Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Эффективному развитию сельскохозяйственного машиностроения России препятствует ряд системных проблем, которые можно разделить на две основные группы – общеэкономические и отраслевые.
Рассмотрим каждую из групп.

Содержание работы

ПАСПОРТ СТРАТЕГИИ 4
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 8
РАЗДЕЛ I. АНАЛИЗ ОТРАСЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ 9
1. РОЛЬ И МЕСТО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ В СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 10
1.2. РОЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 11
1.3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ АПК РОССИИ 13
2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ И В МИРЕ 15
2.1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В МИРЕ 15
2.2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ 18
2.2.1. РЫНОК СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ В РОССИИ 24
2.2.2. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ 28
2.2.3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ В ОТРАСЛИ 30
РАЗДЕЛ II. ВЫБОР ПУТИ РАЗВИТИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ 32
3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ 32
3.1. МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ 32
3.2. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО СЦЕНАРИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ 35
4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ 40
РАЗДЕЛ III. СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ 42
5. СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ 42
6. ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ «СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ ДО 2020 ГОДА» И РЕШЕНИЯ СИСТЕМНЫХ ПРОБЛЕМ ОТРАСЛИ 49
РАЗДЕЛ IV. НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 51
7. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ 51
РАЗДЕЛ V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 54
8. ВИДЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА. 54
9. ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ 56
10. РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 57
10.1. ВТО И СЕЛЬХОЗМАШИНОСТРОЕНИЕ РОССИИ. УГРОЗЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА. 59
11. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ НА ПЕРИОД 2020 ГОДА 68
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ ПО СЕГМЕНТАМ 72
СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВА КОМПЛЕКТУЮЩИХ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ 81

Файлы: 1 файл

Development Strategy.doc

— 1.94 Мб (Скачать файл)

Шестая – Способствовать совершенствованию системы подготовки инженерных кадров и рабочих специальностей для агропромышленного комплекса в целом и сельскохозяйственного машиностроения в частности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел IV. Необходимые меры государственной поддержки и предпосылки для их эффективной реализации

  1. Меры государственной поддержки развития сельскохозяйственного машиностроения

 

Стимулирование спроса на все виды сельхозтехники

  1. Подготовка предложений по стимулированию обновления действующего парка сельскохозяйственной техники, включая применение  критериев энерго- и ресурсосбережения, а также основной деятельности предприятий-производителей сельскохозяйственной техники и оборудования.
  2. Подготовка предложений по внесению изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г.    № 90 в целях увеличения субсидирования процентной ставки по кредиту на закупку сельхозтехники.
  3. Подготовка предложений, определяющих предельный срок временного ввоза сельскохозяйственной техники на территорию Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
  4. Анализ предложений по корректировке таможенных пошлин на отдельные виды сельскохозяйственной техники с учетом предполагаемого вступления России в ВТО в 2011 г.
  5. Разработка порядка определения уровня локализации и присвоения статуса сельскохозяйственной технике и комплектующим, произведенным в России.

Увеличение экспорта сельхозтехники российского производства

  1. Определение перечня приоритетных регионов для экспорта сельскохозяйственной техники, механизмов финансирования экспорта и пересмотр лимитов финансирования экспортных поставок сельскохозяйственной техники.
  2. Предоставление межгосударственных связанных кредитов на приобретение продукции российского сельхозмашиностроения в соответствии с перечнем, утверждаемым на ближайшие три года (с ежегодной корректировкой).
  3. Расширение ежегодного перечня выставок и ярмарок, частично финансируемых за счет федерального бюджета, за счет включения в него специализированных международных и отечественных выставок по тематике сельскохозяйственного машиностроения.
  4. Проработка вопроса о развитии сети представительств в странах-импортерах сельскохозяйственной техники российского производства.

Обеспечение модернизации производства

  1. Подготовка предложений по внесению изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г.    № 205, в частности, по вопросам, расширяющим понятия «техническое перевооружение и модернизация производства».
  2. Подготовка предложений по развитию компонентной базы для повышения качества производимой сельскохозяйственной техники. Подготовка  предложений  по развитию производства новой сельскохозяйственной техники.

Повышение конкурентоспособности российской сельхозтехники

  1. Обновление и корректировка «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 года», планов мероприятий, мониторинг финансового и экономического состояния производителей сельскохозяйственной техники в России.
  2. Подготовка и утверждение Плана проведения конкурса перспективных НИР и ОКР по созданию современных машин и оборудования для АПК России, предусматривающих его реализацию на принципах частно-государственного партнерства.
  3. Подготовка Положения по организации проведения государственных испытаний сельхозтехники (в том числе сравнительных), ведение базы данных по результатам и обеспечение свободного доступа к ним.
  4. Подготовка предложений по формированию централизованной базы данных в целях проведения анализа российского парка сельскохозяйственной техники.
  5. Участие в разработке проекта технического регламента Таможенного союза «О безопасности тракторов, сельскохозяйственных машин и машин для лесного хозяйства».

Повышение уровня обеспеченности АПК России профессиональными кадрами

  1. Государственная поддержка подготовки научно-исследовательских, инженерных и производственных кадров под цели и задачи развития сельскохозяйственного и тракторного машиностроения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел V. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

  1. Видение сельскохозяйственного машиностроения в России на период до 2020 года.

Сельхозмашиностроение России в 2020 году – это высокотехнологичная отрасль экономики, располагающая современными предприятиями, выпускающими конкурентоспособную на мировом рынке сельскохозяйственную технику востребованную сельхозпроизводителем в количестве, составе и качестве, достаточном для обеспечения национальной продовольственной безопасности и наращивания экспортных поставок.

Реализация Стратегии позволит российским и локализованным производителям тракторов к 2020 году выйти на объем производства 50 тыс. тракторов в год. Параллельно в стране будет сформировано производство комплектующих ведущих специализированных компаний.

Производство машин для уборки зерновых и зернобобовых выйдет на мировой уровень. Российские компании трансформируются в глобальных игроков. Сельхозпроизводители получат доступ к прицепной и навесной технике и прочему оборудованию, адаптированному к местным агроклиматическим условиям.

Развитие отрасли сельхозмашиностроения обеспечит значительные изменения в социально-экономической сфере. Положительно скажется на экономической безопасности страны, занятости населения и уровне его зарплаты.

 

 

 

Рисунок 4. Основные социально-экономические параметры развития сельскохозяйственного машиностроения в России в 2008-2009 гг. и прогноза на 2020 г.


В результате технической модернизации производства, а также увеличения масштабов операций, в отрасли существенно возрастет производительность труда при незначительном увеличении численности занятых. Рост производительности составит 276%. Вырастет благосостояние сотрудников отрасли – к 2020 году заработная плата составит 56 тыс. рублей.

 

 

  1. Финансирование Стратегии

Финансирование мероприятий проекта «Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года» будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, предусмотренных для обеспечения развития и деятельности предприятий отрасли, а также внебюджетных источников для выполнения отдельных хозяйственных задач.

Положения настоящей Стратегии и перечень основных мероприятий по ее реализации должны будут учитываться при подготовке предложений по принятию расходных обязательств Российской Федерации для формирования в установленном порядке проекта федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период.

Органы государственной власти при подготовке предложений для формирования проектов федерального бюджета, обосновании разработки новых государственных, федеральных целевых и других программ, определении объемов инвестиций в развитие отечественного сельхозмашиностроения, а также при подготовке предложений по совершенствованию нормативной правовой базы должны учитывать положения, содержащиеся в настоящей Стратегии.

Финансовое обеспечение мероприятий настоящей Стратегии за счет средств федерального бюджета будет уточняться по результатам рассмотрения обязательств в установленном порядке при подготовке федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.

 

 

 

 

 

  1. Риски реализации Стратегии

Реализация «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года» сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.

Глобальные и геополитические риски. Успешная интеграция России в международную экономическую систему во многом зависит от стабильной политической ситуации во многих регионах мира. Нестабильность международной обстановки негативно повлияет на реализацию проектов с зарубежными партнерами.

Продолжатся процессы мировой глобализации, которые уже значительно реализовались в сельскохозяйственном машиностроении путём консолидации отрасли и появления нескольких крупнейших мировых компаний, занимающих значительную часть рынка.

Макроэкономические риски. Сохранение тенденций низкого роста мировой и национальной экономики, а также уровня инвестиционной активности, высокий уровень инфляции, колебания курса национальной валюты, возможность колебаний цен на сырьё и технологии, возможность возникновения бюджетного дефицита, высокие проценты по кредитам – эти макроэкономические факторы могут оказать значительное влияние на степень реализации настоящей Стратегии и ожидаемые результаты.

Законодательные риски. Несовершенства в законодательной сфере ограничивают способность хозяйствующих структур эффективно реагировать на меняющуюся рыночную ситуацию с учетом перспектив, возможностей и потребностей развития.

Финансовые риски. С целью снижения влияния данных рисков на результаты реализации «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 года» необходимо разработать и внедрить механизмы оперативной государственной поддержки предприятий отрасли (льготные кредиты на пополнение операционных фондов, рефинансирование коммерческих кредитов и т.д.).

Техногенные и экологические риски. Любая крупная катастрофа техногенного (высокая степень физического и морального износа технических средств, человеческий фактор), природного (наводнения, землетрясения, оползни и т.п.) или социального характера (неправомерное вмешательство в функционирование предприятий, терроризм и т.п.) потребует дополнительных капиталовложений и приведет к отвлечению средств с других объектов. В числе побочных последствий таких происшествий можно ожидать снижение инвестиционной привлекательности и рейтинга доверия к отрасли сельскохозяйственного машиностроения со стороны кредитных организаций и международных финансовых институтов.

Инновационные риски. Главным инновационным риском является то, что в условиях нехватки кадров и материального обеспечения исследовательских центров проведение необходимого объёма НИОКР может быть затруднено.

Социальные риски. Решение задач настоящей Стратегии потребует, с одной стороны, притока высококвалифицированного управленческого и производственного персонала, соответствующего задачам текущей стратегии, с другой стороны, неизбежно приведёт к необходимости сокращения производств и части персонала, что приведёт к росту социальной напряжённости. Снизить данную напряжённость может формирование программ подготовки и переподготовки кадров

Прочие риски. К прочим рискам можно отнести, во-первых, возможность концентрации высококвалифицированного персонала в представительствах зарубежных компаний, что снизит конкурентоспособность отечественных компаний, и, во-вторых, возможность сохранения низкой степени локализации производств зарубежных компаний на территории России без дополнительного экономического стимулирования, что не позволит России занимать важное место в цепочке создания стоимости в данной отрасли.

Мониторинг рисков. Регулярный мониторинг и анализ индикаторов возникновения рисков обеспечит возможность своевременной и эффективной выработки мер по предотвращению рисков или снижению ущерба от их наступления. Управление рисками наиболее целесообразно осуществлять в комплексе с мероприятиями по мониторингу реализации «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения на период до 2020 года».

    1. ВТО и сельхозмашиностроение России. Угрозы и преимущества.

Нынешнее состояние сельского хозяйства России не отвечает современным требованиям и по многим позициям уступает странам–членам ВТО. Так, например, разрыв по технико-экономическим показателям во многих отраслях сельского хозяйства России по сравнению, к примеру, с США достигает до 50 лет22.

Очевидно, что вступая в ВТО, Россия будет вынуждена соблюдать соглашения по субсидиям, защитным мерам, государственным закупкам, стандартам и др. Попробуем рассмотреть возможные плюсы и минусы от вступления нашей страны в ВТО, и как это отразится на рынке сельхозтехники.

Итак, наиболее острый вопрос – отказ от механизмов государственной поддержки.

Российский крестьянин и промышленник, и без того имеет значительно меньшую государственную поддержку в виде всевозможных дотаций и субсидий, нежели их зарубежные коллеги. То есть, механизмы по стимулированию спроса – субсидии крестьянам на покупку техники отечественного производства, субсидии на техническое перевооружение предприятиям сельскохозяйственного машиностроения и прочие субсидии могут быть отменены. Так как они не отвечают правилам ВТО.

Информация о работе Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года