Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 12:45, курсовая работа
Эффективному развитию сельскохозяйственного машиностроения России препятствует ряд системных проблем, которые можно разделить на две основные группы – общеэкономические и отраслевые.
Рассмотрим каждую из групп.
ПАСПОРТ СТРАТЕГИИ 4
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 8
РАЗДЕЛ I. АНАЛИЗ ОТРАСЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ 9
1. РОЛЬ И МЕСТО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ В СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 10
1.2. РОЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 11
1.3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ АПК РОССИИ 13
2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ И В МИРЕ 15
2.1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В МИРЕ 15
2.2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ 18
2.2.1. РЫНОК СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ В РОССИИ 24
2.2.2. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ 28
2.2.3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ В ОТРАСЛИ 30
РАЗДЕЛ II. ВЫБОР ПУТИ РАЗВИТИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ 32
3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ 32
3.1. МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ 32
3.2. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО СЦЕНАРИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ 35
4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ 40
РАЗДЕЛ III. СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ 42
5. СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ 42
6. ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ «СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ ДО 2020 ГОДА» И РЕШЕНИЯ СИСТЕМНЫХ ПРОБЛЕМ ОТРАСЛИ 49
РАЗДЕЛ IV. НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 51
7. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ 51
РАЗДЕЛ V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 54
8. ВИДЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА. 54
9. ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ 56
10. РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 57
10.1. ВТО И СЕЛЬХОЗМАШИНОСТРОЕНИЕ РОССИИ. УГРОЗЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА. 59
11. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ НА ПЕРИОД 2020 ГОДА 68
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ ПО СЕГМЕНТАМ 72
СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВА КОМПЛЕКТУЮЩИХ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ 81
Одним из важнейших направлений экономической политики Российской Федерации на современном этапе является развитие экспорта, увеличение в его структуре доли продукции с высокой степенью переработки и повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке.
Необходимость укрепления экспортного потенциала Российской Федерации продиктована исключительной значимостью экспорта как фактора развития национальной экономики.18
Эффективному развитию сельскохозяйственного машиностроения России препятствует ряд системных проблем, которые можно разделить на две основные группы – общеэкономические и отраслевые. Рассмотрим каждую из групп.
Общеэкономические системные проблемы
На сегодняшний день минимально возможная ставка по валютным кредитам на приобретение сельхозтехники в России составляет 12%, что в 4 раза выше, чем в США.
Это негативно отражается на жизнедеятельности предприятий: начиная техническим перевооружением и заканчивая экспортом продукции.
По данным Росстата в 2000–2010 годах цены на приобретение промышленными организациями отдельных видов топливно-энергетических ресурсов в среднем росли с темпом:
отраслевые системные проблемы
На сегодняшний день объем инвестиций в отрасли находится на низком уровне, при этом, его положительная динамика свидетельствует о готовности предприятий в будущем направлять значительные средства в развитие производства, при условии благоприятного инвестиционного климата.
По данным Ассоциации «Росагромаш» средний возраст производственного оборудования российских заводов превышает 25 лет. Физический износ производственных фондов в 2010 году составил 70%. Как следствие – высокий моральный и физический износ производственных мощностей.
Использование устаревшего оборудования отрицательно отражается на производительности труда, в 2009 году она составила 300-400 тыс. руб. Для примера, у мирового производителя сельхозтехники John Deere – 12 750 тыс. руб.
Слабая техническая вооруженность российских компаний негативно сказывается на качестве выпускаемой продукции, росте себестоимости продукции. Все это приводит к низкой конкурентоспособности сельскохозяйственной техники.
Решение данной проблемы достигается за счет обеспечения предприятий доступными финансовыми инструментами.
Недостаточное количество разработок новых моделей техники. Высокая стоимость и долгие сроки окупаемости новых разработок привели к свертыванию большинства проектов. В продуктовой линейке российских предприятий сельскохозяйственного машиностроения преимущественно находятся машины, разработанные в период плановой экономики советского периода. Сегодня катастрофически не хватает современных образцов высококачественной, производительной и удовлетворяющей требованиям экологии и технологиям техники, которая могла бы быть конкурентной на внешних рынках.
Рисунок 3. Доля инвестиций в НИОКР в % от продаж (среднее за 2008-2009 гг.)
Большинство российских компаний утратили конструкторские бюро, полигоны по испытаниям прототипов техники, прекратили существовать научно-исследовательские институты (пример, по технологии сельхозмашиностроения – НИИ Тракторсельхозмаш; автоматизированных систем управления технологическими процессами «Ритм»; по проектированию предприятий отрасли – Гипротракторсельмаш, Гипрокомбайнпром, Гипротракторпроект; по сельскохозяйственному машиностроению – ВИСХОМ и мн. др.). Остро не хватает квалифицированных инженерных кадров.
Все это негативно отражается на потребительских свойствах продукции: существующий модельный ряд не в полной мере удовлетворяет потребности сельхозпроизводителя в сельхозтехнике, отвечающей современным тенденциям.
Также это отражается на доходах предприятий отрасли (упущенной выгоде) ввиду того, что российские компании производят технику низшего ценового сегмента. Как следствие недостаточная конкурентоспособность техники отечественного производства.
Низкий приток иностранных инвестиций. Не все зарубежные производители заинтересованы создавать в России предприятия полного производственного цикла с высокой локализацией (50%).
Так, в 2008-2010 гг. было заявлено об открытии на территории России шести предприятий с полным циклом производства сельскохозяйственных тракторов, комбайнов и прочей сельхозтехники. Однако, все компании ограничились крупноузловой «отверточной» сборкой.
Открытию новых производств на территории России препятствуют неблагоприятный инвестиционный климат, в том числе составляющие второй системной проблемы (опережающий рост себестоимости продукции за счет увеличения цен на сырье и энергоносители).
Упущенная выгода отрасли и государства выражается в оттоке капитала из страны. При этом, не создаются новые рабочие места, не внедряются современные технологии, не создаются предприятия по производству комплектующих для сельхозтехники и пр.
Спрос на сельскохозяйственную технику в первую очередь зависит от благосостояния сельхозтоваропроизводителей. Анализ показывает высокую корреляцию (близкую к единице) объема рынка сельхозтехники с ценами на зерно. Чем выше цена, тем стабильней закупки.
Соответственно, развитию сельхозмашиностроения препятствуют низкая (не стабильная) цена на зерно и низкая рентабельность сельского хозяйства.
В 2008 году была принята «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», в которой предусматриваются механизмы поддержки платежеспособного спроса на сельхозтехнику и определены объемы закупок техники19.
Несмотря на прилагаемые усилия, в 2009 году Программа была выполнена на 47%, а в 2010 году – на 43%. Это свидетельствует о недостаточном уровне поддержки спроса и низкой эффективности существующих инструментов.
К примеру, на рынке лизинговых услуг 96% сделок приходится на ОАО «Росагролизинг». В случае повышения конкуренции (развитие коммерческого лизинга и собственных финансовых компаний производителей сельхозтехники) спрос стал бы более стабильным.
Также проблема спроса может быть решена за счет снижения стоимости кредитных ресурсов.
Анализ торгового баланса (раздел 2.2.2. Стратегии) показал низкую долю экспорта в общем объеме производства российского сельхозмашиностроения. Кроме того, компании продолжают терять долю на традиционных рынках ближнего и дальнего зарубежья (падение доли экспорта в производстве на 65% в 2010 году).
Например, исторически высокая доля на рынке Казахстана снижается из-за жесткой конкурентной политики импортеров дальнего зарубежья, предлагающих более выгодные программы связанного финансирования.
При отсутствии государственной поддержки российские производители будут окончательно вытеснены с традиционных для Российской Федерации рынков Центральной Азии и Закавказья – Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Азербайджана и Армении. В настоящее время российский экспорт в эти страны осуществляется под жестким давлением со стороны производителей Германии и США.
Высокая зависимость отрасли от внутреннего рынка приводит к отсутствию экономии на масштабе операций. У производителей нет возможности диверсифицировать риски в случае снижения внутреннего спроса на сельхозтехнику и переориентировать их на экспорт.
Неэффективность ориентации продаж исключительно на внутренний рынок подтвердилась в разгар мирового финансового кризиса. Все российские компании серьезно «просели» как в выпуске машин и продажах, так и в получении выручки и прибыли.
Низкий уровень экспорта приводит к отсутствию стимулов для конкуренции на глобальных рынках, что в свою очередь негативно сказывается на конкурентоспособности, техническом и инновационном уровне сельхозтехники российского производства. Описанная системная проблема может быть частично решена за счет снижения стоимости кредитных ресурсов в России.
Как отмечалось ранее, в России существует большое число компаний по производству комплектующих для сельскохозяйственной техники. Однако, данные производители сталкиваются с теми же системными проблемами, которые свойственны экономике в целом и сельхозмашиностроению в частности. Это низкие инвестиции в производство и, как следствие, низкое качество продукции, утрата кадрового потенциала, высокая стоимость энергоресурсов и материалов, недоступность финансовых и кредитных инструментов и т.п.
Развитие производства комплектующих изделий для сельхозмашиностроения во многом определяет конкурентоспособность отечественной продукции для АПК – тракторов, комбайнов, почвообрабатывающей техники и прочих машин и оборудования.
На сегодняшний день многие российские компании в производстве сельхозтехники используют зарубежные детали и комплектующие. Основная причина – отсутствие у российских производителей комплектующих продукции необходимого качества и номенклатуры.
По этой причине зарубежные производители предпочитают завозить в Россию технику в виде машинокомплектов или налаживают «отверточную» сборку.
Им также выгоднее напрямую закупать за рубежом необходимые детали (по более низким ценам) вследствие высокой серийности производства. Правда, на российские компании такая льгота не распространяется – так как объемы выпуска сельхозтехники у них значительно ниже.
Анализируя состояние производства в России комплектующих для сельскохозяйственной техники были выявлены сильные и слабые стороны20. В частности, некоторые компоненты (как мосты, трансмиссии, спутниковые навигационные системы и др.) вообще не производятся в России или производятся в недостаточном количестве и ненадлежащего качества (к примеру, двигатели).21
Вместе с тем, «Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года» предполагает развитие рынка комплектующих. Так, для сохранения и развития существующих компетенций в тракторостроении, предполагается через партнерство с ведущими зарубежными производителями сельскохозяйственных тракторов организовать производство (с высокой долей локализации – не менее 50%) моделей, которые не выпускают отечественные компании.
Но для этого необходимо создать условия для развития производства комплектующих, конкурентных по качеству и цене (данная задача также может выполняться посредством партнерства с зарубежными производителями). Это позволит внедрить на российский рынок современные технологии, удовлетворить спрос села в необходимых машинах, сохранить отечественные заводы и главное – сделать российскую продукцию сельхозмашиностроения конкурентоспособной.
В рамках реализации Стратегии предполагается решение среднесрочных стратегических задач:
Первая – Обеспечить финансовую и организационную поддержку спроса на все виды сельскохозяйственной техники.
Вторая – Создать в России благоприятные финансовые и организационные условия для развития экспорта сельскохозяйственной техники.
Третья – Обеспечить создание отечественных конкурентоспособных образцов сельскохозяйственной техники, отвечающих современным требованиям эксплуатации, используемых агротехнологий, безопасности труда путем стимулирования инновационного развития отрасли и инвестиций в НИОКР.
Четвертая – Повысить уровень локализации производства сельскохозяйственной техники и комплектующих всех производителей до 50%.
Пятая – Обеспечить создание в России производства сельскохозяйственной техники, соответствующее международным стандартам, путем модернизации существующих производственных мощностей и/или создания новых.
Информация о работе Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года