Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Бугуруслан» до 2020 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

Правительство области придает большое значение управлению развитием на основе принципов стратегического планирования. В связи с этим был разработан проект Стратегии развития Оренбургской области до 2030 года. В качестве общей стратегической цели развития региона на период до 2030 г. в соответствии с базовым сценарием устойчивого развития, определено достижение высокого уровня стандартов жизни и условий, при которых это состояние будет сохраняться в долгосрочной перспективе.
Стратегия направляет развитие региона в сторону инновационного прорыва, повышения качества жизни населения, значительного увеличения масштабов экономики (таблица 1).

Содержание работы

Введение 5
1.Оценка исходной социально-экономической ситуации муниципального образования «город Бугуруслан» 7
1.1.Краткие сведения о муниципальном образовании «город Бугуруслан» 7
1.2. Экономический потенциал 8
1.2.1. Промышленное производство 8
1.2.2. Предпринимательская деятельность 12
1.3. Инвестиционная деятельность 17
1.4. Кадровый потенциал 20
1.4.1. Занятость населения 20
1.4.2. Анализ системы управления муниципального образования 22
1.4.3. Основные цели и приоритеты развития муниципального образования на среднесрочную перспективу 24
1.5. Бюджетный потенциал 25
2.Стартовые условия для разработки стратегии
МО «город Бугуруслан» 33
2.1 Внутренние и внешние факторы 33
2.2. SWOT-анализ социально-экономического и инвестиционного развития 34
2.2.1. Уникальность, конкурентные преимущества и ключевые проблемы муниципального образования 39
3.Стратегические направления социально-экономического развития МО «город Бугуруслан» 39
3.1 Вероятные сценарии стратегического развития Оренбургской области и их влияние на стратегию развития МО «город Бугуруслан» 39
3.2. Устойчивое развитие экономического потенциала муниципального образования 44
3.3. Формирование инвестиционного имиджа МО «город Бугуруслан» 47
3.4. Поддержка малого и среднего бизнеса 47
3.5 Основные направления бюджетной политики. 48
3.5.1. Задачи по увеличению доходной части местного бюджета 49
3.5.2. Обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств 49
3.6. Качество жизни и развитие социальной сферы 51
4. Механизмы реализации стратегии 56
4.1. Основания для внесения изменений в стратегию развития 57
5. Индикаторы качества реализации Стратегии развития
МО «город Бугуруслан» 58
6. Список использованных источников 59

Файлы: 1 файл

strategics.docx

— 239.87 Кб (Скачать файл)

 

 

Факторы

Возможности (О)

Угрозы (Т)

Логистиче-ские

1. Наличие точек доступа к федеральной трассе и железной дороге.

1. Удален от крупных промышленных  кластеров.

Природно-ресурсные

1. Город является одним из  центров нефтегазовой промышленности Волго-Уральского нефтегазоносного района.

2. Доступность  сельскохозяйственных ресурсов  для перерабатывающей промышленности.

1. Истощение топливно-энергетических  ресурсов.

2. Ухудшение показателей развития окружающих сельских территорий.

Демография

и социальные процессы

1. Стимулирование рождаемости в рамках государственных программ по поддержке молодых семей.

2. Развитие в рамках национальных проектов:«Здоровье», «Образование».

1. Демографическое «сжатие» замедляет интенсивный рост города.

2. Снижение показателей численности работающих  в системе здравоохранения.

3. Сильное  разделение в оплате труда  между отраслями экономики города.

 

Реальный сектор

1. Развитие перерабатывающих производств на основе местных топливно-энергетических ресурсов и ресурсов АПК.

1. Преимущественно сырьевая направленность экономики города.

Административные 

1. Консультационная и практическая поддержка местных органов власти при открытии собственного дела.

2. Создание  инвестиционных программ развития  бизнеса.

1. Отсутствие  экономических механизмов для поддержки внешних инвесторов.

Предпринимательство

1. Наличие  необходимой инфраструктуры для  устойчивого роста экономики  малого и среднего предпринимательства.

1. Отсутствие необходимых навыков и практического опыта в генерировании новых идей в бизнесе, применении инновационных технологий.


 

2.2.1. Уникальность, конкурентные  преимущества и ключевые проблемы  муниципального образования

 

Развитие города определяется тем, что он является центром Волго-Уральского нефтегазоносного района. Нефтедобыча  создает предпосылки и условия  для возникновения отраслей промышленности обслуживающих потребление населения  занятое в нефтяной отрасли. Важным обстоятельством, оказывающим позитивное влияние на город, является его расположение на стратегических железнодорожной  и автомобильной магистралях, в  зоне с развитой инфраструктурой  между Волгой и Уралом, что является долгосрочным фактором, способствующим развитию территории и ее дальнейшей интеграции в хозяйственный комплекс России.

Существующие тенденции сокращения населения в будущем приведут к дефициту трудовых ресурсов, при  условии, если миграционный прирост  не будет покрывать демографические  потери, или же если технологии производств  не претерпят значительных изменений.

Удаленность от крупных промышленных центров, обилие земельных ресурсов вокруг города обуславливают благоприятную  экологическую обстановку и обеспечение  пищевой промышленности качественным сырьем.

Монопольное положение нефтедобычи  в структуре валового внутреннего  продукта города не может создать  дополнительных импульсов к долгосрочному  развитию инновационных производств, вместе  с тем рассматривая природные  ресурсы, в том числе сельскохозяйственные, как преимущество и развивая на их базе перерабатывающие производства можно  существенно повысить эффективность  экономики города.

  1. Стратегические направления социально-экономического развития МО «город Бугуруслан»

3.1 Вероятные  сценарии стратегического развития  Оренбургской области и их  влияние на стратегию развития  МО «город Бугуруслан»

 

В современных условиях нестабильности мировой экономической системы, изменения ситуации в регионе и стране, определяется и специфика стратегических направлений развития города. Исходя из положений Стратегии развития Оренбургской области на период до 2030 года возможны сценарии развития, описанные далее.

Сценарий постепенного роста в качестве ключевой внешней переменной предполагает замедление темпов потребления природных ресурсов в мире, что приведет к снижению спроса и, соответственно, цен на российские энергоносители и будет сопровождаться ослаблением рубля по отношению к мировым валютам.

В период до 2015 года после 1–2-летнего периода посткризисной дозагрузки мощностей предприятий рост экономики России вернется на инвестиционный тренд. Однако темпы восстановления и, как следствие, темпы роста будут невелики.

В случае реализации данного сценария крупные нефтяные компании и ОАО «Газпром» не будут рассматривать Оренбургскую область как приоритетный для инвестирования регион и направят ресурсы, которые потенциально могли бы быть локализованы в Оренбуржье, в другие зоны с более масштабными активами.

Наиболее привлекательными для инвестирования будут те виды экономической деятельности, развитие которых связано с движением  вверх по цепочке добавленной  стоимости, что позволит компенсировать невысокие темпы роста цен  на сырье. В Оренбургской области  такими видами деятельности могут стать: производство продуктов питания, средние  и верхние переделы химического  комплекса, машиностроение, логистика.


Таким образом, на первом этапе данного  сценария ключевыми мерами по развитию региона станут активная инвестиционная политика и стимулирование спроса на  конечную продукцию.

С учетом среднесрочных экономических  циклов, этап инвестиционного роста валового регионального продукта (далее – ВРП) завершится в период с 2015 по 2020 годы ощутимым снижением темпов роста или даже кризисом с глубиной падения в 1–2 %. Выход из этого кризиса будет связан с ростом конечного спроса, что приведет к интенсификации импортозамещения, увеличению темпов роста промышленного производства и АПК.

К этому времени мировая финансовая система стабилизируется, будут  сформированы новые регуляционные  механизмы, смягчающие провалы финансовых рынков. В результате повысится доступность  «длинных» кредитных ресурсов, появятся дополнительные стимулы для роста  предпринимательской активности. Все  это приведет к достаточно высоким  темпам роста экономики Оренбургской области вплоть до горизонта планирования.

В этот период наиболее вероятно развитие «пионерных» для Оренбургской области  отраслей, таких как фармацевтика, производство медицинской техники  и оборудования; вероятен переход  от научной работы к внедренческой  и производственной деятельности в  сфере биотехнологий. Будет осуществляться активная коммерциализация научных  разработок, импульс к развитию получат сектор платных услуг и информационно-коммуникационные технологии. Рост ВРП в зависимости от сценария развития представлен в таблице 49.

Таблица 20.

Прогнозный рост ВРП  по сценариям

2010–2015 годы

2016–2020 годы

2021–2025 годы

2026–2030 годы

рост 3%

3–4-% средний рост,

в один год – 1–2% снижение

рост 5–6%

рост 6–7%


Исходя из текущей макроэкономической ситуации, этот сценарий представляется наиболее вероятным.

Сценарий высокой макроэкономической неустойчивости предполагает рост мировых цен на нефть и другие минеральные ресурсы, который будет определяться сокращением добычи странами ОПЕК и дальнейшим расширением спроса со стороны развивающихся стран, а также вливанием денежной массы в мировую экономику в результате реализации антикризисных программ. Это сформирует тенденцию к укреплению рубля по отношению к мировым валютам.

Рост запасов и реализация отложенного  спроса приведут к активному посткризисному компенсационному росту. Однако благодаря  увеличению цен на нефть и другие экспортные товары этот рост будет  обусловлен дозагрузкой существующих мощностей, что приведет к консервации  докризисной структуры экономики  региона и фиксации низких темпов роста спроса на инвестиции. В результате уже в 2010–2012 годы можно ожидать снижение темпов роста ВРП до 1–2%.

Последующий за этим интенсивный рост экономики региона будет связан с увеличивающимися вместе с ценами на ресурсы государственными расходами, в том числе государственным инвестированием, а также восстановлением доступа к кредитным ресурсам. С 2015 года экономика Оренбургской области в соответствии с общероссийскими трендами будет воспроизводить тенденции 2000-х годов, демонстрируя высокие темпы роста. Однако в соответствии со сценарием не будут найдены механизмы повышения устойчивости мировой финансовой системы, что приведет к новому серьезному кризису в период 2016–2020 годов.

Возможное снижение ВРП региона вплоть до 10% будет связано с новым падением цен на нефть и сжатием ключевых экспортных рынков. К этому времени спрос на ресурсы, который ранее поддерживался странами Азиатско-Тихоокеанского региона, будет удовлетворяться за счет реализации сырьевых проектов в восточной части страны. Этот кризис поставит перед регионом задачу масштабной реструктуризации экономики. Чтобы избежать ситуации, в которой эту реструктуризацию необходимо совершить в кратчайшие сроки в случае реализации сценария интенсивного экономического роста в период 2010–2015 годов, необходимо разрабатывать и реализовывать соответствующие программы. Ключевые отрасли, которые потенциально могли бы заместить нефтяные и газовые доходы в бюджете, определены в задачах развития региона – это, прежде всего, машиностроение, АПК и химическая промышленность.

После 2020 года прогнозируется снижение объемов производства и спроса на энергоносители, производимые на территории Оренбургской области, что приведет к снижению темпов экономического роста. В период с 2026 по 2030 годы возможен еще один кризис, связанный с переходом мировой экономики на новый технологический уклад.

Важнейшим направлением в рамках данного  сценария для Оренбуржья является периодическая  необходимость актуализации превентивных антикризисных мер.

 

 

Таблица 21.

Гипотеза роста среднегодового ВРП по сценарию высокой неустойчивости:

2010–2015 годы

2016–2020 годы

2021–2025 годы

2026–2030 годы

4–5-процентный рост, в 2011 году падение темпов роста до 1–2 про-центов

7–8-процентный средний рост, ближе  к концу периода –

10-процентное снижение

4–5-процентный рост

5–6-процентный рост и возможное  падение темпов роста до 0–1  про-цента в год


Сценарий «либерализации» предусматривает завершение этапа национализации и активную приватизацию в реальном секторе страны в посткризисный период.

Ожидается снижение степени централизации  бюджетной системы – большая  доля собираемых налогов будет оставаться на территории регионов и муниципалитетов, что приведет к усилению межрегиональной  поляризации в ПФО, в процессе которого Оренбургская область будет  «уступать» соседним регионам часть  инвестиций и человеческого капитала.

 

Также более либеральным станет миграционное законодательство, что  положительно скажется на миграционном приросте и предложении на рынке  труда в период экономического роста.

Реализация данного сценария приведет к интенсификации экономического роста, но потребует от органов власти Оренбургской области принятия мер по повышению конкурентоспособности региона по отношению к более экономически развитым соседним субъектам Российской Федерации.

Важнейшим внешним сценарным условием является вступление России  во Всемирную  торговую организацию (далее – ВТО). Возможное снижение импортных таможенных тарифов по преобладающей части  товаров, производимых на территории области, приведет к определенной потере рынка  и ограничит возможности импортозамещения. Наиболее существенной угрозой для оренбургских производителей в этом случае станет китайский демпинг. При этом вступление в ВТО облегчит доступ российских товаров на внешние рынки (особенно в химической промышленности и металлургии, по которым в настоящее время применяется максимум антидемпинговых процедур).

В том случае, если будет принято  положительное решение по вступлению России в ВТО, бизнесу следует  активизировать процессы международной  сертификации, привести продукцию в  соответствие с европейскими потребительскими стандартами. Это во многом зависит  от действий федеральных органов  власти в части организации дальнейшего  процесса гармонизации отечественных  стандартов регулирования технических  и технологических норм с международными.

Для некоторых предприятий этот процесс может быть весьма затратным  и одной из задач органов регионального  управления является содействие предприятиям в ходе подготовки к вступлению в  ВТО.

 

 

Значительным  рискам в случае вступления в ВТО  может быть подвергнуто сельское хозяйство.


В развитых странах, в частности, в  США и Европейском Союзе, масштабная государственная поддержка сельскохозяйственного  производства и экспорта осуществляется с помощью субсидий. Особенность  практики субсидирования сельского  хозяйства в России заключается  в том, что в отличие от других стран здесь не применяются экспортные субсидии, а также ценовые трансферты или фактическое налогообложение потребителя. Поддержка сельского хозяйства практически полностью выполняется на региональном уровне, а использование именно таких защитных мер довольно ограничено в рамках ВТО. Следовательно, перспективы АПК региона в этих условиях будут существенно зависеть от переформатирования протекционистской политики со стороны государства.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «город Бугуруслан» до 2020 года