Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 23:52, дипломная работа
Цель исследования - анализ уровня благоустройства муниципального образования г.Краснодар, а также разработка рекомендаций по совершенствованию управления благоустройством.
Достижение поставленной цели осуществляется при постановке и решении следующих задач:
- рассмотрение теоретико-методологических аспектов управления благоустройством территории муниципального образования;
- ретроспективный обзор взглядов отечественных экономистов на проблемы благоустройства;
- определение понятия и сущности термина «благоустройство»;
- рассмотрение сущности управления муниципальным сектором благоустройства;
- характеристика нормативно-правового регулирования управления благоустройством территории;
- анализ уровня благоустройства г.Краснодара;
Введение…………………………………………………………………….3
Теоретико-методологические аспекты управления благоустройством территории муниципального образования………………..6
Ретроспективный обзор взглядов отечественных экономистов на проблемы благоустройства…………………………………………………….6
Понятие и сущность термина «благоустройство»………………13
Сущность управления муниципальным сектором благоустройства…………………………………………………………………22
Нормативно-правовое регулирование управления благоустройством территории…………………………………………………29
2 Управление благоустройством территории г.Краснодара: анализ ситуации, проблемы и перспективы развития…………………………………40
2.1 Анализ уровня благоустройства г.Краснодара…………………..40
2.2 Органы управления благоустройством муниципального образования г.Краснодар……………………………………………………...58
2.3 Характеристика нормативно-правовой базы благоустройства г.Краснодара ……………………………………………………………………63
2.4 Программно-целевой подход к управлению благоустройством территории муниципального образования г.Краснодара………………….72
2.5 Основные направления совершенствования благоустройства муниципального образования г. Краснодар………………………………….79
Заключение………………………………………………………………..89
Список использованных источников…………………………………....97
Приложение А. Итоги реализации краевой целевой программы «Краснодару – столичный облик» за 2008 год……………………………..101
Профессор В. И. Каспин [16] предлагает классификацию предоставления услуг муниципального хозяйства подразделить на три вида:
- услуги производственные, удовлетворяющие запросы производства, но не входящие в его технологический процесс; труд работников, создающих эти услуги, непосредственно не воплощается в готовом продукте, но опосредованно участвует в его изготовлении, увеличивая его стоимость (он связан со снабжением производства сырьем, водой, энергией, доставкой продукции потребителю);
- услуги личные, удовлетворяющие как материальные, так и духовные запросы населения (это услуги торговли, общественного питания, большинства подотраслей ЖКХ, бытового обслуживания, здравоохранения);
- услуги общественные, связанные с развитием самого общества и города как его подсистемы (это услуги органов управления, охраны общественного порядка, науки и научного обслуживания, услуги по благоустройству и озеленению территории) [16].
Таким образом, услуги по благоустройству (санитарная очистка, уборка и озеленение, эксплуатация городских дорог, мостов, наружное освещение), для которых характерно совместное потребление, неизбирательность и неисключаемость, позволяют отнести их к чистым общественным благам или нерыночным услугам, которые должны регулироваться из соответствующих бюджетов, при условии жесткого муниципального регулирования.
Появление потребности в управлении, как относительно самостоятельной функции, обусловлено развитием общественного разделения труда. Сектор услуг благоустройства, как и всякое иное специфическое производство, объективно нуждается в управлении.
Управление
представляет собой целенаправленное
воздействие руководящих
Качество управления в решающей степени предопределяет как результаты работы сектора благоустройства, так и выбор путей, средств их достижения. Немаловажна роль управления в муниципальном секторе благоустройства услуг в содействии росту эффективности общественного производства посредством создания условий, высвобождающих время населения и благоприятствующих высокопроизводительному труду.
Управление муниципальным сектором благоустройства включает: выявление потребностей и интересов людей в оказании услуг, определение целей обслуживания населения, рыночного распределения ресурсов, организацию кооперированного труда работников, оказывающих услуги.
Оно базируется на знании теории и практики экономики, философии, государственного строительства и права, психологии, этики, эстетики и других наук, но имеет свою специализированную направленность. Особо важное и все возрастающее значение в управлении процессом обращения и производства услуг играет знание работниками данной сферы социальной психологии, этики отношений между людьми, принятой в цивилизованном обществе.
Поэтому качество управления муниципальным сектором благоустройства, степень удовлетворенности людей услугами и эффективность работы всей системы сервиса во многом определяются уровнем культуры работников [17].
В настоящее время объектом управления в сфере благоустроительных услуг являются муниципальный сектор благоустройства местного хозяйства с трудовыми коллективами и отдельными лицами, совокупность социально-экономических, правовых, нравственных и других отношений, возникающих между людьми в процессе производства и обращения услуг.
Для формирования
условий конкурентного рынка
объектом регулирования в сфере
благоустройства может
Благоустроительный комплекс - это совокупность географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ним организаций разных форм собственности, действующих в сфере благоустройства, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга, обладающих способностью производить продукт оказания услуг благоустройства городу, объединенных едиными стратегическими целями и планами на основе максимального удовлетворения потребностей населения и получения заданного финансового результата.
По мнению Е.В. Песоцкой, «под комплексом следует понимать систему, характеризующуюся высоким уровнем сопряжения между составляющими элементами и повышенной устойчивостью по отношению к внешней среде» [18, 22]. При этом предполагается, что в процессе благоустройства города создаются преимущественно общественные блага, характеризующиеся конкурентоспособностью и неделимостью. В частности, таковыми являются:
- озеленение городских территорий;
- уборка мусора и его утилизация;
- благоустройство и ремонт дорог и тротуаров;
- освещение улиц.
Определяя объектом управления благоустроительный комплекс, важно учитывать, что такие комплексы несут ответственность не только за собственную прибыльность, но и за социально-экономические процессы в муниципальном образовании, то есть имеют сильно выраженную социальную составляющую в оценке их эффективности.
Создание крупного благоустроительного комплекса позволяет осуществить серьезные инвестиционные проекты на территории. Поскольку на предприятиях благоустроительного комплекса работает местное население, то это повышает к нему доверие и жителей, а, следовательно, расширяет перспективы в привлечении их средств на осуществление инвестиционных проектов. Это особенно важно в условиях дефицита стратегических инвесторов.
Система управления благоустроительным комплексом - это совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на упорядочение деятельности местного сообщества по решению стоящих перед ним задач по благоустройству на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самостоятельности с целью улучшения качества жизни населения территории и увеличения его вклада в развитие всего общества.
Благоустроительный комплекс можно характеризовать:
- как систему,
так как благоустроительный
- как устойчивую
систему (то есть стремление
элементов к такому развитию,
которое обеспечит наиболее
- как сложную
систему, так как ее отдельные
элементы сами по себе
- как большую
систему, так как в процессе
социально-экономического
Практически все
социально-экономические
- как открытую
систему, так как связи
- как саморазвивающуюся
систему, так как источник
Из разобранных
современных концепций
Статья 130 Конституции Российской Федерации гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Следовательно, надлежащее исполнение вопросов местного значения, а вместе с ними соответственно и осуществление благоустройства территории, ложится на органы местного самоуправления [20].
Правовую основу
деятельности органов местного самоуправления
в сфере благоустройства
Органы местного самоуправления в сфере благоустройства:
7) обеспечивают установление в достаточном количестве на площадях, улицах, парках, остановках общественного транспорта и других местах урны для мусора;
8) проводят разъяснительную работу с жителями о запрещении установки изгороди в местах общего пользования и занятии огородничеством в местах, не отведенных для этих целей;
9) заключают договоры со специализированными организациями на сбор и вывоз бытового мусора;
13) организуют проведение
месячников (субботников) по
благоустройству территории муниципального образования [21].
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования. Для решения данного вопроса представительный орган муниципального образования утверждает правила благоустройства территорий муниципального образования [21].
Правила благоустройства территории муниципального образования устанавливают единые и обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами нормы и требования в сфере внешнего благоустройства и содержания территорий в границах муниципального образования. Задачами правил благоустройства являются:
1) установление
единого порядка содержания
2) привлечение
к осуществлению мероприятий
по содержанию территории
3) усиление контроля
за использованием, охраной и
благоустройством территории
Для обеспечения выполнения работ по благоустройству вся территория муниципального образования закрепляется в соответствии с правилами благоустройства за физическими и юридическими лицами, которым принадлежит земельный участок на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, указанный земельный участок (придомовая территория и территория организаций) и прилегающая к нему территория. При этом они обязуются собственными силами или по договору со специализированными организациями осуществлять: