Стратегия развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать экономические, социальные и территориальные конкурентные преимущества Республики Беларусь.
Задачи исследования состоят в рассмотрении сущности конкурентных преимуществ страны, методов оценки конкурентных преимуществ страны, экономических условий развития Беларуси, развития социальной сферы Беларуси, влияния региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси, стратегии развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ.
Объектом исследования являются конкурентные преимущества. Предметом исследования являются конкурентные преимущества Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ 6
1.1 Сущность конкурентных преимуществ страны 6
1.2 Методы оценки конкурентных преимуществ страны 14
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
2.1 Экономические условия развития Беларуси 21
2.2 Анализ развития социальной сферы Беларуси 40
2.3 Влияние региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси 49
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ ЕЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

Файлы: 1 файл

11221_м_работа 1_конкурентоспособность_бгу_84_29.03.docx

— 345.98 Кб (Скачать файл)

Главным индикатором макроэкономической стабильности является отсутствие инфляции. Беларусь смогла достичь однозначной  инфляции только в 2006 г. Особенно остро  проблема инфляции стояла перед страной  в 1998– 1999 гг., когда она достигала  трехзначного уровня. С тех пор  Национальный банк Беларуси перешел  на политику макроэкономической стабилизации, нацеленной на снижение инфляции через  унификацию обменных курсов и постепенную  их фиксацию, повышения процентных ставок до положительных в реальном выражении. Со временем это принесло результат, и 7-процентная инфляция в 2006 г. стала рекордно низкой за историю  современной Беларуси. Последовавший  всплеск инфляции объясняется повышением цен на энергоресурсы, импортируемые  из России, а также общемировым  ростом цен на продукты питания, нефть, металлы и другие природные ресурсы. При этом ценообразование в Беларуси жестко регулируется государством, и  рост цен в 2007–2011 гг. во многом был результатом административных решений. Большая часть роста пришлась на продовольственные товары, ЖКХ для населения и энерготарифы для предприятий, которые напрямую устанавливаются государством. Данная политика частично объяснялась политико-деловым циклом и отдаленностью выборов, что позволяло снижать дисбалансы в реальном секторе за счет населения.

Стабильный номинальный  обменный курс является целевым показателем  монетарной политики Беларуси. Девальвация  национальной валюты, имевшая место  в 90-е годы, в 2001 г. была приостановлена, что позволило увеличить доверие  к ней населения и снизить  уровень долларизации до 35%. Однако и этот уровень является слишком  высоким и существенно ограничивает возможности монетарной политики.

В условиях глобального экономического кризиса валютный рынок стал основным каналом влияния на финансовый сектор Беларуси. Дефицит валюты на внутреннем рынке объяснялся выросшим чистым спросом  на валюту со стороны юридических  и физических лиц. Рост спроса со стороны  юридических лиц был связан с  политикой государства в реальном секторе по сохранению докризисных  объемов производства, что одновременно предполагало сохранение объемов импорта. Реализация же производимой продукции, в том числе на экспорт, значительно  снизилась, что повлекло за собой  снижение предложения валюты. Физические лица увеличили спрос на валюту ввиду  большой неопределенности, которую  несло начало кризиса, и неуверенности  в такой ситуации в национальной валюте. Экономический кризис также  лишил возможности компенсации  дефицита за счет внешних кредитов коммерческих банков, которые были основным источником чистого предложения  валюты [19, c. 114].

Следовательно, проблема дефицита текущего счета Беларуси может быть решена только с помощью структурных  реформ, которые должны изменить структуру  экономики, уменьшив ее зависимость  от импорта природных ресурсов и  диверсифицировав экспорт в сторону  более наукоемких товаров и услуг. Такие изменения возможны только в долгосрочном периоде, в кратко- и среднесрочной перспективе  основным вызовом останется привлечение  средств для финансирования дефицита текущего счета. Источниками данного  финансирования выступают прямые иностранные  инвестиции и внешние займы. Роль первых остается достаточно ограниченной, в то время как приоритет отдан  различным инструментам заимствования. Уровень внешней задолженности Беларуси остается значительно ниже других стран региона. Это сохраняет перед страной возможность дальнейшего привлечения кредитов, тем более что выплаты по долгу гарантируются большой долей государственной собственности в экономике, доходы от приватизации которой могут быть направлены на его погашение. Однако следует учесть, что с существующими темпами конкурентное преимущество Беларуси в виде относительно низкого уровня внешнего долга исчезнет в течение года-двух, оставив все те же проблемы с поиском источников финансирования дефицита текущего счета.

Последним важным критерием  устойчивости макроэкономической среды  является состояние государственных  финансов. Как было сказано выше, ухудшение взаимоотношений с  Россией в энергетической сфере  и глобальный экономический кризис привели к росту государственного внешнего долга, не превысив при этом критического уровня. Другим важным показателем  устойчивости системы государственных  финансов является сальдо консолидированного бюджета. Высокие поступления в  бюджет (на уровне 50% от ВВП) были обусловлены  сложной налоговой системой, при  том что ставки по центральным налогам не превышали среднемирового уровня. Такая большая степень перераспределения доходов позволяла избегать роста социального неравенства и обеспечивала снижение уровня бедности. Негативными последствиями были замедленное развитие частного сектора и заниженная активность иностранных инвесторов. Пик поступлений в бюджет пришелся на 2007–2008 гг. Это связано с изменением условий налогообложения нефтеперерабатывающей промышленности, а именно увеличением экспортных пошлин до уровня российских. Эти же изменения обусловили и рост расходов бюджета, так как часть доходов от пошлин возвращалась импортерам нефти для компенсации их потерь от двойного налогообложения экспортными пошлинами: при ввозе в Беларусь нефти и продаже нефтепродуктов за рубеж. Рост доходов бюджетов сопровождался некоторым упрощением налоговой системы, включавшим в себя отмену ряда сборов с фонда заработной платы (год) и постепенное сокращение оборотных налогов. Перелом в выполнении бюджета произошел в 2009 г. и был вызван глобальным экономическим кризисом. За год доходы бюджета снизились примерно на 6% от ВВП, что отразилось и на его расходах. Их снижение было не столь значительно и было осуществлено с учетом требования МВФ о без-дифицитном республиканском бюджете и предельном дефиците местных бюджетов в 1,5% от ВВП. Большая часть падения доходов бюджета объясняется снижением доходов от экспортных пошлин, НДС (по причине снижения импорта), налога на прибыль. Сокращение же расходов затронуло в первую очередь экономическую политику. Помимо снижения субсидий поставщикам нефти, правительство было вынуждено урезать часть государственных программ или переложить бремя их финансирования на банковский сектор. Более сдержанная, чем в предыдущие годы, экономическая политика государства позволила сохранить бюджет сбалансированным и не допустить чрезмерного стимулирования внутреннего спроса, который привел бы к разгону инфляции и еще большему отрицательному сальдо торгового баланса [26, c. 76].

Макроэкономическая ситуация в Беларуси, достигшая определенной стабилизации в середине десятилетия, значительно ухудшилась к его  концу. Основными причинами этого  являются структурный дефицит текущего счета и глобальный экономический  кризис, который обострил проблему платежного баланса. Кризис снизил спрос  на белорусские инвестиционные товары в России и обрушил цены на сырьевых рынках, что в итоге привело  к падению экспорта. При этом проблема структурного внешнеторгового дефицита остается нерешенной, что создает  значительную неопределенность относительно экономической стабильности в Беларуси.

Согласно «алмазу конкурентоспособности», описанному М. Портером, на качество микроэкономической среды влияют особенности производственных факторов, условия конкуренции фирм и видения стратегий, параметры внутреннего спроса, состояние родственных и поддерживающих отраслей.

Среди факторов производства, значимо повышающих конкурентоспособность  белорусских организаций, в первую очередь следует отметить дешевые  энергоресурсы и высокий уровень  человеческого капитала. Но эти относительные  преимущества постепенно нивелируются. В случае энергоресурсов это стало  последствием политики России по постепенному повышению цен на газ для Беларуси до мирового уровня по принципу равнодоходности  от продаж газа как в Беларуси, так  и в Западной Европе, а также  самой России. Однако неготовность правительства России пойти на повышение  внутренних цен на газ несколько  сдерживает темпы роста цен на него и для Беларуси. Еще одним  негативным событием стало взимание Россией пошлины на нефтепродукты, поставляемые в Беларусь. Тем не менее общий уровень цен на энергоресурсы в Беларуси остается значительно ниже, чем в соседних странах ЕС и Украине (что, однако, не отражается на уровне цен на электроэнергию, который сопоставим с европейским).

Еще одной особенностью бизнес-среды  в Беларуси является низкая степень конкуренции. С одной стороны, государство не поощряет развитие новых фирм в отраслях, в которых уже работают государственные предприятия. Так что предпринимателям приходится рассчитывать в основном на пустые ниши или ориентироваться на внешние рынки, что поощряется государством. С другой стороны, сами государственные предприятия не конкурируют друг с другом по причине жестких протекционистских мер на уровне отдельных районов Беларуси. Наличие жестких планов по росту продаж для администраций районов вынуждает их ограничивать доступ на свой рынок конкурентов с соседних областей или районов, что негативно сказывается на конкурентоспособности отрасли в целом.

Еще одним важным условием возможности эффективного ведения  бизнеса является отсутствие коррупции. В Беларуси уровень ее восприятия, оцениваемый Transparency International, за последние  годы значительно вырос, сравнявшись  с Россией, Украиной, Азербайджаном, т.е. странами с низкой эффективностью системы принятия решений в органах  управления. Следует отметить, что  этот индекс отражает только субъективное восприятие коррупции, а не реальное положение дел. Тем не менее он показывает, какое видение административной системы Беларуси складывается у  потенциальных инвесторов.

Особенности внутреннего  спроса в Беларуси определяются достаточно низким уровнем социального неравенства  в обществе. Большая часть населения  располагает доходами, превышающими черту бедности, но не достигающими мирового критерия для среднего класса. В структуре потребления населения  преобладают расходы на продукты питания (около 40% всех расходов). Доля непродовольственных товаров длительного пользования постепенно увеличивалась с ростом уровня благосостояния в обществе, но по-прежнему сохраняется на достаточно низком уровне.

Промышленные предприятия, основанные в советские времена, были завязаны на комплектующих, производимых в других республиках, и не требовали  тогда наличия сопутствующих  отраслей непосредственно в Беларуси. С восстановлением независимости  Беларуси местные предприятия стали  вынуждены импортировать комплектующие (в основном из России). Это до сих  пор предопределяет большой удельный вес импорта в производимой продукции  и невозможность решить проблему торгового сальдо без структурных  реформ.

Новые предприятия, создаваемые  в Беларуси и имеющие успех  на внутреннем и внешних рынках, во многом конкурентоспособны из-за наличия  сопутствующих отраслей. Например, производство упаковочных материалов эффективно благодаря доступу к  нефтехимической продукции, производимой из недорого сырья. То же относится  и к производству различных строительных материалов и комплектующих из пластика. Наличие в стране ряда успешных IT-компаний было бы невозможно без существования в Беларуси качественного математического образования и в сфере информационных технологий, которое изначально создавалось для обеспечения специалистами «Интеграла», «Горизонта» и других производителей радиоэлектронного оборудования, в том числе военного назначения.

Основной стратегией предприятий  в Беларуси, несмотря на экономический  рост и возможности проводить  инновации, остается конкуренция по издержкам. В ее основе лежат дешевые  энергоресурсы и эффект от масштаба при массовом производстве, который  находился в основе организации  производства в советское время. Такая стратегия обрекает белорусские  товары на неконкурентоспособность  на рынках западных стран, где востребованы высококачественные уникальные товары либо дешевая, но относительно качественная продукция из Китая и Юго-Восточной  Азии, с которой конкурировать  по ценам белорусская продукция  не способна. Единственным рынком при  такой стратегии остаются страны СНГ. До глобального экономического кризиса в этом не было ничего страшного, так как данного рынка вполне хватало, чтобы потребить белорусские  товары. Быстрый рост российского  рынка позволял наращивать экспорт  на него инвестиционных товаров в  абсолютном выражении. Единственным тревожным  моментом было то, что при этом наблюдалось  постепенное снижение доли белорусской  продукции: российские потребители  переключались на товары более высокого сегмента, что в долгосрочной перспективе  лишает белорусские товары значительной части спроса. Глобальный кризис откладывает, но лишь ненадолго и не по всем товарам, переход белорусского бизнеса на другие стратегии конкуренции [26, c. 81].

Кластеры имеют важное значение в структуре экономики  Беларуси. Их можно условно поделить на старые и новые. Первые представляет собой кластеры тяжелой промышленности, которые возникли благодаря политике концентрации схожих производств по географическому принципу. К данному  кластеру можно отнести заводы МАЗ, МТЗ, МЗКТ, ММЗ и др., расположенные  в Минске, БелАЗ, БАТЭ, располагающиеся  в близлежащих городах, а также  высшие и среднеспециальные учебные  заведения с техническим уклоном (БНТУ, Политехнический колледж и  др.). В качестве еще одного примера  можно выделить Новополоцк, где находятся  нефтеперерабатывающие и нефтехимические  производства. Новые кластеры не так  многочисленны и состоят из средних  предприятий, сконцентрировавшихся в  каком-то месте по причине благоприятных внешних условий (наличие ресурсов, специальные налоговые режимы). Одним из примеров нового кластера является Заславль, где размещен ряд предприятий по производству строительных материалов. Другими примерами могут служить зоны свободной торговли и парк высоких технологий. В экономических зонах в Бресте и Гродно выделяется большое число предприятий пищевой отрасли и деревообработки, в то время как в Могилеве и Витебске преобладают производства упаковок и изделий из пластмасс.

Таким образом, основное конкурентное преимущество Беларуси в области  микроэкономической среды заключается  в факторах производства, которые  включают дешевые природные и  качественные трудовые ресурсы, а также  в сохранении связей между предприятиями  и наличии ряда кластеров, возникших  как в советские времена, так  и после восстановления независимости  Беларуси. Среди негативных характеристик  микросреды следует отметить сложные  правовые условия ведения бизнеса. Несмотря на значительный прогресс в  упрощении законодательства, регулирующего  предпринимательскую деятельность, сохраняются такие проблемы, как  регулирование цен, заработных плат, высокий уровень налогообложения, что сдерживает развитие частного сектора. Также негативно на уровне конкурентоспособности  предприятий сказывается ограничение  конкуренции.

Рассмотрим основные экономические  условия, определяющие конкурентные преимущества Республики Беларусь в 2012 году.

Макроэкономическая ситуация в 2012 году характеризовалась замедлением  темпов экономического роста, объемов  продукции промышленного производства, а также снижением инвестиционной активности на фоне замедления инфляционных процессов и роста потребительских расходов.

В первой половине 2012 года экономический рост обеспечивался за счет улучшения внешней торговли при сжатии внутреннего спроса (в основном за счет снижения инвестиционной активности), во втором полугодии – в основном за счет роста потребительского спроса, обусловленного ростом реальной заработной платы.

Информация о работе Стратегия развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ