Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа
Цель работы – исследовать экономические, социальные и территориальные конкурентные преимущества Республики Беларусь.
Задачи исследования состоят в рассмотрении сущности конкурентных преимуществ страны, методов оценки конкурентных преимуществ страны, экономических условий развития Беларуси, развития социальной сферы Беларуси, влияния региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси, стратегии развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ.
Объектом исследования являются конкурентные преимущества. Предметом исследования являются конкурентные преимущества Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ 6
1.1 Сущность конкурентных преимуществ страны 6
1.2 Методы оценки конкурентных преимуществ страны 14
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
2.1 Экономические условия развития Беларуси 21
2.2 Анализ развития социальной сферы Беларуси 40
2.3 Влияние региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси 49
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ ЕЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
Существуют две крупных организации, которые проводят общемировой анализ конкурентоспособности стран. Это IMD (расшифровка отсутствует) и Всемирный экономический форум (ВЭФ, World Economic Forum). Каждая из этих организаций ежегодно издает отчет (World Competitiveness Yearbook и Global Competitiveness Report соот-вественно), посвященный мировым тенденциям в конкурентоспособности. Они предоставляют необходимые данные для анализа общемировых тенденций и бенчмаркинга. В обоих отчетах применяется в целом схожая методология оценки конкурентоспособности государства, которая рассматривается как сумма широкого спектра факторов, определяющих успешность страны на мировом уровне и гарантирующих высокий уровень жизни ее населению.
3 Макроэкономическая среда в значительной степени предопределяет уровень производительности в стране и ее конкурентоспособность. Стабильное макроэкономическое положение и разумная экономическая политика властей являются необходимым условием экономического роста. Высокие темпы инфляции, непредсказуемость обменного курса, высокий уровень внешнего долга, наличие структурного дефицита государственного бюджета и рост государственного долга создают чрезмерно большую неопределенность будущего развития, что делает невозможным принятие инвестиционных решений. Однако какой бы стабильной ни была макросреда, она не может напрямую повлиять на развитие государства, так как блага создаются только на микроуровне. Анализ данного уровня является центральной проблемой в исследованиях конкурентоспособности, основанных на идеях М. Портера.
Микроэкономическая
4 Формальный рост конкурентоспособности Беларуси в виде увеличения производительности труда и доходов населения сопровождался ухудшением других показателей, в особенности внешней торговли. Более глубокий анализ изменений в экспорте и импорте Беларуси способен прояснить природу этого противоречия, что является целью дальнейших исследований. Основным источником роста конкурентоспособности Беларуси можно считать ее доступ к российскому рынку, в особенности энергоресурсов. Основные же вызовы заключаются в ухудшении макроэкономической ситуации под воздействием глобального экономического кризиса и слабая микроэкономическая среда. Более подробный анализ данных факторов также будет представлен в следующих главах.
Макроэкономическая ситуация в Беларуси, достигшая определенной стабилизации в середине десятилетия, значительно ухудшилась к его концу. Основными причинами этого являются структурный дефицит текущего счета и глобальный экономический кризис, который обострил проблему платежного баланса. Кризис снизил спрос на белорусские инвестиционные товары в России и обрушил цены на сырьевых рынках, что в итоге привело к падению экспорта. При этом проблема структурного внешнеторгового дефицита остается нерешенной, что создает значительную неопределенность относительно экономической стабильности в Беларуси.
Основное конкурентное преимущество Беларуси в области микроэкономической среды заключается в факторах производства, которые включают дешевые природные и качественные трудовые ресурсы, а также в сохранении связей между предприятиями и наличии ряда кластеров, возникших как в советские времена, так и после восстановления независимости Беларуси. Среди негативных характеристик микросреды следует отметить сложные правовые условия ведения бизнеса. Несмотря на значительный прогресс в упрощении законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, сохраняются такие проблемы, как регулирование цен, заработных плат, высокий уровень налогообложения, что сдерживает развитие частного сектора. Также негативно на уровне конкурентоспособности предприятий сказывается ограничение конкуренции.
5 Касательно социальной среды Республики Беларусь, анализ глубины бедности показал, что доходы большинства людей, проживающих за чертой бедности, не намного отстают от данной черты. Для того чтобы сократить абсолютную бедность в два раза, достаточно увеличить доходы бедных на 15%. Количество людей, чей доход незначительно превышает официальный бюджет прожиточного минимума, постоянно снижается. К группе риска при этом отнесены дети, пенсионеры, домохозяйки, безработные, одинокие родители, люди, проживающие в сельской местности и малых городах. Основным каналом снижения бедности в Беларуси выступает экономический рост, ускорение которого с середины 2000-х гг. в значительной степени предопределило сокращение бедности. В некоторой степени он может быть воспринят как рост в пользу бедных, так как доходы наиболее бедных слоёв населения росли более быстрыми темпами, чем доходы наиболее богатых. Однако масштабы этого превышения невелики, к тому же частично они скрадывались инфляцией, которая для бедных традиционно является более высокой, чем для богатых. Соответственно, другим важным каналом снижения бедности выступает макроэкономическая стабилизация, приводящая к замедлению инфляции и стабилизации обменного курса. Третий фактор, влияющий на уровень бедности, – проводимая в стране социальная политика, в особенности политика перераспределения, направленная на увеличение равенства населения по доходам и снижение относительной бедности.
6 Касательно влияния
В свою очередь вступление России в ВТО окажет влияние на белорусскую внешнюю торговля через два канала. Во-первых, Беларусь будет вынуждена принять на себя обязательства России по доступу на рынок товаров и провести своего рода «принудительную» торговую либерализацию, которая приведет к изменению объемов импорта и скажется на внутреннем рынке. Во-вторых, членство России в ВТО приведет к росту конкуренции на российском рынке, вследствие сокращения тарифов на целый ряд товаров.
7 Несмотря на попытки либеральных реформ в стране, ключевые для рыночной экономики институты защиты прав собственности, обеспечения конкуренции все еще не действуют в стране. Это приводит и к ограничениям развития бизнеса внутри страны, и к ограничениям по притоку иностранного капитала. Необходимо сосредоточить усилия не только на проведении точечных и частичных реформ бизнес климата, но и на более фундаментальных и существенных реформах самих основ функционирования экономики – развитии полноценных рыночных институтов. При этом, было бы целесообразно:
− направить усилия на обеспечение прозрачности судов и устранить влияние на них отдельных граждан, компаний, правительства;
− предпринять меры по обеспечению защиты прав собственности, прав инвесторов и частного бизнеса;
− снизить налоговые ставки, внедрить прочие механизмы, которые бы способствовали притоку прямых иностранных инвестиций в страну;
− обеспечить равные условия
для отечественных и
− стимулировать повышение производительности труда за счет повышения организации труда, внедрения новых технологий;
− повысить конкурентоспособность белорусской продукции на внешних рынках не только за счет внедрения новых технологий и ноу-хау, создания уникальных продуктов и их продвижения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Стратегия развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ