Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:33, курсовая работа
Цель работы – исследовать экономические, социальные и территориальные конкурентные преимущества Республики Беларусь.
Задачи исследования состоят в рассмотрении сущности конкурентных преимуществ страны, методов оценки конкурентных преимуществ страны, экономических условий развития Беларуси, развития социальной сферы Беларуси, влияния региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси, стратегии развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ.
Объектом исследования являются конкурентные преимущества. Предметом исследования являются конкурентные преимущества Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ 6
1.1 Сущность конкурентных преимуществ страны 6
1.2 Методы оценки конкурентных преимуществ страны 14
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 21
2.1 Экономические условия развития Беларуси 21
2.2 Анализ развития социальной сферы Беларуси 40
2.3 Влияние региональных факторов на создание конкурентных преимуществ Беларуси 49
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С УЧЕТОМ ЕЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
В целях анализа конкурентных преимуществ национальной экономики зачастую используется рейтинговая оценка конкурентоспособности Республики Беларусь тремя методами: многомерного сравнительного анализа, по методике МВФ, методом индивидуальной экспертной оценки.
Метод многомерного сравнительного анализа (МСА) предполагает изучение любого региона на основе совокупности (комплекса) исходных индикаторов, представленных в виде матрицы исходных данных.
Определение рейтинга страны по методу МВФ проводится с помощью индекса, определяемого по шкале от 1 до 7 [33, с. 18].
При определении рейтинга стран с помощью метода индивидуальных экспертных оценок (ИЭО) использовались оценки одного эксперта. Каждый показатель был наделен определенным весом (на усмотрение эксперта), а затем значения показателей умножались на соответствующие веса.
Существуют две крупных организации, которые проводят общемировой анализ конкурентоспособности стран. Это IMD (расшифровка отсутствует) и Всемирный экономический форум (ВЭФ, World Economic Forum). Каждая из этих организаций ежегодно издает отчет (World Competitiveness Yearbook и Global Competitiveness Report соотвественно), посвященный мировым тенденциям в конкурентоспособности. Они предоставляют необходимые данные для анализа общемировых тенденций и бенчмаркинга. В обоих отчетах применяется в целом схожая методология оценки конкурентоспособности государства, которая рассматривается как сумма широкого спектра факторов, определяющих успешность страны на мировом уровне и гарантирующих высокий уровень жизни ее населению.
IMD World Competitiveness Yearbook публикуется ежегодно с 1989 г. На 2012 г. в нем был представлен анализ конкурентоспособности 57 стран. Она оценивалась как результирующая сумма показателей страны по 329 критериям, которые группируются в четыре фактора конкурентоспособности:
- экономическое положение (макроэкономическая среда);
- эффективность
- эффективность бизнеса;
- инфрастуктура.
Каждый фактор разделен на пять подфакторов, некоторые из них, в свою очередь, были разбиты на подгруппы.
Расчет индекса
Таблица 1.1 – Факторы и подфакторы конкурентоспособности по методике IDM
Экономическое положение |
Эффективность государства |
Эффективность бизнеса |
Инфраструктура |
внутренняя экономика |
государственные финансы |
производительность |
базовая инфраструктура |
международная торговля |
фискальная политика |
рынок труда |
технологическая инфраструктура |
международные инвестиции |
институциональная структура |
финансы |
научная инфраструктура |
занятость |
бизнес законодательство |
практики менеджмента |
здоровье и окружающая среда |
цены |
социальная структура |
отношения и ценности |
образование |
Примечание – Источник: на основании [38]
На следующем этапе рассчитывается средневзвешенное значение SDT для каждого из 20 подфакторов. Веса берутся равные единице для статических критериев и 0,55 – для данных, полученных из опроса. Такое соотношение весов выбрано, чтобы данные опроса определяли треть всего индекса конкурентоспособности. Последним этапом является расчет конкурентоспособности факторов и страны в целом как среднего значения SDT подфакторов (все подфакторы имеют один вес, т.е. 0,2 — для конкурентоспособности фактора и 0,05 – для страны). Страны ранжируются по убыванию. Лидеру дается ранг 100, а замыкающему – 0. Все остальные страны получают ранг в соответствии с данной шкалой.
В исследовании ВЭФ применяется более сложная методология, главной особенностью которой является использование для факторов разных весов в зависимости от уровня экономического развития государства. В последнем World Competitiveness Report 2011–2012 гг. была оценена сравнительная конкурентоспособность 125 стран с помощью индекса мировой конкурентоспособности (Global Competitiveness index), разработанного Майклом Портером совместно с коллективом ВЭФ на основании предыдущего индекса (разработанного Хавьером Сала-и-Мартином на основе еще более раннего индекса роста конкурентоспособности Сакса и МакАртура), и им же разработанного индекса конкурентоспособности бизнеса. В рамках конечного индекса учитываются как среда функционирования экономики (макроэкономика, образование, здравоохранение и др.), так и особенности ведения бизнеса в стране (микроэкономика). Все факторы, влияющие на конкурентоспособность, разделены на 12 групп:
- институты;
- инфраструктура;
- макроэкономическая
- здоровье и базовое образование;
- высшее и профессиональное образование;
- эффективность рынка
товаров (зависит от уровня
конкуренции на рынке,
- эффективность рынка труда;
- уровень развития финансового рынка;
- технологическая готовность - скорость, с которой страна внедряет существующие технологии для увеличения производительности;
- размер рынка;
- сложность бизнес-технологий.
Влияние данных факторов неравнозначно для разных стран. Чтобы учесть это, двенадцать факторов были разбиты на три группы, которые особенно важны на соответствующих трех стадиях развития страны (таблица 1.2). Первая стадия характеризуется ростом за счет факторов производства: более дешевой рабочей силы, наличия природных ресурсов и др. На этой стадии страны используют стратегию конкуренции по издержкам. Соответственно, для таких стран особенно важны такие факторы, как развитие институтов, создающих прозрачную среду для деятельности предприятий, наличие базовой инфраструктуры, макроэкономическая стабильность, привлекающая инвесторов, здравоохранение и базовое образование, поддерживающие рынок труда на необходимом, но не очень высоком уровне. С развитием экономики, ростом производительности труда и заработных плат государство уже не способно конкурировать по издержкам и вынуждено ориентироваться на конкуренцию и экономический рост за счет повышения эффективности производства и качества выпускаемой продукции. На этой стадии важными становятся развитие высшего и профессионального образования, наличие эффективного рынка товаров, способствующего росту конкуренции, гибкий рынок труда, наличие развитого финансового сектора, поддерживающего рост инвестиций, наличие в стране современных технологий и готовность их использовать. Следующая стадия развития государства предполагает высокий уровень жизни населения, что сужает возможности рынка труда изза высоких издержек на оплату труда и социальных расходов. В этом случае страны способны конкурировать на мировом рынке в основном за счет уникальных товаров, являющихся результатом инновационной деятельности. На этом уровне развития важными становятся такие факторы, как сложные бизнес и производственные технологии и инновации.
Таблица 1.2 –Факторы конкурентоспособности в зависимости от стадии роста экономики
Стадия роста экономики |
Факторы |
рост за счет факторов |
Базовые требования: |
(страны конкурируют на
базе своих природных ресурсов,
неквалифицированной рабочей |
- институты |
- инфраструктура | |
- макроэкономика | |
- здравоохранение и базовое образование | |
рост за счет эффективности |
Усилители эффективности: |
(рост заработных плат
заставляет фирмы увеличивать
эффективность производства |
- высшее и профессиональное образование |
- эффективность рынка товаров | |
- эффективность рынка труда | |
- развитие финансового рынка | |
- технологическая готовность | |
- размер рынка | |
рост за счет инноваций |
Инновационные факторы: |
(поддержание высоких
доходов населения возможно |
- сложность бизнес технологий |
- инновации |
Примечание – Источник: на основании [43]
Для учета этих особенностей на различных стадиях развития государства факторы наделяются различными весами. Уровень развития страны при этом определяется на основании величины ВВП на душу населения.
Анализом
Анализ конкурентоспособности отдельных государств сводится к их бенчмаркингу. При этом анализ варьируется в зависимости от особенностей страны, но проводится по одной и той же схеме. Первым этапом анализа является оценка текущих экономических тенденций в стране. В основном это означает анализ роста ВВП, производительности труда, прямых иностранных инвестиций, внешней торговли и других особенно актуальных для страны показателей в сравнении с другими странами того же региона или той же стадии развития, что позволяет понять существующий уровень конкурентоспособности страны. Также внимание уделяется количеству патентов, регистрируемых в стране, так как этот статистический показатель отражает уровень ее инновационного развития. Следующим этапом является анализ отдельно макро- и микроэкономических основ конкурентоспособности.
Среди макроэкономических аспектов изучаются в основном факторы роста ВВП, темпы инфляции, обменный курс, бюджетный дефицит, баланс текущего счета. К тому же рассматриваются политические (стабильность, открытость политических процессов), правовые (качество законов и их применение) и социальные (бедность, неравенство) условия в стране [12, c. 56].
Оценка микроэкономического климата осуществляется в соответствии с «алмазом конкурентоспособности» Портера. Выделяются преимущества и недостатки отдельно по параметрам факторов, спроса, сопутствующих и родственных отраслей, условий конкуренции и ведения бизнеса. Далее анализируются существующие в стране кластеры и уровень их развития. На основании проведенного анализа определяются сферы экономической политики, изменения в которых будут способствовать росту конкурентоспособности страны и благосостояния населения.
Оптимальным показателем, выявляющим конкурентоспособность страны, Портер называет производительность. Она оценивается как объем товаров и услуг, производимых в стране на душу населения, и определяет благосостояние населения. Именно эту цель должна преследовать и политика по увеличению конкурентоспособности страны. Производительность тесно связана с такими параметрами, как объем и структура экспорта и импорта, размер внутренних инвестиций в экономику, приток прямых иностранных инвестиций и структура инвестиций за рубеж. С одной стороны, они оказывают непосредственное влияние на производительность в стране, а с другой – сами могут выступать показателями ее конкурентоспособности. Например, экспорт показывает, в какой степени отечественные товары конкурентны на внешних рынках и на каких их сегментах. Структура импорта зависит от технологий, применяемых в стране на данный момент, но одновременно и определяет направления развития производства в будущем. Внутренние инвестиции отражают готовность развивать действующий бизнес в существующих экономических условиях, а иностранные свидетельствуют о желании зарубежных инвесторов воспользоваться конкурентными преимуществами, предлагаемыми страной.
Рисунок 1.2 – Взаимосвязь
конкурентоспособности и
Примечание – Источник: [41]
Факторы, которые влияют на конкурентоспособность, Портер разделяет на три типа:
- исходные факторы,
- факторы макроэкономической среды и
- факторы микроэкономической конкурентоспособности.
В качестве исходных факторов
(endowments) Портер выделяет природные ресурсы,
географическое месторасположение, историческое
наследие. Данные факторы являются
экзогенными относительно экономической
политики и задают рамки, в которых
развивается
Макроэкономическая среда в значительной степени предопределяет уровень производительности в стране и ее конкурентоспособность. Стабильное макроэкономическое положение и разумная экономическая политика властей являются необходимым условием экономического роста. Высокие темпы инфляции, непредсказуемость обменного курса, высокий уровень внешнего долга, наличие структурного дефицита государственного бюджета и рост государственного долга создают чрезмерно большую неопределенность будущего развития, что делает невозможным принятие инвестиционных решений. Однако какой бы стабильной ни была макросреда, она не может напрямую повлиять на развитие государства, так как блага создаются только на микроуровне. Анализ данного уровня является центральной проблемой в исследованиях конкурентоспособности, основанных на идеях М. Портера [40].
Информация о работе Стратегия развития Республики Беларусь с учетом ее конкурентных преимуществ