Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Эффективному развитию сельскохозяйственного машиностроения России препятствует ряд системных проблем, которые можно разделить на две основные группы – общеэкономические и отраслевые.
Рассмотрим каждую из групп.

Содержание работы

ПАСПОРТ СТРАТЕГИИ 4
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 8
РАЗДЕЛ I. АНАЛИЗ ОТРАСЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ 9
1. РОЛЬ И МЕСТО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1. СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ В СТРУКТУРЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 10
1.2. РОЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 11
1.3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ АПК РОССИИ 13
2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ И В МИРЕ 15
2.1. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В МИРЕ 15
2.2. АНАЛИЗ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ 18
2.2.1. РЫНОК СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ В РОССИИ 24
2.2.2. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ 28
2.2.3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ В ОТРАСЛИ 30
РАЗДЕЛ II. ВЫБОР ПУТИ РАЗВИТИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ 32
3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ 32
3.1. МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ 32
3.2. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО СЦЕНАРИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ 35
4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ 40
РАЗДЕЛ III. СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ 42
5. СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ 42
6. ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ «СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ РОССИИ ДО 2020 ГОДА» И РЕШЕНИЯ СИСТЕМНЫХ ПРОБЛЕМ ОТРАСЛИ 49
РАЗДЕЛ IV. НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 51
7. МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ 51
РАЗДЕЛ V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 54
8. ВИДЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ В РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА. 54
9. ФИНАНСИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ 56
10. РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 57
10.1. ВТО И СЕЛЬХОЗМАШИНОСТРОЕНИЕ РОССИИ. УГРОЗЫ И ПРЕИМУЩЕСТВА. 59
11. МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКЕ И ОБОРУДОВАНИЮ НА ПЕРИОД 2020 ГОДА 68
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ ПО СЕГМЕНТАМ 72
СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВА КОМПЛЕКТУЮЩИХ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В РОССИИ 81

Файлы: 1 файл

Development Strategy.doc

— 1.94 Мб (Скачать файл)

При существующем техническом и технологическом уровне развития сельского хозяйства и сельхозмашиностроения, российские предприятия будут не в состоянии конкурировать с зарубежными производителями.

Снижение ввозных таможенных пошлин. Снижение импортных тарифов на 5-10% на тракторы, кормо- и зерноуборочные комбайны (с нынешних 15%) позволит зарубежным производителям заложить эту разницу в цену продукции. Произойдет пятикратный рост импорта.

С момента вступления России в ВТО практически по всей номенклатуре сельхозтехники (кодам ТН ВЭД) таможенные пошлины будут снижены до 5%, причем без переходного периода. Это касается зерно- и кормоуборочных комбайнов и другой техники.

По мнению экспертов, вступление в ВТО не отразится на объеме рынка, однако, значительно скажется на его структуре: во всех сегментах российского рынка увеличится доля импорта. Это будет связано со снижением таможенных ставок, механизмов государственной поддержки.

Таким образом, объем рынка сельхозтехники в 2020 году по тракторам достигнет 65 тыс. шт. Из низ 60 тыс. импорт и только 5 тысяч машин придется на отечественные предприятия. Экспортировать российские предприятия ввиду жесткой конкуренции даже в страны СНГ перестанут.

По зерноуборочным комбайнам: объем рынка составит 9,2 тыс. шт. из них 8 тыс. шт. импорт. На экспорт придется не более 1 тыс. машин.

По навесному и прочему оборудованию. Рынок превысит 101 млрд. рублей. Однако, импортной продукции будет поставлено на сумму в 81,7 млрд. руб. На предприятия отечественного производства придется около 20 млрд. рублей.

Выравнивание структуры себестоимости. Россия под давлением стран-участников ВТО может будет вынуждена повысить цены на энергоносители (это главное требование Евросоюза). А это, в свою очередь, отразится на сельхозмашиностроении в виде роста цен на технику. Таким образом, мы лишимся еще одного конкурентного преимущества – меньшей цены в сравнении с зарубежной продукцией.

Свободный доступ рабочей силы. С открытием границ в страну хлынет поток низкоквалифицированных специалистов, что лишь усилит социальную напряженность. И без того невысокие зарплаты в АПК и сельхозмашиностроении, недостаточный уровень социальной защиты  лишь усугубят ситуацию и ограничат приток квалифицированных кадров в отрасль.

Доступ на рынок услуг. В качестве действенного механизма по поддержке сельхозпроизводителя можно назвать предоставление сельхозтехники в лизинг. Однако, с вступлением в ВТО данный механизм либо будет отменен, либо должна быть допущена к закупкам продукция зарубежных компаний. При существующем уровне развития отрасли, это лишь усугубит и без того сложное состояние сельхозмашиностроения.

Доступ к государственным тендерам. Проводя открытые государственные конкурсы (на разработку, закупки, выполнение каких-либо иных услуг) государственные органы в лице министерств и ведомств будут обязаны допустить к участию в них зарубежные компании.

В то же время ряд российских ученых отмечают и очевидные плюсы от возможного вступления России в ВТО23. 

Приведение методов оценки таможенной стоимости24. По мнению ряда авторов это будет способствовать снижению возможности декларирования технических средств при экспорте/импорте по заниженным ценам, что в случае импорта подержанной зарубежной техники не позволит осуществлять массовые поставки в Россию аналогов той техники, которую можно производить на отечественных заводах.

Стандартизация и техническое регулирование в соответствии с нормами ВТО. Это требование действительно позволит российским компаниям повысить уровень конкурентоспособности благодаря гармонизации и введению международных стандартов.

Какие же меры необходимо принять государству по защите своих национальных производителей? В качестве альтернативы некоторые исследователи тем же субсидиям предлагают использовать25:

1). Дешевые кредиты российских банков.

2). Кредитование промышленности через рефинансирование коммерческих банков под обязательства производственных предприятий.

3).Активно использовать  защитные меры (по примеру Китая).

4). Использовать отсрочку  открытия рынков (до 8 лет).

Резюме. Предстоящее вступление России в ВТО крайне негативно отразится на отечественном сельхозмашиностроении. Лишившись государственной поддержки, многие российские предприятия не выдержат конкуренции перед массовым наплывом импорта и будут вынуждены закрыться. В отрасли начнутся массовые увольнения. Государству потребуются дополнительные финансовые ресурсы на выплату пособий по безработице, по организации курсов для переобучения, создания новых рабочих мест.

В то же время, многое будет зависеть от внешней и внутренней политики руководства страны. Так, Китай (член ВТО) в «Законе о внешней торговле» прописал случаи, когда и при каких условиях возможно ограничение импорта. К примеру, «в целях становления либо ускоренного становления определенных отраслей производства в стране необходимо ограничение импорта» или «в целях обеспечения международного финансового положения государства, баланса международных доходов и расходов необходимо ограничение импорта»26.

Или, к примеру, США. Нормы ВТО, которые противоречат внутренним американским законам, не подлежат исполнению на территории страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мониторинг реализации Стратегии

Мониторинг реализации «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения на период до 2020 года» направлен на решение задач по оперативному обеспечению должностных лиц Минпромторга России материалами для предупреждения или устранения негативных тенденций развития отрасли, корректировки стратегических ориентиров и мероприятий.

Мониторинг осуществляется посредством сбора, обработки и анализа информации. Сбор исходной информации производится по показателям, характеризующим состояние отрасли сельскохозяйственного машиностроения и, в отдельных случаях, связанных с ней отраслей гражданского комплекса, промышленности и сельского хозяйства. Результаты мониторинга представляются в виде индикаторов, значения которых получаются посредством обработки исходных данных, а также аналитических таблиц, диаграмм, рисунков.

Мониторинг проводится Министерством промышленности и Торговли Российской Федерации с привлечением на конкурсной основе научных и экспертных организаций. Мониторинг реализации «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения до 2020 года» осуществляется ежегодно.

Мониторинг включает в себя следующие процедуры:

    • подготовка к проведению мониторинга;
    • сбор (получение) первичной информации;
    • обработка и анализ первичной информации;
    • формирование выводов и предложений.

 

Таблица 8. Основные индикаторы для мониторинга реализации Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года

Показатель

Ед. изм.

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

1

Доля отечественной техники в совокупном объёме продаж с/х тракторов (вкл. продукцию сборочных производств)

%

57

47,6

20,6

18,9

21,3

23,4

30,3

37,2

43,3

49,1

54,7

60

2

Доля отечественной техники в совокупном объёме продаж зерно- и кормоуборочных комбайнов (вкл. продукцию сборочных производств)

%

83

79,4

41,8

43,7

46,5

49,8

53,2

56,6

59,8

62,9

68,9

68,9

3

Доля отечественной техники в совокупном объёме продаж прочей с/х техники (вкл. продукцию сборочных производств)

%

42,4

40,1

39,5

40,4

40,6

40,8

44,3

48,1

52,5

57,2

62,7

68,8

4

Соотношение внутреннего российского рынка с/х техники и объема экспортных поставок (экспорт/внутренний рынок)

%

16,6

16,6

14,3

17,2

24,1

30,9

35,9

39,5

40,3

39,8

38,3

35,1

5

Объем экспорта сельскохозяйственной техники

млн. руб.

9 075

8 116

9 500

13 446

21 971

32 706

44 535

59 279

72 531

86 262

100 423

114 888

6

Объем продаж сельскохозяйственной техники в России

млн. руб.

54 605

48 906

66 595

78 023

91 159

105 933

124 106

150 213

180 159

216 733

262 349

327 491

7

Объем продаж с/х тракторов в России

шт.

12 383

11 547

13 643

14 237

15 459

17 442

20 259

24 365

30 304

37 989

48 934

65 128

8

Объём производства  с/х тракторов в России (сборка тракторов МТЗ)

шт.

862  
(4 383)

619 
(5688)

1 081

1 358

2 893

4 563

7 862

11 964

17 372

24 465

34 405

49 077

9

Объём продаж зерно- и кормоуборочных комбайнов в России

шт.

4 996

5 886

6 790

7 271

7 584

7 814

8 139

8 384

8 730

8 998

9 099

9 227

10

Объём  производства комбайнов в России

шт.

4 568

4 991

5 701

6 446

7 164

7 914

8 749

9 547

10 419

11 251

12 209

12 717

11

Объём продаж прочей с/х техники в России

млн. руб.

21 069

9 926

17 706

22 191

27 938

34 137

41 163

50 145

59 995

71 707

84 464

101 738

12

Объём производства прочей с/х техники в России

млн. руб.

4 350

4 528

7 926

10 602

13 753

18 853

26 400

35 252

45 911

59 013

74 705

95 763

13

Обеспеченность  аграрного комплекса тракторами (количество тракторов на 1000 га посевов)

шт. на 1000 га

4,29

4,25

4,25

4,26

4,29

4,34

4,41

4,51

4,64

4,80

5,02

5,31

14

Обеспеченность  аграрного комплекса комбайнами (количество зерноуборочных комбайнов на 1000 га зерновых посевов)

шт. на 1000 га

2,2

2,2

2,2

2,25

2,25

2,26

2,27

2,28

2,28

2,29

2,29

2,30

15

Коэффициент обновления парка сельскохозяйственных тракторов

%

3,55

3,56

4,16

4,29

4,58

5,06

5,73

6,68

8,00

9,58

11,69

14,56

16

Коэффициент обновления парка зерноуборочных комбайнов

%

6,12

6,65

7,64

8,14

8,45

8,66

8,98

9,20

9,53

9,78

9,84

9,92

14

Производительность труда в отрасли (выручка/численность занятых)

руб./ чел.

446 373

420 000

617 308

824 106

1 07 1124

1 203 161

1 470 170

1 940 624

2 554 347

3 094 689

3 582 845

3 992 256

15

Средняя заработная плата

руб./ мес.

14 400

10 978

15 393

19 560

24 136

25 666

29 596

36 735

45 284

51 146

54 909

56388


 

 

 

 

 

 

 

Приложение

к «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения Росси до 2020 года»

Основные рекомендуемые  технические и технологические требования к сельскохозяйственной технике и оборудованию на период до 2020 года

    1. Технические требования

Тракторы

Расширение диапазона рабочих скоростей до 20 км/ч;

Снижения давления на почву;

Снижение удельного расхода топлива до 20%; Снижение металлоемкости до 5-10%;

Повышение энерговооруженности,

универсальность в агрегатированности навесных и прицепных орудий различных конструкций;

Повышение запаса крутящего момента у двигателя – до 40-50%;

Повышение ресурса двигателя до 15-20 тыс. моточасов;

Повышение транспортной скорости до 40-60 и более км/ч, использование на тракторах систем устойчивости и безопасности при работе на повышенных скоростях (рабочих и транспортных);

Повышение наработки на сложный отказ до 2-3 раз;

Повышение мощности двигателя до 600 л.с. и более для работы с широкозахватной прицепной техникой;

Повышение производительности гидравлической системы до 200-300 л/мин;

Применение высокоэффективных видов топлива (в том числе биотопливо) и смазочных материалов с расширением диапазона смены масел более 500 моточасов;

Уровень шума в кабине – 70-72 дБА;

Повышение наработки на отказ на 20-40% и более.

Повышение коэффициента готовности до 0,99, снижение трудоемкости технического обслуживания на 10% и более.

Применение технологий гибридных силовых установок, применение бесступенчатых трансмиссий.

Повышение энергообеспеченности – до 2-4 раз;

Соответствие конструктивных параметров лучшим мировым образцам однотипной техники.

Комбайны

(зерноуборочные, кормоуборочные)

Снижение потерь зерна до 1,5 раз: за молотилкой и жаткой - до 1%;

Снижение дробления зерна до раз;

Снижение сорной примеси в бункерном зерне до 30%;

Расширение использования композиционных материалов на 10% в конструкции для снижения общей массы техники;

Обеспечение агротехнических требований к результатам работы при урожайности зерновых 7-15 т/га;

Повышение мощности двигателя до уровня 600 л.с. для зерноуборочного комбайна и 1000 л.с. для кормоуборочного комбайна;

Для работы с широкозахватными адаптерами на уборке сельскохозяйственных культур с урожайностью свыше 10 т/га с производительностью свыше 70-100 т/ч (и до уровня 150 т/ч);

Повышение вместимости бункера зерноуборочного комбайна – до 12-14 куб.м,

Свекловичного комбайна – до 45 куб.м;

Повышение наработки на отказ на 40%,

повышение коэффициента готовности до 0,99, снижение трудоемкости технического обслуживания на 20% и более;

Применение комбайнов класса 7 и 8 (классификация по мощности двигателя);

Применение технологий гибридных силовых установок;

Сеялки и посевные комплексы

Повышение наработки на отказ на 20-30%,

повышение коэффициента готовности до 0,99, снижение трудоемкости технического обслуживания на 20% и более;

Снижение расхода семян при посеве и повышение их всхожести;

Снижение отклонения фактических норм высева до 30%;

Повышение качества заделки семян до 10%;

Снижение дробление семян до 30%;

Повышение рабочих скоростей посева до 20 км/ч;

Увеличение ширины захвата до 20 м и более.

Почвообрабатывающие машины

Уменьшение неравномерности обработки почвы до 30%;

Повышение заделки растительных остатков до 10%;

Повышение качества крошения почвы до 10%;

Прочая техника и  сельскохозяйственное оборудование

Повышение многофункциональности;

Повышение ширины захвата до 100%;

Повышение количества операций до 5–7 за один проход по полю;

Повышение средней производительности и грузоподъемности до 50-100%;

Повышение транспортной скорости до уровня 50-60 км/ч, а по отдельным моделям техники и выше;

Применение технологий гибридных силовых установок на самоходной технике


    1. Показатели надежности

 

 

 

Самоходная техника, прицепные и навесные орудия, технологическое оборудование

Повышение наработки на отказ до 200% и более;

Снижение трудоемкости технического обслуживания и ремонта до 3 и более раз;

Повышение (в среднем) срока службы до 10-12 и более лет;

Увеличение гарантийного срока до 2- 3 лет без ограничения использования ресурса двигателя и основных агрегатов как трансмиссия, гидравлика, редукторы.


    1. Технологические требования

 

 

 

Самоходная техника, прицепные и навесные орудия, технологическое оборудование

Внедрение современных технологий, обеспечивающих выполнение всего комплекса работ в кратчайшие сроки, с обеспечением безопасности работы для техники и оборудования, обслуживающего персонала;

Повышение (в среднем) коэффициента надежности технологического процесса до 0,99, коэффициента использования рабочего времени до 0,8-0,85 и выше, коэффициента готовности до 0,99;

Расширение применения оборудования, использующего системы GPS и Glonass, в том числе произведенного в России;

Расширение применения технологий дистанционного управления и контроля за работой техники и её основных узлов и агрегатов.


    1. Экологические требования

 

 

Самоходная техника, прицепные и навесные орудия, технологическое оборудование

Исключение утечек и подтекания топлива и смазочных материалов;

Снижение влияния машин на деградацию почвы;

Снижение влияния машин на эрозионно-опасные частицы почвы;

Снижение вредных выбросов отработанных газов и внешнего шума техники и оборудования;

Применение стандартов Tier 3 к используемым двигателям (начало использования дизельных двигателей, соответствующих нормам Tier 4);

Снижение давления техники и оборудования на почву до уровня регламентированного действующими стандартами, снижение колеи от прохода самоходной техники, расширение применения съемных гусеничных движетелей на колесной технике;

Общий процент истирания металла рабочих органов о почву за срок амортизации орудия не превышает 10% от первоначальной массы;

Запыленность и вредные выбросы при работе техники должны соответствовать нормам среды на рабочем месте оператора техники, действующие на настоящий день в Европе и Северной Америке.

Информация о работе Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года