Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Бугуруслан» до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Правительство области придает большое значение управлению развитием на основе принципов стратегического планирования. В связи с этим был разработан проект Стратегии развития Оренбургской области до 2030 года. В качестве общей стратегической цели развития региона на период до 2030 г. в соответствии с базовым сценарием устойчивого развития, определено достижение высокого уровня стандартов жизни и условий, при которых это состояние будет сохраняться в долгосрочной перспективе.
Стратегия направляет развитие региона в сторону инновационного прорыва, повышения качества жизни населения, значительного увеличения масштабов экономики (таблица 1).

Содержание работы

Введение 5
1.Оценка исходной социально-экономической ситуации муниципального образования «город Бугуруслан» 7
1.1.Краткие сведения о муниципальном образовании «город Бугуруслан» 7
1.2. Экономический потенциал 8
1.2.1. Промышленное производство 8
1.2.2. Предпринимательская деятельность 12
1.3. Инвестиционная деятельность 17
1.4. Кадровый потенциал 20
1.4.1. Занятость населения 20
1.4.2. Анализ системы управления муниципального образования 22
1.4.3. Основные цели и приоритеты развития муниципального образования на среднесрочную перспективу 24
1.5. Бюджетный потенциал 25
2.Стартовые условия для разработки стратегии
МО «город Бугуруслан» 33
2.1 Внутренние и внешние факторы 33
2.2. SWOT-анализ социально-экономического и инвестиционного развития 34
2.2.1. Уникальность, конкурентные преимущества и ключевые проблемы муниципального образования 39
3.Стратегические направления социально-экономического развития МО «город Бугуруслан» 39
3.1 Вероятные сценарии стратегического развития Оренбургской области и их влияние на стратегию развития МО «город Бугуруслан» 39
3.2. Устойчивое развитие экономического потенциала муниципального образования 44
3.3. Формирование инвестиционного имиджа МО «город Бугуруслан» 47
3.4. Поддержка малого и среднего бизнеса 47
3.5 Основные направления бюджетной политики. 48
3.5.1. Задачи по увеличению доходной части местного бюджета 49
3.5.2. Обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств 49
3.6. Качество жизни и развитие социальной сферы 51
4. Механизмы реализации стратегии 56
4.1. Основания для внесения изменений в стратегию развития 57
5. Индикаторы качества реализации Стратегии развития
МО «город Бугуруслан» 58
6. Список использованных источников 59

Файлы: 1 файл

strategics.docx

— 239.87 Кб (Скачать файл)

    Утверждено

                                         Решение Совета депутатов

                                         муниципального образования « город Бугуруслан»

                                                                 « 13 » _июня__ 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегия социально-экономического развития муниципального образования

«город Бугуруслан» до 2020 года.

 

 

 

 

 

г. Бугуруслан 2012г.


 

 

Реферат

Ключевые слова: стратегия, устойчивое развитие, возможности, факторы, условия, регион.

Объектом исследования являются социально-экономические процессы в муниципальном образовании «город Бугуруслан», которые будут оказывать значительное влияние на его развитие до 2020 года.

 

Цели  работы:

    1. Оценка и анализ текущего состояния экономики и социальной сферы города, выявление проблем и определение приоритетов комплексного развития отраслей экономики, с учетом имеющейся минерально-сырьевой базы,  трудовых и производственных ресурсов.

 

    1. Оценка возможных направлений развития экономики города, в соответствии со стратегией развития Оренбургской области:

 

    • определение приоритетов социально-экономического развития муниципального образования;
    • обоснование стратегических целей и задач социально-экономического развития муниципального образования;
    • сравнительная характеристика стратегических альтернатив развития и возможных стратегий социально-экономического развития  муниципального образования до 2020 года.

 

 

При разработке стратегии были проведены встречи с представителями бизнес сообщества и населения города, совещания, на которых обсуждались выявленные социально-экономические проблемы. Организованы круглые столы с экспертами компетентными по соответствующей тематике проблем социально-экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список сокращений и терминов:

 

ИП –  индивидуальный предприниматель;

ВТО –  Всемирная Торговая Организация;

SWOT-анализ – анализ Сильных (Strong), слабых (Weak) сторон, возможностей (Opportunities) и угроз (Threat);

ВРП –  валовой региональный продукт;

МО –  муниципальное образование;

Кластер – сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

ЖКХ –  жилищно-коммунальное хозяйство;

МУЗ – муниципальное учреждение здравоохранения;

АПК – аграрно-промышленный комплекс.

 

 

Оглавление

Введение 5

1.Оценка исходной социально-экономической ситуации муниципального образования «город Бугуруслан» 7

1.1.Краткие сведения о муниципальном образовании «город Бугуруслан» 7

1.2. Экономический потенциал 8

1.2.1. Промышленное производство 8

1.2.2. Предпринимательская деятельность 12

1.3. Инвестиционная деятельность 17

1.4. Кадровый потенциал 20

1.4.1. Занятость населения 20

1.4.2. Анализ системы управления муниципального образования 22

1.4.3. Основные цели и приоритеты развития муниципального образования на среднесрочную перспективу 24

1.5. Бюджетный потенциал 25

2.Стартовые условия для разработки стратегии 

МО «город Бугуруслан» 33

2.1 Внутренние и внешние факторы 33

2.2. SWOT-анализ социально-экономического и инвестиционного развития 34

2.2.1. Уникальность, конкурентные преимущества и ключевые проблемы муниципального образования 39

3.Стратегические направления социально-экономического развития МО «город Бугуруслан» 39

3.1 Вероятные сценарии стратегического развития Оренбургской области и их влияние на стратегию развития МО «город Бугуруслан» 39

3.2. Устойчивое развитие экономического потенциала муниципального образования 44

3.3. Формирование инвестиционного имиджа МО «город Бугуруслан» 47

3.4. Поддержка малого и среднего бизнеса 47

3.5 Основные направления бюджетной политики. 48

3.5.1. Задачи по увеличению доходной части местного бюджета 49

3.5.2. Обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств  49

3.6. Качество жизни и развитие социальной сферы 51

4. Механизмы реализации стратегии 56

4.1. Основания для внесения изменений в стратегию развития 57

5. Индикаторы качества реализации Стратегии развития

МО «город Бугуруслан» 58

6. Список использованных источников 59

7. Приложения 60

 

 

Введение

 

Преобразование экономического уклада жизни страны, произошедшее в конце XX века и первое десятилетие XXI века сделало актуальными решение вопросов стратегического планирования развития муниципального образования «Бугуруслан».

Наиболее насущными из них являются расширение прав регионов и муниципальных  образований, экономическая децентрализация  и, в большей степени, отсутствие эффективной методики управления социально-экономическими процессами на местном уровне.

В настоящее время муниципальные образования преимущественно самостоятельно несут ответственность за свое социально-экономическое состояние и перспективы развития.

Принятие 6 октября 2003 года Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»изменило содержание местного самоуправления  и закрепило возможность под свою ответственность решения населением соответствующей территории местных вопросов, что стало основанием для самостоятельной разработки и реализации муниципальной стратегии.

В связи с вышеизложенным подотчетные населению органы местного самоуправления получили право формулировать долгосрочные и среднесрочные цели местного развития и определять способы их достижения.

После принятия этого закона появилась возможность привлекать наиболее активные слои населения к решению местных проблем, у людей появилась заинтересованность в судьбе своей малой родины, в развитии местных территорий, использовании интеллектуальных, природных, управленческих и других ресурсов.

Подключение населения к поиску средств для решения социальных вопросов, улучшения окружающей среды, создания современной инфраструктуры муниципального образования стало возможным через организацию и развитие местного самоуправления. Ориентиром в этой работе должны стать стратегические планы социально-экономического развития муниципальных образований.

В настоящее время во многих странах  мира идут процессы стратегического планирования местного самоуправления. Повышается роль организационных способностей местных властей, объединяющих разные субъекты экономики с различными интересами для достижения общих целей.

Сегодня в России, используя опыт западных городов и отечественных  разработок, наиболее активные муниципальные  образования также осуществляют стратегическое планирование социально-экономического развития.

В современной социально-экономической  ситуации перед органами местного самоуправления муниципального образования «Бугуруслан» стоит задача согласования интересов всех субъектов муниципального образования, что создаст условия для эффективного развития всего города. Настало время для долгосрочного планирования и разработки стратегии развития территории, которая должна стать документом общественного согласия.

Правительство области придает большое значение управлению развитием на основе принципов стратегического планирования. В связи с этим был разработан проект Стратегии развития Оренбургской области до 2030 года.  В качестве общей стратегической цели развития региона на период до 2030 г. в соответствии с базовым сценарием устойчивого развития, определено достижение высокого уровня стандартов жизни и условий, при которых это состояние будет сохраняться в долгосрочной перспективе.

Стратегия направляет развитие региона в сторону инновационного прорыва, повышения качества жизни населения, значительного увеличения масштабов экономики (таблица 1).

 

Таблица 1

Целевые показатели развития Оренбургской области до 2030 гг.,

в ценах 2005 г.

 

Наименование показателя

Отчет

Прогноз

2005

2009

2015

2030

2030 г. к 2005 г. (раз)

Среднедушевые денежные доходы населения, руб.

4988

7100

10200

21500

3,6

Среднемесячная заработная плата  одного работника, руб.

6163,5

9400

17500

32000

4,8

Общая площадь жилья на одного жителя, кв. м

19,8

20,7

23

26

1,3

Естественный прирост населения  в год, %

-0,5

-0,4

0

1,5

-

Продолжительность жизни, лет

65

66

68

71

1,1

ВРП, млрд руб.

217

275

400

750

3,4

ВРП на 1 жителя, тыс. руб.

101,4

-

-

300

2,92

Объем инвестиций в основной капитал (нарастающим итогом), млрд руб.

36,8

140

370

730

-

Доля высокотехнологичной продукции  в объеме отгруженной продукции, %

1,5

7,5

20

35

23

Объем продукции сельского хозяйства, млрд руб.

31,4

33

37

49,8

1,6


 

Таким образом, приведенные целевые  показатели должны быть приняты на уровне каждого муниципального образования Оренбургской области.

Для их достижения необходимо разобраться  со сложившейся ситуацией в каждом муниципальном образовании, и выявить  факторы, которые могут повлиять на развитие социально-экономической  жизни.

  1. Оценка исходной социально-экономической ситуации муниципального образования «город Бугуруслан»

    1. Краткие сведения о муниципальном образовании «город Бугуруслан»

 

Город Бугуруслан расположен в северо - западной части Оренбургской области, в лесостепной зоне. Между Волгой и Уралом на многие километры раскинулся Общий Сырт, к которому примыкает  Бугульминско- Белебеевская возвышенность. Между холмами у берегов реки Большой Кинель на высоте 80-100 метров над уровнем моря расположена основная часть застроек города.

В состав территории муниципального образования «город Бугуруслан», в пределах которой осуществляется местное самоуправление, также входят земли населенных пунктов: поселков Затон, Озеровка, Старая Степановка, Новая Степановка; разъезд Савруха, разъезд 1273 км.

Удаленность от экономических центров:  до г. Москва-1276 км, Самара-179 км, Оренбурга-385 км, Уральска-326 км.

Одним из факторов развития города является  его транзитный потенциал. Через город проходят: железная дорога Самара- Уфа, автомобильное шоссе Самара- Бугуруслан, Бугульма- Бугуруслан и Бузулук- Уральск.


Общая протяженность автомобильных дорог по городу  - 198,6 км.  Густота автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 47,1 км.на 1 тыс. кв. км. территории.

Ремонт и содержание дорог осуществляется по результатам проведенных торгов. Муниципальное образование имеет  свой асфальтобетонный завод, с мощностью  выпуска асфальта 20 тонн в час.

На территории города действует 11 регулярных муниципальных маршрутов  и один садово-огороднический маршрут, общая протяженность которых  составляет 112,55 километра.   Регулярным автобусным сообщением охвачено 100 % населения  города. Перевозку грузов осуществляют частные предприятия – ООО  «Грузоперевозчик»,  а также индивидуальные предприниматели и частные перевозчики.

Экологическая обстановка в городе Бугуруслане   благоприятная.  Наблюдение осуществляет Государственное учреждение «Государственный контроль за экологической обстановкой Оренбургской области». Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящие от стационарных источников, в целом  уменьшаются за счет реконструкции котельных и других природоохранных мероприятий. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников составил в 2009 году 0,25 тыс. тонн

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Бугуруслан» до 2020 года