Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Эффективному развитию сельскохозяйственного машиностроения России препятствует ряд системных проблем, которые можно разделить на две основные группы – общеэкономические и отраслевые.
Рассмотрим каждую из групп.

Содержание работы

ПАСПОРТ СТРАТЕГИИ 4
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 8
РАЗДЕЛ I. АНАЛИЗ ОТРАСЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ 9
1. РОЛЬ И МЕСТО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ В СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 10
1.2. РОЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 11
1.3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ АПК РОССИИ 13
2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ И В МИРЕ 15
2.1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В МИРЕ 15
2.2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ 18
2.2.1. РЫНОК СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ В РОССИИ 24
2.2.2. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ 28
2.2.3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ В ОТРАСЛИ 30
РАЗДЕЛ II. ВЫБОР ПУТИ РАЗВИТИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ 32
3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ 32
3.1. МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ 32
3.2. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО СЦЕНАРИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ 35
4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ 40
РАЗДЕЛ III. СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ 42
5. СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ 42
6. ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ «СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ ДО 2020 ГОДА» И РЕШЕНИЯ СИСТЕМНЫХ ПРОБЛЕМ ОТРАСЛИ 49
РАЗДЕЛ IV. НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 51
7. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ 51
РАЗДЕЛ V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 54
8. ВИДЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА. 54
9. ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ 56
10. РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 57
10.1. ВТО И СЕЛЬХОЗМАШИНОСТРОЕНИЕ РОССИИ. УГРОЗЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА. 59
11. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ НА ПЕРИОД 2020 ГОДА 68
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ ПО СЕГМЕНТАМ 72
СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВА КОМПЛЕКТУЮЩИХ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ 81

Файлы: 1 файл

Development Strategy.doc

— 1.94 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ ДО 2020 ГОДА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2011 год

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт Стратегии

Наименование Стратегии

НИР «Разработка проекта «Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года»

Дата, номер и наименование нормативного акта о подготовке Стратегии

Государственный контракт № 10411.0816900.20.102  
от 25 июня 2010 г. ШИФР АВТ-10-002.

Разработчик Стратегии

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Системная социально-экономическая проблема, решаемая Стратегией

Эффективному развитию сельскохозяйственного машиностроения России препятствует ряд системных проблем, которые можно разделить на две основные группы – общеэкономические и отраслевые. Рассмотрим каждую из групп.

    1. Общеэкономические системные проблемы
  1. Высокие процентные ставки по банковским кредитам.
  1. Опережающий рост себестоимости продукции за счет увеличения цен на сырье и энергоносители.
    1. Отраслевые системные проблемы
  1. Низкий уровень инвестиций в сельскохозяйственное машиностроение России.
  2. Отсутствие стабильного платежеспособного спроса на внутреннем рынке.
  3. Низкая доля экспорта в производстве.
  4. Недостаточное развитие производства компонентной базы.

Ожидаемые результаты реализации Стратегии, целевые индикаторы

Объем рынка сельскохозяйственного машиностроения в России в 2020 году составит 349, 98 млрд. рублей.

Экспорт к 2020 году возрастет до 115 млрд. рублей.

Увеличится доля инновационных продуктов промышленного выпуска.

Российские и локализованные производители тракторов к 2020 году выйдут на объем продаж более 65 тыс. шт. тракторов в год; зерно- и кормоуборочных комбайнов более 9 тыс. шт. в год. Прочей сельхозтехники будет произведено на сумму 101739 млн. руб. в год.

Рост производительности труда в отрасли составит 276% и достигнет 3992 256 руб./чел.

Средняя заработанная плата по отрасли к 2020 году достигнет 56 тыс. рублей (рост в три раза).

Доходы государства в виде налоговых поступлений составят более 344 млрд. рублей (в том числе, НДС – 213 млрд. руб.; налог на прибыль – 32 млрд. руб. и социальные налоги).

Повысится инновационная привлекательность сельскохозяйственного машиностроения России. Произойдет снижение энергоемкости производства.

 

 

Задачи Стратегии

 

 

Обеспечить финансовую и организационную поддержку спроса на все виды сельскохозяйственной техники.

Создать в России благоприятные финансовые и организационные условия для развития экспорта сельскохозяйственной техники.

Обеспечить создание отечественных конкурентоспособных образцов сельскохозяйственной техники, отвечающих современным требованиям эксплуатации, используемых агротехнологий, безопасности труда путем стимулирования инновационного развития отрасли и инвестиций в НИОКР.

Повысить уровень локализации производства сельскохозяйственной техники и комплектующих всех производителей до 50%.

Обеспечить создание в России производства сельскохозяйственной техники, соответствующего международным стандартам, путем модернизации существующих производственных мощностей и/или создания новых.

Способствовать совершенствованию системы подготовки инженерных кадров и рабочих специальностей для агропромышленного комплекса в целом и сельскохозяйственного машиностроения в частности.

Сроки и этапы реализации Стратегии

«Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 года» рассчитана на 10 лет и предусматривает мероприятия на кратко-, среднесрочную и долгосрочную перспективы, а также её обновление каждые 18 месяцев.

Перечень целевых программ и основных мероприятий.

I. Стимулирование спроса на все виды сельскохозяйственной техники и оборудования

  • Подготовка предложений по стимулированию обновления действующего парка сельскохозяйственной техники, включая применение  критериев энерго- и ресурсосбережения, а также основной деятельности предприятий-производителей сельскохозяйственной техники и оборудования.
  • Подготовка предложений по внесению изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 90 в целях увеличения субсидирования процентной ставки по кредиту на закупку сельхозтехники.
  • Подготовка предложений, определяющих предельный срок временного ввоза сельскохозяйственной техники на территорию Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
  • Анализ предложений по корректировке таможенных пошлин на отдельные виды сельскохозяйственной техники с учетом предполагаемого вступления России в ВТО в 2011 г.
  • Разработка порядка определения уровня локализации и присвоения статуса сельскохозяйственной технике и комплектующим, произведенным в России.

II. Увеличение объема экспорта сельхозяйственной техники российского производства

  • Определение перечня приоритетных регионов для экспорта сельскохозяйственной техники, механизмов финансирования экспорта и пересмотр лимитов финансирования экспортных поставок сельскохозяйственной техники.
  • Предоставление межгосударственных связанных кредитов на приобретение продукции российского сельхозмашиностроения в соответствии с перечнем, утверждаемым на ближайшие три года (с ежегодной корректировкой).
  • Расширение ежегодного перечня выставок и ярмарок, частично финансируемых за счет федерального бюджета, за счет включения в него специализированных международных и отечественных выставок по тематике сельскохозяйственного машиностроения.
  • Проработка вопроса о развитии сети представительств в странах-импортерах сельскохозяйственной техники российского производства.

III. Стимулирование модернизации производства сельскохозяйственной техники

  • Подготовка предложений по внесению изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 205, в частности, по вопросам, расширяющим понятия «техническое перевооружение и модернизация производства».
  • Подготовка предложений по развитию компонентной базы для повышения качества производимой сельскохозяйственной техники. Подготовка  предложений  по развитию производства новой сельскохозяйственной техники.

IV. Повышение конкурентоспособности российской сельхозтехники

  • Разработка и утверждение подпрограммы «по развитию производства сельскохозяйственной техники в России» в федеральную целевую программу «Национальная технологическая база».
  • Обновление и корректировка «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 года», планов мероприятий, мониторинг финансового и экономического состояния производителей сельскохозяйственной техники в России.
  • Подготовка и утверждение Плана проведения конкурса перспективных НИР и ОКР по созданию современных машин и оборудования для АПК России, предусматривающих его реализацию на принципах частно-государственного партнерства.
  • Подготовка Положения по организации проведения государственных испытаний сельхозтехники (в том числе сравнительных), ведение базы данных по результатам и обеспечение свободного доступа к ним.
  • Подготовка предложений по формированию централизованной базы данных в целях проведения анализа российского парка сельскохозяйственной техники.
  • Участие в разработке проекта технического регламента Таможенного союза «О безопасности тракторов, сельскохозяйственных машин и машин для лесного хозяйства».

V. Повышение уровня обеспеченности АПК России профессиональными кадрами

  • Государственная поддержка подготовки научно-исследовательских, инженерных и производственных кадров под цели и задачи развития сельскохозяйственного и тракторного машиностроения.

Объемы и источники финансирования

Финансовое обеспечение мероприятий настоящей Стратегии за счет средств федерального бюджета будет уточняться по результатам рассмотрения этих обязательств в установленном порядке при подготовке федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общие положения

Настоящая Стратегия определяет основные направления развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года.

«Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года» – это программный документ, характеризующий состояние отрасли и определяющий основные направления государственной политики в области сельхозмашиностроения на средне- и долгосрочную перспективы.

«Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года» нацелена на реализацию мероприятий по преобразованию отрасли в передовой сектор промышленности, обеспечивающий потребности российского агропромышленного комплекса в высокоэффективной технике и оборудовании собственного производства (не уступающих по своим техническим и эксплуатационным показателям лучшим зарубежным аналогам), а также расширение экспортных рынков российской сельхозтехники.

Сельскохозяйственное машиностроение России является наукоемкой отраслью с высокой добавленной стоимостью – в стране производятся современные зерно- и кормоуборочные комбайны, энергонасыщенные тракторы сельхозназначения, многофункциональные посевные комплексы и другая востребованная селом техника.

Вместе с тем, машинно-технологические ресурсы агрокомплекса в современном сельском хозяйстве используются недостаточно, и поставить их на службу интенсивному сельскохозяйственному производству – задача первостепенной важности1.

 

 

Раздел I. Анализ отрасли сельскохозяйственного машиностроения

  1. Роль и место сельскохозяйственного машиностроения в социально-экономической системе Российской Федерации

Развитое сельскохозяйственное машиностроение является индикатором развития АПК любой страны. Высокая механизация труда является залогом роста объемов и качества производимой сельхозпродукции. В то же время, необеспеченность отрасли необходимым количеством сельскохозяйственной техники является серьезным барьером для развития сельского хозяйства.

Россия обладает уникальным аграрным потенциалом – являясь одним из крупнейших зерносеющих и зерноперерабатывающих регионов мира, она располагает 9% мировой пашни, 55% черноземных почв, 20% запасов мировой пресной воды. А потому, будущее сельского хозяйства России – в использовании высокопроизводительных и высокорентабельных технологий, которые в свою очередь, являются основой для достижения конкурентоспособности российского продовольствия.

Обеспеченность сельхозтоваропроизводителей надежными сельскохозяйственными машинами позволит применять в АПК России современные агротехнологии. Даст возможность снизить влияние погодных условий и получать устойчивые высокие урожаи, что, в итоге, положительно отразится на продовольственной безопасности страны.

В то же время, в растениеводстве более 70% сельхозтоваропроизводителей производят продукцию по экстенсивным технологиям, в которых практически не используются достижения науки, передового отечественного и зарубежного опыта, применяются машины старых поколений. В животноводстве в большинстве регионов страны производство молока и говядины осуществляется также по экстенсивным технологиям2.

    1. Сельскохозяйственное машиностроение в структуре национальной экономики

Вклад отечественных предприятий сельскохозяйственного машиностроения в ВВП России сегодня составляет 0,08%. Столь низкая доля объясняется рядом причин – нестабильной экономической и производственной ситуацией предприятий отрасли и агропромышленного комплекса в целом. Низкая платежеспособность российских крестьян ведет к снижению продаж отечественными заводами необходимой техники и оборудования. В итоге – производственные мощности российских заводов загружены на 30-40%.

Вместе с тем, низкая доля сельхозмашиностроения в ВВП страны – это четкий индикатор того, что отрасль располагает большим потенциалом роста. Именно сельхозмашиностроение может придать агропромышленному комплексу России новый импульс развития и для этого есть все предпосылки.

Во-первых, сохранились компетенции отечественного сельхозмашиностроения в комбайно- и тракторостроении, производстве посевных и почвообрабатывающих машин и другой техники и оборудования.

Во-вторых, Россия обладает колоссальным потенциалом рынка сельхозтехники. Все зарубежные производители техники для АПК (мировые лидеры) заинтересованы в увеличении своей доли на российском рынке и пытаются наращивать продажи.

В-третьих, при последовательной поддержке государства, принятии «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года», удастся не только упрочить позиции отечественного сельхозмашиностроения, но и придать им дополнительный импульс для создания новых машин и оборудования, отвечающих требованиям сельхозпроизводителей, завоевания новых рынков.

Реализация Стратегии предполагает использование ресурсов смежных отраслей (согласно межотраслевому балансу РФ основными смежными сельхозмашиностроению отраслями являются: производство машин и оборудования, металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность). На их долю приходится более 65% валового потребления.

Благодаря мультипликативному эффекту один вложенный рубль в сельхозмашиностроение принесет государству 3 рубля прибыли. То есть, при достижении роста производства сельскохозяйственного  машиностроения России на 10% (4 млрд. руб.), рост общего объема выпуска продукции в экономике составит 12 млрд. рублей. При этом мультипликативный эффект в металлургии составит – 0,16%, химии и нефтехимии – 0,05%, производстве машин и оборудования – 0,30%.

    1. Роль сельскохозяйственного машиностроения в обеспечении продовольственной безопасности России

Согласно утвержденной Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120) значительная часть основных продовольственных продуктов должна производиться внутри страны (зерна – не менее 95%; сахара – не менее 80%; растительного масла – не менее 80%; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) – не менее 85%; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) – не менее 90%; рыбной продукции – не менее 80%; картофеля – не менее 95%; соли пищевой – не менее 85%)3.

Для достижения обозначенных параметров, а, следовательно, обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, в Доктрине четко обозначено одно из приоритетных направлений экономической и производственной политики государства – «поэтапное снижение зависимости отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов от импорта технологий, машин, оборудования и других ресурсов»4. 

Это означает, что государство намерено в своей экономической политике руководствоваться интересами национальных производителей и проводить курс на снижение зависимости российского АПК от импорта техники и технологий, наблюдавшейся многие годы на российском рынке сельскохозяйственной техники.

Значение отечественного сельхозмашиностроения для экономики России можно изобразить в виде перевернутой пирамиды. В конусе фигуры находится сельхозмашиностроение с емкостью рынка в 141 млрд. рублей, которое обеспечивает устойчивое развитие растениеводству, производству продуктов питания и их реализации, суммарный выпуск продукции которых превышает 14 триллионов рублей.

Вполне очевидно, что только наличие собственного сельхозмашиностроения позволит России проводить самостоятельную и независимую политику, направленную на импортозамещение продуктов питания, машин и оборудования, обеспечение продовольственной безопасности страны.

Таким образом, ставка на ликвидацию отечественного сельхозмашиностроения и замещение его импортом неприемлема, так как:

    1. Сельхозмашиностроение России является важным звеном крупного агропромышленного сектора, технологическая цепочка которого начинается с металлургии.
    2. Сельхозмашиностроение России сохранило производственные компетенции по разработке и выпуску многих машин и оборудования для АПК.
    3. Российский рынок сельхозмашин имеет большие перспективы, и отдавать его полностью зарубежным производителям экономически и политически нецелесообразно.
    4. Сельхозмашиностроение России обеспечивает национальную продовольственную безопасность страны.
    1. Техническая оснащенность АПК России

Значительное сокращение парка сельскохозяйственной техники в России (с 1990 г. в 4-5 раз) привело к нехватке техники в хозяйствах, что в свою очередь серьезно сказалось на производительности труда.

Ежегодно парк тракторов сокращается в среднем на 7% (с 1366 тыс. в 1990 году до 307 тыс. в 2010 году). Парк зерноуборочных комбайнов сокращается темпом 8% в год (с 408 тыс. до 84 тыс. соответственно).

Для определения парка сельскохозяйственной техники использовались данные Росстата. Они несколько занижены, т.к. не учитывают наличие техники в личных подсобных хозяйствах (по оценкам экспертов, парк техники в РФ минимум на 10% выше этих данных). Однако противоречия не возникает, так как основу спроса на сельскохозяйственную технику составляют сельхозорганизации, а не личные подсобные хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Кроме того, существующий парк сельхозтехники в России является устаревшим: по мнению экспертов до 70% техники изношено физически, а доля морально устаревшей техники превышает 90%. По данным Минпромторга России 85% тракторов, 58% зерноуборочных комбайнов и 41% кормоуборочных комбайнов старше 10 лет, т.е. работают с истекшими сроками эксплуатации. По этой причине ежегодные потери, к примеру, зерна достигают 15 млн. т, мяса – свыше 1 млн. т, молока – около 7 млн. т. и т.д5.

Серьезные последствия может вызвать большая разномарочность закупаемой импортной техники: тракторы приобретаются у 12 фирм (150 моделей), зерноуборочные комбайны – у 8 (96 моделей). Это создает определенные трудности в обеспечении запчастями, в работе предприятий по сервисному обслуживанию и предъявляет новые требования к квалификации сервисных специалистов.6

В сравнении со странами, обладающими высоким развитым сельским хозяйством (Германия, США, Канада, Аргентина) в России на 1 000 га посевов приходится всего 4 трактора. В 1990 году 11,6 единиц на 1 000 га. Обеспеченность зерноуборочными комбайнами упала с 7 единиц в 1990 году до 1 единицы в 2010 году.

Информация о работе Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года