Структура кредитной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 08:23, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является ознакомление с понятием кредитной структуры. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
• Раскрыть структуру кредитной системы, особенностями развития ее в странах с развитой экономикой, а также в странах с переходной экономикой, на примере России и других стран.
• Рассмотреть функции и операции, выполняемые центральным банком
• Раскрыть основные функции коммерческих банков.

Содержание работы

Введение
1. Структура кредитной системы России
2. Организация банковских систем зарубежных стран
3. Виды банков
3.1. Центральные банки
3.2. Коммерческие банки
3.3. Сберегательные банки
3.4. Инвестиционные банки
3.5. Ипотечные банки
4. Виды специализированных небанковских
кредитно-финансовых институтов
4.1. Страховые компании
4.2. Пенсионные фонды
4.3. Инвестиционные компании
4.4. Ссудо-сберегательные ассоциации
4.5. Финансовые компании
4.6. Благотворительные фонды
4.7. Кредитные союзы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по микроэкономики до 20,02,14.docx

— 96.45 Кб (Скачать файл)

Наряду с частными пенсионными  фондами, создаваемыми частными корпорациями, существуют и государственные пенсионные фонды. Они, как правило, создаются  на уровне центрального правительства  и местных органов власти. Основой  пассивных операций таких фондов являются средства бюджетов различных  правительственных уровней и  взносы трудящихся. Активные операции сконцентрированы в основном во вложениях  в государственные ценные бумаги (что позволяет финансировать  государственный долг) и в незначительной степени - в ценные бумаги корпораций. В деятельности государственных  пенсионных фондов существуют специфические  различия по странам с точки зрения организации, форм деятельности и инвестирования денежных средств.

4.3. Инвестиционные  компании

Это новая форма кредитно-финансовых институтов, которая получила наибольшее развитие в послевоенные годы, хотя существовала и в довоенное время. Приоритет в их развитии принадлежит  США. Инвестиционные компании путем  выпуска собственных акций привлекают денежные средства, которые затем  вкладывают в ценные бумаги промышленных и других корпораций. Таким образом, за счет приобретения ценных бумаг  они осуществляют наравне с другими  кредитно-финансовыми институтами  финансирование различных сфер экономики.

В настоящее время существуют инвестиционные компании закрытого  и открытого типов.

Инвестиционные компании закрытого типа осуществляют выпуск акций сразу в определенном количестве. Новый покупатель может приобрести их только у прежних держателей по рыночной цене. Инвестиционные компании открытого типа, которые носят  название взаимные фонды, выпускают  свои акции постепенно, определенными  порциями в основном для новых  покупателей. Эти акции могут  передаваться или перепродаваться. Более удобной организационной  формой являются компании открытого  типа, поскольку постоянная эмиссия  позволяет им все время увеличивать  свой денежный капитал и таким  образом постоянно наращивать инвестиции в ценные бумаги корпорации. В целом  организационная форма инвестиционных компаний открытого и закрытого  типов базируется в основном на акционерной  форме.

Особенностью инвестиционных компаний является то, что среди  покупателей их ценных бумаг возрастает доля кредитно-финансовых учреждений и торгово-промышленных корпораций. Каждый инвестор инвестиционного фонда  обязан платить комиссионные при  покупке для него акций и управлении вкладом. Размер комиссионных различается  по компаниям и зависит от их финансовой мощи и репутации. При этом следует  отметить, что в послевоенное время  в развитых капиталистических странах  наиболее быстрыми темпами развивались  компании открытого типа (взаимные фонды).

Развитие инвестиционных компаний тесно связано с динамикой  и масштабностью рынка ценных бумаг. Чем выше уровень развития последнего, тем выше степень развития инвестиционных компаний.

Основой пассивных операций инвестиционных компаний являются вырученные денежные средства от реализации собственных  ценных бумаг, акционерный капитал, резервный фонд, недвижимость компании.

Активные операции инвестиционных компаний специфичны и отличаются от подобных операций других кредитно-финансовых институтов. Основные денежные средства, вырученные от продажи собственных  акций, инвестиционные компании обоих  типов вкладывают в акции различных  корпораций и компаний. 80% активов  инвестиционных компаний составляют акции, а в последние годы, кроме того, они вкладывают средства и в облигации  корпораций. Существует специализация вложений: одни компании концентрируют свои инвестиции в обыкновенных акциях, другие - в привилегированных, третьи - в облигациях. Помимо этого, существует отраслевая специализация, когда компании приобретают ценные бумаги, например, только железнодорожных компаний или машиностроительных, автомобильных, электронных корпораций.

Поскольку развитие инвестиционных компаний зависит от состояния рынка  ценных бумаг, в основном акций, частые колебания курсов акций отражаются на финансовом состоянии инвестиционных компаний. Падение курсов акций и  особенно биржевые крахи замедляют  развитие последних, а в ряде случаев  ведут к их банкротству. Это наблюдалось  и в США в середине 70-х и  начале 80-х гг.

Инвестиционные компании привлекают к инвестиционной деятельности широкие слои населения, т.е. мелкого  инвестора, благодаря чему удается, во-первых, мобилизовать значительные средства для капиталовложений в  экономику, а во-вторых, создать определенную иллюзию, что каждый может стать  владельцем акций и, значит, собственником. С этой целью бумаги продаются  по низким ценам и доступны для  средних слоев населения. В США, например, такие цены колебались в послевоенные годы от 2 до 30 долл. Обычно мелкие инвесторы привлекаются в период биржевого бума, когда курсы акций растут. Однако в условиях ухудшения конъюнктуры они, как правило, несут большие потери. Практика западных стран показывает, что все-таки основными вкладчиками являются крупные индивидуальные и коллективные инвесторы, а контроль за деятельностью инвестиционных компаний осуществляют крупнейшие акционеры.

В 70-х гг. возникли новые  инвестиционные компании открытого  типа, которые получили название взаимные фонды денежного рынка (Money Market Mutual Funds). Такой вид инвестиционных компаний получил развитие в основном в США и Канаде. Их название обусловлено тем, что эти компании работают на рынке ценных бумаг в основном с краткосрочными ценными бумагами.

Как и другие инвестиционные фонды открытого типа, они также  выпускают акции, однако весьма дешевые. При этом стоимость одной акции  не изменяется в результате колебания  ссудного процента, а потому акции  имеют твердые цены. Это обусловило широкий приток клиентов в такие  фонды, обеспечив им довольно большие  накопления.

Формирование пассивных  операций этих компаний осуществляется в основном за счет выпуска дешевых  акций. Свои денежные средства они вкладывают в краткосрочные ценные бумаги: краткосрочные  федеральные облигации (краткосрочные  векселя), муниципальные облигации, коммерческие бумаги частных корпораций, а также в финансовые инструменты (акцептованные банками векселя, депозитные сертификаты коммерческих банков). Некоторые фонды такого типа специализируются на бумагах только федерального правительства.

Фонды денежного рынка  в США обладают рядом льгот  по сравнению с другими инвестиционными  фондами: они освобождены от выполнения требований хранить обязательные резервы в Центральном банке (ФРС), не платят налогов по муниципальным облигациям. Кроме того, следует отметить еще одно обстоятельство: длительное время процент по их акциям был выше, чем по вкладам коммерческих банков, составляющих 5,25%, и вкладам в ссудо-сберегательных ассоциациях, достигавших 5,5%. Более низкий, процент в указанных кредитно-финансовых институтах обусловлен правилами ФРС. Это привело в конце 70-х гг. к широкому оттоку денежных средств во взаимные фонды денежного рынка из банков и ссудо-сберегательных ассоциаций, что существенно ухудшило их ликвидность. Поэтому с 1982 г. в США было проведено дерегулирование процентных ставок, были введены депозитные счета денежного рынка (Money Market Deposit Account), что позволило отрегулировать потоки денежных накоплений между коммерческими банками, ссудо-сберегательными ассоциациями и взаимными фондами денежного рынка. В результате денежные средства на депозитных счетах увеличились, начался отлив денежных средств из фондов денежного рынка, что существенно сократило размер их активов. К концу 80-х - началу 90-х гг. конкуренция за привлечение денежных средств между банками и фондами вступила в более устойчивую фазу, так как последние использовали свободу от резервных требований ФРС, а первые пользовались преимуществами федерального страхования депозитов. В то же время взаимные фонды денежного рынка стали проводить и расширять некоторые спекулятивные операции. Так, они стали использоваться как компании для хранения процентных платежей и дивидендов в ожидании реинвестирования. Кроме того, многие частные лица, которые сами распоряжались своими активами, имели право открывать здесь собственные акционерные счета (share account). Это позволило акционерам довольно быстро и бесплатно переводить денежные средства со счетов взаимных фондов денежного рынка в зависимости от конъюнктуры на счета инвестиционных фондов, занимающихся вложениями в долгосрочные, ценные бумаги.

4.4. Ссудо-сберегательные  ассоциации

Ссудо-сберегательные ассоциации представляют собой кредитные товарищества, созданные для финансирования жилищного  строительства. Их ресурсы складываются в основном из взносов пайщиков, представляющих широкие слои населения.

Хотя ссудо-сберегательные ассоциации возникли около 150 лет назад, подлинное развитие они получили после Второй мировой войны. Основой  их деятельности является предоставление ипотечных кредитов под жилищное строительство в городах и  сельской местности. Активные операции в основном состоят из ипотечных  ссуд и кредитов, которые составляют 90%, а также вложений в государственные  ценные бумаги (центрального правительства  и местных органов власти).

В последние годы ссудо-сберегательные ассоциации представляют серьезную  конкуренцию коммерческим и сберегательным банкам в борьбе за привлечение сбережений населения. Это достигается путем  установления высокого процента, а  также в результате стремления населения  с помощью данных учреждений решить жилищную проблему. В настоящее время  число пайщиков ассоциаций составляет несколько десятков миллионов.

Ссудо-сберегательные ассоциации носят в основном кооперативный  характер, так как базируются преимущественно  на взносах пайщиков. Под таким  названием данные учреждения функционируют  в США, Канаде. В Англии и ряде стран Британского содружества  они называются строительными обществами. В странах Западной Европы и Японии аналогичные учреждения действуют  как на кооперативной основе, так  и при участии государства.

Ссудо-сберегательные ассоциации и строительные общества являются серьезными конкурентами банков, страховых компаний в предоставлении ипотечных кредитов. Необходимо отметить, что в целом  ссудо-сберегательные ассоциации доминируют на рынке ипотечного кредита для жилищного строительства. Как правило, к их услугам в западных странах прибегают в основном средние слои населения.

Обострение на рынке проблемы ликвидности в конце 70-х — начале 80-х гг. в США резко ухудшило положение ссудо-сберегательных ассоциаций. При переходе к акционерной форме  владельцы — вкладчики имели  возможность купить акции на выгодных условиях. Эти изменения, а также  диверсификация операций вызвали коренное изменение структуры пассивных  и активных операций ссудо-сберегательных ассоциаций, о чем свидетельствует  их баланс.

В то же время проблема ликвидности  для ассоциаций становиться все  более острой, поскольку, как и  банки, они имеют активы менее ликвидные, чем пассивы. Как правило, занимают они на короткие сроки, а ссужают, наоборот, на длительные. Это считалось абсолютной нормой в США. Поэтому в целях стимулирования жилищного строительства Центральный банк (ФРС) до 1980 г. давал им льготу в виде взимания процентной ставки на 0,25% больше, чем коммерческим банкам. Долгое время этого было достаточно, чтобы ассоциации могли обеспечивать настоящий приток денежных средств для себя. Однако колебания рыночных процентных ставок в сторону повышения вынудили акционеров и вкладчиков продавать свои акции за наличные и вкладывать средства в другие сферы, например, во взаимные фонды денежного рынка, что вызвало массовый отток денежных средств из ассоциаций. Это опустошающе воздействовало на ассоциации, рынок ипотечного кредита, что в итоге привело к спаду жилищного строительства и в целом американской экономики.

Политика дерегулирования в начале 80-х гг. позволила ассоциациям более эффективно конкурировать на рынке за привлечение средств, однако их портфель был отягощен закладными еще 50-60-х гг. и низким процентом 70-х гг. В результате ассоциациям приходилось платить по пассивам больше, чем получать по активам, что вызывало крупные убытки и подрывало ликвидность. С 1980-1987гг. 30% общего числа ассоциаций либо обанкротилась, либо подверглась вынужденному слиянию.

В этих условиях ассоциации вынуждены были прибегнуть к новой  рыночной стратегии, стараясь приблизиться по операциям к коммерческим банкам за счет диверсификации. Они стали  практиковать выдачу коммерческих и  потребительских ссуд, долги оформлять  ценными бумагами и продавать  их на вторичном рынке, а сберегательные счета переводить в срочные.

4.5. Финансовые  компании

Финансовые компании - особый тип кредитно-финансовых учреждений, которые действуют в сфере  потребительского кредита. Их организационными формами могут быть акционерная и кооперативная.

Финансовые компании представлены двумя видами: по финансированию продаж в рассрочку и личного финансирования. Первые занимаются продажей в кредит товаров длительного пользования (автомобили, телевизоры, холодильники и т.п.), предоставлением ссуд мелким предпринимателям, финансированием  розничных торговцев. Вторые, как  правило, выдают ссуды в основном потребителям, а иногда финансируют  продажи только одного предпринимателя  или одной компании. Компании обоих  видов предоставляют ссуды от года до трех лет.

Пассивные операции компании осуществляют главным образом за счет выпуска собственных ценных бумаг, а также краткосрочных  кредитов у коммерческих сберегательных банков. Основой активных операций являются выдача потребительских кредитов, а также вложения в государственные  ценные бумаги. На потребительские  кредиты приходится до 90% активных операций.

Первоначально финансовые компании стали развиваться в США, особенно после Второй мировой войны. Именно здесь стала активно развиваться  продажа товаров длительного  пользования в кредит. Развитие финансовых компаний возможно при широкой насыщенности потребительского рынка товарами и  услугами, а также активной конкуренции  между ними.

Финансовые компании служат важным инструментом проталкивания  товаров длительного пользования  на рынки для крупных промышленных корпораций, в особенности в условиях низкого спроса и ухудшения экономической  конъюнктуры. Особое место занимает продажа автомобилей, поскольку  большая их часть на Западе приобретается  в кредит. Многие автомобильные корпорации западных стран создают дочерние или зависимые финансовые компании с целью ускорения реализации своей продукции. Так, ведущая автомобильная  корпорация США “Дженерал моторс”  имеет дочернюю финансовую компанию. Многие американские, европейские и  японские автомобильные компании имеют  аналогичные подразделения. Своеобразие  деятельности компании состоит в  том, что она взимает довольно высокий процент за кредит - от 10 до 30% в различные периоды колебания  конъюнктуры.

Информация о работе Структура кредитной системы России