Сущность и структура банковской системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 06:09, дипломная работа

Описание работы

Целью данного дипломного проекта является разработка методологических подходов и направлений совершенствования банковской системы РФ и анализ современного состояния банковской системы России.
В соответствии с указанной целью в дипломной работе были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть сущность и структуру банковской системы;
- Изучить роль ЦБ РФ в банковской системе;
- Дать понятие коммерческому банку, его функциям и операциям;
- Изучить историю развития банковской системы;
- Дать оценку современного состояния банковской системы;
- Провести анализ банковского сектора Тюменской области;
- Выявить проблемы и перспективы развития банковского сектора РФ.

Файлы: 1 файл

Банковская система России анализ становления и тенденции развития.docx

— 259.08 Кб (Скачать файл)

С принятием в 1894 г. нового устава начался второй период в деятельности Госбанка. После денежного кризиса 1905-06 гг., вызванного Русско-японской войной и революцией, началась трансформация  Госбанка в банк банков. Накануне первой мировой войны Госбанк стал одним  из влиятельнейших европейских кредитных  учреждений. Он имел огромный золотой  запас, коэффициент которого, за исключением  кризисного 1906 г., не опускался ниже 93%, а в среднем был выше 100%. Госбанк осуществлял регулирование  денежного обращения и валютных расчетов России и через коммерческие банки принимал активное участие  в кредитовании промышленности и  торговли. [15, с.62]

Во время первой мировой  войны деятельность Госбанка была направлена в основном на ее финансирование. Большая  часть его активов накануне Октябрьской  революции 1917 г. состояла из обязательств казначейства и ссуд под процентные бумаги. Золотой запас банка за это время сократился с 1604 млн. руб. (на 16 июня 1914 г.) до 1101 млн. руб. (на 8 октября 1917 г.). История дореволюционного Государственного банка закончилась 25 октября (7 ноября) 1917 года. С этого момента началась история Государственного банка  советского типа.

25 октября (7 ноября) 1917 г.  большевики захватили здание  Государственного банка в Петрограде, но прошло еще два месяца, прежде  чем они стали реально контролировать  работу банка. Утром 14(27) декабря  были захвачены петроградские  коммерческие банки, а вечером  того же дня ВЦИК принял  Декрет о национализации банков. В соответствии с этим декретом  в стране была введена государственная  монополия на банковское дело. Частные кредитные учреждения  были национализированы и слиты  с Государственным банком, который  месяц спустя стал называться  Народным банком Российской Республики (позднее Народным банком РСФСР).

Формально до своего упразднения  в 1920 г. Народный банк функционировал на основании устава 1894 г., в который  был внесен ряд изменений. Однако реально его деятельность регулировалась Декретами и Постановлениями  СНК, Постановлениями ВЦИК и ВСНХ и приказами по Наркомфину. Основной задачей банка была эмиссия бумажных денег. С осени 1918 г. Народный банк, находившийся в составе Наркомфина, стал финансировать  народное хозяйство и заниматься сметно-бюджетной работой. Внедрение  в период проведения политики военного коммунизма безденежных расчетов между  государственными предприятиями и  учреждениями привело к тому, что  банк прекратил осуществление кредитных  операций. Функции банка как расчетного центра также были сведены к минимуму, поскольку все расчеты велись с госбюджетом в порядке сметного финансирования предприятий и их доходы зачислялись на счета бюджета. Таким образом, в течение двух лет изменилась сама сущность Народного  банка. Из банка он трансформировался  в орган, который наряду с финансовыми  органами обслуживал в основном бюджетные  операции. Функционирование двух параллельных структур было нецелесообразным. Более  того, само существование учреждения под названием Народный банк противоречило  идее безденежного хозяйства, которое  в то время пытались построить  большевики. В результате 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен. Незначительное количество сохранившихся  банковских операций стало осуществлять Центральное бюджетно-расчетное  управление Наркомфина. [15, с.62]

В дальнейшем совершенствование  деятельности Госбанка сводилось к  внедрению новых форм планового  кредитования хозяйства и банковских расчетов, а также методов контроля за расходованием средств на выплату  заработной платы (80% налично-денежного  оборота) и сбором торговой выручки.

В феврале 1930 г. в связи  с отменой операций по продаже  частным лицам золота и иностранной  валюты на червонцы по твердому курсу  и изъятием советской валюты из оборота  иностранных бирж при Правлении  Госбанка была организована котировальная  комиссия для установления курсов иностранных  валют.

В 1933 г. Госбанк провел ряд  мероприятий по ускорению расчетов, улучшению учета, совершенствованию  организации документооборота и  усилению внутрибанковского контроля. Была перестроена номенклатура статей баланса Госбанка: они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделало  баланс сопоставимым с кредитным  планом. Был также осуществлен  переход к децентрализованной квитовке межфилиальных оборотов при сохранении общего контроля в центре.

В 1939 г. Госбанк начал осуществление  инкассации наличных денег.

Во время Великой Отечественной  войны 1941-45 гг. Госбанк для покрытия дефицита госбюджета производил эмиссию  наличных денег, в результате чего денежная масса за это время возросла в 4 раза. С целью нормализации денежного  обращения в 1947 г. была проведена  денежная реформа ликвидационного  типа, в ходе которой был осуществлен  обмен наличных денег старого  образца на новый в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в  сберегательных кассах и проведена  конверсия всех выпущенных государственных  займов (кроме займа 1947 г.).

В марте 1950 г. было установлено  золотое содержание рубля в размере 0,222168 г чистого золота. [15, с.62]

В декабре 1949 г. был принят второй Устав Госбанка.

В апреле 1959 г. в связи  с реорганизацией кредитной системы  Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений.

В мае 1961 г. была проведена  деноминация и девальвация рубля. Новые денежные знаки были обменены на старые в соотношении 1:10. Одновременно золотое содержание рубля было увеличено  в 4 раза и составило 0,987412 г чистого золота.

В октябре 1960 г. был принят третий Устав Госбанка, а с 1963 г. в  ведение Госбанка были переданы государственные  трудовые сберегательные кассы.

В 1965-69 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности Госбанка произошли изменения, связанные  с кредитованием и расчетами, с планированием и регулированием денежного обращения, финансированием  капиталовложений и организацией сберегательного  дела. Основными видами кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных ценностей  и затрат на заработную плату и  по простым ссудным счетам.

В июле 1987 г. в связи реорганизацией кредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк  СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции  главного банка страны. На него возлагалась  разработка сводного кредитного плана  и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам. [19, с.162]

В сентябре 1988 г. был утвержден  четвертый Устав Госбанка СССР, в  соответствии с которым он являлся  главным банком страны, единым эмиссионным  центром, организатором кредитных  и расчетных отношений в народном хозяйстве.

Банковская система России представляет собой двухуровневую  систему, состоящую из Центрального Банка Российской Федерации, коммерческих банков, включая их филиалы, а также  других кредитных учреждений. Коммерческие банки начали развиваться с августа 1988г., когда был зарегистрирован  первый такой банк. Особенно бурно  коммерческие банки создавались  во второй половине 1991г. Именно в этот период, скорее в интересах политических, а не экономических,   "сверху"   осуществлялась  коммерциализация  учреждений государственных специализированных банков. В результате были разрушены крупные банки с вертикальной структурой управления, разветвленной сетью отделений и на их месте возникли зачастую мелкие и потенциально неустойчивые коммерческие банки. В то же время шел процесс создания новых коммерческих банков, целый ряд которых занял лидирующие позиции на рынке банковских и финансовых услуг.

По состоянию на 1 марта 1995г. на территории Российской Федерации  было зарегистрировано 2543 коммерческих банка, из них 1544 паевых и 999 акционерных  банков. Из общего числа банков 774 имеют  лицензию на совершение операций в  иностранной валюте. 252 банка имеют  лицензию на проведение всех видов  рублевых и валютных операций (генеральную  лицензию). 101 банк получи разрешение на совершение операций с драгоценными металлами (золотом и серебром).

Коммерческие банки достаточно активно развивают свою финансовую сеть, открывают отделения и представительства  как в различных регионах России, так и за рубежом. [19, с.162]

Количество филиалов банков (не считая филиалов Сберегательного  банка) на 1 марта 1995г. достигло 5592. Филиальная сеть Сберегательного банка составляет 38567. Из общего числа филиалов коммерческих банков 46 филиалов расположены в  ближнем зарубежье, 7 банков имеют  филиалы в дальнем зарубежье, а именно на Кипре, в Голландии  и  Польше. 29 российских коммерческих банков открыли свои представительства за рубежом, общее число которых составляет 46, из них 8 находятся на Украине, в Белоруссии, Эстонии, Латвии и Азербайджане, остальные - в дальнем зарубежье.

Географическое распределение  банков и банковского капитала пока еще недостаточно равномерно. Наибольшее число банков, а именно 37% от их общего количества, сконцентрировано в Москве. Вторым финансовым центром России является Санкт-Петербург. В то же время существуют регионы России, нуждающиеся в  расширении банковской инфраструктуры.

В целом по стране уровень  развития филиальной сети остается недостаточно высоким, а банки   с развитой филиальной сетью являются исключением на общем фоне мелких региональных банков. По наблюдениям Банка России, значительное число региональных банков в своей деятельности замыкаются на ограниченном круге местных клиентов (эти клиенты, как правило, являются и акционерами банка), не работая на межбанковском рынке даже с банками своего региона. [19, с.162]

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный  Верховному Совету РСФСР, он первоначально  назывался Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным  Советом РСФСР был принят Закон  о Центральном банке РСФСР  (Банке России), согласно которому  Банк России являлся юридическим  лицом, главным банком РСФСР  и был подотчетен Верховному  Совету РСФСР. В законе были  определены функции банка в  области организации денежного  обращения, денежно-кредитного регулирования,  внешнеэкономической деятельности  и регулирования деятельности  акционерных и кооперативных  банков.

В июне 1991 г. был утвержден  Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 г. в связи  с образованием Содружества Независимых  Государств и упразднением союзных  структур ВС РСФСР объявил Центральный  банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного  регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению  курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и  иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его  учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный  банк СССР был упразднен и  все его активы и пассивы,  а также имущество на территории  РСФСР были переданы Центральному  банку РСФСР (Банку России). Несколько  месяцев спустя банк стал называться  Центральным банком Российской  Федерации (Банком России).

В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю. [19, с.162]

Принцип независимости - ключевой элемент статуса Центрального банка  Российской Федерации - проявляется  прежде всего в том, что Банк России не входит в структуру федеральных  органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного  обращения. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. [34, с.192]

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так  же, как и Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли  на себя такие обязательства.

Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности  Председателя Банка России (по представлению  Президента Российской Федерации) и  членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка  России и утверждает годовой отчет  Центрального банка Российской Федерации  и аудиторское заключение.

Задачи и функции Банка  России определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как  единственный эмиссионный центр, а  также как орган банковского  регулирования и надзора. Комплекс основных функций Банка России закреплен  в ст. 4 Федерального закона "О  Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которой Банк России:

- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

- монопольно осуществляет  эмиссию наличных денег и организует  их обращение;

- является кредитором  последней инстанции для кредитных  организаций, организует систему  рефинансирования;

- устанавливает правила  осуществления расчетов в Российской  Федерации;

- устанавливает правила  проведения банковских операций. бухгалтерского учета и отчетности  для банковской системы;

Информация о работе Сущность и структура банковской системы РФ