Бюджетные отношения и межбюджетные связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:35, реферат

Описание работы

Межбюджетными отношениями принято считать отношения, которые складываются в бюджетном процессе между вышестоящим и нижестоящим уровнями бюджетов. Межбюджетные отношения в соответствии с Бюджетным кодексом РК основываются на следующих принципах:
- равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) с областным бюджетом;

Файлы: 1 файл

20.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

Бюджетные отношения  и межбюджетные связи.       

Межбюджетными отношениями принято считать  отношения, которые складываются в бюджетном процессе между вышестоящим и нижестоящим уровнями бюджетов. Межбюджетные отношения в соответствии с Бюджетным кодексом РК основываются на следующих принципах:

- равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) с областным бюджетом;

- выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц РК;

- обеспечение предоставления местными исполнительными органами одинакового уровня государственных услуг;

- макс. эффективность и результативность предоставления бюджетных услуг за счет закрепления бюджетных услуг за тем уровнем власти, к-рый может обеспечить наиболее эффективное и результативное производство и предоставление гос услуг;

- максимальное приближение уровня предоставления бюджетной услуги к ее получателям за счет передачи исполнения услуг на возможно более низкий уровень бюджетной системы с целью лучшего учета потребностей их получателей и повышения качества бюджетных услуг;

- ответственность каждого уровня бюджета за эффективное и целевое использование полученных официальных трансфертов и кредитов.

По Бюджетному кодексу формами регулирования  межбюджетных отношений служат:

- между республ  и обл бюджетом, бюджетом города республ значения, столицы —трансферты и бюджетные кредиты;

- между обл бюджетом и бюджетом района - трансферты, бюджетные кредиты и нормативы распределения доходов.

         Бюджетное регулирование осуществляется с учетом определенных потоков бюджетных ресурсов. Различают восходящий поток бюджетных средств, формирующий доходы республ бюджета, и нисходящий поток, обеспечивающий дополнительные поступления финансовых средств из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты. В зависимости от необходимости формирования того или иного потока определяются конкретные механизмы их регулирования.

                                       

Виды бюджетных  программ

     В зависимости от содержания бюджетные программы разделяются на программы, направленные на: осуществление гос функций, полномочий и оказание вытекающих из них гос услуг; предоставление трансфертов и бюджетных субсидий; предоставление бюджетных кредитов; осуществление бюджетных инвестиций; осуществление капитальных расходов; выполнение обязательств государства.

     В зависимости от уровня государственного управления бюджетные программы подразделяются на:

1) республиканские, утверждаемые  в составе республиканского бюджета;

2) областные, города  республ значения, столицы;

3) районные (городские), утверждаемые в составе бюджета  района (города областного значения);

4) бюджетные программы  района в городе, города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа, утверждаемые в составе бюджетов города республ значения, столицы, бюджета района (города обл значения

     В зависимости от способа реализации бюджетные программы подразделяются на: 1) индивидуальные бюджетные программы, реализуемые одним администратором; 2) распределяемые бюджетные программы, утверждаемые в бюджете в составе бюджетных программ определенного администратора бюджетных программ и подлежащие распределению в течение текущего финансового года между различными администраторами бюджетных программ. Распределение таких бюджетных программ осуществляется в порядке, определяемом Правительством РК.

     Бюджетные программы подразделяются на текущие бюджетные программы и бюджетные программы развития с присвоением соответствующего признака (кода) в составе единой бюджетной классификации. К бюджетным программам развития относятся расходы бюджета, направленные на осуществление бюджетных инвестиций. Остальные расходы бюджета относятся к текущим бюджетным программам.

 

Внешнее государственное  заимствование

      Гос займы - экономические отношения между гос-вом и юр (физ) лицами, при которых заемщиком выступает государство. Под заимствованием понимается процесс, который начинается с принятия решения о необходимости привлечения заемных средств, определения порядка и условий привлечения, использования, погашения и обслуживания займа. Этот процесс охватывает также процедуры переговоров, обеспечения и гарантий исполнения обязательств, оформления и подписания договора по займу, при необходимости ее ратификации (при гос внешнем заимствовании), процедуры получения, использования и учета средств займа, контроля и анализа исполнения обязательств сторонами.

      Гос заимствование и гарантированное государством заимствование осуществляются в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РК. Гос заимствованием является заимствование Правительством РК, местными исполнит органами и Нац банком РК, а негос заимствование осуществляется резидентами РК самостоятельно в рамках, установленных законодательством страны. Они могут привлекаться юр лицами под гос гарантию с соответствующим оформлением в форме договора займа. Гос организации и казенные предприятия не имеют права осуществлять негос заимствование. Заимствования местных исполнительных органов осуществляются путем заключения договоров о займе.

 

Внешний финансовый контроль

     Ревизионные комиссии местных представительных органов осуществляют контроль за разработкой и исполнением местных бюджетов.

      Местные представительные органы определяют в соответствии с законодательными актами РК порядок и периодичность проведения ревизий и проверок использования средств местных бюджетов.

      Органы исполнительной власти обязаны предоставлять представительным органам всю информацию по бюджетным вопросам, необходимую им для осуществления в пределах их компетенции бюджетного контроля.

      Исполнительные органы государственной власти общей компетенции (Правительство, акимы) осуществляют бюджетный контроль через специализированные финансовые органы. Однако, в некоторых случаях исполнительный орган общей компетенции сам выступает в качестве субъекта контроля. Такой контроль имеет место, например, при подготовке отчета об исполнении бюджета, что является не только стадией бюджетного планирования, но одним из методов осуществления бюджетного контроля.

     Местные исполнительные органы осуществляют контроль за правильностью составления и утверждения смет расходов государственных учреждений, финансируемых из местного бюджета, а также за использованием бюджетных средств в соответствии с финансовыми разрешениями.

 

Внутреннее  государственное заимствование

       Внутреннее заимствование Правительством РК осуществляется в целях финансирования дефицита республиканского бюджета путем выпуска государственных эмиссионных ценных бумаг.

        Заимствование Правительством РК осуществляется на основе:

- установления финансовых границ заимствования;

- определения инвестиционных приоритетов заимствования;

- формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов.

       Установление финансовых границ заимствования включает в себя следующие процедуры:

- разработка центральными уполномоченными органами по бюджетному и экономическому планированию совместно с НБ РК прогноза макроэкономических показателей на трехлетний период в составе среднесрочной фискальной п-ки;

- ежегодная оценка центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию и НБ РК при участии центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета состояния и прогноза на предстоящий трехлетний период правительственного заимствования и долга исходя из принятых макроэкономических показателей;

- определение центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию допустимого уровня правительственного долга, допустимых на планируемый год объемов его погашения и обслуживания на основе оценки состояния и прогноза на предстоящий трехлетний период правительственного заимствования и долга.

 

Внутренний  финансовый контроль

       Документальная проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации, учреждении в присутствии должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская и статистическая отчетности, сметы расходов и расчеты к ним, декларации и пр. документация.

       Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов, представленных ему предприятиями, учреждениями и организациями. Основные задачи камеральной проверки:

- Получение, проверка и обеспечение сохранности отчетов, смет расходов бюджетных учреждений, расчетов к ним;

- Осуществление контроля за правильностью начисления финансовых санкции к нарушителям бюджетно-налоговой дисциплины.

 

Диверсификация  источников внешних заимствований, соотношение доходности внутренних и внешних займов, сроки и условия привлечения средств.

        Госу займы представляют собой экономические отношения между государством и юр (физ) лицами, при которых заемщиком выступает государство. Под заимствованием понимается процесс, который начинается с принятия решения о необходимости привлечения заемных средств, определения порядка и условий привлечения, использования, погашения и обслуживания займа. Этот процесс охватывает также процедуры переговоров, обеспечения и гарантий исполнения обязательств, оформления и подписания договора по займу, при необходимости ее ратификации (при государственном внешнем заимствовании), процедуры получения, использования и учета средств займа, контроля и анализа исполнения обязательств сторонами.

        Гос заимствование и гарантированное государством заимствование осуществляются в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РК. Государственным заимствованием является заимствование Правительством РК, местными исполнительными органами и НБ РК, а негосударственное заимствование осуществляется резидентами РК самостоятельно в рамках, установленных законодательством страны. Они могут привлекаться юридическими лицами под государственную гарантию с соответствующим оформлением в форме договора займа. Государственные организации и казенные предприятия не имеют права осуществлять негосударственное заимствование. Заимствования местных исполнительных органов осуществляются путем заключения договоров (соглашений) о займе.

       Внутреннее заимствование Правительством РК осуществляется в целях финансирования дефицита республиканского бюджета путем выпуска государственных эмиссионных ценных бумаг.

      Заимствование Правительством РК осущ-ся на основе: установления финансовых границ заимствования; определения инвестиционных приоритетов заимствования; формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов.

      Установление финансовых границ заимствования включает в себя следующие процедуры:

- разработка центральными уполномоченными органами по бюджетному и экономическому планированию совместно с НБ РК прогноза макроэкономических показателей на трехлетний период в составе среднесрочной фискальной политики;

- ежегодная оценка центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию и НБ РК при участии центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета состояния и прогноза на предстоящий трехлетний период правительственного заимствования и долга исходя из принятых макроэкономических показателей;

- определение центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию допустимого уровня правительственного долга, допустимых на планируемый год объемов его погашения и обслуживания на основе оценки состояния и прогноза на предстоящий трехлетний период правительственного заимствования и долга.

 

 

Договоры о  предоставлении правительственных  гарантий РК, договора поручительства РК по обеспечению исполнению обязательств третьими лицами.

       Гос гарантия рассматривается как один из способов обеспечения гражданско-правовых обязательств, но которому РК (по поручению Правительства РК - центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета) дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами.


      Гос гарантия предоставляется на основе заключения в письменном виде договора гарантии между центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета и заимодателем или письменного уведомления заимодателя о принятии центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета обязательств гаранта по негосударственному займу (гарантийного обязательства). Исполнение гос гарантии в пределах предусмотренных в бюджете средств начинается по требованию заимодателя в случае, если заем не будет погашен заемщиком полностью или частично в установленный срок платежа. Бюджетные средства, выделенные на исполнение обязательств по государственной гарантии, должны быть возвращены в бюджет в течение определенного в соглашении срока по установленной ставке вознаграждения.

       Погашение и обслуживание гарантированных государством займов определяется бюджетной комиссией и является приложением к акту Правительства РК о реализации республ бюджета на соответствующий финансовый год. Процедуры по погашению и обслуживанию за заемщиков по гарантированным гос-вом займам, вошедших в перечень, аналогичны погашению и обслуживанию займов Правительства РК и осуществляются центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета

Информация о работе Бюджетные отношения и межбюджетные связи