Сущность и структура банковской системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 06:09, дипломная работа

Описание работы

Целью данного дипломного проекта является разработка методологических подходов и направлений совершенствования банковской системы РФ и анализ современного состояния банковской системы России.
В соответствии с указанной целью в дипломной работе были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть сущность и структуру банковской системы;
- Изучить роль ЦБ РФ в банковской системе;
- Дать понятие коммерческому банку, его функциям и операциям;
- Изучить историю развития банковской системы;
- Дать оценку современного состояния банковской системы;
- Провести анализ банковского сектора Тюменской области;
- Выявить проблемы и перспективы развития банковского сектора РФ.

Файлы: 1 файл

Банковская система России анализ становления и тенденции развития.docx

— 259.08 Кб (Скачать файл)

Следует иметь в виду: указанные инструменты приспособлены для выполнения центральным банком только его первой целевой функции, которую коротко можно интерпретировать как функцию регулирования денежного обращения в стране. [33, с.199]

В мировой банковской науке  и практике и в политических кругах проявляется большой интерес  к проблеме независимости центральных  банков. Причины такого интереса в  каждой стране различны, но есть и общая  — необходимость найти для  центральных банков такое место в структурах государственной власти и в самой банковской системе и соответственно предоставить такие полномочия, которые позволяли бы им наиболее эффективно выполнять возложенные на них функции и задачи с учетом изменений, происходящих в каждой из стран и в мире в целом.

По степени независимости  центральные банки классифицируются в литературе по различным критериям, среди которых выделяются следующие:

  • участие государства в капитале центрального банка и в распределении его прибыли;
  • степень отражения в законодательстве функций (целей) и задач центрального банка, используемого для их решения инструментария;
  • процедура назначения (выбора) руководства банка;
  • формы и методы контроля за деятельностью центрального банка со стороны государства и общества;
  • наличие у государства (исполнительных органов власти) права вмешиваться в денежную и кредитную политику;
  • наличие у центрального банка права или обязанности прямо или косвенно финансировать государственные расходы.

Анализ ситуации в соответствии с этими и другими критериями показывает, что статус и степень независимости (декларируемая в законах и реальная) центральных банков в разных странах различны, причем такие различия, как правило, обоснованны и объяснимы, отвечают традициям и текущим обстоятельствам соответствующих стран. Другими словами, в этом вопросе не следует искать универсальных стандартов, которые бы устраивали все (многие) страны. [53, с.36]

Так, с точки зрения собственности  на капитал центральные банки  могут быть полностью государственными (например, в Великобритании, Германии, Франции, Канаде, России); акционерными (в США); смешанными, когда государству принадлежит только часть капитала (в Японии и Бельгии). Всякие попытки разделить эти варианты на "правильные" и "неправильные" безосновательны. Для каждой страны "правильным" будет тот вариант, который подходит ей, отвечает ее традициям и условиям (при этом другая страна может воспринимать его как "неправильный").

В любом случае между центральным  банком и государством (правительством) обязательны тесные связи в силу того, что они действуют на одном экономическом пространстве и экономическая политика государства не может успешно осуществляться без ее четкого согласования с финансовой политикой центрального банка. Более того, в долгосрочном плане политика центрального банка, видимо, должна следовать приоритетам макроэкономического курса правительства.

Таким образом, с одной  стороны, центральный банк и правительство в силу природы своей деятельности обречены на тесное сотрудничество, согласование своих политик и практических действий. С другой стороны, наличие тесных связей не означает, что государство может безгранично влиять на политику центрального банка, предписывать ему какую-либо политику, потому что в этом случае центральный банк утратит свою самостоятельность и будет не в состоянии хорошо выполнять возложенные на него специфические функции и задачи. Следовательно, для эффективной деятельности центральному банку в любом случае необходима существенная степень независимости от исполнительной власти. Это особенно важно для ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита; для сдерживания попыток правительства отдавать предпочтение краткосрочным хозяйственно-политическим целям в ущерб целям стратегическим, долгосрочным. Здесь важна ясность в том, в каких именно вопросах и до каких пределов центральный банк может быть действительно независимым (не может не быть независимым), а в каких вопросах его независимость была бы нежелательна или просто неуместна. [53, с.36]

Можно ли зафиксировать "порог", ниже которого независимость центрального банка спускаться не должна? Представляется, что независимость ЦБ может иметь следующие минимально необходимые параметры:

- свобода выбора путей и инструментов (механизмов) достижения целей денежно-кредитной политики, которые определяют политические и государственные структуры, прежде всего законодательные органы власти, что предполагает, с одной стороны, постановку перед ЦБ детально разработанных целей, а с другой — наличие у него возможностей действовать по выработанным правилам в течение достаточно длительного промежутка времени;

- ограничение возможностей других государственных структур решать проблемы, относящиеся к компетенции ЦБ; [53, с.36]

- разумная независимость политики ЦБ от финансовых рынков, точнее, от влияния конъюнктурных колебаний индикаторов финансовых рынков.

Обрисованная выше мера самостоятельности  центрального банка по определенному кругу вопросов не является универсальной константой. В каждой стране она индивидуальна и непостоянна и формируется в ходе взаимоотношений с целым рядом других государственных органов. Но принципиально важно, чтобы были законодательно закреплены полномочия исполнительных органов власти по отношению к центральному банку и право последнего на самостоятельное мнение по ясно обозначенному кругу вопросов, право на отстаивание такого мнения законными способами. Центральным банкам необходимы механизмы, которые обеспечивали бы иммунитет данных органов против пересмотра принятых ими решений. Без такого защитного механизма центральные банки не могут обладать реальной независимостью. Их деятельность не должна подвергаться пересмотру до тех пор, пока не будут приняты соответствующие решения высших законодательных органов.

Важным показателем уровня независимого статуса и одновременно условием эффективной работы центрального банка вместе с правительством в интересах общества считаются применяющиеся способы контроля за его деятельностью. Чаще всего центральный банк подотчетен непосредственно парламенту или образованной последним специальной банковской комиссии.

Следует также иметь в  виду, что центральные банки не только регулируют денежное обращение  и деятельность КО, но также оказывают  последним, государственным органам, а нередко и другим субъектам экономики разнообразные услуги, в том числе на платной основе. При осуществлении данной деятельности центральных банков разных стран также наблюдается большое разнообразие в подходах и способах.

Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной  политики зависит от тех целей, которые  решает центральный банк на том или  ином этапе развития страны. Так, в  современных условиях наибольшее значение в государствах Западной Европы и  США приобретают дисконтная политика и операции на открытом рынке, а установление минимальных резервных требований постепенно отступает на второй план. В странах же, где рыночные отношения  расширяются, например Российская Федерация, установлению минимальных резервных  требований отводится ключевое место, а операции на открытом рынке только начинают развиваться.

Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении  кредита коммерческими банками  увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. [48, с.136]

И наоборот, увеличение учетной  ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые  коммерческие банки, имеющие заемные  резервы, пытаются возвратить их, т.к. они  становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному  сокращению денежного предложения.

Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ставок (ставок рефинансирования) занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании  с деятельностью центрального банка  на открытом рынке.

Большинство центральных  банков стран с рыночной экономикой в процессе денежно-кредитного регулирования  используют систему резервных требований.

Резервные требования представляют собой определенную часть денежных средств банка, которую они в  соответствии с законодательством  обязаны хранить в качестве резервов в центральном банке.

Данные резервы относятся  к числу обязательных. В то же время коммерческие банки могут иметь и добровольные резервы, которые хранятся на одном счете с обязательными резервами и представляют собой остаток средств, превышающих объем обязательных резервов. Поэтому обязательные резервы получили название минимальных резервов.

Традиционно называется двоякое  назначение резервных требований.

- текущее регулирование банковской ликвидности;

- текущее регулирование ссудного рынка и эмиссии кредитных денег коммерческими банками. [48, с.136]

Исторически возникновение  системы обязательного резервирования связывалось с необходимостью обеспечить банками современность выполнения взятых на себя обязательств перед  вкладчиками и кредиторами, для  чего требовалось всегда иметь денежную наличность в определенном объеме.

Указанная наличность может  использоваться для своевременного погашения обязательств банка перед  вкладчиками и кредиторами как  непосредственно, так и путем  кредитования центральным банком банков, нуждающихся в поддержании ликвидности, т.е. системы рефинансирования.

Постепенно данный инструмент стал выполнять и другую роль –  обеспечивать регулирование объема выдаваемых ссуд и эмиссии кредитных  денег, что стало возможным при  законодательном закреплении права  центрального банка изменять норму  отчислений в фонд обязательного  резервирования.

В современных нормативных  документах, определяющих целесообразность применения системы минимального резервирования в странах Европейского союза, акцент делается на обеспечение посредством  этой системы стабильности ставок денежного  рынка и на регулирование структурной  ликвидности банковской системы. [48, с.136]

Система обязательного резервирования в России сформировалась с учетом целей, которые она призвана решать в процессе денежно-кредитного регулирования, и международного опыта в этой области.

В официальных документах Банка России, в частности Положения  Центрального банка Российской Федерации  от 25 марта 2004 г. № 225-П, указано, что  резервные требования применяются  в целях регулирования общей  ликвидности банковской системы  и контроля денежных агрегатов посредством  снижения денежного мультипликатора2.

Важным элементом механизма  обязательного резервирования является определения состава резервируемых  обязательств.

Состав резервируемых  обязательств охватывает следующие  виды привлеченных ресурсов3:

- депозиты до востребования предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей;

- средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, находящихся на счетах в банках;

- средства кредитных организаций на корреспондентских счетах (резидентов и нерезидентов) в рублях и иностранной валюте;

- кредиты, полученные от банков-нерезидентов, в том числе просроченные кредиты и проценты по ним;

- депозиты и иные привлеченные средства банков-нерезидентов, в том числе просроченные депозиты и проценты по ним;

- депозиты (до востребования и срочные) и прочие привлеченные средства физических лиц, в том числе нерезидентов;

- остатки средств, отражающие расчет по ценным бумагам (средства клиентов по брокерским операциям, в том числе нерезидентов), расчеты с Минфином России и т.д.;

- выпущенные банком ценные бумаги (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя и банковские акцепты и др.);

- остатки средств на счетах, отражающие средства клиентов в расчетах (аккредитивы к оплате, расчетные чеки, по зачеткам, транзитные счета и др.);

Одним из элементов системы  резервирования является ставка (норма) резервирования.

Данный элемент непосредственно  отражает процесс регулирования  денежной массы и ликвидности  банковской системы.

Снижение нормы резервирования связывается с необходимостью расширять  денежную массу посредством активизации  кредитной деятельности банков. [59, с.126]

Увеличение нормы резервирования теоретически обосновывается усилением  инфляционных процессов и необходимостью в этой связи уменьшить денежную массу посредством кредитного мультипликатора.

В то же время ограничение  кредитной эмиссии увеличением  нормы резервирования не должно приводить  к сокращению объема платежных средств  в условиях экономического подъема, если даже он сопровождается некоторым  повышением темпов инфляции.

 

1.3. Коммерческие банки: функции и операции

 

В механизме функционирования кредитной системы огромная роль принадлежит коммерческим банкам. Они  аккумулируют основную долю кредитных  ресурсов, предоставляют клиентам полный комплекс финансового обслуживания, включая выдачу ссуд, прием депозитов, расчеты, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты и т.д. По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные, государственные, частные, кооперативные, смешанные. Во всех странах преобладают акционерные банки. [59, с.126]

Информация о работе Сущность и структура банковской системы РФ