Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 23:52, дипломная работа
Цель исследования - анализ уровня благоустройства муниципального образования г.Краснодар, а также разработка рекомендаций по совершенствованию управления благоустройством.
Достижение поставленной цели осуществляется при постановке и решении следующих задач:
- рассмотрение теоретико-методологических аспектов управления благоустройством территории муниципального образования;
- ретроспективный обзор взглядов отечественных экономистов на проблемы благоустройства;
- определение понятия и сущности термина «благоустройство»;
- рассмотрение сущности управления муниципальным сектором благоустройства;
- характеристика нормативно-правового регулирования управления благоустройством территории;
- анализ уровня благоустройства г.Краснодара;
Введение…………………………………………………………………….3
Теоретико-методологические аспекты управления благоустройством территории муниципального образования………………..6
Ретроспективный обзор взглядов отечественных экономистов на проблемы благоустройства…………………………………………………….6
Понятие и сущность термина «благоустройство»………………13
Сущность управления муниципальным сектором благоустройства…………………………………………………………………22
Нормативно-правовое регулирование управления благоустройством территории…………………………………………………29
2 Управление благоустройством территории г.Краснодара: анализ ситуации, проблемы и перспективы развития…………………………………40
2.1 Анализ уровня благоустройства г.Краснодара…………………..40
2.2 Органы управления благоустройством муниципального образования г.Краснодар……………………………………………………...58
2.3 Характеристика нормативно-правовой базы благоустройства г.Краснодара ……………………………………………………………………63
2.4 Программно-целевой подход к управлению благоустройством территории муниципального образования г.Краснодара………………….72
2.5 Основные направления совершенствования благоустройства муниципального образования г. Краснодар………………………………….79
Заключение………………………………………………………………..89
Список использованных источников…………………………………....97
Приложение А. Итоги реализации краевой целевой программы «Краснодару – столичный облик» за 2008 год……………………………..101
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет управления и психологии
Кафедра государственного и муниципального управления
канд.экон.наук, преп.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ Г.КРАСНОДАР)
Работу выполнил
Специальность
080504 Государственное и
Нормоконтролер канд.экон.наук,
преп.
Краснодар 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
2 Управление
благоустройством территории г.
2.1 Анализ уровня
благоустройства г.Краснодара……
2.2 Органы управления
благоустройством муниципальног
2.3 Характеристика
нормативно-правовой базы
2.4 Программно-целевой
подход к управлению
2.5 Основные
направления совершенствования
благоустройства
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………....97
Приложение А. Итоги реализации краевой целевой программы «Краснодару – столичный облик» за 2008 год……………………………..101
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Организационно-технические и социально-экономические проблемы сферы благоустройства городов Российской Федерации актуализируются по мере становления и развития рыночной экономики в стране. Формирование благоприятной среды обитания людей становится одним из самых важных факторов, делающих города России привлекательными не только для притока национальных кадров, но и иностранных инвестиций. В конечном счете, от уровня развития сферы благоустройства города зависит качество жизни горожан.
Попытки решить эти проблемы традиционными способами далеко не всегда дают ожидаемый результат. Все чаще приходится сталкиваться на практике с нерациональным использованием весьма ограниченных ресурсов муниципалитетов, направляемых на цели благоустройства города.
С ростом городов и повышением технологического уровня промышленности все более острой становится проблема благоустройства городских территорий и управления услугами благоустройства муниципального образования. Эта проблема требует тщательно взвешенных управленческих решений, связанных с планированием работы предприятий благоустройства и использованием территориальных ресурсов.
Качество жизни в городе, особенно большом, во многом определяется качеством транспортного обслуживания, водоснабжения, теплоснабжения, сбора и уничтожения отходов, благоустройства и других услуг. Решением этих проблем определяется успешность работы региональных и местных органов управления.
Приведенными обстоятельствами обусловлена актуальность темы исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблемы формирования российского местного самоуправления стали объектом серьезного внимания научных работников и специалистов. Многие аспекты этой проблемы получили отражение в научных трудах отечественных экономистов: Л. А. Велихова, А. Г. Воронина, М. В. Глазырина, В. С. Занадворова, В. И. Каспина, Э. Я. Турчихина, Л. М. Чистова и других. Проблемы благоустройства территории рассматриваются в трудах следующих авторов: Т.Т. Авдеева, А. И. Ананьин, Е.В. Песоцкая, Ю.В. Филиппов, З.Г. Френкель и др.
Объектом исследования данной работы является благоустройство территории муниципального образования в современных экономических условиях.
Предметом исследования - управление благоустройством территории как одна из главных функций органов местного самоуправления.
Цель исследования - анализ уровня благоустройства муниципального образования г.Краснодар, а также разработка рекомендаций по совершенствованию управления благоустройством.
Достижение поставленной цели осуществляется при постановке и решении следующих задач:
- рассмотрение теоретико-методологических аспектов управления благоустройством территории муниципального образования;
- ретроспективный обзор взглядов отечественных экономистов на проблемы благоустройства;
- определение понятия и сущности термина «благоустройство»;
- рассмотрение сущности управления муниципальным сектором благоустройства;
- характеристика
нормативно-правового регулиров
- анализ уровня благоустройства г.Краснодара;
- рассмотрение деятельности органов управления благоустройством муниципального образования г.Краснодар;
- характеристика нормативно-правовой базы благоустройства г.Краснодара;
- анализ программно-целевого подхода к управлению благоустройством территории муниципального образования г.Краснодара;
- разработка основных направлений совершенствования благоустройства муниципального образования г. Краснодар.
Научно-теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных, зарубежных ученых и специалистов по актуальным вопросам экономики, местного хозяйства, проблемам местного самоуправления.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы Департамента городского хозяйства администрации муниципального образования город Краснодар, ОАО «Мусороуборочная компания», департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации муниципального образования город Краснодар.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела (первый раздел – «Теоретико-методологические аспекты управления благоустройством территории муниципального образования», второй раздел – «Управление благоустройством территории г. Краснодара: анализ ситуации, проблемы и перспективы развития»), заключение, список использованных источников, приложение.
Одним из первых
отечественных экономистов
В своей книге «Основы общего городского благоустройства» Френкель цитирует различные толкования термина благоустройства, так как считает, что рассмотрение вопроса требует, прежде всего, полной точности в определениях понятий [1].
Так, главный инженер отдела благоустройства г.Харькова И.Ф. Войткевич определяет благоустройство как обслуживание массовых потребностей и нужд населения. Другие определяют городское благоустройство как более узкую сферу, касающуюся только общественных проездов, мостов, улиц, их замощения и освещения и зеленых насаждений. Таково определение прежней официальной номенклатуры городских смет, а также и авторов программы обследования городов. Третьи к области благоустройства относят и весь жилищный вопрос, и многие другие отрасли вплоть до местного школьного дела.
Пo определению профессора А.Н. Сысина в общем понятии благоустройство населенных мест могут быть объединены отдельные группы мероприятий, на которые в значительной части распадаются задачи оздоровления населенных мест [1]. Сюда входят:
а) планировка и застройка;
б) внешнее благоустройство;
в) водоснабжение и удаление отбросов;
г) жилищное дело;
д) прочие учреждения общественного пользования.
М. Н. Петров общее
определение благоустройства
Френкель считает, что и в положениях А. Н. Сысина и у М. Н. Петрова правильно намечаются очертания области городского благоустройства, но общего определения этого понятия в их положениях в сущности не дается [1].
Следует отметить, что позднее, в середине двадцатого века применялся термин благоустройство населённых мест, под которым понималась совокупность работ и мероприятий, осуществляемых для создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения на территории городов, посёлков городского типа, сельских населённых мест, курортов и мест массового отдыха.
Благоустройство населённых мест охватывает часть вопросов, объединяемых понятием «градостроительство», и характеризует, прежде всего, уровень инженерного оборудования территории населённых мест, санитарно-гигиеническое состояние их воздушных бассейнов, водоёмов и почвы [2].
Благоустройство населённых мест включает работы:
- по инженерной подготовке территории;
- устройству дорог;
- развитию городского транспорта;
- строительству
головных сооружений и
- отдельные
мероприятия по озеленению, улучшению
микроклимата, оздоровлению и охране
от загрязнения воздушного
По З.Г. Френкелю, благоустраивать город — это значит строить и приспособлять город во всех отношениях и направлениях так, чтобы в нем возможно более удобно и успешно могла идти торговая и промышленная жизнь, общение между собою населения и его занятия и промыслы; чтобы горожане находились в нем в условиях наиболее здоровых для жизни; чтобы, благодаря этому, возможно более сберегалась и укреплялась их жизнеспособность и рабочая сила и вырастало бы на смену здоровое, трудоспособное, с творческим размахом поколение, со всею возможною широтою развертывающее и развивающее свои силы [1].
Похожее определение благоустройства дал Френкель в другой своей работе «Волостное самоуправление его значение, задачи и взаимоотношения с кооперацией». «Общественное благоустройство населенных мест, все равно будут ли то города или поселения деревенского типа, — поселки, дачные местности, деревни или даже местности с разбросанными отдельно друг от друга расположенными мызами, хуторами, усадьбами, жилыми домами или промышленными заведениями, преследует одну общую цель — сделать данную населенную местность удобным, безопасным, здоровым, уютным и, по возможности, благообразным и красивым общим жильем для всех его обитателей» [3, 45].
Поскольку дело касается не отдельных населенных пунктов, а всей местности — целой волости, здесь речь, прежде всего, должна идти об удобном расположении по отношению ко всей местности между собою деревень и поселков, то есть об урегулировании расселения в волости, об улучшении ее плана. Волостное земство должно заботиться, чтобы для вновь строящихся поселков и хуторов отводились места не только сами по себе здоровые и удобные, но и расположенные удобно в отношении других поселений, в отношении пролегающих по волости дорог, водных путей и пр.