Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:49, курсовая работа
Правительство области придает большое значение управлению развитием на основе принципов стратегического планирования. В связи с этим был разработан проект Стратегии развития Оренбургской области до 2030 года. В качестве общей стратегической цели развития региона на период до 2030 г. в соответствии с базовым сценарием устойчивого развития, определено достижение высокого уровня стандартов жизни и условий, при которых это состояние будет сохраняться в долгосрочной перспективе.
Стратегия направляет развитие региона в сторону инновационного прорыва, повышения качества жизни населения, значительного увеличения масштабов экономики (таблица 1).
Введение 5
1.Оценка исходной социально-экономической ситуации муниципального образования «город Бугуруслан» 7
1.1.Краткие сведения о муниципальном образовании «город Бугуруслан» 7
1.2. Экономический потенциал 8
1.2.1. Промышленное производство 8
1.2.2. Предпринимательская деятельность 12
1.3. Инвестиционная деятельность 17
1.4. Кадровый потенциал 20
1.4.1. Занятость населения 20
1.4.2. Анализ системы управления муниципального образования 22
1.4.3. Основные цели и приоритеты развития муниципального образования на среднесрочную перспективу 24
1.5. Бюджетный потенциал 25
2.Стартовые условия для разработки стратегии
МО «город Бугуруслан» 33
2.1 Внутренние и внешние факторы 33
2.2. SWOT-анализ социально-экономического и инвестиционного развития 34
2.2.1. Уникальность, конкурентные преимущества и ключевые проблемы муниципального образования 39
3.Стратегические направления социально-экономического развития МО «город Бугуруслан» 39
3.1 Вероятные сценарии стратегического развития Оренбургской области и их влияние на стратегию развития МО «город Бугуруслан» 39
3.2. Устойчивое развитие экономического потенциала муниципального образования 44
3.3. Формирование инвестиционного имиджа МО «город Бугуруслан» 47
3.4. Поддержка малого и среднего бизнеса 47
3.5 Основные направления бюджетной политики. 48
3.5.1. Задачи по увеличению доходной части местного бюджета 49
3.5.2. Обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств 49
3.6. Качество жизни и развитие социальной сферы 51
4. Механизмы реализации стратегии 56
4.1. Основания для внесения изменений в стратегию развития 57
5. Индикаторы качества реализации Стратегии развития
МО «город Бугуруслан» 58
6. Список использованных источников 59
В соответствии с «консервативным сценарием» в посткризисный период в стране продолжится деприватизация, будет происходить дальнейшее увеличение или сохранение доли бюджетных средств, перераспределенных в социальную сферу. Сохранится высокая централизация бюджетной системы. Все эти условия приведут к снижению темпов роста, соответствующих макроэкономическим сценариям, и выравниванию межрегиональных различий.
Ключевые меры в этом случае должны быть направлены на повышение темпов роста, максимально возможные средства регионального бюджета и фондов должны направляться на стимулирование развития реального сектора, в первую очередь малого и среднего бизнеса в сферах АПК и наукоемких производств.
Вывод:
Исходя из проведенного анализа, наиболее вероятным сценарием развития области представляется сценарий постепенного роста с элементами сценария либерализации.
Рецептом социально-экономического развития является стимулирование развития реального сектора, для МО «город Бугуруслан» это в первую очередь развитие инвестиционных условий обеспечивающих интенсивный рост предпринимательства и на создание на базе имеющихся ресурсов перерабатывающих производств.
Таким образом, на современном этапе
руководство муниципального образования
должно разработать программы
Наименование комплекса |
Мероприятия на долгосрочную и среднесрочную перспективы |
Ответственные |
Срок реализации |
Создание благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата для развития промышленных предприятий, малого бизнеса | |||
Разработка концепции |
Выявление и формирование характеристик города, которые могут послужить средством притяжения инвесторов |
||
Формирование перечня |
Управление экономики |
||
Включить в бюджеты города на 2012-2014 годы средства на разработку бизнес-планов и ТЭО возможных инвестиционных проектов для предложения инвесторам |
Финансовый отдел |
||
Доработка инвестиционного паспорта города, его актуализация и продвижение инвестиционных возможностей города международной среде инвесторов с привлечением организаций занимающихся этим профессионально. |
Управление экономики |
||
Изучение и обмен опытом работы
с субъектами РФ и муниципальными
образованиями с высоким |
Управление экономики |
||
Участие в конференциях, семинарах по вопросам повышения инвестиционной привлекательности территорий |
Управление экономики |
||
Разработка нормативно-правовой базы для обеспечения инвестиционной привлекательности города и поддержание ее в актуальном состоянии |
Управление экономики администрации МО « город Бугуруслан |
||
Выделение площадок под строительство новых производств, вблизи дорог с твердым покрытием и железной дороги. |
Отдел архитектуры и |
||
Регулярное участие в проводимых региональных, российских и международных выставках по приоритетным сферам деятельности. |
Заинтересованные структурные |
||
Участие в разработке областных законов, касающихся развития муниципальных образований. |
|||
Поддержка развития малого и среднего бизнеса | |||
Создание благоприятных |
Создание информационной страницы на сайте муниципального образования о развитии предпринимательства и субъектов малого бизнеса и поддержание информации в актуальном состоянии |
Отдел торговли и предпринимательства администрации МО « город Бугуруслан» |
|
Создание инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса |
Отдел торговли и предпринимательства администрации МО « город Бугуруслан |
||
Определить перечень муниципального имущества, которое может быть предоставлена предпринимателям развивающим переработку сельскохозяйственной продукции или другое производство на льготных условиях, в т.ч. бесплатно. |
Комитет по управлению имуществом администрации МО « город Бугуруслан» |
||
Развитие бизнеса по форме франчайзинга,
в том числе изучить |
Отдел торговли и предпринимательства администрации МО « город Бугуруслан |
||
Участие в реализации на территории города мероприятий областной программы поддержки малого предпринимательства |
Отдел торговли и предпринимательства администрации МО « город Бугуруслан |
||
Увеличение доходов и | |||
Увеличение доходов и совершенствование формирования местного бюджета |
В качестве стратегической задачи поставить необходимость увеличения собираемых налогов за счет открытия новых предприятий, роста зарплат |
Управление экономики, финансовый отдел администрации МО « город Бугуруслан» |
|
Увеличение доходной части бюджета за счет повышения эффективности работы предприятий, малого бизнеса и малых форм хозяйствования и сокращение доли безвозмездных и безвозвратных перечислений из областного бюджета в общих доходах |
Управление экономики, финансовый отдел администрации МО « город Бугуруслан» |
Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории города и стимулированию производства возможно через развитие следующих направлений деятельности органов местного самоуправления МО город Бугуруслан:
1. Содействие предприятиям в продвижении товаров на региональном и российском рынке, организация участия в выставках, конференциях, торговых ярмарках.
2. Создание благоприятных условий для развития предприятий на основе создания развитой инфраструктуры (газо- и водоснабжение, электроэнергия, очистные сооружения и т.п.).
3. Создание реестра незадействованных земельных участков, обеспеченных полным набором необходимой инфраструктуры (газо- и водоснабжение, электроэнергия, очистные сооружения и т.п.), что способствует привлечению инвестиций на территорию города.
4. Организация мониторинга инвестиционного климата города и использование различных механизмов привлечения инвестиций, которые должны включать:
- изучение потенциальных
- ведение базы данных об имеющихся на предприятиях города инвестиционных проектах;
- осуществление мониторинга за выполнением планов по реализации инвестиционных проектов и другие меры.
4.1 Стимулирование использования предпринимателями различных механизмов привлечения инвестиций (лизинг, франчайзинг и другие), разработанных на основе действующего законодательства.
5. Информационная открытость, которая является одним из определяющих факторов активизации инвестиционного процесса и формирования благоприятного инвестиционного климата, которая подразумевает осуществление регулярного распространения информации о городе, рекламу инвестиционных проектов среди региональных, российских и зарубежных инвесторов.
Для устойчивого экономического роста муниципального образования в целом важно, чтобы в нем сформировались и получили развитие отрасли, наиболее эффективно использующие местные ресурсы, имеющийся потенциал.
Поддержка малому и среднему бизнесу оказывается в соответствии с Федеральным Законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
Определены основные направления поддержки в соответствии с действующим законодательством, которые представлены в виде:
- поддержки в области
- имущественной поддержки в
виде предоставления в
- финансовой поддержки в виде
предоставления субсидий (компенсаций)
части уплаченных процентов по
кредитам кредитных
- информационной поддержки;
- содействие созданию и
- консультационной поддержки.
Высокий адаптационный потенциал малого и среднего предпринимательства нужно использовать при решении следующих важнейших экономических задач: повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, сокращение доли неэффективных производств и т.п. Малый и средний бизнес является не только основой пополнения бюджетов всех уровней, но и инструментом решения таких социальных вопросов, как увеличение доходов,обеспечение устойчивой занятости населения, формирование среднего класса, способствующего социально-политической стабильности общества.
Стратегическими ориентирами развития бюджетной политики МО город Бугуруслан являются задачи по качественному исполнению муниципальных услуг и эффективному использование имеющихся ресурсов,повышение эффективности и прозрачности управления муниципальными финансами,улучшение качества жизни населения, создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере.
Основными направлениями бюджетной политики должны стать:
3.5.2. Обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств
3.6. Качество жизни и развитие социальной сферы
Наименование комплекса |
Мероприятия на долгосрочную и среднесрочную перспективы |
Ответственные от органов местного самоуправления |
Срок реализации мероприятий |
Совершенствование системы | |||
Создание условий для |
Выделить зоны новой застройки с подведением основных коммуникаций, и дальнейшим предоставлением земельных участков молодым семьям на безвозмездной основе. |
Отдел архитектуры и |
|
Разработать программу привлечения в МО выпускников медицинских образовательных учреждений основанную на предоставлении в долгосрочную аренду с последующим переходом в собственность земельного участка или дома (квартиры). |
Отдел социальной политики, комитет по управлению имуществом администрации МО « город Бугуруслан» |
||
Улучшение условий среды обитания
населения с учетом приоритетного
национального проекта « | |||
Развитие жилищного |
Участие в реализации на территории города мероприятий федеральных и областных целевых программ по строительству и обеспечению жильём. |
||
Инвентаризация |
Комитет по управлению имуществом администрации МО « город Бугуруслан» |
||
Улучшение состояния дорог города |
Реализация на территории города мероприятий ежегодных областных программ дорожного строительства. |
Отдел городского хозяйства администрации МО « город Бугуруслан» |
|
Участие в реализации областной целевой программы «Обеспечение подъезда к населенным пунктам Оренбургской области по автомобильным дорогам с твердым покрытием на 2010–2020 годы» |
|||
Повышение качества услуг и улучшение материально - технического состояния ЖКХ
|
Внедрение системы по информированию
населения о целевом |
Управление экономики, отдел городского хозяйства администрации МО « город Бугуруслан» |
|
Разработка и реализация ежегодных муниципальных мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. |
Отдел городского хозяйства администрации МО « город Бугуруслан» |
||
Реализация программ и мероприятий по ликвидации ветхого и аварийного жилого фонда, модернизации жилого фонда. |
Отдел городского хозяйства администрации МО « город Бугуруслан» |
||
Разработка и реализация ежегодных
муниципальных мероприятий |
Управление экономики, отдел городского хозяйства администрации МО « город Бугуруслан» |
||
Обустройство полигонов для |
Отдел городского хозяйства администрации МО « город Бугуруслан» |
||
Реализация муниципальных |
Отдел городского хозяйства администрации МО « город Бугуруслан» |
||
Создание условий для инвестиций в сферу ЖКХ |
Повышение квалификации специалистов коммунальных
предприятий и привлечение |
Отдел городского хозяйства администрации МО « город Бугуруслан» |
|
Развитие конкурентной среды в сфере обслуживания жилого фонда |
|||
Инвестиции в человека | |||
Формирование благоприятных |
Предусмотреть строительство новых и реконструкцию существующих открытых спортивных площадок на территории школ с возможностью доступа населения. |
Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации МО « город Бугуруслан» |
|
Разработать программу пропаганды здорового образа жизни и личностного развития в т.ч. наклейка плакатов и установка щитов в местах массовых скоплений жителей, школах, дет садах. |
|||
Разработать программу проведения открытых
лекций по гуманитарным дисциплинам
на базе местных библиотек с |
Отдел культуры администрации МО « город Бугуруслан» |
||
Развитие зон отдыха, досуга и оздоровления населения |
Проведение мероприятий по привлечению
внутренних и внешних инвесторов
для развития зон отдыха, рассмотреть
возможно межмуниципального |
Управление экономики |
|
Определение перечня объектов для отдыха и оздоровления, требующих инвестиционных вложений. |
Управление экономики |
||
Разработка и реализация комплекса мероприятий по созданию объектов зон отдыха. |
Комитет по физической культуре, спорту и туризму администрации МО « город Бугуруслан» |
Успешная реализация стратегии в первую очередь зависит от качества используемых управленческих механизмов, сосредоточения ресурсов на основных направлениях развития города, эффективного взаимодействия городского сообщества и органов городского самоуправления на принципах стратегического партнерства. Данные механизмы и ресурсы, должны привлечь в город внешние и внутренние инвестиции и реализовать на его территории крупные инвестиционные проекты. Инструментами для реализации стратегии являются среднесрочные программы социально-экономического развития города, в которых конкретизируются реальные мероприятия с количественными измерениями и четким временным горизонтом.
При этом на каждом этапе реализации стратегии необходимо уделять внимание реализации каждой группы задач – краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных. Оказание малого внимания «краткосрочным» задачам часто приводит к тому, что стратегия «проваливается» уже на первом этапе, даже если долгосрочные цели были поставлены правильно. Обычно такой ошибкой является распространенное для многих городов намерение создать «инновационную экономику», уделяя недостаточное внимание реформированию и повышению конкурентоспособности отраслей (кластеров), обеспечивающих основную занятость и основной вклад в доходы населения на текущий момент. Следствием такой ошибки являются не окупающие себя затраты на реализацию амбициозных проектов при общем ухудшении экономического положения города. Пренебрежение же среднесрочными или долгосрочными задачами приводит, к тому, что город останавливается на текущем уровне экономического развития, не достигаются стратегические цели, и, в результате – происходит отставание от своих конкурентов.
Первоочередная задача администрации муниципального образования на первый квартал 2012 года - обеспечить консолидацию местного бизнес-сообщества на реализацию стратегии развития, инициировать процесс совместной разработки планов, ориентированных на достижение положений стратегии.
Степень
реализации стратегии определяется
с помощью мониторинга и оценки
социально-экономической