Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа
Цель работы – исследовать экономические, социальные и территориальные конкурентные преимущества Республики Беларусь.
Задачи исследования состоят в рассмотрении сущности конкурентных преимуществ страны, методов оценки конкурентных преимуществ страны, экономических условий развития Беларуси, развития социальной сферы Беларуси, влияния региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси, стратегии развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ.
Объектом исследования являются конкурентные преимущества. Предметом исследования являются конкурентные преимущества Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ 6
1.1 Сущность конкурентных преимуществ страны 6
1.2 Методы оценки конкурентных преимуществ страны 14
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
2.1 Экономические условия развития Беларуси 21
2.2 Анализ развития социальной сферы Беларуси 40
2.3 Влияние региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси 49
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ ЕЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
В 2012 г. задача войти в
топ-30 мирового рейтинга по условиям ведения
бизнеса вновь прозвучала на государственном
уровне, а сроком ее исполнения был
определен 2015 г. С одной стороны,
нахождение Беларуси в числе стран-лидеров
по либерализации бизнес среды в
течение последних лет
За последние несколько лет позиции Беларуси в международной рейтинге условий ведения бизнеса «Doing Business», ежегодно публикуемом Всемирным Банком, были неустойчивыми. Так, если в 2008 г. страна занимала 85-е место из 183-х (согласно результатам «Doing Business-2009»), то уже в 2009 г. ее положение улучшилось до 64-го места. После этого произошел некоторый «откат» к прежним позициям (91-е место в 2010 г.), а в последние два года Беларусь несколько стабилизировала свое место в середине первой сотни рейтинга (в 2011г. – 60-е место, в 2012 г. – 58-е).
В сравнении с другими странами позиции Беларуси в рейтинге «Doing Business-2013» также противоречивы. С одной стороны, страна убедительно опережает своего главного партнера по Таможенному союзу – Россию (субнациональное исследование которой демонстрирует существенное отставание условий ведения бизнеса в ближайших к Беларуси регионах – Москве, Калининграде, Санкт-Петербурге), а также южного соседа – Украину (таблица 2.1).
С другой стороны, несмотря на очевидные улучшения позиции в рейтинге Беларусь по-прежнему существенно отстает от своих приграничных «западных» партнеров (Эстонии, Латвии, Литвы, Польши), а также некоторых стран СНГ (Грузии, Армении) и своего другого партнера по экономической интеграции – Казахстана.
Таблица 3.1 – Сравнение некоторых стран в рейтинге «Doing Business-2013», 2012 г.
Страна |
Место в 2011 г. |
Место в 2012 г. |
Грузия |
12 |
9 |
Эстония |
19 |
21 |
Латвия |
21 |
25 |
Литва |
26 |
27 |
Армения |
50 |
32 |
Казахстан |
56 |
49 |
Польша |
74 |
55 |
Беларусь |
60 |
58 |
Азербайджан |
66 |
67 |
Кыргызстан |
69 |
70 |
Россия |
118 |
112 |
Украина |
152 |
137 |
Таджикистан |
147 |
141 |
Узбекистан |
168 |
154 |
Примечание – Источник: на основании [45]
В то же время нельзя не отметить определенную изменчивость самого рейтинга: после завершения года эксперты всемирного банка проводят пересчет рейтинга стран на основе пересмотра анализируемых показателей.
Для решения данной проблемы в начале 2013 г. Всемирный банк опубликовал рейтинг «Distance to Frontier», в котором была предпринята попытка усреднить ежегодные рейтинги с целью допустимости их сравнения в разные годы.
Таблица 3.2 – Сравнение некоторых стран в рейтинге «Distance to Frontier» в 2006-2013 гг.
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
Армения |
58.4 |
60.5 |
62.9 |
62.3 |
63.2 |
64.0 |
66.6 |
70.6 |
Азербайджан |
49.9 |
51.7 |
51.3 |
60.8 |
61.3 |
62.0 |
62.7 |
62.8 |
Беларусь |
43.6 |
44.5 |
47.0 |
54.5 |
57.1 |
59.7 |
64.7 |
67.1 |
Эстония |
73.5 |
73.6 |
74.5 |
74.2 |
74.2 |
74.5 |
74.0 |
73.6 |
Грузия |
49.2 |
62.0 |
66.3 |
70.7 |
73.8 |
76.5 |
79.1 |
80.7 |
Казахстан |
51.0 |
54.3 |
54.7 |
56.8 |
57.5 |
59.9 |
62.6 |
63.0 |
Кыргызстан |
46.8 |
48.7 |
49.5 |
56.4 |
61.8 |
62.4 |
61.8 |
61.5 |
Латвия |
68.3 |
71.3 |
71.4 |
71.3 |
71.8 |
72.5 |
76.1 |
76.5 |
Литва |
72.4 |
72.8 |
72.6 |
72.6 |
72.9 |
73.2 |
74.3 |
74.2 |
Польша |
57.1 |
58.4 |
59.1 |
59.1 |
62.4 |
64.2 |
63.8 |
69.4 |
Россия |
51.3 |
52.4 |
55.2 |
54.9 |
56.5 |
55.9 |
57.7 |
58.7 |
Таджикистан |
31.3 |
33.0 |
35.0 |
37.5 |
42.0 |
44.1 |
45.1 |
46.5 |
Украина |
41.6 |
43.2 |
43.6 |
44.2 |
45.8 |
48.8 |
48.9 |
53.5 |
Узбекистан |
39.5 |
40.5 |
41.7 |
43.8 |
43.8 |
44.2 |
44.2 |
46.7 |
Примечание – Источник: на основании [45]
Тем не менее, вышеупомянутый
рейтинг позволяет
Нестабильное, но все же поступательное
улучшение предпринимательского климата
берет свое начало в первом посткризисном
2009 г., когда был утвержден План
первоочередных мероприятий по либерализации
условий осуществления
Наибольшие успехи в либерализации
условий ведения
Нельзя не отметить, что Беларусь значительно опережала по простоте регистрации предприятия не только близлежащие страны (Украину и членов ЕС: Литву, Латвию, Польшу), но и партнеров по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству – Россию и Казахстан. Так, в Беларуси в среднем требуется наименьшее количество дней на выполнение одной процедуры (5 дней), в то время как в остальных странам этот критерий превышает две недели.
Беларусь находится на
высоком месте в мировом
Несколько хуже обстоят дела по вопросам получения разрешений на строительство и разрешения неплатежеспособности. Так, в первом случае по-прежнему высоким остается количество дней, затрачиваемых на прохождение необходимых процедур. Незначительное уменьшение стоимости каждой процедуры связано в первую очередь с девальвациями национальной валюты в 2009 и 2011 гг. Что касается разрешения неплатежеспособности, то здесь, с одной стороны, в течение обозначенного периода наблюдалось снижение количества времени, необходимого для покрытия долга, однако с другой стороны – ежегодно повышался коэффициент взыскания, отрицательно сказавшись на позицию страны в мировом рейтинге. Как результат – 42-е место по обоим показателям в 2011 г.
Невысокую позицию занимает
Беларусь и по уровню защиты инвесторов.
Показа-тели этой тематической категории
рассматривают защиту прав инвесторов
по 3 аспектам: прозрачность сделок между
связанными лицами (индекс раскрытия
информации о сделке), ответственность
директоров за проведение операций в
своих интересах (индекс ответственности
директоров) и способность акционеров
подавать в суд на должностных
лиц и директоров за неправомерные
действия (индекс легкости судебного
преследования руководителей
Значительный прогресс в вопросах упрощения системы налогообложения в Беларуси. Начало этому процессу было положено во все том же посткризисном 2009 г., когда уже 3 января был принят Указ № 1 (упрощение системы налогообложения). В дальнейшем белорусское руководство продолжило политику либерализации налогового законодательства, что, в частности, отразилось на существенном сокращении количества выплат (со 107 в 2009 г. до 82 в 2010 г. и 18 в 2011 г.), общего времени, затраченного на уплату трех самых больших налогов (с 900 часов в 2009 г. до 798 в 2010 г. и 654 в 2011 г.). Сократилась также и общая налоговая ставка, рассчитываемая как процент от прибыли до налогообложения: в 2009 г. по данным Doing Business она составляла 99.7%, в 2010 г. – 80.4%, в 2011 г. – 62.6%.
В 2009–2011 гг. были предприняты
меры по либерализации системы
Тем не менее, несмотря на мероприятия по либерализации законодательства в течение рассматриваемого периода, в 2011 г. Беларусь по совокупности показателей налогообложения занимала лишь 158-е место в мировом рейтинге.
Негативным обстоятельством
здесь является и тот факт, что,
в отличие от простоты регистрации
предприятия (где Беларусь была лидером
среди ряда близлежащих стран), по
налогообложению среди
Беларусь по итогам 2011 г. заняла низкое 154-е место по условиям осуществления субъектами хозяйствования международных торговых операций. В 2009–2011 гг. выросла средняя стоимость экспорта и импорта, а негативное влияние этих показателей на рейтинг перекрыло незначительное сокращение времени, затрачиваемого на экспортные и импортные операции.
Беларусь существенно отстает по данным показателям от приграничных государств из ЕС (в первую очередь – по стоимости экспорта и импорта), однако несколько опережает своих партнеров по интеграционным объединениям – Россию и Украину. Тем не менее, несмотря на последнее обстоятельство, условия осуществления внешнеторговой деятельности согласно показателям отчета «Doing Business» нельзя назвать соответствующими позиционированию Беларуси белорусским руководством как «моста» между Европой и Россией, а также высокой экспортоориентированности и импортозависимости отечественной экономики.
В целом можно сделать
вывод, что в Беларуси при осуществлении
предпринимательской
Информация о работе Стратегия развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ