Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 12:45, курсовая работа
Эффективному развитию сельскохозяйственного машиностроения России препятствует ряд системных проблем, которые можно разделить на две основные группы – общеэкономические и отраслевые.
Рассмотрим каждую из групп.
ПАСПОРТ СТРАТЕГИИ 4
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 8
РАЗДЕЛ I. АНАЛИЗ ОТРАСЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ 9
1. РОЛЬ И МЕСТО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ В СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 10
1.2. РОЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 11
1.3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ АПК РОССИИ 13
2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ И В МИРЕ 15
2.1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В МИРЕ 15
2.2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ 18
2.2.1. РЫНОК СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ В РОССИИ 24
2.2.2. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ 28
2.2.3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ В ОТРАСЛИ 30
РАЗДЕЛ II. ВЫБОР ПУТИ РАЗВИТИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ 32
3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ 32
3.1. МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ 32
3.2. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО СЦЕНАРИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ 35
4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ 40
РАЗДЕЛ III. СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ 42
5. СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ 42
6. ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ «СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ ДО 2020 ГОДА» И РЕШЕНИЯ СИСТЕМНЫХ ПРОБЛЕМ ОТРАСЛИ 49
РАЗДЕЛ IV. НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 51
7. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ 51
РАЗДЕЛ V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 54
8. ВИДЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА. 54
9. ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ 56
10. РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 57
10.1. ВТО И СЕЛЬХОЗМАШИНОСТРОЕНИЕ РОССИИ. УГРОЗЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА. 59
11. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ НА ПЕРИОД 2020 ГОДА 68
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ ПО СЕГМЕНТАМ 72
СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВА КОМПЛЕКТУЮЩИХ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ 81
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ ДО 2020 ГОДА
Москва, 2011 год
Оглавление
Наименование Стратегии |
НИР «Разработка проекта «Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года» |
Дата, номер и наименование нормативного акта о подготовке Стратегии |
Государственный контракт №
10411.0816900.20.102 |
Разработчик Стратегии |
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации |
Системная социально-экономическая проблема, решаемая Стратегией |
Эффективному развитию сельскохозяйственного машиностроения России препятствует ряд системных проблем, которые можно разделить на две основные группы – общеэкономические и отраслевые. Рассмотрим каждую из групп.
|
Ожидаемые результаты реализации Стратегии, целевые индикаторы |
Объем рынка сельскохозяйственного машиностроения в России в 2020 году составит 349, 98 млрд. рублей. Экспорт к 2020 году возрастет до 115 млрд. рублей. Увеличится доля инновационных продуктов промышленного выпуска. Российские и локализованные производители тракторов к 2020 году выйдут на объем продаж более 65 тыс. шт. тракторов в год; зерно- и кормоуборочных комбайнов более 9 тыс. шт. в год. Прочей сельхозтехники будет произведено на сумму 101739 млн. руб. в год. Рост производительности труда в отрасли составит 276% и достигнет 3992 256 руб./чел. Средняя заработанная плата по отрасли к 2020 году достигнет 56 тыс. рублей (рост в три раза). Доходы государства в виде налоговых поступлений составят более 344 млрд. рублей (в том числе, НДС – 213 млрд. руб.; налог на прибыль – 32 млрд. руб. и социальные налоги). Повысится инновационная привлекательность сельскохозяйственного машиностроения России. Произойдет снижение энергоемкости производства. |
Задачи Стратегии
|
Обеспечить финансовую и организационную поддержку спроса на все виды сельскохозяйственной техники. |
Создать в России благоприятные финансовые и организационные условия для развития экспорта сельскохозяйственной техники. | |
Обеспечить создание отечественных конкурентоспособных образцов сельскохозяйственной техники, отвечающих современным требованиям эксплуатации, используемых агротехнологий, безопасности труда путем стимулирования инновационного развития отрасли и инвестиций в НИОКР. | |
Повысить уровень локализации производства сельскохозяйственной техники и комплектующих всех производителей до 50%. | |
Обеспечить создание в России производства сельскохозяйственной техники, соответствующего международным стандартам, путем модернизации существующих производственных мощностей и/или создания новых. | |
Способствовать совершенствованию системы подготовки инженерных кадров и рабочих специальностей для агропромышленного комплекса в целом и сельскохозяйственного машиностроения в частности. | |
Сроки и этапы реализации Стратегии |
«Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 года» рассчитана на 10 лет и предусматривает мероприятия на кратко-, среднесрочную и долгосрочную перспективы, а также её обновление каждые 18 месяцев. |
Перечень целевых программ и основных мероприятий. |
I. Стимулирование спроса на все виды сельскохозяйственной техники и оборудования
II. Увеличение объема экспорта сельхозяйственной техники российского производства
III. Стимулирование модернизации производства сельскохозяйственной техники
IV. Повышение конкурентоспособности российской сельхозтехники
V. Повышение уровня обеспеченности АПК России профессиональными кадрами
|
Объемы и источники финансирования |
Финансовое обеспечение мероприятий настоящей Стратегии за счет средств федерального бюджета будет уточняться по результатам рассмотрения этих обязательств в установленном порядке при подготовке федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период. |
Настоящая Стратегия определяет основные направления развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года.
«Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года» – это программный документ, характеризующий состояние отрасли и определяющий основные направления государственной политики в области сельхозмашиностроения на средне- и долгосрочную перспективы.
«Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года» нацелена на реализацию мероприятий по преобразованию отрасли в передовой сектор промышленности, обеспечивающий потребности российского агропромышленного комплекса в высокоэффективной технике и оборудовании собственного производства (не уступающих по своим техническим и эксплуатационным показателям лучшим зарубежным аналогам), а также расширение экспортных рынков российской сельхозтехники.
Сельскохозяйственное машиностроение России является наукоемкой отраслью с высокой добавленной стоимостью – в стране производятся современные зерно- и кормоуборочные комбайны, энергонасыщенные тракторы сельхозназначения, многофункциональные посевные комплексы и другая востребованная селом техника.
Вместе с тем, машинно-технологические ресурсы агрокомплекса в современном сельском хозяйстве используются недостаточно, и поставить их на службу интенсивному сельскохозяйственному производству – задача первостепенной важности1.
Развитое сельскохозяйственное машиностроение является индикатором развития АПК любой страны. Высокая механизация труда является залогом роста объемов и качества производимой сельхозпродукции. В то же время, необеспеченность отрасли необходимым количеством сельскохозяйственной техники является серьезным барьером для развития сельского хозяйства.
Россия обладает уникальным аграрным потенциалом – являясь одним из крупнейших зерносеющих и зерноперерабатывающих регионов мира, она располагает 9% мировой пашни, 55% черноземных почв, 20% запасов мировой пресной воды. А потому, будущее сельского хозяйства России – в использовании высокопроизводительных и высокорентабельных технологий, которые в свою очередь, являются основой для достижения конкурентоспособности российского продовольствия.
Обеспеченность сельхозтоваропроизводителей надежными сельскохозяйственными машинами позволит применять в АПК России современные агротехнологии. Даст возможность снизить влияние погодных условий и получать устойчивые высокие урожаи, что, в итоге, положительно отразится на продовольственной безопасности страны.
В то же время, в растениеводстве более 70% сельхозтоваропроизводителей производят продукцию по экстенсивным технологиям, в которых практически не используются достижения науки, передового отечественного и зарубежного опыта, применяются машины старых поколений. В животноводстве в большинстве регионов страны производство молока и говядины осуществляется также по экстенсивным технологиям2.
Вклад отечественных предприятий сельскохозяйственного машиностроения в ВВП России сегодня составляет 0,08%. Столь низкая доля объясняется рядом причин – нестабильной экономической и производственной ситуацией предприятий отрасли и агропромышленного комплекса в целом. Низкая платежеспособность российских крестьян ведет к снижению продаж отечественными заводами необходимой техники и оборудования. В итоге – производственные мощности российских заводов загружены на 30-40%.
Вместе с тем, низкая доля сельхозмашиностроения в ВВП страны – это четкий индикатор того, что отрасль располагает большим потенциалом роста. Именно сельхозмашиностроение может придать агропромышленному комплексу России новый импульс развития и для этого есть все предпосылки.
Во-первых, сохранились компетенции отечественного сельхозмашиностроения в комбайно- и тракторостроении, производстве посевных и почвообрабатывающих машин и другой техники и оборудования.
Во-вторых, Россия обладает колоссальным потенциалом рынка сельхозтехники. Все зарубежные производители техники для АПК (мировые лидеры) заинтересованы в увеличении своей доли на российском рынке и пытаются наращивать продажи.
В-третьих, при последовательной поддержке государства, принятии «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года», удастся не только упрочить позиции отечественного сельхозмашиностроения, но и придать им дополнительный импульс для создания новых машин и оборудования, отвечающих требованиям сельхозпроизводителей, завоевания новых рынков.
Реализация Стратегии предполагает использование ресурсов смежных отраслей (согласно межотраслевому балансу РФ основными смежными сельхозмашиностроению отраслями являются: производство машин и оборудования, металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность). На их долю приходится более 65% валового потребления.
Благодаря мультипликативному эффекту один вложенный рубль в сельхозмашиностроение принесет государству 3 рубля прибыли. То есть, при достижении роста производства сельскохозяйственного машиностроения России на 10% (4 млрд. руб.), рост общего объема выпуска продукции в экономике составит 12 млрд. рублей. При этом мультипликативный эффект в металлургии составит – 0,16%, химии и нефтехимии – 0,05%, производстве машин и оборудования – 0,30%.
Согласно утвержденной Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120) значительная часть основных продовольственных продуктов должна производиться внутри страны (зерна – не менее 95%; сахара – не менее 80%; растительного масла – не менее 80%; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) – не менее 85%; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) – не менее 90%; рыбной продукции – не менее 80%; картофеля – не менее 95%; соли пищевой – не менее 85%)3.
Для достижения обозначенных параметров, а, следовательно, обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, в Доктрине четко обозначено одно из приоритетных направлений экономической и производственной политики государства – «поэтапное снижение зависимости отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов»4.
Это означает, что государство намерено в своей экономической политике руководствоваться интересами национальных производителей и проводить курс на снижение зависимости российского АПК от импорта техники и технологий, наблюдавшейся многие годы на российском рынке сельскохозяйственной техники.
Значение отечественного сельхозмашиностроения для экономики России можно изобразить в виде перевернутой пирамиды. В конусе фигуры находится сельхозмашиностроение с емкостью рынка в 141 млрд. рублей, которое обеспечивает устойчивое развитие растениеводству, производству продуктов питания и их реализации, суммарный выпуск продукции которых превышает 14 триллионов рублей.
Вполне очевидно, что только наличие собственного сельхозмашиностроения позволит России проводить самостоятельную и независимую политику, направленную на импортозамещение продуктов питания, машин и оборудования, обеспечение продовольственной безопасности страны.
Таким образом, ставка на ликвидацию отечественного сельхозмашиностроения и замещение его импортом неприемлема, так как:
Значительное сокращение парка сельскохозяйственной техники в России (с 1990 г. в 4-5 раз) привело к нехватке техники в хозяйствах, что в свою очередь серьезно сказалось на производительности труда.
Ежегодно парк тракторов сокращается в среднем на 7% (с 1366 тыс. в 1990 году до 307 тыс. в 2010 году). Парк зерноуборочных комбайнов сокращается темпом 8% в год (с 408 тыс. до 84 тыс. соответственно).
Для определения парка сельскохозяйственной техники использовались данные Росстата. Они несколько занижены, т.к. не учитывают наличие техники в личных подсобных хозяйствах (по оценкам экспертов, парк техники в РФ минимум на 10% выше этих данных). Однако противоречия не возникает, так как основу спроса на сельскохозяйственную технику составляют сельхозорганизации, а не личные подсобные хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Кроме того, существующий парк сельхозтехники в России является устаревшим: по мнению экспертов до 70% техники изношено физически, а доля морально устаревшей техники превышает 90%. По данным Минпромторга России 85% тракторов, 58% зерноуборочных комбайнов и 41% кормоуборочных комбайнов старше 10 лет, т.е. работают с истекшими сроками эксплуатации. По этой причине ежегодные потери, к примеру, зерна достигают 15 млн. т, мяса – свыше 1 млн. т, молока – около 7 млн. т. и т.д5.
Серьезные последствия может вызвать большая разномарочность закупаемой импортной техники: тракторы приобретаются у 12 фирм (150 моделей), зерноуборочные комбайны – у 8 (96 моделей). Это создает определенные трудности в обеспечении запчастями, в работе предприятий по сервисному обслуживанию и предъявляет новые требования к квалификации сервисных специалистов.6
В сравнении со странами, обладающими высоким развитым сельским хозяйством (Германия, США, Канада, Аргентина) в России на 1 000 га посевов приходится всего 4 трактора. В 1990 году 11,6 единиц на 1 000 га. Обеспеченность зерноуборочными комбайнами упала с 7 единиц в 1990 году до 1 единицы в 2010 году.
Информация о работе Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года