Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:49, курсовая работа
Правительство области придает большое значение управлению развитием на основе принципов стратегического планирования. В связи с этим был разработан проект Стратегии развития Оренбургской области до 2030 года. В качестве общей стратегической цели развития региона на период до 2030 г. в соответствии с базовым сценарием устойчивого развития, определено достижение высокого уровня стандартов жизни и условий, при которых это состояние будет сохраняться в долгосрочной перспективе.
Стратегия направляет развитие региона в сторону инновационного прорыва, повышения качества жизни населения, значительного увеличения масштабов экономики (таблица 1).
Введение 5
1.Оценка исходной социально-экономической ситуации муниципального образования «город Бугуруслан» 7
1.1.Краткие сведения о муниципальном образовании «город Бугуруслан» 7
1.2. Экономический потенциал 8
1.2.1. Промышленное производство 8
1.2.2. Предпринимательская деятельность 12
1.3. Инвестиционная деятельность 17
1.4. Кадровый потенциал 20
1.4.1. Занятость населения 20
1.4.2. Анализ системы управления муниципального образования 22
1.4.3. Основные цели и приоритеты развития муниципального образования на среднесрочную перспективу 24
1.5. Бюджетный потенциал 25
2.Стартовые условия для разработки стратегии
МО «город Бугуруслан» 33
2.1 Внутренние и внешние факторы 33
2.2. SWOT-анализ социально-экономического и инвестиционного развития 34
2.2.1. Уникальность, конкурентные преимущества и ключевые проблемы муниципального образования 39
3.Стратегические направления социально-экономического развития МО «город Бугуруслан» 39
3.1 Вероятные сценарии стратегического развития Оренбургской области и их влияние на стратегию развития МО «город Бугуруслан» 39
3.2. Устойчивое развитие экономического потенциала муниципального образования 44
3.3. Формирование инвестиционного имиджа МО «город Бугуруслан» 47
3.4. Поддержка малого и среднего бизнеса 47
3.5 Основные направления бюджетной политики. 48
3.5.1. Задачи по увеличению доходной части местного бюджета 49
3.5.2. Обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств 49
3.6. Качество жизни и развитие социальной сферы 51
4. Механизмы реализации стратегии 56
4.1. Основания для внесения изменений в стратегию развития 57
5. Индикаторы качества реализации Стратегии развития
МО «город Бугуруслан» 58
6. Список использованных источников 59
В структуре расходов бюджета наибольшая доля приходится на образование, ЖКХ, социальную политику, здравоохранение. В 2010 г. по сравнению с 2006 г. в структуре расходов уменьшился удельный вес образования на 2%, здравоохранения на 6%, социальной политики на 1,5%, на 13,2% в структуре расходов увеличился вес ЖКХ. В целом бюджет можно назвать социально ориентированным, направленным на поддержку и сохранения качества жизни населения.
В тоже время большой удельный
вес социальных расходов, расходов
на образование и здравоохранение
значительно снижают
Таблица 14
Расходы бюджета муниципального образования в расчете на душу населения
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Темп роста 2010 к 2006, % |
Расходы бюджета, тыс. руб. |
441937 |
518007 |
892591 |
666894 |
912088 |
206,4 |
Среднегодовая численность населения, тыс. чел. |
53,3 |
53,1 |
52,7 |
52,6 |
50,2 |
94,2 |
Расходы бюджета муниципального города на душу населения, тыс. руб. |
8292 |
9755 |
16937 |
12679 |
18169 |
219,1 |
С 2006 г. расходы бюджета выросли на 106,4%, расходы бюджета на душу населения увеличились на 119,1%, при сокращении численности населения на 5,8%.
Таблица 15
Общая характеристика муниципального хозяйства
в 2011 году
Объекты муниципального хозяйства |
Количество |
Муниципальные предприятия – всего, ед. |
8 |
в том числе в сфере: |
|
жилищно-коммунального |
4 |
строительство |
|
Транспорта |
1 |
Прочие виды услуг |
3 |
Муниципальные учреждения – всего, ед. 56 |
56 |
в том числе в сфере: |
|
Образования |
29 |
здравоохранения |
3 |
Культуры |
8 |
физкультуры и спорта |
4 |
другой сфере (социальная защита) |
12 |
Жилищный фонд, тыс. м2 |
1131,17 |
Земли – всего, га |
7646 |
Структура земель по назначению - всего, % |
100 |
в том числе: |
|
- земли сельскохозяйственного |
|
- земли населенных пунктов |
100 |
- земли лесного фонда |
|
-земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения |
|
- земли запаса |
|
- земли особо охраняемых |
|
Структура земель по виду собственности - всего, % |
100 |
в том числе: |
|
- государственная |
67 |
- муниципальная |
12 |
- частная |
21 |
Таблица 16
Основные показатели деятельности муниципальных предприятий
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |||||
всего |
Темп роста, % |
всего |
Темп роста, % |
всего |
Темп роста, % |
всего |
Темп роста, % |
всего |
Темп роста, % | |
Оборот организаций, тыс. руб. |
196555 |
191859 |
97,6 |
172321 |
90 |
123055 |
71,4 |
133160 |
108,2 | |
Среднегодовая численность работников, человек |
1088 |
867 |
798,7 |
549 |
86,3 |
458 |
83,4 |
463 |
101,1 | |
Доля убыточных предприятий в
общем числе муниципальных |
33 |
28 |
84,8 |
33 |
117,9 |
50 |
151,5 |
40 |
80 |
В 2010 г. по сравнению с 2006 г. сократилась доля убыточных предприятий в общем числе муниципальных предприятий на 21,21%, в то же время оборот вырос на 8,2%, при увеличении среднегодовой численности сотрудников на 1,1%.
Таблица 17
Поступления в бюджет МО «г. Бугуруслан»
доходов от реализации и аренды муниципальной собственности
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |||||
тыс. руб. |
уд. вес., % |
тыс. руб. |
уд. вес., % |
тыс. руб. |
уд. вес., % |
тыс. руб. |
уд. вес., % |
тыс. руб. |
уд. вес., % | |
Реализация имущества |
6116 |
36,7 |
25832 |
65,5 |
7053 |
22,2 |
6421 |
15,3 |
3864 |
10,9 |
Темп роста, % |
15,2 |
422,4 |
27,3 |
91,0 |
60,2 |
|||||
Аренда муниципального имущества |
4317 |
25,9 |
5731 |
14,5 |
4873 |
15,4 |
10404 |
24,9 |
7258 |
20,4 |
Темп роста, % |
71,2 |
132,7 |
85,0 |
213,5 |
69,8 |
|||||
Продажа земли |
2190 |
6,9 |
5777 |
13,8 |
2898 |
8,1 | ||||
Темп роста, % |
263,8 |
50,2 |
||||||||
Аренда земли |
6242 |
37,4 |
7862 |
20 |
17621 |
55,5 |
19264 |
46 |
21560 |
60,6 |
Темп роста, % |
123,6 |
126 |
224,1 |
109,3 |
111,9 |
|||||
Итого |
16675 |
100 |
39425 |
100 |
31737 |
100 |
41866 |
100 |
35580 |
100 |
Темп роста, % |
32,5 |
236,4 |
80,5 |
131,9 |
85 |
Наибольший удельный вес среди доходов от реализации и аренды муниципальной собственности занимает аренда земли - 60,6%, аренда муниципального имущества – 20,4%, реализация имущества - 10,9%, продажа земли – 8,1%
Таблица 18
№ п/п |
Наименование показателя |
2006г |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
1 |
Сумма собираемых налогов |
153664 |
165554 |
302448 |
216167 |
255991 |
2 |
Среднегодовая сумма задолженности |
6559 |
9868 |
9772 |
9521 |
12363 |
3 |
Наличие внебюджетных фондов, источники их наполнения |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
4 |
Среднегодовая сумма субсидий, субвенций из областного бюджета, на что направляются средства |
14316 |
16555 |
36706 |
20537 |
38188 |
5 |
Перечень предприятий и организаций, расположенных и ведущих свою деятельность в МО, но зарегистрированных в другом районе/городе, полнота налоговых платежей этих предприятий |
233 |
254 |
268 |
273 |
284 |
Сумма собираемых налогов увеличилась
в 2010 г. по сравнению с 2006 г. на 66,59%, среднегодовая
сумма задолженности
Экономика города Бугуруслан является открытой экономической системой, подверженной воздействию как внутренних, так и внешних экономических, социальных, демографических и экологических факторов.
Среди факторов, влияющих на социально-экономическое развитие города, можно выделить:
Глобальные (международные)
Региональные (общероссийские)
Территориальные
На основе оценки исходной социально-экономической ситуации муниципального образования для обеспечения всестороннего учета местной специфики, анализа внутренних и внешних факторов, определения конкурентных преимуществ и проблем и негативных моментов и тенденций, тормозящих прогрессивное движение, проведен SWOT-анализ социально-экономического развития муниципального образования «город Бугуруслан» (таб. 19).
Таблица 19. - Сильные, слабые стороны, возможности и угрозы, определяющие направления развитияМО город Бугуруслан
Факторы |
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
Географическое положение |
1. Большое количество высокоплодородных земель, окружающих город. 2. Город расположен в зоне развитой железнодорожной и автотранспортной инфраструктуры между Волгой и Уралом. 3. Достаточно близко находится от г. Самара (179 км.) |
1. Удаленность от областного центра. |
Природно-рекреационные ресурсы |
1. Месторождения подземных пресных вод. 2. Лесные насаждения (используются для отдыха населения). |
|
Население |
1. Высокий образовательный и культурный уровень населения. |
1. Увеличение численности населения в возрасте старше трудоспособного возраста. 2. Сокращение численности населения. |
Агропромышленный комплекс |
1. Работа ряда предприятий пищевой отрасли, в т.ч. по производству мясных, молочных, хлебобулочных изделий. |
Отсутствует. |
Промышленность |
Развитые нефтяные предприятия, наличие нескольких обрабатывающих предприятий в производстве транспортных средств, машин и оборудования. |
1. Отсутствие переработки полезных ископаемых и ресурсов, производств с высокой добавочной стоимостью. |
Транспорт и связь |
1. Имеется железная дорога Самара- Уфа. 2. Через город проходит автомобильное шоссе Самара- Бугуруслан, Бугульма- Бугуруслан и Бузулук- Уральск. 3. Имеется асфальтобетонный 4. Наличие автотранспортных 5. Развитые телерадиокоммуникации. 6. Имеется Бугурусланское летное училище гражданской авиации. |
1. Изношенность дорожного покрытия. |
Предпринимательство и малый бизнес |
1.Участие малого и среднего бизнеса в производстве строительных материалов, строительстве жилых домов, муниципальных объектов. |
1. Неразвита сфера оказания бытовых и других услуг населению. 2. Наиболее распространенными видами деятельности предпринимательства являются оптовая и розничная торговля. |
Инвестиции |
1.Имеется
несколько инвестиционных |
1. Отсутствие необходимых коммуникаций, точек доступа к инженерной инфраструктуре. 2. Неразвита информационная инфраструктура по привлечению инвесторов. 3. Отсутствие приоритетных направлений для инвестирования. |
Бюджет |
1. Возможности
по увеличению налоговых 2. Наличие ряда муниципальных предприятий, по которым есть возможность повысить эффективность работы, за счет чего возможно увеличение бюджетных доходов. |
1. Несбалансированная структура экономики. |
Уровень и качество жизни населения |
1. Бюджет имеет выраженную социальную направленность |
1. Недостаточный уровень оснащения медицинским оборудованием. 2. Снижается приток молодых специалистов в общеобразовательные учреждения города. 3. Ряд зданий дошкольных образовательных учреждений требует капитального ремонта. 4. Низкий уровень материально-технического оснащения учреждений физической культуры и спорта. |
Уровень доходов и занятость населения 1.Уровень безработицы ниже среднероссийского уровня. |
1. Рост тарифов на услуги ЖКХ и инфляция снижают доходы населения, что ведет к сокращению потребительского спроса. | |
1. Государственные программы по стимулированию самозанятости населения. |
||
1. Дефицит медицинских кадров. | ||
1. Увеличения строительства многоквартирных жилых домов. 2. Реализация на территории муниципального образования национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». |
|