Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:49, курсовая работа
Правительство области придает большое значение управлению развитием на основе принципов стратегического планирования. В связи с этим был разработан проект Стратегии развития Оренбургской области до 2030 года. В качестве общей стратегической цели развития региона на период до 2030 г. в соответствии с базовым сценарием устойчивого развития, определено достижение высокого уровня стандартов жизни и условий, при которых это состояние будет сохраняться в долгосрочной перспективе.
Стратегия направляет развитие региона в сторону инновационного прорыва, повышения качества жизни населения, значительного увеличения масштабов экономики (таблица 1).
Введение 5
1.Оценка исходной социально-экономической ситуации муниципального образования «город Бугуруслан» 7
1.1.Краткие сведения о муниципальном образовании «город Бугуруслан» 7
1.2. Экономический потенциал 8
1.2.1. Промышленное производство 8
1.2.2. Предпринимательская деятельность 12
1.3. Инвестиционная деятельность 17
1.4. Кадровый потенциал 20
1.4.1. Занятость населения 20
1.4.2. Анализ системы управления муниципального образования 22
1.4.3. Основные цели и приоритеты развития муниципального образования на среднесрочную перспективу 24
1.5. Бюджетный потенциал 25
2.Стартовые условия для разработки стратегии
МО «город Бугуруслан» 33
2.1 Внутренние и внешние факторы 33
2.2. SWOT-анализ социально-экономического и инвестиционного развития 34
2.2.1. Уникальность, конкурентные преимущества и ключевые проблемы муниципального образования 39
3.Стратегические направления социально-экономического развития МО «город Бугуруслан» 39
3.1 Вероятные сценарии стратегического развития Оренбургской области и их влияние на стратегию развития МО «город Бугуруслан» 39
3.2. Устойчивое развитие экономического потенциала муниципального образования 44
3.3. Формирование инвестиционного имиджа МО «город Бугуруслан» 47
3.4. Поддержка малого и среднего бизнеса 47
3.5 Основные направления бюджетной политики. 48
3.5.1. Задачи по увеличению доходной части местного бюджета 49
3.5.2. Обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств 49
3.6. Качество жизни и развитие социальной сферы 51
4. Механизмы реализации стратегии 56
4.1. Основания для внесения изменений в стратегию развития 57
5. Индикаторы качества реализации Стратегии развития
МО «город Бугуруслан» 58
6. Список использованных источников 59
Факторы |
Возможности (О) |
Угрозы (Т) |
Логистиче-ские |
1. Наличие точек доступа к федеральной трассе и железной дороге. |
1. Удален от крупных |
Природно-ресурсные |
1. Город является одним из центров нефтегазовой промышленности Волго-Уральского нефтегазоносного района. 2. Доступность
сельскохозяйственных ресурсов
для перерабатывающей |
1. Истощение топливно- 2. Ухудшение показателей развития окружающих сельских территорий. |
Демография и социальные процессы |
1. Стимулирование рождаемости в рамках государственных программ по поддержке молодых семей. 2. Развитие в рамках национальных проектов:«Здоровье», «Образование». |
1. Демографическое «сжатие» замедляет интенсивный рост города. 2. Снижение показателей численности работающих в системе здравоохранения. 3. Сильное разделение в оплате труда между отраслями экономики города.
|
Реальный сектор |
1. Развитие перерабатывающих производств на основе местных топливно-энергетических ресурсов и ресурсов АПК. |
1. Преимущественно сырьевая направленность экономики города. |
Административные |
1. Консультационная и практическая поддержка местных органов власти при открытии собственного дела. 2. Создание
инвестиционных программ |
1. Отсутствие экономических механизмов для поддержки внешних инвесторов. |
Предпринимательство |
1. Наличие
необходимой инфраструктуры |
1. Отсутствие необходимых навыков и практического опыта в генерировании новых идей в бизнесе, применении инновационных технологий. |
Развитие города определяется тем,
что он является центром Волго-Уральского
нефтегазоносного района. Нефтедобыча
создает предпосылки и условия
для возникновения отраслей промышленности
обслуживающих потребление
Существующие тенденции
Удаленность от крупных промышленных центров, обилие земельных ресурсов вокруг города обуславливают благоприятную экологическую обстановку и обеспечение пищевой промышленности качественным сырьем.
Монопольное положение нефтедобычи
в структуре валового внутреннего
продукта города не может создать
дополнительных импульсов к долгосрочному
развитию инновационных производств,
вместе с тем рассматривая природные
ресурсы, в том числе
В современных условиях нестабильности мировой экономической системы, изменения ситуации в регионе и стране, определяется и специфика стратегических направлений развития города. Исходя из положений Стратегии развития Оренбургской области на период до 2030 года возможны сценарии развития, описанные далее.
Сценарий постепенного роста в качестве ключевой внешней переменной предполагает замедление темпов потребления природных ресурсов в мире, что приведет к снижению спроса и, соответственно, цен на российские энергоносители и будет сопровождаться ослаблением рубля по отношению к мировым валютам.
В период до 2015 года после 1–2-летнего периода посткризисной дозагрузки мощностей предприятий рост экономики России вернется на инвестиционный тренд. Однако темпы восстановления и, как следствие, темпы роста будут невелики.
В случае реализации данного сценария крупные нефтяные компании и ОАО «Газпром» не будут рассматривать Оренбургскую область как приоритетный для инвестирования регион и направят ресурсы, которые потенциально могли бы быть локализованы в Оренбуржье, в другие зоны с более масштабными активами.
Наиболее привлекательными для инвестирования будут те виды экономической деятельности, развитие которых связано с движением вверх по цепочке добавленной стоимости, что позволит компенсировать невысокие темпы роста цен на сырье. В Оренбургской области такими видами деятельности могут стать: производство продуктов питания, средние и верхние переделы химического комплекса, машиностроение, логистика.
Таким образом, на первом этапе данного сценария ключевыми мерами по развитию региона станут активная инвестиционная политика и стимулирование спроса на конечную продукцию.
С учетом среднесрочных экономических циклов, этап инвестиционного роста валового регионального продукта (далее – ВРП) завершится в период с 2015 по 2020 годы ощутимым снижением темпов роста или даже кризисом с глубиной падения в 1–2 %. Выход из этого кризиса будет связан с ростом конечного спроса, что приведет к интенсификации импортозамещения, увеличению темпов роста промышленного производства и АПК.
К этому времени мировая
В этот период наиболее вероятно развитие «пионерных» для Оренбургской области отраслей, таких как фармацевтика, производство медицинской техники и оборудования; вероятен переход от научной работы к внедренческой и производственной деятельности в сфере биотехнологий. Будет осуществляться активная коммерциализация научных разработок, импульс к развитию получат сектор платных услуг и информационно-коммуникационные технологии. Рост ВРП в зависимости от сценария развития представлен в таблице 49.
Таблица 20.
Прогнозный рост ВРП по сценариям
2010–2015 годы |
2016–2020 годы |
2021–2025 годы |
2026–2030 годы |
рост 3% |
3–4-% средний рост, в один год – 1–2% снижение |
рост 5–6% |
рост 6–7% |
Исходя из текущей макроэкономической ситуации, этот сценарий представляется наиболее вероятным.
Сценарий высокой
Рост запасов и реализация отложенного
спроса приведут к активному посткризисному
компенсационному росту. Однако благодаря
увеличению цен на нефть и другие
экспортные товары этот рост будет
обусловлен дозагрузкой существующих
мощностей, что приведет к консервации
докризисной структуры
Последующий за этим интенсивный рост экономики региона будет связан с увеличивающимися вместе с ценами на ресурсы государственными расходами, в том числе государственным инвестированием, а также восстановлением доступа к кредитным ресурсам. С 2015 года экономика Оренбургской области в соответствии с общероссийскими трендами будет воспроизводить тенденции 2000-х годов, демонстрируя высокие темпы роста. Однако в соответствии со сценарием не будут найдены механизмы повышения устойчивости мировой финансовой системы, что приведет к новому серьезному кризису в период 2016–2020 годов.
Возможное снижение ВРП региона вплоть до 10% будет связано с новым падением цен на нефть и сжатием ключевых экспортных рынков. К этому времени спрос на ресурсы, который ранее поддерживался странами Азиатско-Тихоокеанского региона, будет удовлетворяться за счет реализации сырьевых проектов в восточной части страны. Этот кризис поставит перед регионом задачу масштабной реструктуризации экономики. Чтобы избежать ситуации, в которой эту реструктуризацию необходимо совершить в кратчайшие сроки в случае реализации сценария интенсивного экономического роста в период 2010–2015 годов, необходимо разрабатывать и реализовывать соответствующие программы. Ключевые отрасли, которые потенциально могли бы заместить нефтяные и газовые доходы в бюджете, определены в задачах развития региона – это, прежде всего, машиностроение, АПК и химическая промышленность.
После 2020 года прогнозируется снижение объемов производства и спроса на энергоносители, производимые на территории Оренбургской области, что приведет к снижению темпов экономического роста. В период с 2026 по 2030 годы возможен еще один кризис, связанный с переходом мировой экономики на новый технологический уклад.
Важнейшим направлением в рамках данного сценария для Оренбуржья является периодическая необходимость актуализации превентивных антикризисных мер.
Таблица 21.
Гипотеза роста среднегодового ВРП по сценарию высокой неустойчивости:
2010–2015 годы |
2016–2020 годы |
2021–2025 годы |
2026–2030 годы |
4–5-процентный рост, в 2011 году падение темпов роста до 1–2 про-центов |
7–8-процентный средний рост, ближе к концу периода – 10-процентное снижение |
4–5-процентный рост |
5–6-процентный рост и |
Сценарий «либерализации» преду
Ожидается снижение степени централизации бюджетной системы – большая доля собираемых налогов будет оставаться на территории регионов и муниципалитетов, что приведет к усилению межрегиональной поляризации в ПФО, в процессе которого Оренбургская область будет «уступать» соседним регионам часть инвестиций и человеческого капитала.
Также более либеральным станет миграционное законодательство, что положительно скажется на миграционном приросте и предложении на рынке труда в период экономического роста.
Реализация данного сценария приведет к интенсификации экономического роста, но потребует от органов власти Оренбургской области принятия мер по повышению конкурентоспособности региона по отношению к более экономически развитым соседним субъектам Российской Федерации.
Важнейшим внешним сценарным условием
является вступление России во Всемирную
торговую организацию (далее – ВТО).
Возможное снижение импортных таможенных
тарифов по преобладающей части
товаров, производимых на территории области,
приведет к определенной потере рынка
и ограничит возможности
В том случае, если будет принято
положительное решение по вступлению
России в ВТО, бизнесу следует
активизировать процессы международной
сертификации, привести продукцию в
соответствие с европейскими потребительскими
стандартами. Это во многом зависит
от действий федеральных органов
власти в части организации
Для некоторых предприятий этот процесс может быть весьма затратным и одной из задач органов регионального управления является содействие предприятиям в ходе подготовки к вступлению в ВТО.
Значительным рискам в случае вступления в ВТО может быть подвергнуто сельское хозяйство.
В развитых странах, в частности, в
США и Европейском Союзе, масштабная
государственная поддержка