Стратегия развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать экономические, социальные и территориальные конкурентные преимущества Республики Беларусь.
Задачи исследования состоят в рассмотрении сущности конкурентных преимуществ страны, методов оценки конкурентных преимуществ страны, экономических условий развития Беларуси, развития социальной сферы Беларуси, влияния региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси, стратегии развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ.
Объектом исследования являются конкурентные преимущества. Предметом исследования являются конкурентные преимущества Республики Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ 6
1.1 Сущность конкурентных преимуществ страны 6
1.2 Методы оценки конкурентных преимуществ страны 14
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
2.1 Экономические условия развития Беларуси 21
2.2 Анализ развития социальной сферы Беларуси 40
2.3 Влияние региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси 49
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ ЕЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75

Файлы: 1 файл

11221_м_работа 1_конкурентоспособность_бгу_84_29.03.docx

— 345.98 Кб (Скачать файл)

Существуют две крупных  организации, которые проводят общемировой  анализ конкурентоспособности стран. Это IMD (расшифровка отсутствует) и Всемирный экономический форум (ВЭФ, World Economic Forum). Каждая из этих организаций ежегодно издает отчет (World Competitiveness Yearbook и Global Competitiveness Report соот-вественно), посвященный мировым тенденциям в конкурентоспособности. Они предоставляют необходимые данные для анализа общемировых тенденций и бенчмаркинга. В обоих отчетах применяется в целом схожая методология оценки конкурентоспособности государства, которая рассматривается как сумма широкого спектра факторов, определяющих успешность страны на мировом уровне и гарантирующих высокий уровень жизни ее населению.

3 Макроэкономическая среда в значительной степени предопределяет уровень производительности в стране и ее конкурентоспособность. Стабильное макроэкономическое положение и разумная экономическая политика властей являются необходимым условием экономического роста. Высокие темпы инфляции, непредсказуемость обменного курса, высокий уровень внешнего долга, наличие структурного дефицита государственного бюджета и рост государственного долга создают чрезмерно большую неопределенность будущего развития, что делает невозможным принятие инвестиционных решений. Однако какой бы стабильной ни была макросреда, она не может напрямую повлиять на развитие государства, так как блага создаются только на микроуровне. Анализ данного уровня является центральной проблемой в исследованиях конкурентоспособности, основанных на идеях М. Портера.

Микроэкономическая конкурентоспособность  определяется такими факторами, как  качество микроэкономической бизнес-среды, уровень развития кластеров, степень  сложности и эффективности применяемых  в организациях стратегий и принципов  управления. Качество микроэкономической бизнес-среды характеризуется посредством  анализа слабых и сильных сторон страны в «алмазе конкурентоспособности».

4 Формальный рост конкурентоспособности Беларуси в виде увеличения производительности труда и доходов населения сопровождался ухудшением других показателей, в особенности внешней торговли. Более глубокий анализ изменений в экспорте и импорте Беларуси способен прояснить природу этого противоречия, что является целью дальнейших исследований. Основным источником роста конкурентоспособности Беларуси можно считать ее доступ к российскому рынку, в особенности энергоресурсов. Основные же вызовы заключаются в ухудшении макроэкономической ситуации под воздействием глобального экономического кризиса и слабая микроэкономическая среда. Более подробный анализ данных факторов также будет представлен в следующих главах.

Макроэкономическая ситуация в Беларуси, достигшая определенной стабилизации в середине десятилетия, значительно ухудшилась к его  концу. Основными причинами этого  являются структурный дефицит текущего счета и глобальный экономический  кризис, который обострил проблему платежного баланса. Кризис снизил спрос  на белорусские инвестиционные товары в России и обрушил цены на сырьевых рынках, что в итоге привело  к падению экспорта. При этом проблема структурного внешнеторгового дефицита остается нерешенной, что создает  значительную неопределенность относительно экономической стабильности в Беларуси.

Основное конкурентное преимущество Беларуси в области микроэкономической среды заключается в факторах производства, которые включают дешевые природные и качественные трудовые ресурсы, а также в сохранении связей между предприятиями и наличии ряда кластеров, возникших как в советские времена, так и после восстановления независимости Беларуси. Среди негативных характеристик микросреды следует отметить сложные правовые условия ведения бизнеса. Несмотря на значительный прогресс в упрощении законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, сохраняются такие проблемы, как регулирование цен, заработных плат, высокий уровень налогообложения, что сдерживает развитие частного сектора. Также негативно на уровне конкурентоспособности предприятий сказывается ограничение конкуренции.

5 Касательно социальной среды Республики Беларусь, анализ глубины бедности показал, что доходы большинства людей, проживающих за чертой бедности, не намного отстают от данной черты. Для того чтобы сократить абсолютную бедность в два раза, достаточно увеличить доходы бедных на 15%. Количество людей, чей доход незначительно превышает официальный бюджет прожиточного минимума, постоянно снижается. К группе риска при этом отнесены дети, пенсионеры, домохозяйки, безработные, одинокие родители, люди, проживающие в сельской местности и малых городах. Основным каналом снижения бедности в Беларуси выступает экономический рост, ускорение которого с середины 2000-х гг. в значительной степени предопределило сокращение бедности. В некоторой степени он может быть воспринят как рост в пользу бедных, так как доходы наиболее бедных слоёв населения росли более быстрыми темпами, чем доходы наиболее богатых. Однако масштабы этого превышения невелики, к тому же частично они скрадывались инфляцией, которая для бедных традиционно является более высокой, чем для богатых. Соответственно, другим важным каналом снижения бедности выступает макроэкономическая стабилизация, приводящая к замедлению инфляции и стабилизации обменного курса. Третий фактор, влияющий на уровень бедности, – проводимая в стране социальная политика, в особенности политика перераспределения, направленная на увеличение равенства населения по доходам и снижение относительной бедности.

6 Касательно влияния региональной  политики Республики Беларусь  на конкурентоспособность экономики  экономические последствия вступления Беларуси в созданный Таможенный союз ЕврАзЭС будут во многом зависеть от того, какую торговую политику будет проводить данное региональное объединение. Участие Беларуси в этом торговом соглашении можно будет считать положительным элементом национальной торговой поли-тики, в том случае если страны-члены будут последовательно сокращать уровень протек-ционизма, посредством снижения Единого тарифа Таможенного союза, устранять нетарифные барьеры как во взаимной торговле, так и с государствами остального мира, гармонизировать санитарные и фитосанитарные нормы и технические стандарты, поскольку все это приведет не только к увеличению торговых потоков, но и будет способствовать повышению благосостояния населения и конкурентоспособности национальных производителей.

В свою очередь вступление России в ВТО окажет влияние на белорусскую внешнюю торговля через два канала. Во-первых, Беларусь будет вынуждена принять на себя обязательства России по доступу на рынок товаров и провести своего рода «принудительную» торговую либерализацию, которая приведет к изменению объемов импорта и скажется на внутреннем рынке. Во-вторых, членство России в ВТО приведет к росту конкуренции на российском рынке, вследствие сокращения тарифов на целый ряд товаров.

7 Несмотря на попытки либеральных реформ в стране, ключевые для рыночной экономики институты защиты прав собственности, обеспечения конкуренции все еще не действуют в стране. Это приводит и к ограничениям развития бизнеса внутри страны, и к ограничениям по притоку иностранного капитала. Необходимо сосредоточить усилия не только на проведении точечных и частичных реформ бизнес климата, но и на более фундаментальных и существенных реформах самих основ функционирования экономики – развитии полноценных рыночных институтов. При этом, было бы целесообразно:

− направить усилия на обеспечение  прозрачности судов и устранить  влияние на них отдельных граждан, компаний, правительства;

− предпринять меры по обеспечению  защиты прав собственности, прав инвесторов и частного бизнеса;

− снизить налоговые ставки, внедрить прочие механизмы, которые  бы способствовали притоку прямых иностранных инвестиций в страну;

− обеспечить равные условия  для отечественных и иностранных  товаров на внутреннем рынке;

− стимулировать повышение  производительности труда за счет повышения  организации труда, внедрения новых  технологий;

− повысить конкурентоспособность  белорусской продукции на внешних  рынках не только за счет внедрения новых технологий и ноу-хау, создания уникальных продуктов и их продвижения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Баранникова, Н.П. Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 365 с.
  2. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл – М., 1999. – 214 с.
  3. Волова, Л.И. Роль международного финансового права в регулировании международных финансовых отношений / Л.Волова // Финансовое право. – 2010. – № 4. – С. 2-6.
  4. Гельвановский, М. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях / М. Гельвановский // Российский экономический журнал. – 1998. – № 3. – С. 61-72.
  5. Государственные финансы: учеб. пособие / Под ред. Г.К. Мультана. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 176 с.
  6. Дерябина, М. Конкурентоспособность экономики в условиях глобализации / М. Дерябина // Власть. – 2005. – № 2. – С. 43.
  7. Дорина, Е.Б. Формирование институциональной структуры белорусской экономики в условиях трансформации: [монография] / Е. Дорина. – Мн. : БГЭУ, 2005. – 187 с.
  8. Дробозина, Л.А. Финансы: Учебник. / Л.Дробозина. – М.: Юнити, 2002. – 421 с.
  9. Дынкин, А.А. Конкурентоспособность в глобальной экономике / А. Дынкин. – М., 2008. – 241 с.
  10. Ермакова, Н.А. Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2012 году и задачи банковской системы по их реализации в 2013 году / Н.А.Ермакова // Банковский вестник. – 2013. – № 2. – С. 3-7.
  11. «Конституция Республики Беларусь 1994 года» (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 10.03.2013.
  12. Ларченко, Л.В. Региональная экономика (Учебно-методический комплекс) / Л.Ларченко. – Сп.-б.: Изд-во РГПУ и. А.И. Герцена, 2007. – 168 с.
  13. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика: учеб. пособие/ И.М.Лемешевский.−3-е изд., доп. и перераб. – Минск: ФУАинформ, 2009. – 702 с.
  14. Лемешевский, И.М. Макроэкономика: соц.-эконом. аспект: курс лекций/ И.М. Лемешевский – 2-е изд. пер. и доп. – Мн.: ФУАинформ, 2006. –544 с.
  15. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учеб. для экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. / Э.А. Лутохина [и др.];   под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2010. – 442 с.
  16. Миргородская, Е.О. Конкурентоспособность как интегральное свойство рыночной системы хозяйствования / Е. Миргородсткая // Философия хозяйства. – 2005. – № 4/5. – С. 198-209.
  17. Морозова, Н.Н. Анализ социально-экономических процессов: методические рекомендации. / Н.Морозова. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2007. – 96 с.
  18. Назаров, Н.Н. Понятия «финансовая система» и «бюджетная система» в теории финансов / Н.Назаров // Финансы и кредит. 2004. – № 19 (157). – С. 3-8.
  19. Национальная экономика Беларуси: практикум / Е.Б. Дорина, Н.И. Богдан, А.А. Быков, О.Н. Ерофеева; под ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2010. – 259с.
  20. Национальная экономика Беларуси: Учебник. / Под ред. В.Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 702 с.
  21. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.11.2006 № 1475 (ред. от 16.05.2008) «Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 годы» // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 10.03.2013.
  22. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.08.2010 № 1181 (ред. от 11.09.2012) «Об утверждении стратегии развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы» // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 10.03.2013.
  23. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2003 № 863 «О разработке Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года» // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 10.03.2013.
  24. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы: Указ Президента Респ.Беларусь, 11 апреля 2011 г., №136 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный источник] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – Дата доступа: 20.03.2013.
  25. Региональная экономика / под общей редакцией В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: «ИНФРА-М», 2007. – 667 с.
  26. Регулирование и координация государственной, региональной, институциональной и инновационной политики в Республике Беларусь: монография / Под ред. Е.Б. Дориной, В.С. Фатеева. – Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2011. – 276 с.
  27. Теория финансов: Учебное пособие 2-е изд., стереотип / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 351с.
  28. Ткачук, М.И., Киреева Е.Ф. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие / М.Ткачук. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. – 416 с.
  29. Указ Президента Республики Беларусь от 10.04.2002 № 205 «О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь«// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2002. – Дата доступа: 10.03.2013.
  30. Улюкаев, А.В. Современная финансовая политика. Проблемы и перспективы / А.В. Улюкаев. – М.: Дело АНХ, 2009. – 208 с.
  31. Финансовая система Беларуси: учеб. пособие / М.К. Фисенко. – Минск: Соврем. Шк., 2008. – 184 с
  32. Харковец, А 2012: Налоговая и бюджетная политика / А.Харковец // Финансы Учет Аудит. – 2012. – № 1. – С. 5-10.
  33. Шиманович, Г.А. Национальная конкурентоспособность Беларуси: постановка проблемы: автореф: 12.03.2010 / Г.А. Шиманович, Исслед-ий центр ИПМ. – Минск, 2010. – 30 с.
  34. Ярошенко, А.А. Финансовая политика и экономический рост Беларуси/ А.А. Ярошенко, П.В. Вардевенский // Банковский вестник: – 2008. – №1. – С. 41-42.
  35. Competitiveness Advisory Group (1995). First Report to the President of the Commission, Competitiveness Advisory Group, Luxembourg.
  36. De Melo, M., Denizer, C., Gelb, A., and Tenev. S. (1997). Circumstance and Choice: Te Role of Initial Conditions and Policies in Transition Economies, World Bank Policy Research Working Paper, 1866.
  37. EBRD (2012). Transition report 2012: Transition in crisis?
  38. IMD (2012). World Competitiveness Yearbook 2012.
  39. Krugman, P. (1996

Информация о работе Стратегия развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ