Стратегия развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать экономические, социальные и территориальные конкурентные преимущества Республики Беларусь.
Задачи исследования состоят в рассмотрении сущности конкурентных преимуществ страны, методов оценки конкурентных преимуществ страны, экономических условий развития Беларуси, развития социальной сферы Беларуси, влияния региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси, стратегии развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ.
Объектом исследования являются конкурентные преимущества. Предметом исследования являются конкурентные преимущества Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ 6
1.1 Сущность конкурентных преимуществ страны 6
1.2 Методы оценки конкурентных преимуществ страны 14
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
2.1 Экономические условия развития Беларуси 21
2.2 Анализ развития социальной сферы Беларуси 40
2.3 Влияние региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси 49
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ ЕЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

Файлы: 1 файл

11221_м_работа 1_конкурентоспособность_бгу_84_29.03.docx

— 345.98 Кб (Скачать файл)

По месту жительства наиболее подвержены риску бедности сельские жители. Среди них уровень бедности в 2000 г. даже превышал 50% – при том, что доля городского населения, проживавшего за чертой абсолютной бедности, в тот  период была значительно ниже и составляла 37.9%. Экономическая стабилизация и  рост в последующие годы положительно сказались на доходах данной группы населения, и к 2012 г. уровень бедности сельского населения составил 9.5%. Однако в последние годы темпы её сокращения замедлились, несмотря на активную политику государства по поддержке сельского хозяйства, особенно в условиях глобального экономического кризиса. Бедность же среди городского населения составила всего 4.0%.

В структуре по возрасту наиболее подвержены риску бедности дети. В 2000 г. абсолютная бедность среди  детей в возрасте до 17 лет достигала 53.2%. По данным за 2012 г., она до сих пор превышает 10%-й уровень. Две другие группы – молодёжь и люди трудоспособного возраста – характеризуются схожей динамикой и долей бедности. В 2012 г. за чертой бедности находилось 5.3% молодёжи и 5.1% населения в возрасте 25–54 года. Самая же низкая бедность наблюдается среди людей пенсионного возраста, что связано с проводимой в стране политикой социальной защиты населения, которая предполагает выравнивание уровня пенсий и минимальный размер в случае социальной пенсии, увязанный с бюджетом прожиточного минимума.

Отсутствие абсолютной бедности среди пенсионеров подтверждается данными по бедности среди домохозяйств. Так, в 2012 г. практически не зафиксировано домохозяйств, состоящих из одиноких пенсионеров и находящихся за чертой абсолютной бедности. Среди семей пенсионеров уровень бедности составил всего 0.4%.

Самыми чувствительными  к проблеме бедности являются семьи  с двумя и более детьми, особенно если их воспитывает одинокий родитель. Однако следует учесть, что представленные показатели бедности рассчитывались без  учёта эффекта от масштаба, а потребление  ребёнка рассматривалось формально  равным потребностям главы семьи. Это  несколько завышает уровень абсолютной бедности среди домохозяйств с детьми. Более достоверные данные могут  быть получены из относительных показателей  бедности.

Что касается наиболее чувствительных к риску бедности групп населения, то показатели относительной бедности подтверждают не все выводы, сделанные  при анализе абсолютной бедности. В первую очередь, следует отметить резкое изменение положения людей  пенсионного возраста. Согласно относительным  шкалам бедности, доля людей старше 65, проживающих с доходами ниже черты  бедности, сопоставима с уровнем  детской бедности согласно национальной шкале и превышает его согласно модифицированной шкале ОЭСР. Такая  же разница характерна для уровня благосостояния одиноких пенсионеров (старше 65-ти лет). Согласно абсолютной шкале, бедных среди них насчитывается  всего 0.5%, а по модифицированной шкале  ОЭСР уровень относительной бедности равен 36.6%. Это означает, что доходы большинства пенсионеров находятся  лишь незначительно выше черты абсолютной бедности, а динамика бедности в  стране сильно зависит от устойчивости пенсионной системы.

Второе отличие – отсутствие значимого превышения уровня бедности среди детей над средним уровнем  бедности по стране. Это связано  с использованием заниженных весов  для детей при расчёте среднего дохода на члена семьи. Сыграло также  роль и снижение самого показателя относительной бедности среди детей. Так, в 2008 г., согласно национальной шкале  эквивалентности, детская бедность составляла 15.2, а в 2009 г. – 11.8%. В случае модифицированной шкалы ОЭСР отмечается снижение соответственно с 14.4 до 12.6%.

В-третьих, относительная  бедность среди женщин выше, чем  среди мужчин, в отличие от абсолютной бедности. С одной стороны, можно  говорить о различии в структуре  распределения мужчин и женщин по доходам. Доходы женщин распределены более  компактно, но их среднее значение превышает  порог бедности на меньшую величину в сравнении с мужчинами. С  другой стороны, демографический фактор более высокой продолжительности  жизни в случае относительной  бедности играет противоположную роль в сравнении со случаем абсолютной бедности ввиду высокого риска относительной  бедности на пенсии.

В-четвёртых, показатель относительной  бедности, согласно модифицированной шкале ОЭСР, выделяет проблему бедности среди семей, в которых детей  воспитывает один родитель. Ни показатель абсолютной бедности, ни показатель относительной  бедности по национальной шкале не свидетельствуют о наличии особого  риска для данной группы домохозяйств. Очевидно, модифицированная шкала ОЭСР смогла выделить эту группу за счёт более низкого удельного веса при оценке потребностей второго  взрослого в семье (вес 0.5). Соответственно, доход от второго взрослого, наоборот, засчитывается с повышенным весом, и его отсутствие в случае семьи  с одним родителем значительно  подрывает благосостояние относительно среднего уровня.

Интересные результаты также  получены для оценки бедности в соответствии с трудовым статусом. В Беларуси высок уровень как абсолютной, так и относительной бедности среди безработных. Более того, он даже вырос по сравнению с 2008 г. Это  объясняется фактическим отсутствием  системы социальной защиты безработных, которая заменяется экономической  политикой сохранения максимальной занятости на предприятиях и сокращением  альтернативных источников дохода в  условиях кризиса. Бедность среди экономически неактивных также выше средней по стране, но существенно ниже, чем  среди безработных.

Важным фактором снижения бедности должна выступать социальная политика государства. В случае если она направлена на выравнивание доходов  населения и поддержание равенства, относительная и абсолютная бедность в стране должна снижаться. Наличие  такой экономической политики можно  оценить с помощью показателей, характеризующих степень экономического равенства в обществе, – индекса  Джини и индекса фондов.

Сопоставление динамики индекса  фондов и индекса Джини с динамикой  уровня бедности свидетельствует о  том, что активное сокращение бедности в 2003–2012 гг. проходило на фоне увеличения разрыва между богатыми и бедными. Это означает, что в эти годы в Беларуси политика по перераспределению доходов не имела своей целью сокращение бедности (относительной.

Более значимой в снижении бедности в стране является государственная  политика на рынке труда. Жёсткое  регулирование уровня занятости  и темпов роста заработной платы  оказало существенное влияние на динамику бедности в Беларуси. Сокращение доли населения, живущего за чертой абсолютной бедности, происходило синхронно со снижением уровня безработицы, за исключением 1999–2000 гг. В Беларуси во многом сохранилась советская система социальной защиты, предусматривающая предоставление социальных гарантий по месту работы. Таким образом, снижение уровня безработицы означает увеличение доходов вновь нанятого населения не только за счёт заработной платы (минимальный размер которой на конец 2012 г. составлял 90% от бюджета прожиточного минимума), но и за счёт открытия доступа к дополнительным социальным гарантиям, что автоматически выводит из-за черты абсолютной бедности.

Помимо экономической  политики по сохранению максимальной занятости важную роль в снижении уровня бедности сыграла государственная  политика по увеличению заработной платы  и пенсий. В структуре доходов  наименее обеспеченных слоёв населения  данные поступления составляют 69.7% от всех доходов, и их доля растёт. В  период с 2003 по 2012 гг., когда произошло основное снижение бедности, заработная плата и пенсии представителей наименее обеспеченных домохозяйств росли со средним темпом примерно 13% г/г. Более высокими темпами росли лишь государственные пособия, другие денежные доходы. Однако незначительные объёмы данных выплат не привели к значимому росту общего уровня доходов наименее обеспеченных слоёв. Большая его часть пришлась на заработную плату и пенсии – они обеспечили суммарный прирост в 78.2% за 6 лет относительно 2005 г., при общем уровне прироста в 92.7%.

Ещё одним аспектом политики на рынке труда, в частности при  регулировании динамики заработной платы и пенсии, является политико-деловой  цикл. Административное увеличение темпов роста заработных плат перед важными  электоральными событиями существенно  влияло на темпы снижения бедности в годы этих событий, в особенности  в 2001 и 2004 гг.. Следовавшее затем снижение административного регулирования  рынка труда сопровождалось замедлением  сокращения бедности.

Таким образом, основными  факторами снижения бедности в Беларуси являются экономический рост, макроэкономическая стабилизация и динамика на рынке  труда. Прямые меры социальной политики оказались не столь эффективными, что связано с особенностями  функционирования системы социальной защиты в Беларуси, функции которой  частично переложены на рынок труда. Более подробно данная проблема рассматривается  в следующем разделе.

Во главе системы социальной защиты населения в Беларуси находится  Министерство труда и социальной защиты. Оно же управляет Фондом социальной защиты населения (ФСЗН), с  помощью которого осуществляется финансирование большинства социальных расходов. Сама система социальной защиты в Беларуси развивалась в несколько этапов. До начала 2000-х гг. она сохраняла  многие черты, унаследованные от советской  системы социальной защиты. Это значит, что средние и крупные предприятия  содержали на своих балансах социальные объекты – детские сады, спортивные объекты, учебные заведения, клубы, поликлиники, санатории и др. – в которых предоставляли услуги своим сотрудникам по льготным ценам. Однако с начала 2000-х гг. начался процесс снижения социальной нагрузки на предприятия и увеличения коммерциализации предоставляемых услуг, в особенности медицинских и образовательных.

Одновременно с этим население  имело возможность пользоваться огромным количеством различных  льгот. Всего около 65% населения имело  права на льготы, включая льготы на проезд, приобретение лекарств, оплату услуг ЖКХ, стоматологию. Более 50 категорий  населения могли воспользоваться  льготами числом более ста. В 2007 г. произошло  реформирование системы льгот в  сторону резкого сокращения с  одновременным увеличением масштаба адресной социальной поддержки.

В Беларуси система социальной защиты в основном охватывает официально утвержденные уязвимые группы, к которым  относятся одинокие пенсионеры, люди с ограниченными возможностями, многодетные семьи, ветераны войны. Лица с ограниченными возможностями  получают пенсии по инвалидности, увязанные  со средней заработной платой по стране и зависящие от группы инвалидности. Так, первая группа инвалидности предполагает возможность получать пенсию в размере 75% от средней заработной платы, вторая – 65%, а третья – 40% от средней заработной платы. Первые две группы также имеют  право приобретать лекарства  со скидкой в 90% и бесплатно посещать стоматолога, им полагаются бесплатные трости для ходьбы, кресла-каталки  и др.

Люди с ограниченными  возможностями, как и одинокие пенсионеры, неполные семьи и многодетные  семьи, имеют право на услуги социальной помощи. Соответствующие центры социальной поддержки функционируют во всех районных центрах Беларуси. Они предоставляют  услуги сиделок, по ведению хозяйства, транспорт, дают правовые консультации, организовывают курсы повышения  квалификации, оказывают психологическую  поддержку и ведут работу по социальной вовлечённости пенсионеров и  людей с ограниченными способностями. До 2002 г. данные центры оказывали бесплатные услуги. В настоящее время за оказание услуг взимается небольшая плата, за исключением одиноких бедных людей  с ограниченными возможностями  и многодетных семей с детьми до двух лет.

В случае рождения ребёнка  семья может рассчитывать на одноразовое  пособие в размере 200% от прожиточного минимума. В дальнейшем на каждого  ребёнка в возрасте до трёх лет  предоставляется пособие в размере 100% от прожиточного минимума. Если располагаемый  доход на члена семьи не превышает 60% от данного минимума, то пособие  продлевается до достижения ребёнком 16-ти лет. Дополнительные выплаты определяются исходя из критериев нуждаемости и выплачиваются на детей, рождённых вне брака, до достижения ими 18-ти лет.

В Беларуси значительно сократился уровень бедности по сравнению с  концом 1990-х гг., когда он достигал 46.7%, согласно официальной черте  бедности. По данным за 2012 г, за чертой абсолютной бедности проживало всего 5.4% населения. Однако расчёт показателей относительной бедности, которые значительно превысили абсолютную, свидетельствует о существовании официально заниженной планки бедности. Так, относительная бедность, рассчитанная в соответствии с национальной шкалой эквивалентности, составила 11.8% населения, а с модифицированной шкалой ОЭСР – 12.4%. При этом данные показатели несколько снизились относительно предыдущих лет, что сопровождалось выравниванием доходов населения.

Анализ глубины бедности показал, что доходы большинства  людей, проживающих за чертой бедности, не намного отстают от данной черты. Для того чтобы сократить абсолютную бедность в два раза, достаточно увеличить доходы бедных на 15%. Количество людей, чей доход незначительно  превышает официальный бюджет прожиточного минимума, постоянно снижается. К  группе риска при этом отнесены дети, пенсионеры, домохозяйки, безработные, одинокие родители, люди, проживающие  в сельской местности и малых  городах. Степень риска для данных групп существенно зависит от типа рассматриваемой бедности. В  случае детей существует значительная вероятность того, что они окажутся за чертой абсолютной бедности, в то время как относительная бедность среди них не отличается от средней  в стране (вследствие применения соответствующих  весовых коэффициентов). Наоборот, пенсионеры являются основной группой риска  при относительной бедности, в  то время как абсолютная бедность среди них практически не встречается. Домохозяйкам и безработным грозит как абсолютная, так и относительная  бедность, что связано с отсутствием  мер по их социальной защите. Одинокие родители попадают в группу риска  только при использовании модифицированной шкалы эквивалентности ОЭСР, которая  предполагает повышенную роль доходов  второго и последующего взрослого  в семье.

Основным каналом снижения бедности в Беларуси выступает экономический  рост, ускорение которого с середины 2000-х гг. в значительной степени  предопределило сокращение бедности. В некоторой степени он может  быть воспринят как рост в пользу бедных, так как доходы наиболее бедных слоёв населения росли  более быстрыми темпами, чем доходы наиболее богатых. Однако масштабы этого  превышения невелики, к тому же частично они скрадывались инфляцией, которая  для бедных традиционно является более высокой, чем для богатых. Соответственно, другим важным каналом  снижения бедности выступает макроэкономическая стабилизация, приводящая к замедлению инфляции и стабилизации обменного курса.

Информация о работе Стратегия развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ