Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 12:45, курсовая работа
Эффективному развитию сельскохозяйственного машиностроения России препятствует ряд системных проблем, которые можно разделить на две основные группы – общеэкономические и отраслевые.
Рассмотрим каждую из групп.
ПАСПОРТ СТРАТЕГИИ 4
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 8
РАЗДЕЛ I. АНАЛИЗ ОТРАСЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ 9
1. РОЛЬ И МЕСТО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ В СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 10
1.2. РОЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 11
1.3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ АПК РОССИИ 13
2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ И В МИРЕ 15
2.1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В МИРЕ 15
2.2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ 18
2.2.1. РЫНОК СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ В РОССИИ 24
2.2.2. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ 28
2.2.3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ В ОТРАСЛИ 30
РАЗДЕЛ II. ВЫБОР ПУТИ РАЗВИТИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ 32
3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ 32
3.1. МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ 32
3.2. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО СЦЕНАРИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ 35
4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ 40
РАЗДЕЛ III. СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ 42
5. СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ 42
6. ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ «СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ ДО 2020 ГОДА» И РЕШЕНИЯ СИСТЕМНЫХ ПРОБЛЕМ ОТРАСЛИ 49
РАЗДЕЛ IV. НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 51
7. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ 51
РАЗДЕЛ V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 54
8. ВИДЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА. 54
9. ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ 56
10. РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 57
10.1. ВТО И СЕЛЬХОЗМАШИНОСТРОЕНИЕ РОССИИ. УГРОЗЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА. 59
11. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ НА ПЕРИОД 2020 ГОДА 68
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ ПО СЕГМЕНТАМ 72
СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВА КОМПЛЕКТУЮЩИХ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ 81
Шестая – Способствовать совершенствованию системы подготовки инженерных кадров и рабочих специальностей для агропромышленного комплекса в целом и сельскохозяйственного машиностроения в частности.
Стимулирование спроса на все виды сельхозтехники
Увеличение экспорта сельхозтехники российского производства
Обеспечение модернизации производства
Повышение конкурентоспособности российской сельхозтехники
Повышение уровня обеспеченности АПК России профессиональными кадрами
Сельхозмашиностроение России в 2020 году – это высокотехнологичная отрасль экономики, располагающая современными предприятиями, выпускающими конкурентоспособную на мировом рынке сельскохозяйственную технику востребованную сельхозпроизводителем в количестве, составе и качестве, достаточном для обеспечения национальной продовольственной безопасности и наращивания экспортных поставок.
Реализация Стратегии позволит российским и локализованным производителям тракторов к 2020 году выйти на объем производства 50 тыс. тракторов в год. Параллельно в стране будет сформировано производство комплектующих ведущих специализированных компаний.
Производство машин для уборки зерновых и зернобобовых выйдет на мировой уровень. Российские компании трансформируются в глобальных игроков. Сельхозпроизводители получат доступ к прицепной и навесной технике и прочему оборудованию, адаптированному к местным агроклиматическим условиям.
Развитие отрасли сельхозмашиностроения обеспечит значительные изменения в социально-экономической сфере. Положительно скажется на экономической безопасности страны, занятости населения и уровне его зарплаты.
Рисунок 4. Основные социально-экономические параметры развития сельскохозяйственного машиностроения в России в 2008-2009 гг. и прогноза на 2020 г.
В результате технической модернизации производства, а также увеличения масштабов операций, в отрасли существенно возрастет производительность труда при незначительном увеличении численности занятых. Рост производительности составит 276%. Вырастет благосостояние сотрудников отрасли – к 2020 году заработная плата составит 56 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий проекта «Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года» будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, предусмотренных для обеспечения развития и деятельности предприятий отрасли, а также внебюджетных источников для выполнения отдельных хозяйственных задач.
Положения настоящей Стратегии и перечень основных мероприятий по ее реализации должны будут учитываться при подготовке предложений по принятию расходных обязательств Российской Федерации для формирования в установленном порядке проекта федерального бюджета на текущий финансовый год и на плановый период.
Органы государственной власти при подготовке предложений для формирования проектов федерального бюджета, обосновании разработки новых государственных, федеральных целевых и других программ, определении объемов инвестиций в развитие отечественного сельхозмашиностроения, а также при подготовке предложений по совершенствованию нормативной правовой базы должны учитывать положения, содержащиеся в настоящей Стратегии.
Финансовое обеспечение мероприятий настоящей Стратегии за счет средств федерального бюджета будет уточняться по результатам рассмотрения обязательств в установленном порядке при подготовке федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
Реализация «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года» сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов.
Глобальные и геополитические риски. Успешная интеграция России в международную экономическую систему во многом зависит от стабильной политической ситуации во многих регионах мира. Нестабильность международной обстановки негативно повлияет на реализацию проектов с зарубежными партнерами.
Продолжатся процессы мировой глобализации, которые уже значительно реализовались в сельскохозяйственном машиностроении путём консолидации отрасли и появления нескольких крупнейших мировых компаний, занимающих значительную часть рынка.
Макроэкономические риски. Сохранение тенденций низкого роста мировой и национальной экономики, а также уровня инвестиционной активности, высокий уровень инфляции, колебания курса национальной валюты, возможность колебаний цен на сырьё и технологии, возможность возникновения бюджетного дефицита, высокие проценты по кредитам – эти макроэкономические факторы могут оказать значительное влияние на степень реализации настоящей Стратегии и ожидаемые результаты.
Законодательные риски. Несовершенства в законодательной сфере ограничивают способность хозяйствующих структур эффективно реагировать на меняющуюся рыночную ситуацию с учетом перспектив, возможностей и потребностей развития.
Финансовые риски. С целью снижения влияния данных рисков на результаты реализации «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 года» необходимо разработать и внедрить механизмы оперативной государственной поддержки предприятий отрасли (льготные кредиты на пополнение операционных фондов, рефинансирование коммерческих кредитов и т.д.).
Техногенные и экологические риски. Любая крупная катастрофа техногенного (высокая степень физического и морального износа технических средств, человеческий фактор), природного (наводнения, землетрясения, оползни и т.п.) или социального характера (неправомерное вмешательство в функционирование предприятий, терроризм и т.п.) потребует дополнительных капиталовложений и приведет к отвлечению средств с других объектов. В числе побочных последствий таких происшествий можно ожидать снижение инвестиционной привлекательности и рейтинга доверия к отрасли сельскохозяйственного машиностроения со стороны кредитных организаций и международных финансовых институтов.
Инновационные риски. Главным инновационным риском является то, что в условиях нехватки кадров и материального обеспечения исследовательских центров проведение необходимого объёма НИОКР может быть затруднено.
Социальные риски. Решение задач настоящей Стратегии потребует, с одной стороны, притока высококвалифицированного управленческого и производственного персонала, соответствующего задачам текущей стратегии, с другой стороны, неизбежно приведёт к необходимости сокращения производств и части персонала, что приведёт к росту социальной напряжённости. Снизить данную напряжённость может формирование программ подготовки и переподготовки кадров
Прочие риски. К прочим рискам можно отнести, во-первых, возможность концентрации высококвалифицированного персонала в представительствах зарубежных компаний, что снизит конкурентоспособность отечественных компаний, и, во-вторых, возможность сохранения низкой степени локализации производств зарубежных компаний на территории России без дополнительного экономического стимулирования, что не позволит России занимать важное место в цепочке создания стоимости в данной отрасли.
Мониторинг рисков. Регулярный мониторинг и анализ индикаторов возникновения рисков обеспечит возможность своевременной и эффективной выработки мер по предотвращению рисков или снижению ущерба от их наступления. Управление рисками наиболее целесообразно осуществлять в комплексе с мероприятиями по мониторингу реализации «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения на период до 2020 года».
Нынешнее состояние сельского хозяйства России не отвечает современным требованиям и по многим позициям уступает странам–членам ВТО. Так, например, разрыв по технико-экономическим показателям во многих отраслях сельского хозяйства России по сравнению, к примеру, с США достигает до 50 лет22.
Очевидно, что вступая в ВТО, Россия будет вынуждена соблюдать соглашения по субсидиям, защитным мерам, государственным закупкам, стандартам и др. Попробуем рассмотреть возможные плюсы и минусы от вступления нашей страны в ВТО, и как это отразится на рынке сельхозтехники.
Итак, наиболее острый вопрос – отказ от механизмов государственной поддержки.
Российский крестьянин и промышленник, и без того имеет значительно меньшую государственную поддержку в виде всевозможных дотаций и субсидий, нежели их зарубежные коллеги. То есть, механизмы по стимулированию спроса – субсидии крестьянам на покупку техники отечественного производства, субсидии на техническое перевооружение предприятиям сельскохозяйственного машиностроения и прочие субсидии могут быть отменены. Так как они не отвечают правилам ВТО.
Информация о работе Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года