Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Бугуруслан» до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Правительство области придает большое значение управлению развитием на основе принципов стратегического планирования. В связи с этим был разработан проект Стратегии развития Оренбургской области до 2030 года. В качестве общей стратегической цели развития региона на период до 2030 г. в соответствии с базовым сценарием устойчивого развития, определено достижение высокого уровня стандартов жизни и условий, при которых это состояние будет сохраняться в долгосрочной перспективе.
Стратегия направляет развитие региона в сторону инновационного прорыва, повышения качества жизни населения, значительного увеличения масштабов экономики (таблица 1).

Содержание работы

Введение 5
1.Оценка исходной социально-экономической ситуации муниципального образования «город Бугуруслан» 7
1.1.Краткие сведения о муниципальном образовании «город Бугуруслан» 7
1.2. Экономический потенциал 8
1.2.1. Промышленное производство 8
1.2.2. Предпринимательская деятельность 12
1.3. Инвестиционная деятельность 17
1.4. Кадровый потенциал 20
1.4.1. Занятость населения 20
1.4.2. Анализ системы управления муниципального образования 22
1.4.3. Основные цели и приоритеты развития муниципального образования на среднесрочную перспективу 24
1.5. Бюджетный потенциал 25
2.Стартовые условия для разработки стратегии
МО «город Бугуруслан» 33
2.1 Внутренние и внешние факторы 33
2.2. SWOT-анализ социально-экономического и инвестиционного развития 34
2.2.1. Уникальность, конкурентные преимущества и ключевые проблемы муниципального образования 39
3.Стратегические направления социально-экономического развития МО «город Бугуруслан» 39
3.1 Вероятные сценарии стратегического развития Оренбургской области и их влияние на стратегию развития МО «город Бугуруслан» 39
3.2. Устойчивое развитие экономического потенциала муниципального образования 44
3.3. Формирование инвестиционного имиджа МО «город Бугуруслан» 47
3.4. Поддержка малого и среднего бизнеса 47
3.5 Основные направления бюджетной политики. 48
3.5.1. Задачи по увеличению доходной части местного бюджета 49
3.5.2. Обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств 49
3.6. Качество жизни и развитие социальной сферы 51
4. Механизмы реализации стратегии 56
4.1. Основания для внесения изменений в стратегию развития 57
5. Индикаторы качества реализации Стратегии развития
МО «город Бугуруслан» 58
6. Список использованных источников 59

Файлы: 1 файл

strategics.docx

— 239.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

В структуре расходов бюджета наибольшая доля приходится на образование, ЖКХ, социальную политику, здравоохранение. В 2010 г. по сравнению с 2006 г. в структуре расходов уменьшился удельный вес образования на 2%, здравоохранения на 6%, социальной политики на 1,5%, на 13,2% в структуре расходов увеличился вес ЖКХ. В целом бюджет можно назвать социально ориентированным, направленным на поддержку и сохранения качества жизни населения.

В тоже время большой удельный вес социальных расходов, расходов на образование и здравоохранение  значительно снижают возможности  муниципалитета по созданию и развитию благоприятных инвестиционных условий в городе.


 

 

 

 

 

 

     Таблица 14

 

Расходы бюджета муниципального образования в расчете на душу населения 

 

 

Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

Темп роста 2010 к 2006, %

Расходы бюджета, тыс. руб.

441937

518007

892591

666894

912088

206,4

Среднегодовая численность населения, тыс. чел.

53,3

53,1

52,7

52,6

50,2

94,2

Расходы бюджета муниципального города на душу населения, тыс. руб.

8292

9755

16937

12679

18169

219,1


 

С 2006 г. расходы бюджета выросли  на 106,4%, расходы бюджета на душу населения увеличились на 119,1%, при сокращении численности населения на 5,8%.

Таблица 15

 

Общая характеристика муниципального хозяйства

в 2011  году

 

 

Объекты муниципального хозяйства

 

Количество

 

Муниципальные предприятия  – всего, ед.

8

        в том числе  в сфере:

 

жилищно-коммунального хозяйства

4

строительство

 

Транспорта

1

Прочие виды услуг

3

 

Муниципальные учреждения – всего, ед. 56

56

        в том числе  в сфере:

 

Образования

29

здравоохранения

3

Культуры

8

физкультуры и спорта

4

другой сфере (социальная защита)

12

 

Жилищный фонд, тыс. м2

1131,17

 

Земли – всего, га

7646

 

Структура земель по назначению  - всего, %

100

       в том числе:

 

- земли сельскохозяйственного назначения

 

- земли населенных пунктов

100

- земли лесного фонда

 

-земли промышленности, транспорта, связи и иного специального  назначения

 

- земли запаса

 

- земли особо охраняемых территорий  и объектов

 

 

Структура земель по виду собственности  - всего, %

100

        в том числе:

 

- государственная

67

- муниципальная

12

- частная

21


 

Таблица 16

 

Основные показатели деятельности муниципальных предприятий 

 

Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

всего

Темп роста,

%

всего

Темп роста, %

всего

Темп роста, %

всего

Темп роста, %

всего

Темп роста, %

Оборот организаций, тыс. руб.

196555

 

191859

97,6

172321

90

123055

71,4

133160

108,2

Среднегодовая численность работников, человек

1088

 

867

798,7

549

86,3

458

83,4

463

101,1

Доля убыточных предприятий в  общем числе муниципальных предприятий, %

33

 

28

84,8

33

117,9

50

151,5

40

80


 

В 2010 г. по сравнению с 2006 г. сократилась  доля убыточных предприятий в общем числе муниципальных предприятий на 21,21%, в то же время оборот вырос на 8,2%, при увеличении среднегодовой численности сотрудников на 1,1%.

 

 

 

 

 

Таблица 17

 

Поступления в бюджет МО «г. Бугуруслан»

доходов от реализации и  аренды муниципальной собственности

 

Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

тыс. руб.

уд. вес., %

тыс. руб.

уд. вес., %

тыс. руб.

уд. вес., %

тыс. руб.

уд. вес., %

тыс. руб.

уд. вес., %

Реализация имущества

6116

36,7

25832

65,5

7053

22,2

6421

15,3

3864

10,9

Темп роста, %

15,2

 

422,4

 

27,3

 

91,0

 

60,2

 

Аренда муниципального имущества

4317

25,9

5731

14,5

4873

15,4

10404

24,9

7258

20,4

Темп роста, %

71,2

 

132,7

 

85,0

 

213,5

 

69,8

 

Продажа земли

       

2190

6,9

5777

13,8

2898

8,1

Темп роста, %

           

263,8

 

50,2

 

Аренда земли

6242

37,4

7862

20

17621

55,5

19264

46

21560

60,6

Темп роста, %

123,6

 

126

 

224,1

 

109,3

 

111,9

 

Итого

16675

100

39425

100

31737

100

41866

100

35580

100

Темп роста, %

32,5

 

236,4

 

80,5

 

131,9

 

85

 

 

Наибольший удельный вес среди  доходов от реализации и аренды муниципальной собственности занимает аренда земли - 60,6%, аренда муниципального имущества – 20,4%, реализация имущества - 10,9%, продажа земли – 8,1%

Таблица 18

№ п/п

Наименование показателя

2006г

2007

2008

2009

2010

1

Сумма собираемых налогов 

153664

165554

302448

216167

255991

2

Среднегодовая сумма задолженности

6559

9868

9772

9521

12363

3

Наличие внебюджетных фондов, источники  их наполнения

3

3

3

3

2

4

Среднегодовая сумма субсидий, субвенций  из областного бюджета, на что направляются средства

14316

16555

36706

20537

38188

5

Перечень   предприятий   и   организаций,   расположенных   и   ведущих   свою деятельность в МО, но зарегистрированных в другом районе/городе, полнота налоговых платежей этих предприятий

233

254

268

273

284


 

Сумма собираемых налогов увеличилась  в 2010 г. по сравнению с 2006 г. на 66,59%, среднегодовая  сумма задолженности увеличилась  на 88,4%, среднегодовая сумма субсидий, субвенций из областного бюджета увеличилась на 266,75%. Сумма собираемых налогов в городе превышает сумму субсидий, субвенций в 6,7 раза, что говорит об относительной защищенности формирования доходной базы от внешних источников.

 

  1. Стартовые условия для разработки стратегии

МО Бугуруслан

2.1 Внутренние и внешние  факторы

 

Экономика города Бугуруслан является открытой экономической системой, подверженной воздействию как внутренних, так и внешних экономических, социальных, демографических и экологических факторов.

Среди факторов, влияющих на социально-экономическое развитие города, можно выделить:

Глобальные (международные)

  • динамика мировых цен на нефтепродукты;
  • предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО);
  • повышение значимости формирования экономики, основанной на использовании знаний, усиление роли инноваций, наукоемких и высокотехнологичных секторов экономики;
  • мировой финансово-экономический кризис.

 

Региональные (общероссийские)

 

  • несовершенство судебной системы;
  • развитая коррупция в  бюрократическом аппарате;
  • порядок реформирования естественных монополий и динамика роста тарифов на их услуги и продукцию;
  • устаревание технологий производства и снижение адаптивности производственных систем к потребностям рынка и кризисным явлениям, консервация структуры промышленного производства с преобладанием выпуска продукции начальных стадий создания добавленной стоимости, обусловливающие снижение конкурентоспособности производимой продукции;
  • сложная демографическая ситуация - отрицательный естественный прирост населения;
  • уровень инфляции;
  • активная политика органов власти по снижению напряженности на рынке труда, содействие занятости населения, предотвращение роста социальной напряженности;
  • конкуренция других регионов за инвестиции.

 

Территориальные

 

  • низкий уровень инвестирования, в том числе в инновационные проекты, недостаточный для модернизации промышленного комплекса;
  • благоприятный климат и экологическая обстановка;
  • моноструктура экономики;
  • незначительное количество предприятий, выпускающих конечный технологический продукт;
  • возможность выделения площадок  для строительства новых производств;
  • возможность повышения профессиональной подготовки и переподготовки рабочих специальностей.

2.2. SWOT-анализ социально-экономического и инвестиционного развития

На основе оценки исходной социально-экономической  ситуации муниципального образования  для обеспечения всестороннего  учета местной специфики, анализа  внутренних и внешних факторов, определения  конкурентных преимуществ и проблем  и негативных моментов и тенденций, тормозящих прогрессивное движение,  проведен SWOT-анализ социально-экономического развития муниципального образования «город Бугуруслан» (таб. 19).

 

Таблица 19. - Сильные, слабые стороны, возможности и угрозы, определяющие направления развитияМО город Бугуруслан

Факторы

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

Географическое положение

1. Большое количество высокоплодородных земель, окружающих город.

2. Город расположен в зоне развитой железнодорожной и автотранспортной инфраструктуры между Волгой и Уралом.

3. Достаточно  близко находится от г. Самара (179 км.)

1. Удаленность от областного центра.

Природно-рекреационные ресурсы

 

1. Месторождения подземных пресных вод.

2. Лесные  насаждения (используются для отдыха  населения).

 

Население

1. Высокий образовательный и культурный уровень населения.

1. Увеличение численности населения в возрасте старше трудоспособного возраста.

2. Сокращение численности населения.

Агропромышленный комплекс

1. Работа ряда предприятий пищевой отрасли, в т.ч. по производству мясных, молочных, хлебобулочных изделий.

Отсутствует.

Промышленность

Развитые  нефтяные предприятия, наличие нескольких обрабатывающих предприятий в производстве транспортных средств, машин и оборудования.

1. Отсутствие переработки полезных ископаемых и ресурсов, производств с высокой добавочной стоимостью.

Транспорт и связь

1. Имеется  железная дорога Самара- Уфа.

2. Через  город проходит автомобильное шоссе Самара- Бугуруслан, Бугульма- Бугуруслан и Бузулук- Уральск.

3. Имеется асфальтобетонный завод.

4. Наличие автотранспортных предприятий.

5. Развитые телерадиокоммуникации.

6. Имеется Бугурусланское летное училище гражданской авиации.

1. Изношенность дорожного покрытия.

Предпринимательство и малый бизнес

1.Участие  малого и среднего бизнеса  в производстве строительных  материалов, строительстве жилых  домов, муниципальных объектов.

1. Неразвита сфера оказания бытовых и других услуг населению.

2. Наиболее распространенными видами деятельности предпринимательства являются оптовая и розничная торговля.

Инвестиции

1.Имеется  несколько инвестиционных площадок  пригодных для жилищного строительства,  размещения промышленного производства.

 

 

1. Отсутствие необходимых коммуникаций, точек доступа к инженерной инфраструктуре.

2. Неразвита  информационная инфраструктура  по привлечению инвесторов.

3. Отсутствие приоритетных направлений для инвестирования.

Бюджет

 

1. Возможности  по увеличению налоговых поступлений  за счет увеличения количества  субъектов малого предпринимательства,  в т.ч. в рамках программ по поддержке малого предпринимательства.

2. Наличие ряда муниципальных предприятий, по которым есть возможность повысить эффективность работы, за счет чего возможно увеличение бюджетных доходов.

1. Несбалансированная структура экономики.

Уровень и качество жизни населения

1. Бюджет имеет выраженную социальную направленность

1. Недостаточный уровень оснащения медицинским оборудованием.

2. Снижается приток молодых специалистов  в общеобразовательные учреждения города.

3. Ряд зданий дошкольных образовательных учреждений требует капитального ремонта.

4. Низкий уровень материально-технического оснащения учреждений физической культуры и спорта.

Уровень доходов и занятость  населения

1.Уровень безработицы ниже среднероссийского уровня.

1. Рост тарифов на услуги ЖКХ и инфляция снижают доходы населения, что ведет к сокращению потребительского спроса.

1. Государственные программы по стимулированию самозанятости населения.

 
 

 

1. Дефицит  медицинских кадров.

1. Увеличения строительства многоквартирных жилых домов.

2. Реализация  на территории муниципального  образования  национального  проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».

  1. Недостаточно высокая обеспеченность жильем.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Бугуруслан» до 2020 года