Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Бугуруслан» до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Правительство области придает большое значение управлению развитием на основе принципов стратегического планирования. В связи с этим был разработан проект Стратегии развития Оренбургской области до 2030 года. В качестве общей стратегической цели развития региона на период до 2030 г. в соответствии с базовым сценарием устойчивого развития, определено достижение высокого уровня стандартов жизни и условий, при которых это состояние будет сохраняться в долгосрочной перспективе.
Стратегия направляет развитие региона в сторону инновационного прорыва, повышения качества жизни населения, значительного увеличения масштабов экономики (таблица 1).

Содержание работы

Введение 5
1.Оценка исходной социально-экономической ситуации муниципального образования «город Бугуруслан» 7
1.1.Краткие сведения о муниципальном образовании «город Бугуруслан» 7
1.2. Экономический потенциал 8
1.2.1. Промышленное производство 8
1.2.2. Предпринимательская деятельность 12
1.3. Инвестиционная деятельность 17
1.4. Кадровый потенциал 20
1.4.1. Занятость населения 20
1.4.2. Анализ системы управления муниципального образования 22
1.4.3. Основные цели и приоритеты развития муниципального образования на среднесрочную перспективу 24
1.5. Бюджетный потенциал 25
2.Стартовые условия для разработки стратегии
МО «город Бугуруслан» 33
2.1 Внутренние и внешние факторы 33
2.2. SWOT-анализ социально-экономического и инвестиционного развития 34
2.2.1. Уникальность, конкурентные преимущества и ключевые проблемы муниципального образования 39
3.Стратегические направления социально-экономического развития МО «город Бугуруслан» 39
3.1 Вероятные сценарии стратегического развития Оренбургской области и их влияние на стратегию развития МО «город Бугуруслан» 39
3.2. Устойчивое развитие экономического потенциала муниципального образования 44
3.3. Формирование инвестиционного имиджа МО «город Бугуруслан» 47
3.4. Поддержка малого и среднего бизнеса 47
3.5 Основные направления бюджетной политики. 48
3.5.1. Задачи по увеличению доходной части местного бюджета 49
3.5.2. Обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств 49
3.6. Качество жизни и развитие социальной сферы 51
4. Механизмы реализации стратегии 56
4.1. Основания для внесения изменений в стратегию развития 57
5. Индикаторы качества реализации Стратегии развития
МО «город Бугуруслан» 58
6. Список использованных источников 59

Файлы: 1 файл

strategics.docx

— 239.87 Кб (Скачать файл)

В соответствии с «консервативным  сценарием» в посткризисный период в стране продолжится деприватизация, будет происходить дальнейшее увеличение или сохранение доли бюджетных средств, перераспределенных в социальную сферу. Сохранится высокая централизация бюджетной системы. Все эти условия приведут к снижению темпов роста, соответствующих макроэкономическим сценариям, и выравниванию межрегиональных различий.


Ключевые меры в этом случае должны быть направлены на повышение темпов роста, максимально возможные средства регионального бюджета и фондов должны направляться на стимулирование развития реального сектора, в первую очередь малого и среднего бизнеса  в сферах АПК и наукоемких производств.

Вывод:

Исходя  из проведенного анализа, наиболее вероятным сценарием развития области представляется  сценарий постепенного роста с элементами сценария либерализации.

Рецептом социально-экономического развития является стимулирование развития реального сектора, для МО «город Бугуруслан» это в первую очередь развитие инвестиционных условий обеспечивающих интенсивный рост предпринимательства и на создание на базе имеющихся ресурсов перерабатывающих производств.


Таким образом, на современном этапе  руководство муниципального образования  должно разработать программы повышения  инвестиционной привлекательности  города. При этом информационная политика должна быть ориентирована не только на внутри региональных и федеральных инвесторов, но и на зарубежные инвестиционные фонды и корпорации.

 

 

 

3.2. Устойчивое развитие экономического потенциала муниципального образования

Наименование комплекса мероприятий  для реализации задачи

Мероприятия на долгосрочную и среднесрочную  перспективы

Ответственные

Срок реализации

Создание благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата для  развития промышленных предприятий, малого бизнеса

Разработка концепции инвестиционного  маркетинга муниципального образования

Выявление и формирование характеристик  города, которые могут послужить средством притяжения инвесторов

   

Формирование перечня инвестиционных площадок и комфортных для инвестора  условий их предоставления

Управление экономики администрации  МО « город Бугуруслан»

 

Включить в бюджеты города на 2012-2014 годы средства на разработку бизнес-планов и ТЭО возможных инвестиционных проектов для предложения инвесторам

Финансовый отдел администрации  МО « город Бугуруслан»

 

Доработка инвестиционного паспорта города, его актуализация и продвижение инвестиционных возможностей города  международной среде инвесторов с привлечением организаций занимающихся этим профессионально.

Управление экономики администрации  МО « город Бугуруслан»

 

Изучение и обмен опытом работы с субъектами РФ и муниципальными образованиями с высоким уровнем  социально-экономического развития

Управление экономики администрации  МО « город Бугуруслан

 

Участие в конференциях, семинарах  по вопросам повышения инвестиционной привлекательности территорий

Управление экономики администрации  МО « город Бугуруслан

 

Разработка нормативно-правовой базы для обеспечения инвестиционной привлекательности города и поддержание ее в актуальном состоянии

Управление экономики администрации МО « город Бугуруслан

 

Выделение площадок под строительство  новых производств, вблизи дорог с твердым покрытием и железной дороги.

Отдел архитектуры и градостроительства администрации МО « город Бугуруслан»

 

Регулярное участие в проводимых региональных, российских и международных выставках по приоритетным сферам деятельности.

Заинтересованные структурные подразделения  администрации МО « город Бугуруслан»

 

Участие в разработке областных законов, касающихся развития муниципальных  образований.

   

Поддержка развития малого и среднего бизнеса

Создание благоприятных условий  для развития малого и среднего предпринимательства

Создание информационной страницы на сайте муниципального образования  о развитии предпринимательства  и субъектов малого бизнеса и поддержание информации в актуальном состоянии

Отдел торговли и предпринимательства  администрации МО « город Бугуруслан» 

 

Создание инфраструктуры поддержки  малого и среднего бизнеса

Отдел торговли и предпринимательства  администрации МО « город Бугуруслан

 

Определить перечень муниципального имущества, которое может быть предоставлена  предпринимателям развивающим переработку  сельскохозяйственной продукции или другое производство на льготных условиях, в т.ч. бесплатно.

Комитет по управлению имуществом администрации МО « город Бугуруслан»

 

Развитие бизнеса по форме франчайзинга, в том числе изучить возможность  работы по франчайзингу в сфере переработки  сельскохозяйственной продукции.

Отдел торговли и предпринимательства  администрации МО « город Бугуруслан

 

Участие в реализации на территории города мероприятий областной программы поддержки малого предпринимательства

Отдел торговли и предпринимательства  администрации МО « город Бугуруслан

 

Увеличение доходов и оптимизация  расходов бюджета муниципального образования

Увеличение доходов и совершенствование формирования местного бюджета

В качестве стратегической задачи поставить  необходимость увеличения собираемых налогов за счет открытия новых предприятий, роста зарплат

Управление экономики, финансовый отдел  администрации МО « город Бугуруслан»

 

Увеличение доходной части бюджета  за счет повышения эффективности  работы предприятий, малого бизнеса  и малых форм хозяйствования и  сокращение доли безвозмездных и  безвозвратных перечислений из областного бюджета в общих доходах

Управление экономики, финансовый отдел  администрации МО « город Бугуруслан»

 

 

 

 

3.3. Формирование инвестиционного имиджа МО город Бугуруслан

 

Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории города и стимулированию производства возможно через развитие следующих направлений деятельности органов местного самоуправления МО город Бугуруслан:

1. Содействие предприятиям в продвижении товаров на региональном и российском рынке, организация участия в выставках, конференциях, торговых ярмарках.

2. Создание благоприятных условий для развития предприятий на основе создания развитой инфраструктуры (газо- и водоснабжение, электроэнергия, очистные сооружения и т.п.).

3. Создание реестра незадействованных земельных участков, обеспеченных полным набором необходимой инфраструктуры (газо- и водоснабжение, электроэнергия, очистные сооружения и т.п.), что способствует привлечению инвестиций на территорию города.

4. Организация мониторинга инвестиционного климата города и использование различных механизмов привлечения инвестиций, которые должны включать:

- изучение потенциальных инвестиционных  возможностей города;

- ведение базы данных об имеющихся на предприятиях города инвестиционных проектах;

- осуществление мониторинга за выполнением планов по реализации инвестиционных проектов и другие меры.

4.1 Стимулирование использования предпринимателями различных механизмов привлечения инвестиций (лизинг, франчайзинг и другие), разработанных на основе действующего законодательства.

5. Информационная открытость, которая является одним из определяющих факторов активизации инвестиционного процесса и формирования благоприятного инвестиционного климата, которая подразумевает осуществление регулярного распространения информации о городе, рекламу инвестиционных проектов среди региональных, российских и зарубежных инвесторов.

Для устойчивого экономического роста  муниципального образования в целом важно, чтобы в нем сформировались и получили развитие отрасли, наиболее эффективно использующие местные ресурсы, имеющийся потенциал.

3.4. Поддержка малого и среднего бизнеса

 

Поддержка малому и среднему бизнесу оказывается в соответствии с Федеральным Законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Определены основные направления поддержки в соответствии с действующим законодательством, которые представлены в виде:

- поддержки в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- имущественной поддержки в  виде предоставления в пользование  муниципального имущества;

- финансовой поддержки в виде  предоставления субсидий (компенсаций)  части уплаченных процентов по  кредитам кредитных организаций;

- информационной поддержки;

- содействие созданию и эффективному  функционированию некоммерческих  организаций, выражающих интересы  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

- консультационной поддержки.

Высокий адаптационный потенциал  малого и среднего предпринимательства  нужно использовать при решении следующих важнейших экономических задач: повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, сокращение доли неэффективных производств и т.п. Малый и средний бизнес является не только основой пополнения бюджетов всех уровней, но и инструментом решения таких социальных вопросов, как увеличение доходов,обеспечение устойчивой занятости населения, формирование среднего класса, способствующего социально-политической стабильности общества.

3.5 Основные направления бюджетной политики.

 

Стратегическими ориентирами  развития бюджетной политики МО город Бугуруслан являются задачи по качественному исполнению муниципальных услуг и эффективному использование имеющихся ресурсов,повышение эффективности и прозрачности управления муниципальными финансами,улучшение качества жизни населения, создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере.

Основными направлениями  бюджетной политики должны стать:

  1. Совершенствование управления муниципальной собственностью.
  2. Создание максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы.
  3. Усиление инвестиционной направленности экономического развития города.
  4. Принятие мер по легализации «теневой» заработной платы.
  5. Координация действий органов исполнительной власти с налоговыми органами, а также с главными администраторами неналоговых доходов, улучшение качества налогового администрирования, увеличение собираемости налогов.

3.5.1. Задачи по увеличению доходной части местного бюджета

 

  1. Реализация мер, направленных на обеспечение устойчивого роста экономики.
  2. Разработка концепции развития налоговой базы в целях координации работы по увеличению доходной части бюджета.
  3. Взаимодействие с налоговыми органами с целью  повышения точности планирования администрируемых ими доходов, увеличения собираемости налоговых и неналоговых доходов на территории города, поиск новых методов работы межведомственной комиссии с должниками, мониторинг налоговой недоимки по основным налогоплательщикам в местный бюджет, анализ причин возникновения недоимки, разработка и осуществление мер по сокращению налоговой недоимки.
  4. Через взаимодействие с налоговыми органами осуществление контроля  за процессом банкротства расположенных на территории города хозяйствующих субъектов.
  5. Совершенствование управления муниципальной собственностью, оптимизация объема и структуры муниципальной собственности, принятие комплекса мер по обеспечению рентабельной деятельности муниципальных унитарных предприятий.
  6. Организация учета объектов муниципальной собственности, внедрение практики рыночной оценки имущества при совершении сделок с ним, обеспечение доступности и публичности информации, касающейся распоряжения имуществом.

 

3.5.2. Обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств

  1. Долгосрочное бюджетное планирование.
  2. Достижение максимально эффективного использования бюджетных средств путем применение методов бюджетирования, ориентированных на результат повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе,  проведение мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого субъектами бюджетного планирования.
  3. Проведение инвентаризации расходных обязательств.
  4. Внедрение в учреждениях бюджетной сферы отраслевой системы оплаты труда.
  5. Создание единой системы муниципального финансового контроля с четким разграничением внутреннего и внешнего контроля в целях обеспечения соблюдения финансовой дисциплины – необходимого условия для достижения планируемых целей и результатов бюджетной политики.
  6. Экономия средств местного бюджета за счет совершенствования процедур закупки товаров и услуг, размещение муниципального заказа путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, которые способствуют развитию конкуренции за право исполнения муниципального заказа, привлечение к участию в торгах широкого круга участников.
  7. Соблюдение при выработке  бюджетной политики МО город Бугуруслан показателей долгосрочной сбалансированности и устойчивости  местного бюджета, предельного дефицита, допустимости долговой нагрузки, расходов на обслуживание муниципального долга, применение критериев эффективности привлечения и использования заемных средств, организация учета муниципальных долговых обязательств в муниципальной долговой книге на основании формализованного, прозрачного порядка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.6. Качество жизни и развитие социальной сферы

Наименование комплекса мероприятий  для реализации задачи

Мероприятия на долгосрочную и среднесрочную  перспективы

Ответственные от органов местного самоуправления

Срок реализации мероприятий

 Совершенствование системы здравоохранения  и улучшение демографической  ситуации с учетом реализации  приоритетного национального проекта  «Здоровье»

Создание условий для улучшения  демографической ситуации и совершенствование  системы здравоохранения

Выделить зоны новой застройки  с подведением основных коммуникаций, и дальнейшим предоставлением земельных  участков молодым семьям на безвозмездной  основе.

Отдел архитектуры и градостроительства администрации МО « город Бугуруслан»

 

Разработать программу привлечения  в МО выпускников медицинских  образовательных учреждений основанную на предоставлении в долгосрочную аренду с последующим переходом в  собственность земельного участка  или дома (квартиры).

Отдел социальной политики, комитет  по управлению имуществом администрации  МО « город Бугуруслан»

 

Улучшение условий среды обитания населения с учетом приоритетного  национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам  России» 

Развитие жилищного строительства  и улучшение условий проживания

Участие в реализации на территории города мероприятий федеральных  и областных целевых программ по строительству и обеспечению  жильём.

   

Инвентаризация неиспользуемого  жилого и нежилого фонда  с целью  определения собственников и  дальнейшего использования имущества

Комитет по управлению имуществом администрации  МО « город Бугуруслан»

 

Улучшение состояния дорог города

Реализация на территории города мероприятий ежегодных областных программ дорожного строительства.

Отдел городского хозяйства администрации  МО « город Бугуруслан»

 

Участие в реализации областной целевой программы «Обеспечение подъезда к населенным пунктам Оренбургской области по автомобильным дорогам с твердым покрытием на 2010–2020 годы»

   

Повышение качества услуг и

улучшение

материально - технического состояния ЖКХ

 

 

 

 

 

 

 

 

Внедрение системы по информированию населения о целевом использовании  платежей за услуги  ЖКХ.

Управление экономики, отдел городского хозяйства администрации МО «  город Бугуруслан»

 

Разработка и реализация ежегодных  муниципальных мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Отдел городского хозяйства администрации  МО « город Бугуруслан»

 

Реализация программ и мероприятий  по ликвидации ветхого и аварийного жилого фонда, модернизации жилого фонда.

Отдел городского хозяйства администрации  МО « город Бугуруслан»

 

Разработка и реализация ежегодных  муниципальных мероприятий энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве и социальной сфере города.

Управление экономики, отдел городского хозяйства администрации МО «  город Бугуруслан»

 

Обустройство полигонов для складирования  твердых бытовых отходов

Отдел городского хозяйства администрации  МО « город Бугуруслан»

 

Реализация муниципальных программ  «Обеспечение населения качественной питьевой водой и организация  водоотведения».

Отдел городского хозяйства администрации  МО « город Бугуруслан»

 

Создание условий для привлечения

инвестиций в  сферу ЖКХ

Повышение квалификации специалистов коммунальных предприятий и привлечение молодых  кадров

 

Отдел городского хозяйства  администрации МО « город Бугуруслан»

 

Развитие конкурентной среды в  сфере обслуживания жилого фонда

 

Инвестиции в человека

Формирование благоприятных условий  для развития личности

Предусмотреть строительство новых  и реконструкцию существующих открытых спортивных площадок на территории школ с возможностью доступа населения.

Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации МО «  город Бугуруслан»

 

Разработать программу пропаганды здорового образа жизни и личностного развития в т.ч. наклейка плакатов и установка щитов в местах массовых скоплений жителей, школах, дет садах.

   

Разработать программу проведения открытых лекций по гуманитарным дисциплинам  на базе местных библиотек с приглашением преподавателей вузов области и духовентсва и обязательное посещение таких лекций школьниками города в рамках внеклассного чтения в школе.

Отдел культуры администрации МО «  город Бугуруслан»

 

Развитие зон отдыха,  досуга и  оздоровления населения

Проведение  мероприятий по привлечению  внутренних и внешних инвесторов для развития зон отдыха, рассмотреть  возможно межмуниципального сотрудничества по развитию зон отдыха.

Управление экономики администрации  МО « город Бугуруслан»

 

Определение перечня объектов для  отдыха и оздоровления, требующих  инвестиционных вложений.

Управление экономики администрации  МО « город Бугуруслан»

 

Разработка и реализация комплекса  мероприятий по созданию объектов зон  отдыха.

Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации МО «  город Бугуруслан»

 

 

4. Механизмы реализации  стратегии

 

Успешная  реализация стратегии в первую очередь зависит от качества используемых управленческих механизмов, сосредоточения ресурсов на основных направлениях развития города, эффективного взаимодействия городского сообщества и органов городского самоуправления на принципах стратегического партнерства. Данные механизмы и ресурсы, должны привлечь в город внешние и внутренние инвестиции и реализовать на его территории крупные инвестиционные проекты. Инструментами для реализации стратегии являются среднесрочные программы социально-экономического развития города, в которых конкретизируются реальные мероприятия с количественными измерениями и четким временным горизонтом.

При этом на каждом этапе реализации стратегии необходимо уделять внимание реализации каждой группы задач – краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных. Оказание малого внимания «краткосрочным» задачам часто приводит к тому, что стратегия «проваливается» уже на первом этапе, даже если долгосрочные цели были поставлены правильно. Обычно такой ошибкой является распространенное для многих городов намерение создать «инновационную экономику», уделяя недостаточное внимание реформированию и повышению конкурентоспособности отраслей (кластеров), обеспечивающих основную занятость и основной вклад в доходы населения на текущий момент. Следствием такой ошибки являются не окупающие себя затраты на реализацию амбициозных проектов при общем ухудшении экономического положения города. Пренебрежение же среднесрочными или долгосрочными задачами приводит, к тому, что город останавливается на текущем уровне экономического развития, не достигаются стратегические цели, и, в результате – происходит отставание от своих конкурентов.

Первоочередная  задача администрации муниципального образования на первый квартал 2012 года - обеспечить консолидацию местного бизнес-сообщества на реализацию стратегии развития, инициировать процесс совместной разработки планов, ориентированных на достижение положений стратегии.

Степень реализации стратегии определяется с помощью мониторинга и оценки социально-экономической ситуации. Система индикаторов, используемая для мониторинга реализации стратегии, должна включать в себя показатели официальной государственной статистики, ведомственной статистики, социологических исследований и оценки независимых рейтинговых агентств. Основными задачами системы индикаторов выступают оценка и прогнозирование использования разных видов ресурсов: трудовых, материальных, энергетических, информационных, финансовых. Ежегодно должен проводится анализ следующих показателей: доля работающих на градообразующем предприятии от численности населения трудоспособного возраста; доля работающих на малых предприятиях от численности населения трудоспособного возраста; уровень зарегистрированной безработицы; общее количество дополнительно созданных временных рабочих мест в период реализации проектов; общее количество дополнительно созданных постоянных рабочих мест в период эксплуатации проектов; среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий; объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства всего по городу; объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства градообразующим предприятием; доля градообразующего предприятия в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства; доля малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров собственного производства организаций; количество малых предприятий; общий объем дополнительных поступлений от проектов в  бюджет города; объем привлеченных внебюджетных инвестиций; доля собственных доходов бюджета в общих доходах бюджета.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Бугуруслан» до 2020 года