Теоретические основы кредитования малого и среднего бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:20, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка мероприятий по совершенствованию организации кредитования субъектов малого и среднего бизнеса на основе анализа организации кредитных операций для данной категории клиентов в ОАО АКБ «РОСБАНК». Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. рассмотреть критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому и среднему бизнесу;
2. определить направления кредитования малого и среднего бизнеса;
3. провести анализ современного состояния кредитования малого и среднего бизнеса коммерческими банками в России;
4. дать организационно-экономическую характеристику деятельности ОАО АКБ «РОСБАНК»;
5. провести анализ структуры кредитного портфеля ОАО АКБ «РОСБАНК»;
6. дать оценку организации кредитования субъектов малого и среднего бизнеса ОАО АКБ «РОСБАНК»;
7. выявить проблемы кредитования малого и среднего бизнеса ОАО АКБ «РОСБАНК и предложить направления его совершенствования.

Файлы: 1 файл

DIPLOM_GOTOV_J.doc

— 540.50 Кб (Скачать файл)

 

Данные таблицы 4 показывают, что большую часть кредитного портфеля занимают ссуды, выданные юридическим лицам – 54,59 % и 50,92 % соответственно. За период произошло увеличение суммы кредитов выданных данной категории заемщиков на 1,7 %, то есть с 162,491 млн. руб. в 2009 г. до 165,260 млн. руб. в 2010 г.

Доля кредитов, предоставленных  физическим лицам в кредитном портфеле выросла с 43,61% до 47,67% . Таким образом, рост кредитного портфеля на 8,32 % в большей степени обусловлен увеличением кредитования физических лиц.

Структура кредитного портфеля по секторам экономики / видам деятельности представлена в Таблица 5.

Таблица 5

Анализ кредитного портфеля ОАО АКБ «РОСБАНК» по секторам экономики / видам деятельности, млн. руб.

Анализ по секторам экономики / видам  деятельности

2009 год

Доля, %

2010 год

Доля, %

Отклонение 2009/2010 гг.

млн. рублей.

%

Физические лица

129,822

43,61

154,719

47,67

24,897

19,18

Строительство недвижимости

44,927

15,09

42,899

13,22

- 2,028

- 4,51

Торговля

26,977

9,06

24,092

7,42

- 2,885

- 10,69

Энергетика

17,116

5,75

20,815

6,41

3,699

21,61

Оборонная промышленность

13,138

4,41

18,489

5,70

5,351

40,73

Государственные организации

6,514

2,19

16,575

5,11

10,061

154,45

Строительство

17,781

5,97

12,086

3,72

- 5,695

- 32,03

Нефтегазовая промышленность

11,367

3,82

8,349

 

- 3,018

- 26,55

Финансы

8,131

2,73

6,943

2,14

- 1,188

- 14,61

Транспорт

5,705

1,92

4,729

1,46

- 0,976

- 17,11

Черная металлургия

4,511

1,52

4,539

1,40

0,028

0,62

Пищевая промышленность

3,978

1,34

2,064

0,64

- 1,914

- 48,11

Производство

2,444

0,82

1,596

0,49

- 0,848

- 34,70

Машиностроение

1,168

0,39

1,591

0,49

0,423

36,22

Телекоммуникации

31

0,01

1,093

0,34

1,062

64,74


 

Продолжение таблицы 5

 

Анализ по секторам экономики / видам деятельности

2009 год

Доля, %

2010 год

Доля, %

Отклонение 2009/2010 гг.

млн. рублей.

%

Страхование

      -

    -

999

0,31

     -

-

СМИ

427

0,14

921

0,28

494

115,69

Химическая промышленность

463

0,15

432

0,13

- 31

- 6,7

Добыча и производство драгоценных  металлов и алмазов

555

0,19

296

0,09

- 259

- 46,67

Здравоохранение  и туризм

110

0,04

154

0,05

44

40

Прочее

2,520

0,85

1,184

0,36

336

- 47,38

Итого ссуды, предоставленные клиентам

297,685

100

324,565

100

26,88

9,03


 

Из данных таблицы 5 следует, что большую часть кредитного портфеля по секторам экономики занимают ссуды, выданные физическим  лицам - 43,61 %  в 2009г. и 47,67 % в 2010г.; организациям занятым в сфере строительства и недвижимости – 15,09 и 13,22%; предприятиям торговли – 9,06% и 7,42% соответственно. Данные Таблицы 5 также подтверждают вывод о том, что рост кредитного обусловлен увеличением кредитования физических лиц. Уменьшение предоставленных ссуд клиентам произошли в области:  строительство недвижимости, торговля, строительство, нефтегазовая промышленность, финансы, транспорт, пищевая промышленность, производство, химическая промышленность, добыча и производство драгоценных  металлов и алмазов.

Ссуды физическим лицам представлены кредитными продуктами, представленными в таблице 6 и на рис 1.

 

 

 

Таблица 6

Ссуды физическим лицам  представлены кредитными продуктами ОАО  АКБ «РОСБАНК» за 2009-2010 гг., в млн. руб.

Виды ссуд, предоставленных  физическим лицам

2009 год

Доля, %

2010 год

Доля, %

Отклонение 2009/2010 гг.

млн.руб.

%

Автокредитование

50,439

38,85

62,138

40,16

11,699

23,19

Потребительские кредиты

37,782

29,10

50,299

32,51

12,517

33,13

Ипотечное кредитование

20,246

15,60

19,318

12,49

- 0,928

- 4,58

Экспресс-кредитование

9,425

7,26

9,597

6,20

0,172

1,82

Овердрафт

4,662

3,59

7,034

4,55

2,372

50,88

Ссуды, предоставленные VIP-клиентам и сотрудникам

7,268

5,60

6,333

4,09

- 0,935

- 12,86

Всего ссуд, предоставленных физическим лицам

129,822

100

154,719

100

24,897

19,2


 

Данные таблицы и  рисунка показывают, что наибольший объем среди кредитов физическим лицам приходится на автокредитование и потребительские кредиты, при этом в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошли следующие изменения по кредитным продуктам:

  1. Увеличение объема выданных ссуд наблюдается по следующим видам кредитования населения:

– овердрафт  на 50,88 %;

- экспресс-кредитование   на 1,82 %;

–автокредитованию на 23,19 %;

- потребительское кредитование  на 13,13 %;

Рис. 1. Динамика выданных кредитов физическим лицам ОАО АКБ «РОСБАНК» в 2009-2010гг., млн.рублей.

   2. Сокращение объема выданных ссуд  населению наблюдается по двум позициям:

- кредитование VIP-клиентов и сотрудников банка на 12,86 %;

- ипотечное кредитование  на 4,58 %;

Одним из приоритетных направлений деятельности ОАО АКБ «РОСБАНК» является кредитование корпоративных клиентов.

Взаимодействие банка  с корпоративными клиентами охватывает практически все отрасли экономики (цветная и черная металлургия, строительство, нефтяная, газовая и химическая промышленности, машиностроение, электроэнергетика, торговля и др. отрасли). Отраслевой принцип курирования клиентов является одним из основных конкурентных преимуществ банка. Это означает, что для каждой сферы производственной и иной деятельности вырабатываются индивидуальные схемы эффективного сотрудничества. Такой подход позволяет лучше понимать потребности компаний, находить оптимальные формы и схемы взаимодействия, оптимизировать процесс принятия решений по вопросам их банковского обслуживания. [33]

В 2010г. кредиты юридическим лицам выросли на 2,769 млн. руб., в 2011году рост кредитования продолжился (Таблица 7). 

Таблица 7

Объем представленных кредитов корпоративным клиентам ОАО АКБ «РОСБАНК», млрд. руб.

Наименование

01.04.2011 г.

01.07.2011 г.

01.10.2011 г.

01.01.2012 г.

Объем предоставленных кредитов

138,5

190,0

211,6

219


Из данных таблицы 7 видно, что объем предоставляемых кредитов корпоративным клиентам ОАО АКБ «РОСБАНК», в 2011 году увеличивался в каждом квартале: так во втором квартале на 37,18 % по сравнению с первым кварталом; в третьем квартале на 11,37 %  относительно второго; в четвертом на 3,50 % по сравнению с третьим. Наибольшее увеличение предоставляемых кредитов корпоративным клиентам в течение 2011 года происходили во втором квартале.

Также в 2011 года Банк продолжил работу по кредитованию клиентов малого и среднего бизнеса в рамках продуктового ряда РОСБАНКа. (Таблица 8).

Таблица 8

Структура кредитования малого и среднего бизнеса ОАО  АКБ «РОСБАНК»

Характеристики кредитования малого и среднего бизнеса

01.01.2011 год

01.07.2011 год

01.10.2011 год

01.01.2012 год

1.Кредитный портфель малого  и среднего бизнеса, млрд. рублей.

8,1

9,2

11,1

13,3

2.Объем выданных кредитов сначала  реализации программ малого и  среднего бизнеса, тыс. кредитов.

29,7

31,0

32,8

34,2


 

Продолжение таблицы 8

 

Характеристики кредитования малого и среднего бизнеса

01.01.2011 год

01.07.2011 год

01.10.2011 год

01.01.2012 год

3.Сумма, на которую выданы  кредиты, млрд. рублей.

38,4

41,7

46,7

52,0

4.Количество отделений, предоставляющих  кредиты малому и среднему  бизнесу

152

162

193

191

5.Количество задействованных специалистов  в области малого и среднего  бизнеса

508

536

631

623


 

 

Данные таблицы 8 позволяет сделать вывод, что за 2011 год объем выданных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса увеличился на 64,2 %, при этом объем выданных кредитов сначала реализации программ малого и среднего бизнеса вырос на 15,15 %, а сумма выданных кредитов на 35,42 %.

По мере роста кредитного портфеля банка в области кредитования малого и среднего бизнеса, увеличилось и количество отделений, предоставляющих кредиты малому и среднему бизнесу и задействованных специалистов по их обслуживанию.

Основными конкурентами Банка в сегменте малого и среднего бизнеса являются: ОАО «Сбербанк  России», Банк «ВТБ 24» (ЗАО), ОАО «Банк  Москвы», ОАО «БАНК УРАЛСИБ», ОАО  «Промсвязьбанк», «Банк Интеза» (ЗАО), НБ «Траст» (ОАО), ЗАО «Юникредит Банк».

Основными конкурентными преимуществами кредитных продуктов Банка для предприятий малого и среднего бизнеса являются:

  1. доступ к финансовым ресурсам по конкурентным ставкам;
  2. наличие в Банке большой филиальной сети обеспечивающей предпринимателю возможность получения банковской услуги, максимально приближенной к месту ведения бизнеса;
  3. оперативность принятия решения о выдаче кредита с учетом всех индивидуальных особенностей бизнеса предпринимателя;
  4. упрощенная процедура получения кредита за счет выделения персонального клиентского менеджера;
  5. минимально необходимый объем требуемых документов для получения кредита;
  6. удобный график погашения кредита.

 

2.3.  Оценка  организации кредитования субъектов  малого и среднего бизнеса  ОАО АКБ «РОСБАНК»

 

В настоящее время  продуктовый ряд для предприятий малого и среднего бизнеса включает в себя следующие программы:

I. Для предприятий малого бизнеса

1. Программа «Кредитование  предприятий малого бизнеса».

Программа «Кредитование  предприятий малого бизнеса» была разработана  специалистами Банка с учетом потребностей самого широкого круга субъектов малого бизнеса. Данная программа имеет конкурентные процентные ставки и сжатые сроки рассмотрения заявки. Типовые условия банковского продукта и применяемая методика кредитования позволяют оперативно и объективно принимать решение о выдаче кредита с учетом индивидуальных особенностей бизнеса каждого клиента. Все это, а также высокий уровень автоматизации процессов кредитования в Банке делает использование заемных средств для субъектов малого бизнеса простым и удобным.

Дополнительно разработаны  специальные модификации кредитных  продуктов:

- «Кредитование предприятий малого бизнеса под залог приобретаемого движимого имущества» - модификация предназначена для клиентов МБ, планирующих использовать кредит на цели приобретения основных средств с оформлением приобретаемого имущества (оборудование, автотранспорт) в залог;

- «Кредитование предприятий малого бизнеса под поручительство Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы»/региональных фондов – Фонд/региональные фонды предоставляют поручительство предприятиям малого и среднего предпринимательства при их обращении в Банк за кредитом в случае недостаточности у предприятия залогового обеспечения.

- «Кредитование предприятий малого бизнеса под залог приобретаемого объекта коммерческой недвижимости» - модификация предназначена для клиентов МБ, планирующих использовать кредит на цели приобретения объекта коммерческой недвижимости (приобретать офисные, торговые, складские или производственные помещения как арендуемые, так и для целей расширения бизнеса) с последующим оформлением данного объекта недвижимости в залог

Информация о работе Теоретические основы кредитования малого и среднего бизнеса в РФ