Стратегия развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать экономические, социальные и территориальные конкурентные преимущества Республики Беларусь.
Задачи исследования состоят в рассмотрении сущности конкурентных преимуществ страны, методов оценки конкурентных преимуществ страны, экономических условий развития Беларуси, развития социальной сферы Беларуси, влияния региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси, стратегии развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ.
Объектом исследования являются конкурентные преимущества. Предметом исследования являются конкурентные преимущества Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ 6
1.1 Сущность конкурентных преимуществ страны 6
1.2 Методы оценки конкурентных преимуществ страны 14
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
2.1 Экономические условия развития Беларуси 21
2.2 Анализ развития социальной сферы Беларуси 40
2.3 Влияние региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси 49
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ ЕЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

Файлы: 1 файл

11221_м_работа 1_конкурентоспособность_бгу_84_29.03.docx

— 345.98 Кб (Скачать файл)

В 2012 г. задача войти в  топ-30 мирового рейтинга по условиям ведения  бизнеса вновь прозвучала на государственном  уровне, а сроком ее исполнения был  определен 2015 г. С одной стороны, нахождение Беларуси в числе стран-лидеров  по либерализации бизнес среды в  течение последних лет позволяет  высоко оценить шансы на дальнейших рост занимаемой позиции в рейтинге «Doing Business». Однако, с другой стороны, – в 2009–2011 гг. наблюдалось очевидное снижение темпов роста рейтинга Беларуси.

За последние несколько  лет позиции Беларуси в международной  рейтинге условий ведения бизнеса  «Doing Business», ежегодно публикуемом Всемирным Банком, были неустойчивыми. Так, если в 2008 г. страна занимала 85-е место из 183-х (согласно результатам «Doing Business-2009»), то уже в 2009 г. ее положение улучшилось до 64-го места. После этого произошел некоторый «откат» к прежним позициям (91-е место в 2010 г.), а в последние два года Беларусь несколько стабилизировала свое место в середине первой сотни рейтинга (в 2011г. – 60-е место, в 2012 г. – 58-е).

В сравнении с другими  странами позиции Беларуси в рейтинге «Doing Business-2013» также противоречивы. С одной стороны, страна убедительно опережает своего главного партнера по Таможенному союзу – Россию (субнациональное исследование которой демонстрирует существенное отставание условий ведения бизнеса в ближайших к Беларуси регионах – Москве, Калининграде, Санкт-Петербурге), а также южного соседа – Украину (таблица 2.1).

С другой стороны, несмотря на очевидные улучшения позиции  в рейтинге Беларусь по-прежнему существенно  отстает от своих приграничных «западных» партнеров (Эстонии, Латвии, Литвы, Польши), а также некоторых стран СНГ (Грузии, Армении) и своего другого партнера по экономической интеграции – Казахстана.

 

 

Таблица 3.1 – Сравнение некоторых стран в рейтинге «Doing Business-2013», 2012 г.

Страна

Место в 2011 г.

Место в 2012 г.

Грузия

12

9

Эстония

19

21

Латвия

21

25

Литва

26

27

Армения

50

32

Казахстан

56

49

Польша

74

55

Беларусь

60

58

Азербайджан

66

67

Кыргызстан

69

70

Россия

118

112

Украина

152

137

Таджикистан

147

141

Узбекистан

168

154


Примечание – Источник: на основании [45]

 

В то же время нельзя не отметить определенную изменчивость самого рейтинга: после завершения года эксперты всемирного банка проводят пересчет рейтинга стран  на основе пересмотра анализируемых  показателей.

Для решения данной проблемы в начале 2013 г. Всемирный банк опубликовал  рейтинг «Distance to Frontier», в котором была предпринята попытка усреднить ежегодные рейтинги с целью допустимости их сравнения в разные годы.

 

Таблица 3.2 – Сравнение некоторых стран в рейтинге «Distance to Frontier» в 2006-2013 гг.

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Армения

58.4

60.5

62.9

62.3

63.2

64.0

66.6

70.6

Азербайджан

49.9

51.7

51.3

60.8

61.3

62.0

62.7

62.8

Беларусь

43.6

44.5

47.0

54.5

57.1

59.7

64.7

67.1

Эстония

73.5

73.6

74.5

74.2

74.2

74.5

74.0

73.6

Грузия

49.2

62.0

66.3

70.7

73.8

76.5

79.1

80.7

Казахстан

51.0

54.3

54.7

56.8

57.5

59.9

62.6

63.0

Кыргызстан

46.8

48.7

49.5

56.4

61.8

62.4

61.8

61.5

Латвия

68.3

71.3

71.4

71.3

71.8

72.5

76.1

76.5

Литва

72.4

72.8

72.6

72.6

72.9

73.2

74.3

74.2

Польша

57.1

58.4

59.1

59.1

62.4

64.2

63.8

69.4

Россия

51.3

52.4

55.2

54.9

56.5

55.9

57.7

58.7

Таджикистан

31.3

33.0

35.0

37.5

42.0

44.1

45.1

46.5

Украина

41.6

43.2

43.6

44.2

45.8

48.8

48.9

53.5

Узбекистан

39.5

40.5

41.7

43.8

43.8

44.2

44.2

46.7


Примечание – Источник: на основании [45]

 

Тем не менее, вышеупомянутый рейтинг позволяет констатировать лишь общие тренды страны в «Doing Business», в то время как для исследования направлений и эффективности проводимой в Беларуси политики либерализации предпринимательского климата более целесообразным видится изучение непосредственно самих показателей в Беларуси, а также их трансформации в течение последних нескольких лет.

Нестабильное, но все же поступательное улучшение предпринимательского климата  берет свое начало в первом посткризисном 2009 г., когда был утвержден План первоочередных мероприятий по либерализации  условий осуществления экономической  деятельности. В частности, план предусматривал реализацию мероприятий, направленных на совершенствование: административных и технических процедур; процедур, связанных с проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию объектов; имущественных и земельных отношений; налогового и таможенного законодательства; ценового и антимонопольного регулирования; инвестиционной деятельности.

Наибольшие успехи в либерализации  условий ведения предпринимательской  деятельности согласно отчету «Doing Business» были достигнуты по показателям «Регистрация предприятия» и «Регистрация собственности». Предпринятые еще в 2009 г. меры по дебюрократизации этих процессов, ориентированные на сокращение количества необходимых процедур (например, Декрет №1 от 16 января, согласно которому был введен заявительный принцип регистрации бизнеса), позволили Беларуси расположиться в первой десятке мирового рейтинга и занять в 2011 г. 9-е и 3-е места по простоте регистрации предприятия и собственности соответственно.

Нельзя не отметить, что  Беларусь значительно опережала  по простоте регистрации предприятия  не только близлежащие страны (Украину  и членов ЕС: Литву, Латвию, Польшу), но и партнеров по Таможенному  союзу и Единому экономическому пространству – Россию и Казахстан. Так, в Беларуси в среднем требуется  наименьшее количество дней на выполнение одной процедуры (5 дней), в то время  как в остальных странам этот критерий превышает две недели.

Беларусь находится на высоком месте в мировом рейтинге и по обеспечению исполнения контрактов. Согласно ответу специалистов Всемирного Банка, несмотря на незначительное ухудшение  некоторых значений, в 2011 г. Беларусь обосновалась на 14-м месте.

Несколько хуже обстоят дела по вопросам получения разрешений на строительство и разрешения неплатежеспособности. Так, в первом случае по-прежнему высоким  остается количество дней, затрачиваемых  на прохождение необходимых процедур. Незначительное уменьшение стоимости каждой процедуры связано в первую очередь с девальвациями национальной валюты в 2009 и 2011 гг. Что касается разрешения неплатежеспособности, то здесь, с одной стороны, в течение обозначенного периода наблюдалось снижение количества времени, необходимого для покрытия долга, однако с другой стороны – ежегодно повышался коэффициент взыскания, отрицательно сказавшись на позицию страны в мировом рейтинге. Как результат – 42-е место по обоим показателям в 2011 г.

Невысокую позицию занимает Беларусь и по уровню защиты инвесторов. Показа-тели этой тематической категории  рассматривают защиту прав инвесторов по 3 аспектам: прозрачность сделок между  связанными лицами (индекс раскрытия  информации о сделке), ответственность  директоров за проведение операций в  своих интересах (индекс ответственности  директоров) и способность акционеров подавать в суд на должностных  лиц и директоров за неправомерные  действия (индекс легкости судебного  преследования руководителей компаний акционерами). В 2009–2011 гг. наблюдалась  положительная динамика по показателю индекса открытости (рост на 2 пункта), что на 0.6 пункта повысило средний  индекс за-щиты интересов инвесторов. Однако стабильно низкий индекс ответственности  директора (1 балл по 10-тибалльной шкале) не позволил стране занять высокое  место, и в результате Беларусь расположилась  на 79-м месте.

Значительный прогресс в вопросах упрощения системы налогообложения в Беларуси. Начало этому процессу было положено во все том же посткризисном 2009 г., когда уже 3 января был принят Указ № 1 (упрощение системы налогообложения). В дальнейшем белорусское руководство продолжило политику либерализации налогового законодательства, что, в частности, отразилось на существенном сокращении количества выплат (со 107 в 2009 г. до 82 в 2010 г. и 18 в 2011 г.), общего времени, затраченного на уплату трех самых больших налогов (с 900 часов в 2009 г. до 798 в 2010 г. и 654 в 2011 г.). Сократилась также и общая налоговая ставка, рассчитываемая как процент от прибыли до налогообложения: в 2009 г. по данным Doing Business она составляла 99.7%, в 2010 г. – 80.4%, в 2011 г. – 62.6%.

В 2009–2011 гг. были предприняты  меры по либерализации системы налогообложения  непосредственно для субъектов  малого и среднего предпринимательства (например, согласно Указу № 349 (2011 г.) субъекты малого бизнеса смогут применять  более упрощенную систе-му налогообложения, если валовая годовая выручка  не превысит Br12 млрд.), а для популя-ризации предпринимательства введены освобождения на определенные промежутки времени для некоторых экономических субъектов (например, в Указе № 143 (2010 г.) закреплено освобождение физических лиц от уплаты подоходного налога (на пять лет) переехавших в Беларусь на постоянное место жительства; Декретом Президента № 6 (2012 г.) «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» установлен ряд существенных льгот для коммерческих организаций и ИП, зарегистрированных на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющих там свою деятельность: так, субъекты хозяйствования в сельской местности освобождаются, среди прочего, от налога на прибыль (18%) при наличии раздельного учета выручки и затрат и представления в налоговый орган сертификата, а индивидуальные предприниматели при наличии раздельного учета доходов – от уплаты подходного налога (12%)).

Тем не менее, несмотря на мероприятия  по либерализации законодательства в течение рассматриваемого периода, в 2011 г. Беларусь по совокупности показателей  налогообложения занимала лишь 158-е  место в мировом рейтинге.

Негативным обстоятельством  здесь является и тот факт, что, в отличие от простоты регистрации  предприятия (где Беларусь была лидером  среди ряда близлежащих стран), по налогообложению среди приграничных государств и партнеров по Таможенному  союзу и Единому экономическому пространству Беларусь занимала предпоследнее  место по итогам 2011 г. Имея не многим большее количество выплат, чем, например, в Казахстане, Литве, Латвии или России, а также опережая Польшу по данному  показателю, Беларусь существенно отстает  от этих стран по времени, затраченному на уплату трех самых больших налогов. Если в Казахстане и Литве в 2011 г. на это требовалось менее 200 часов, а в Латвии, России и Польше –  менее 300 часов, то в Беларуси – 654 часа, что ненамного меньше Украины (657 часов), замыкающей мировой рейтинг  Doing Business по показателям налогообложения.

Беларусь по итогам 2011 г. заняла низкое 154-е место по условиям осуществления субъектами хозяйствования международных торговых операций. В 2009–2011 гг. выросла средняя стоимость  экспорта и импорта, а негативное влияние этих показателей на рейтинг  перекрыло незначительное сокращение времени, затрачиваемого на экспортные и импортные операции.

Беларусь существенно  отстает по данным показателям от приграничных государств из ЕС (в первую очередь – по стоимости экспорта и импорта), однако несколько опережает  своих партнеров по интеграционным объединениям – Россию и Украину. Тем не менее, несмотря на последнее  обстоятельство, условия осуществления внешнеторговой деятельности согласно показателям отчета «Doing Business» нельзя назвать соответствующими позиционированию Беларуси белорусским руководством как «моста» между Европой и Россией, а также высокой экспортоориентированности и импортозависимости отечественной экономики.

В целом можно сделать  вывод, что в Беларуси при осуществлении  предпринимательской деятельности созданы сравнительно лучшие условия  для открытия нового предприятия, в  то время как условия ведения  бизнеса на существующем предприятии  по-прежнему отстают от ближайших  государств по ряду показателей. Тем  не менее, в течение 2009–2011 гг. по большинству  показателей рейтинга наблюдалась  положительная динамика. Неслучайно за последние 6 лет публикации отчета «Doing Business» Беларусь признана одним из ведущих в мире реформаторов, замыкая тройку наиболее активных стран-реформаторов по совокупному эффекту от либерализации условий ведения бизнеса, отраженных в индикаторах в период между «Doing Business-2006» и «Doing Business-2012» (после Грузии и Руанды).

Информация о работе Стратегия развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ