Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 12:45, курсовая работа
Эффективному развитию сельскохозяйственного машиностроения России препятствует ряд системных проблем, которые можно разделить на две основные группы – общеэкономические и отраслевые.
Рассмотрим каждую из групп.
ПАСПОРТ СТРАТЕГИИ 4
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 8
РАЗДЕЛ I. АНАЛИЗ ОТРАСЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ 9
1. РОЛЬ И МЕСТО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ В СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 10
1.2. РОЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 11
1.3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ АПК РОССИИ 13
2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ И В МИРЕ 15
2.1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В МИРЕ 15
2.2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ 18
2.2.1. РЫНОК СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ В РОССИИ 24
2.2.2. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ 28
2.2.3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ В ОТРАСЛИ 30
РАЗДЕЛ II. ВЫБОР ПУТИ РАЗВИТИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ 32
3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ 32
3.1. МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ 32
3.2. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО СЦЕНАРИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ 35
4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ 40
РАЗДЕЛ III. СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ 42
5. СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ 42
6. ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ «СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ ДО 2020 ГОДА» И РЕШЕНИЯ СИСТЕМНЫХ ПРОБЛЕМ ОТРАСЛИ 49
РАЗДЕЛ IV. НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 51
7. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ 51
РАЗДЕЛ V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 54
8. ВИДЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА. 54
9. ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ 56
10. РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 57
10.1. ВТО И СЕЛЬХОЗМАШИНОСТРОЕНИЕ РОССИИ. УГРОЗЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА. 59
11. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ НА ПЕРИОД 2020 ГОДА 68
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ ПО СЕГМЕНТАМ 72
СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВА КОМПЛЕКТУЮЩИХ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ 81
По данным Госсеминспекции, в последние годы в России семян 1 класса высевают не более 20%, тогда как в ведущих зернопроизводящих странах – 90-95%. Некондиционных семян высевают 10,5-35%. Поэтому урожайность зерновых культур в России, как правило, не превышает 17-18 ц/га, тогда как, например, в Канаде, имеющей похожие погодно-климатические условия, она составляет 50-60 ц/га.
В области машин для животноводства преобладают тенденции к созданию высокопроизводительных технологий в прицепных или самоходных косилках с большой шириной захвата. Новые поколения пресс-подборщиков для рулонов и тюков с измельчителями и высокой степенью уплотнения обеспечивают высокое качество заготавливаемых кормов. Электронные системы управления помогают водителю и обеспечивают оптимальную подачу массы в машину.
Переход к 2020 году к выпуску современной сельхозтехники с необходимыми техническими и технологическими требованиями возможен в несколько этапов:
2011 г.-2012 г. |
Стабилизация и увеличение уровня производства техники на предприятиях России. |
2011 г.- 2013 г. |
Начало внедрения программы локализации производства техники, узлов и агрегатов. Дальнейшее увеличение производства техники, начало модернизации производств техники. |
2012 г.-2013 г. |
Расширение программ НИОКР по разработке и внедрению новых образцов и моделей техники в АПК России. Расширение производства техники, отвечающей рекомендуемым требованиям. |
2012 г.- 2015 г. |
Внедрение новых технических регламентов по технике. |
2011 г.-2015 г. |
Увеличение инвестиций в производство техники, дальнейшее расширение производства и внедрение техники, отвечающей рекомендуемым требованиям. |
2015г.-2020 г. |
Расширение внедрения техники, отвечающей рекомендуемым требованиям. |
До 2008 года рынок сельхозтехники в России рос среднегодовым темпом 45% и достиг в докризисный год своего максимума – 150 миллиардов рублей (около 6% мирового рынка), а доля импорта превысила 64%.11 На 150% в год росло «отверточное» производство и лишь на 22% увеличивался выпуск отечественной сельхозтехники.
Столь высокие показатели российского рынка во многом были связаны с обновлением устаревшего парка, улучшением финансового состояния сельхозпредприятий. Сыграли свою положительную роль и реализация Национального проекта «Развитие АПК», а впоследствии принятие Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-20012 годы.
Ключевыми игроками на рынке сельхозтехники (см. таблицу 5) среди отечественных компаний являются комбайновый завод «Ростсельмаш» (производство зерно- и кормоуборочных комбайнов, прицепной и навесной сельхозтехники, тракторов сельскохозяйственных), «Концерн «Тракторные заводы» (производство зерно- и кормоуборочных комбайнов, прицепной и навесной сельхозтехники, сельскохозяйственных тракторов), а также «Петербургский тракторный завод» (производство сельхозтракторов с мощностью двигателя свыше 250 л.с.). У перечисленных компаний уровень локализации продукции достигает 92%.
В числе производителей стран СНГ лидирующие позиции занимают белорусские компании – «Минский тракторный завод» (производит около 30 моделей сельхозтракторов, имеет три сборочных предприятия на территории России c уровнем локализации до 15%) и ПО «Гомсельмаш» (производитель зерно- и кормоуборочных комбайнов с уровнем локализации до 25%). Среди предприятий Украины – лидер «Харьковский тракторный завод» (локализация не более 10%).
Самую крупную группу представляют глобальные зарубежные производители сельхозтехники. В их числе John Deere, CNH, Claas, AGCO, SDF. Все эти компании имеют сборочное производство на территории России, однако уровень локализации у них не превышает 5-10% (за исключением Claas – 17,30%).
Таблица 5. Характеристика основных игроков российского рынка сельскохозяйственной техники
2009 год |
Российские производители сельхозтехники |
Производители сельхозтехники стран СНГ |
Глобальные и зарубежные производители сельхозтехники | |||||||||||
Логотип |
|
|||||||||||||
Название |
Ростсельмаш |
КТЗ |
ПТЗ |
Российские компании |
МТЗ |
Гомсельмаш |
ХТЗ |
John Deere |
CNH |
Claas |
AGCO |
SDF |
Зарубежные компании, более 75 компаний | |
Средняя численность, чел |
5 836 |
5 185 |
1 389 |
23 186 |
н/д |
н/д |
<60 |
<300 |
<120 |
200 |
60 |
12 |
н/д | |
НИОКР, % от выручки |
0,5% |
3% |
0% |
0,05% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% |
0% | |
Комплектующие |
Импорт: двигатели, приводные валы, мосты, частично гидравлика и электрика |
Импорт: двигатели, рабочие органы |
Импорт: двигатели для некоторых моделей, КПП |
Импорт: рабочие органы, гидравлика |
Импорт машино- комплектов |
Импорт машино- комплектов |
Импорт тракторов без двигателей |
Импорт всех узлов и агрегатов |
Импорт всех узлов и агрегатов |
Импорт всех узлов и агрегатов |
Импорт всех узлов и агрегатов |
Импорт всех узлов и агрегатов |
Импорт всех узлов и агрегатов | |
Процент локализации продукции |
65-70% |
40-90% |
75-90% |
30-90% |
< 15% |
< 25% |
< 10% |
< 5% |
< 10% |
< 20% |
< 5% |
< 5% |
0% | |
Количество производственных\сборочных предприятий на территории РФ |
1/1 |
4/0 |
1/0 |
51/0 |
0/5 |
0/2 |
0/2 |
0/1 |
0/1 |
0/1 |
0/1 |
0/1 |
0 | |
Номенклатура (количество моделей) предлагаемой техники: |
||||||||||||||
|
4(4) |
12(0) |
4(0) |
6(5) |
30(3) |
- |
13(10) |
6(0) |
16(4) |
9(1) |
33(0) |
20(1) |
10(0) | |
|
7(0) |
6(0) |
- |
- |
- |
5(3) |
- |
8 (2) |
10(2) |
8(2) |
7(1) |
9(0) |
15(0) | |
|
3(0) |
1(0) |
1(0) |
- |
- |
3(2) |
- |
3(0) |
3(0) |
2(0) |
- |
- |
9(0) | |
|
1(1) |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
3(0) |
1(0) |
0(0) |
6(0) |
- |
11(0) | |
|
13 |
36 |
3 |
>500 |
- |
14(0) |
- |
22 (6) |
4(0) |
18(0) |
- |
- |
>150(0) | |
Объем продаж, шт., млн. рублей: |
2008 г. |
14536 |
6596,2 |
3449 |
14500 |
7406 (шт) |
358 (шт) |
0 |
- |
0 |
461 (комбайн) и 159 (тракторов), на сумму 8653 |
2375 |
300 |
37160 |
2009 г. |
12035 |
6225 |
2146 |
5000 |
4752 (шт) |
1741 (шт) |
143 (шт) |
- |
- |
541 (ЗУК), на сумму 3921 |
20 (шт); 1056 |
2 (шт) |
21572 | |
01-10.2010 г. |
8450 |
1845,8 |
1335 |
8935 |
3732(шт) |
880(шт) |
305 (шт) |
- |
- |
2999 |
570 |
49 (шт) |
30752 | |
Дистрибуция: количество дистрибуторов и дилеров |
220 |
76 |
34 |
>150 |
10 ТД + 104 Д |
79 |
82 |
13 |
15 |
13 |
<15 |
27 |
н/д | |
Инвестиции в дистрибуцию, $ млн. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
500 (план) |
- |
115,1 |
1,4 |
- |
- |
Внешний торговый баланс России в отношении сельскохозяйственной техники резко отрицательный. Экспорт в 2008 году рос с темпом 5%, а импорт практически в 10 раз быстрее – 47% в год.
В 2009 году ситуация несколько выровнялась. Благодаря направленной государственной политике в отношении импорта (повышение таможенных ставок ввозных пошлин на отдельные виды техники и ограничение доступа зарубежной техники к государственным программам поддержки спроса, субсидирование процентной ставки по кредитам на сельхозтехнику и пр.), доля отечественной сельхозтехники на рынке в 2009 году выросла до 62%. Однако, уже в 2010 году наблюдалось 20% падение – до 49%. Экспорт сельхозтехники в 2009 году вырос на 7%, но в 2010 году упал на 65% (до 2 523 млн. рублей).
В числе лидеров стран-поставщиков сельхозтехники на российский рынок – Германия (28%), Беларусь (16%), США (11%)12. Причем ситуация с поставками техники из Белоруссии развивается исключительно в одностороннем порядке.
Таблица 6. Импорт сельскохозяйственной техники белорусского производства в Россию по видам техники в 2006-2009 гг.
2006, шт. |
2007, шт. |
2008, шт. |
2009, шт. |
2010, шт. | |
Тракторы |
15 891 |
20 445 |
26 650 |
10 233 |
11 451 |
Зерноуборочные комбайны |
43 |
311 |
763 |
1 468 |
1 006 |
Кормоуборочные комбайны |
395 |
505 |
341 |
513 |
270 |
Источники: аналитика Ассоциации «Росагромаш»
Столь низкий уровень поставок российской сельхозтехники объясняется высокими административными барьерами со стороны правительства Республики Беларусь. В то же время, по оценкам экспертов, емкость белорусского рынка для российских зерноуборочных комбайнов оценивается на уровне 500 шт. в год.
Таблица 7. Экспорт сельскохозяйственной техники российского производства в Республику Беларусь в 2004-2010 гг.
Вид техники |
2004, шт. |
2005, шт. |
2006, шт. |
2007, шт. |
2008, шт. |
2009, шт. |
2010, шт. |
Зерноуборочные комбайны |
70 |
200 |
354 |
- |
- |
148 |
- |
Зерноочистительные и сушильные комплексы |
- |
- |
2 |
2 |
- |
- |
74 |
Прочие сельхозмашины |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Источники: аналитика Ассоциации «Росагромаш»
Единственный способ устранить существующий дисбаланс между Республикой Беларусь и Россией – это наращивание объемов использования белорусскими сельхозмашиностроителями комплектующих российского производства при выпуске продукции. На сегодняшний день эта цифра для отдельных видов техники находится на уровне 40–50%.
Анализ структуры экспорта показывает, что сегодня российская техника, в основном, востребована на рынках стран СНГ. Это объясняется конкурентоспособностью российской продукции (в первую очередь по цене) и традиционными предпочтениями сельхозтоваропроизводителей этих стран.
Крупнейшими импортерами сельхозтехники среди стран СНГ являются Казахстан, Украина и Узбекистан. На их долю в 2008 году пришлось 75% всего экспорта из России. Однако, в 2009 – 2010 годах позиция России на рынках Украины и Узбекистана несколько пошатнулась.
Так, Украина в 2008 году стала членом ВТО и снизила ввозные таможенные пошлины на целый ряд продукции сельхозмашиностроения, в связи с чем возрос импорт на внутренний рынок страны подержанной сельхозтехники из западной Европы.
В Узбекистане снижение российского экспорта было связано с изменениями во внешней политике руководства страны (договоренностями о поставках в Республику техники John Deere) и неконвертируемостью национальной валюты. Среди стран дальнего зарубежья крупными импортерами являются Литва и Болгария.
Начиная с 2005 года инвестиции предприятий отечественного сельхозмашиностроения в производственную деятельность росли со среднегодовым темпом 67%13. Анализ показал, что в основном инвестиционная активность поддерживается за счет собственных средств предприятий (77,4%), однако, их доля снижается (с 85% в 2005 г. до 70% в 2009 г.) в пользу заемных средств.
Выявлены два серьезных фактора, ограничивающих инвестиционную активность российских предприятий сельхозмашиностроения. Это высокие общепроизводственные издержки, которые достигают 80% от стоимости продукции и низкая маржинальность.
Маржинальность реализации сельскохозяйственной техники российскими предприятиями и ее объем не позволяют отечественным компаниям обеспечить высокий уровень инвестиций, необходимый для устойчивого и инновационного развития. Так, общий объем инвестиций крупнейших российских компаний («Ростсельмаш» и КТЗ) в 60 раз ниже, чем у компании John Deere.
В данных условиях и ввиду высокой стоимости заемных средств возрастает роль государственной поддержки инвестиционной активности отечественных предприятий с целью обеспечения модернизации и инновационного развития АПК. Однако, доля государственных средств в инвестициях остается незначительной.
Разразившийся в 2009 году финансовый кризис не позволил российским компаниям проводить последовательную инвестиционную политику (даже при существующем механизме субсидирования процентной ставки по кредитам на техническое перевооружение), что выразилось в снижении инвестиций на 38%. Тем не менее, проведенный опрос показал, что предприятия в будущем намерены значительно увеличить уровень инвестиций.
Существенную часть инвестиций предприятия направляют на приобретение основных и пополнение оборотных средств. Первое указывает на высокую степень физического и морального износа производственного оборудования, зданий, инфраструктурных объектов и т.д. и приоритетность их обновления для заводов. Второе (пополнение оборотных средств) подтверждает отсутствие стабильности спроса, сезонность рынка и низкую рентабельность продаж.
Инвестиции в НИОКР у российских компаний на третьем месте (около 12% всех инвестиций), однако 90% из них сделаны двумя заводами: «Ростсельмаш» и КТЗ. Анализ зарубежного опыта показывает, что преобладающая доля инвестиций (более 50%) направляется на НИОКР. За счет этого ведущим мировым производителям удается занимать уверенные позиции на экспортных рынках и успешно конкурировать с местными производителями сельхозтехники.
Информация о работе Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года