Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:49, курсовая работа
Правительство области придает большое значение управлению развитием на основе принципов стратегического планирования. В связи с этим был разработан проект Стратегии развития Оренбургской области до 2030 года. В качестве общей стратегической цели развития региона на период до 2030 г. в соответствии с базовым сценарием устойчивого развития, определено достижение высокого уровня стандартов жизни и условий, при которых это состояние будет сохраняться в долгосрочной перспективе.
Стратегия направляет развитие региона в сторону инновационного прорыва, повышения качества жизни населения, значительного увеличения масштабов экономики (таблица 1).
Введение 5
1.Оценка исходной социально-экономической ситуации муниципального образования «город Бугуруслан» 7
1.1.Краткие сведения о муниципальном образовании «город Бугуруслан» 7
1.2. Экономический потенциал 8
1.2.1. Промышленное производство 8
1.2.2. Предпринимательская деятельность 12
1.3. Инвестиционная деятельность 17
1.4. Кадровый потенциал 20
1.4.1. Занятость населения 20
1.4.2. Анализ системы управления муниципального образования 22
1.4.3. Основные цели и приоритеты развития муниципального образования на среднесрочную перспективу 24
1.5. Бюджетный потенциал 25
2.Стартовые условия для разработки стратегии
МО «город Бугуруслан» 33
2.1 Внутренние и внешние факторы 33
2.2. SWOT-анализ социально-экономического и инвестиционного развития 34
2.2.1. Уникальность, конкурентные преимущества и ключевые проблемы муниципального образования 39
3.Стратегические направления социально-экономического развития МО «город Бугуруслан» 39
3.1 Вероятные сценарии стратегического развития Оренбургской области и их влияние на стратегию развития МО «город Бугуруслан» 39
3.2. Устойчивое развитие экономического потенциала муниципального образования 44
3.3. Формирование инвестиционного имиджа МО «город Бугуруслан» 47
3.4. Поддержка малого и среднего бизнеса 47
3.5 Основные направления бюджетной политики. 48
3.5.1. Задачи по увеличению доходной части местного бюджета 49
3.5.2. Обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств 49
3.6. Качество жизни и развитие социальной сферы 51
4. Механизмы реализации стратегии 56
4.1. Основания для внесения изменений в стратегию развития 57
5. Индикаторы качества реализации Стратегии развития
МО «город Бугуруслан» 58
6. Список использованных источников 59
Утверждено
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования
«город Бугуруслан» до 2020 года.
г. Бугуруслан 2012г.
Реферат
Ключевые слова: стратегия, устойчивое развитие, возможности, факторы, условия, регион.
Объектом исследования являются социально-экономические процессы в муниципальном образовании «город Бугуруслан», которые будут оказывать значительное влияние на его развитие до 2020 года.
Цели работы:
При разработке стратегии были проведены встречи с представителями бизнес сообщества и населения города, совещания, на которых обсуждались выявленные социально-экономические проблемы. Организованы круглые столы с экспертами компетентными по соответствующей тематике проблем социально-экономического развития.
Список сокращений и терминов:
ИП – индивидуальный предприниматель;
ВТО – Всемирная Торговая Организация;
SWOT-анализ – анализ Сильных (Strong), слабых (Weak) сторон, возможностей (Opportunities) и угроз (Threat);
ВРП – валовой региональный продукт;
МО – муниципальное образование;
Кластер – сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство;
МУЗ – муниципальное учреждение здравоохранения;
АПК – аграрно-промышленный комплекс.
Оглавление
Введение 5
1.Оценка исходной социально-экономической ситуации муниципального образования «город Бугуруслан» 7
1.1.Краткие сведения о муниципальном образовании «город Бугуруслан» 7
1.2. Экономический потенциал 8
1.2.1. Промышленное производство 8
1.2.2. Предпринимательская деятельность 12
1.3. Инвестиционная деятельность 17
1.4. Кадровый потенциал 20
1.4.1. Занятость населения 20
1.4.2. Анализ системы управления муниципального образования 22
1.4.3. Основные цели и приоритеты развития муниципального образования на среднесрочную перспективу 24
1.5. Бюджетный потенциал 25
2.Стартовые условия для разработки стратегии
МО «город Бугуруслан» 33
2.1 Внутренние и внешние факторы 33
2.2. SWOT-анализ социально-экономического и инвестиционного развития 34
2.2.1. Уникальность, конкурентные преимущества и ключевые проблемы муниципального образования 39
3.Стратегические направления социально-экономического развития МО «город Бугуруслан» 39
3.1 Вероятные сценарии стратегического развития Оренбургской области и их влияние на стратегию развития МО «город Бугуруслан» 39
3.2. Устойчивое развитие экономического потенциала муниципального образования 44
3.3. Формирование инвестиционного имиджа МО «город Бугуруслан» 47
3.4. Поддержка малого и среднего бизнеса 47
3.5 Основные направления бюджетной политики. 48
3.5.1. Задачи по увеличению доходной части местного бюджета 49
3.5.2. Обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств 49
3.6. Качество жизни и развитие социальной сферы 51
4. Механизмы реализации стратегии 56
4.1. Основания для внесения изменений в стратегию развития 57
5. Индикаторы качества реализации Стратегии развития
МО «город Бугуруслан» 58
6. Список использованных источников 59
7. Приложения 60
Введение
Преобразование экономического уклада жизни страны, произошедшее в конце XX века и первое десятилетие XXI века сделало актуальными решение вопросов стратегического планирования развития муниципального образования «Бугуруслан».
Наиболее насущными из них являются расширение прав регионов и муниципальных образований, экономическая децентрализация и, в большей степени, отсутствие эффективной методики управления социально-экономическими процессами на местном уровне.
В настоящее время муниципальные образования преимущественно самостоятельно несут ответственность за свое социально-экономическое состояние и перспективы развития.
Принятие 6 октября 2003 года Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»изменило содержание местного самоуправления и закрепило возможность под свою ответственность решения населением соответствующей территории местных вопросов, что стало основанием для самостоятельной разработки и реализации муниципальной стратегии.
В связи с вышеизложенным подотчетные населению органы местного самоуправления получили право формулировать долгосрочные и среднесрочные цели местного развития и определять способы их достижения.
После принятия этого закона появилась возможность привлекать наиболее активные слои населения к решению местных проблем, у людей появилась заинтересованность в судьбе своей малой родины, в развитии местных территорий, использовании интеллектуальных, природных, управленческих и других ресурсов.
Подключение населения к поиску средств для решения социальных вопросов, улучшения окружающей среды, создания современной инфраструктуры муниципального образования стало возможным через организацию и развитие местного самоуправления. Ориентиром в этой работе должны стать стратегические планы социально-экономического развития муниципальных образований.
В настоящее время во многих странах мира идут процессы стратегического планирования местного самоуправления. Повышается роль организационных способностей местных властей, объединяющих разные субъекты экономики с различными интересами для достижения общих целей.
Сегодня в России, используя опыт западных городов и отечественных разработок, наиболее активные муниципальные образования также осуществляют стратегическое планирование социально-экономического развития.
В современной социально-
Правительство области придает большое значение управлению развитием на основе принципов стратегического планирования. В связи с этим был разработан проект Стратегии развития Оренбургской области до 2030 года. В качестве общей стратегической цели развития региона на период до 2030 г. в соответствии с базовым сценарием устойчивого развития, определено достижение высокого уровня стандартов жизни и условий, при которых это состояние будет сохраняться в долгосрочной перспективе.
Стратегия направляет развитие региона в сторону инновационного прорыва, повышения качества жизни населения, значительного увеличения масштабов экономики (таблица 1).
Таблица 1
Целевые показатели развития Оренбургской области до 2030 гг.,
в ценах 2005 г.
Наименование показателя |
Отчет |
Прогноз | |||
2005 |
2009 |
2015 |
2030 |
2030 г. к 2005 г. (раз) | |
Среднедушевые денежные доходы населения, руб. |
4988 |
7100 |
10200 |
21500 |
3,6 |
Среднемесячная заработная плата одного работника, руб. |
6163,5 |
9400 |
17500 |
32000 |
4,8 |
Общая площадь жилья на одного жителя, кв. м |
19,8 |
20,7 |
23 |
26 |
1,3 |
Естественный прирост |
-0,5 |
-0,4 |
0 |
1,5 |
- |
Продолжительность жизни, лет |
65 |
66 |
68 |
71 |
1,1 |
ВРП, млрд руб. |
217 |
275 |
400 |
750 |
3,4 |
ВРП на 1 жителя, тыс. руб. |
101,4 |
- |
- |
300 |
2,92 |
Объем инвестиций в основной капитал (нарастающим итогом), млрд руб. |
36,8 |
140 |
370 |
730 |
- |
Доля высокотехнологичной |
1,5 |
7,5 |
20 |
35 |
23 |
Объем продукции сельского хозяйства, млрд руб. |
31,4 |
33 |
37 |
49,8 |
1,6 |
Таким образом, приведенные целевые показатели должны быть приняты на уровне каждого муниципального образования Оренбургской области.
Для их достижения необходимо разобраться со сложившейся ситуацией в каждом муниципальном образовании, и выявить факторы, которые могут повлиять на развитие социально-экономической жизни.
Город Бугуруслан расположен в северо - западной части Оренбургской области, в лесостепной зоне. Между Волгой и Уралом на многие километры раскинулся Общий Сырт, к которому примыкает Бугульминско- Белебеевская возвышенность. Между холмами у берегов реки Большой Кинель на высоте 80-100 метров над уровнем моря расположена основная часть застроек города.
В состав территории муниципального образования «город Бугуруслан», в пределах которой осуществляется местное самоуправление, также входят земли населенных пунктов: поселков Затон, Озеровка, Старая Степановка, Новая Степановка; разъезд Савруха, разъезд 1273 км.
Удаленность от экономических центров: до г. Москва-1276 км, Самара-179 км, Оренбурга-385 км, Уральска-326 км.
Одним из факторов развития города является его транзитный потенциал. Через город проходят: железная дорога Самара- Уфа, автомобильное шоссе Самара- Бугуруслан, Бугульма- Бугуруслан и Бузулук- Уральск.
Общая протяженность автомобильных дорог по городу - 198,6 км. Густота автомобильных дорог с твердым покрытием составляет 47,1 км.на 1 тыс. кв. км. территории.
Ремонт и содержание дорог осуществляется
по результатам проведенных
На территории города действует 11
регулярных муниципальных маршрутов
и один садово-огороднический маршрут,
общая протяженность которых
составляет 112,55 километра. Регулярным
автобусным сообщением охвачено 100 % населения
города. Перевозку грузов осуществляют
частные предприятия – ООО
«Грузоперевозчик», а также индивидуальные
предприниматели и частные
Экологическая обстановка в городе Бугуруслане благоприятная. Наблюдение осуществляет Государственное учреждение «Государственный контроль за экологической обстановкой Оренбургской области». Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящие от стационарных источников, в целом уменьшаются за счет реконструкции котельных и других природоохранных мероприятий. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников составил в 2009 году 0,25 тыс. тонн