разбить на два периода: до 2003 г. и после него. Для первого периода характерен более сдержанный экономический рост, обусловленный, в первую очередь, восстановлением спроса на российском рынке. Во втором периоде основными факторами роста стали низкие цены на энергоресурсы, импортируемые из России, а также рост цен на нефть на мировых рынках. Соответственно, главным вызовом для роста стало ухудшение условий в торговле газом и нефтью с Россией в начале 2007 г. Однако двукратное увеличение цен на газ и введение Россией экспортной пошлины на нефть при торговле с Беларусью не столь значительно сказалось на темпах экономического роста по причине стремительного увеличения цен на нефть. Они, с одной стороны, нивелировали рост цен на газ относительно европейских цен, а с другой – создали крайне благоприятные условия для нефтеперерабатывающего производства.

Согласно концепции Портера, именно производительность является переменной, оптимально описывающей конкурентоспособность  как предприятия, так и страны в целом. Производительность труда в Беларуси росла одним из самых быстрых темпов в постсоциалистических странах, уступая только Армении, Азербайджану, Грузии, т.е. странам с изначально намного более низкой производительностью труда. Тем не менее уровень производительности в Беларуси существенно ниже, чем в странах Центральной и Восточной Европы и даже России.

Среди факторов, определяющих общефакторную производительность, многие авторы выделяют отношение цены на газ для Беларуси и цены на газ для западно-европейских потребителей, приоритетные условия доступа на российский рынок, динамику реального обменного курса белорусского рубля к российскому, политико-деловой цикл.

Таким образом, исследования показывают, что на практике рост производительности в Беларуси зависит в первую очередь  от уровня инвестиций в экономику, условий  торговли энергоресурсами и доступа  на российский рынок. Соотношение валового накопления капитала и ВВП в Беларуси в 2008 г. являлось одним из самых высоких в странах ЦВЕ и СНГ, как и темпы его роста в среднем за 1998–2008 гг. Схожие показатели наблюдаются в Эстонии, Болгарии, Латвии. Следует учесть, что соотношение накопления капитала к ВВП для Беларуси может быть завышено относительно других стран по причине значительного отрицательного вклада в ВВП чистого экспорта. К тому же относительно низкий уровень накопления капитала в новых странах – членах ЕС объясняется тем, что они частично могли переключиться на инвестиции в инновации, маркетинг, бизнес-образование и другие нематериальные активы, не учитываемые в валовом накоплении капитала. Тем не менее статистические данные подчеркивают значимость инвестиций в экономическом росте Беларуси. Во многом она объясняется высокой степенью изношенности существующих основных фондов, и, таким образом, привлечение инвестиций в их обновление дает большой эффект в росте производительности. Однако данный эффект высокой отдачи от инвестиций исчерпывает себя, особенно в условиях глобального экономического кризиса [33, c. 21].

Основным источником роста  инвестиций в Беларуси являются собственные  средства предприятий, средства консолидированного бюджета и кредиты банков. При  этом роль последних постоянно увеличивается  ввиду того, что государство старается  переложить на банки нагрузку по поддержанию  реального сектора, что сказывается  на финансовом положении Беларусбанка и Агропромбанка и ведет к  необходимости их регулярного рефинансирования либо за счет бюджета, либо Национального  банка Беларуси. При этом доля иностранных  инвестиций является минимальной.

Прямые иностранные инвестиции являются одним из ключевых источников увеличения производительности в стране. Согласно теории, их приток не только повышает эффективность отдельного предприятия, но и способствует росту качества человеческого капитала в стране, ведет к передаче ноу-хау и  новых технологий, их переливу в  другие отрасли, создает новые рабочие  места. Однако подобные эффекты не наблюдаются в Беларуси, а производительность труда на предприятиях с ПИИ не отличается от других предприятий отрасли. Объяснить это можно тем, что большая часть их инвестиций приходит из России, где уровень менеджмента и качество технологий не очень отличается от белорусских, и в секторы с изначально высокой производительностью. Важным сдерживающим фактором является также то, что по причине небольшого числа предприятий с ПИИ между ними отсутствует конкуренция, что сдерживает возможности увеличения производительности.

В итоге политика по стимулированию роста за счет внутренних инвестиций и наращивание заработной платы  с темпами, превышающими рост производительности, привели к значительному увеличению дефицита внешней торговли и ухудшению  текущего счета платежного баланса, так как быстро растущий внутренний спрос не мог быть удовлетворен за счет внутреннего предложения. При  этом состояние внешней торговли и экспорта, в частности, является ключевым параметром конкурентоспособности  экономики.

Можно констатировать, что белорусский экспорт вне СНГ приобрел ярко выраженный сырьевой характер с высокой степенью его концентрации в трех секторах. Такая динамика свидетельствует об ослаблении экспортных позиций Беларуси и означает его высокую уязвимость из-за изменений, происходящих на мировых рынках нефтепродуктов, калийных удобрений и черных металлов. Негативные тенденции наблюдаются и на рынке России. В ней также наблюдается рост концентрации торговли, а также снижение доли продукции, произведенной с использованием высоквалифицированной рабочей силы (машины, оборудование и механизмы), при росте капиталоемких товаров (шин, тракторов, грузовых автомобилей).

Импорт также является важным фактором, формирующим конкурентоспособность  экономики, и индикатором будущих  изменений в структуре производства и позволяет оценить, происходит ли получение новых технологий посредством  торговли. Эмпирически доказано, что  импорт высокотехнологичного оборудования оказывает положительное влияние  на экономический рост, в том числе  за счет доступа к результатам  современных научных разработок. Однако для импорта Беларуси характерно преобладание промежуточного и сокращение доли инвестиционного импорта, что  является достаточно тревожным сигналом, говорящим о низких темпах обновления основных фондов [20, с. 214].

Анализ показывает, что  за десятилетие между двумя кризисами  экономика Беларуси значительно  выросла, что привело к улучшению  благосостояния населения и решению  проблемы бедности. При этом темпы  роста заработной платы постоянно  превышали темпы роста производительности труда. Такое стимулирование внутреннего  спроса наравне с наращиванием внутренних инвестиций привело к возникновению  макроэкономических диспропорций, выраженных в первую очередь в дефиците текущего счета. При этом в структуре экспорта произошел ряд негативных изменений: увеличение доли сырьевых товаров и снижение конкурентоспособности промышленных товаров. В импорте продолжали доминировать сырьевые товары при незначительном уровне высокотехнологичной продукции. Более того, Беларусь в полной мере не использует возможности увеличения конкурентоспособности за счет привлечения иностранных технологий. Свидетельство тому и незначительный уровень прямых иностранных инвестиций. Таким образом, ключевые показатели конкурентоспособности дают достаточно противоречивое представление о ее развитии. Причины данного расхождения можно определить посредством анализа факторов конкурентоспособности экономики Беларуси.

Восстановив свою независимость  в 1991 г., Беларусь одновременно стала  наследником части советского прошлого. Оно включало в себя искаженную структуру  цен, чрезмерную индустриализацию, неразвитость сферы услуг, обширный военно-промышленный комплекс, отсутствие частной собственности, особенно в сельском хозяйстве. Начало трансформации экономики неизбежно  привело к адаптационному спаду, который продлился до 1996 г. Однако в Беларуси советское наследие в  экономике было не столь однозначно. В рамках СССР Беларусь была своеобразным «сборочным цехом» с широкими производственными возможностями и постоянным доступом к инвестициям. При этом продукция, выпускавшаяся в Беларуси, экспортировалась не только в другие республики Советского Союза, но даже в страны вне социалистического блока. В 1990 г. 5,5% всего экспорта Беларуси ушло в страны вне СЭВ, что являлось вторым показателем после России, экспортирующей природные ресурсы [36].

Большая концентрация крупного промышленного производства, его  относительная конкурентоспособность  даже на мировых рынках позволили  Беларуси уменьшить глубину адаптационного спада по сравнению с другими  постсоветскими странами при сохранении государственного управления экономикой. Рыночные реформы, которые были начаты в 1992 г., к 1996 г. были свернуты. Между  тем этот процесс не нашел отражения  в снижении темпов экономического роста, что стало своеобразной загадкой роста в Беларуси. Оценку уровня реформ проводит ЕБРР и представляет их в ежегодных Отчетах о трансформации. Оценка проводится по девяти направлениям: приватизация крупных предприятий, малая приватизация, управление и  реструктуризация предприятий, либерализация  цен, внешняя торговля и валютная система, политика содействия конкуренции, банковская реформа и либерализация  процентных ставок, рынки ценных бумаг  и небанковские финансовые институты, реформа инфраструктуры. Реформы  оцениваются по шкале от «1» до «+4», где «1» - отсутствие каких-либо реформ, а «+4» соответствует стандартам развитых рыночных экономик. Согласно оценкам ЕБРР уровень рыночных реформ в Беларуси остается одним из самых низких среди стран с переходной экономикой, несмотря на то что в 2008-2011 гг. наблюдается прогресс в крупномасштабной приватизации, реструктуризации предприятий, либерализации цен, банковского сектора. По большинству направлений уровень реформ в Беларуси лишь незначительно превышает минимальные значения для всех стран региона [37].

Географическое расположение Беларуси также предоставляет широкие  возможности экономического развития за счет транзитного потенциала. По территории страны проходят нефте- и  газопроводы из России в страны ЕС, транспортные коридоры Варшава –  Москва, Санкт-Петербург – Киев. Этот ресурс используется Беларусью  в достаточной мере, особенно что  касается трубопроводного и железнодорожного транспорта. Развитие перевозок автомобильным  транспортом несколько сдерживается существующей законодательной базой. Главными факторами, сдерживающими  транзитные потоки через Беларусь, являются высокие сборы за проезд, регулярная практика обязательного  таможенного сопровождения груза, отсутствие придорожного сервиса. Однако ограниченность альтернативных возможностей транспортировки груза из стран  ЕС в Россию обеспечивает Беларуси стабильный доход от транзита и в  таких условиях. Более того, за последние  годы произошли ощутимые улучшения  в законодательстве, регулирующем перевозки, в том числе повышены страховые  гарантии по перевозимому грузу, что  резко уменьшило востребованность обязательного конвоя. Наблюдавшееся  при этом уменьшение объема грузоперевозок объясняется экономическим кризисом, приведшим к сокращению объемов  внешней мировой торговли. Несмотря на кризис, вклад транспортного сектора  в экономику Беларуси постепенно рос.

Природные ресурсы, которые  выделяются в качестве важного источника  конкурентных преимуществ, в Беларуси достаточно ограниченны. Единственным таким ресурсом является хлористый  калий, запасы которого в Беларуси позволяют  ей влиять на цены на мировых рынках.

Исходные условия функционирования экономики Беларуси предоставляют  ей достаточно широкие возможности  за счет географического положения. Гранича с Россией и странами ЕС, Беларусь имеет потенциальный  доступ к технологиям стран Европы и ресурсам России, а также гарантированный  доход за счет транзита товаров через  свою территорию. На данный момент Беларусь использует этот потенциал лишь частично, ограничивая сотрудничество с ЕС в пользу России. Это объясняется историческим наследием, включающим концентрацию контроля за экономикой в руках государства, и нежеланием проводить рыночные реформы. Такая ситуация позволяет говорить, что у Беларуси сохраняется значительный неиспользованный потенциал роста ее конкурентоспособности, но для его активизации необходима структурная реформа экономики, грозящая потерей ряда текущих преимуществ.

Стабильные макроэкономические условия являются обязательным условием экономического развития страны и увеличения ее конкурентоспособности. Основными  индикаторами качества макроэкономической политики выступают темпы инфляции, динамика обменного курса, уровень  госдолга и наличие дефицита консолидированного бюджета, состояние платежного баланса, уровень золотовалютных резервов и  совокупного внешнего долга. В ситуации глобального экономического кризиса  эти параметры приобретают особую значимость, так как позволяют  оценить, насколько успешно страна справляется с кризисом и насколько  глубокими могут быть его последствия.

Информация о работе Стратегия развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ