Управление благоустройством территории муниципального образования (на примере г.Краснодар)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 23:52, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - анализ уровня благоустройства муниципального образования г.Краснодар, а также разработка рекомендаций по совершенствованию управления благоустройством.
Достижение поставленной цели осуществляется при постановке и решении следующих задач:
- рассмотрение теоретико-методологических аспектов управления благоустройством территории муниципального образования;
- ретроспективный обзор взглядов отечественных экономистов на проблемы благоустройства;
- определение понятия и сущности термина «благоустройство»;
- рассмотрение сущности управления муниципальным сектором благоустройства;
- характеристика нормативно-правового регулирования управления благоустройством территории;
- анализ уровня благоустройства г.Краснодара;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Теоретико-методологические аспекты управления благоустройством территории муниципального образования………………..6
Ретроспективный обзор взглядов отечественных экономистов на проблемы благоустройства…………………………………………………….6
Понятие и сущность термина «благоустройство»………………13
Сущность управления муниципальным сектором благоустройства…………………………………………………………………22
Нормативно-правовое регулирование управления благоустройством территории…………………………………………………29
2 Управление благоустройством территории г.Краснодара: анализ ситуации, проблемы и перспективы развития…………………………………40
2.1 Анализ уровня благоустройства г.Краснодара…………………..40
2.2 Органы управления благоустройством муниципального образования г.Краснодар……………………………………………………...58
2.3 Характеристика нормативно-правовой базы благоустройства г.Краснодара ……………………………………………………………………63
2.4 Программно-целевой подход к управлению благоустройством территории муниципального образования г.Краснодара………………….72
2.5 Основные направления совершенствования благоустройства муниципального образования г. Краснодар………………………………….79
Заключение………………………………………………………………..89
Список использованных источников…………………………………....97
Приложение А. Итоги реализации краевой целевой программы «Краснодару – столичный облик» за 2008 год……………………………..101

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 441.00 Кб (Скачать файл)

Профессор В. И. Каспин [16] предлагает классификацию предоставления услуг муниципального хозяйства подразделить на три вида:

- услуги производственные, удовлетворяющие запросы производства, но не входящие в его технологический процесс; труд работников, создающих эти услуги, непосредственно не воплощается в готовом продукте, но опосредованно участвует в его изготовлении, увеличивая его стоимость (он связан со снабжением производства сырьем, водой, энергией, доставкой продукции потребителю);

- услуги личные, удовлетворяющие как материальные, так и духовные запросы населения (это услуги торговли, общественного питания, большинства подотраслей ЖКХ, бытового обслуживания, здравоохранения);

- услуги общественные, связанные с развитием самого общества и города как его подсистемы (это услуги органов управления, охраны общественного порядка, науки и научного обслуживания, услуги по благоустройству и озеленению территории) [16].

Таким образом, услуги по благоустройству (санитарная очистка, уборка и озеленение, эксплуатация городских дорог, мостов, наружное освещение), для которых характерно совместное потребление, неизбирательность и неисключаемость, позволяют отнести их к чистым общественным благам или нерыночным услугам, которые должны регулироваться из соответствующих бюджетов, при условии жесткого муниципального регулирования.

Появление потребности  в управлении, как относительно самостоятельной  функции, обусловлено развитием  общественного разделения труда. Сектор услуг благоустройства, как и всякое иное специфическое производство, объективно нуждается в управлении.

Управление  представляет собой целенаправленное воздействие руководящих органов  на муниципальный сектор благоустройства  муниципального хозяйства с целью ее ориентации на удовлетворение потребностей людей в услугах, повышение эффективности работы и обеспечение приемлемого уровня прибыльности.

Качество управления в решающей степени предопределяет как результаты работы сектора благоустройства, так и выбор путей, средств их достижения. Немаловажна роль управления в муниципальном секторе благоустройства услуг в содействии росту эффективности общественного производства посредством создания условий, высвобождающих время населения и благоприятствующих высокопроизводительному труду.

Управление  муниципальным сектором благоустройства  включает: выявление потребностей и  интересов людей в оказании услуг, определение целей обслуживания населения, рыночного распределения  ресурсов, организацию кооперированного труда работников, оказывающих услуги.

Оно базируется на знании теории и практики экономики, философии, государственного строительства  и права, психологии, этики, эстетики и других наук, но имеет свою специализированную направленность. Особо важное и все  возрастающее значение в управлении процессом обращения и производства услуг играет знание работниками данной сферы социальной психологии, этики отношений между людьми, принятой в цивилизованном обществе.

Поэтому качество управления муниципальным сектором благоустройства, степень удовлетворенности людей услугами и  эффективность работы всей системы сервиса во многом определяются уровнем культуры работников [17].

В настоящее  время объектом управления в сфере  благоустроительных услуг являются муниципальный сектор благоустройства местного хозяйства с трудовыми коллективами и отдельными лицами, совокупность социально-экономических, правовых, нравственных и других отношений, возникающих между людьми в процессе производства и обращения услуг.

Для формирования условий конкурентного рынка  объектом регулирования в сфере  благоустройства может выступать  межотраслевой благоустроительный комплекс.

Благоустроительный  комплекс - это совокупность географически  соседствующих взаимосвязанных  компаний и связанных с ним организаций разных форм собственности, действующих в сфере благоустройства, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга, обладающих способностью производить продукт оказания услуг благоустройства городу, объединенных едиными стратегическими целями и планами на основе максимального удовлетворения потребностей населения и получения заданного финансового результата.

По мнению Е.В. Песоцкой, «под комплексом следует  понимать систему, характеризующуюся высоким уровнем сопряжения между составляющими элементами и повышенной устойчивостью по отношению к внешней среде» [18, 22]. При этом предполагается, что в процессе благоустройства города создаются преимущественно общественные блага, характеризующиеся конкурентоспособностью и неделимостью. В частности, таковыми являются:

- озеленение  городских территорий;

- уборка мусора  и его утилизация;

- благоустройство  и ремонт дорог и тротуаров;

- освещение  улиц. 

Определяя объектом управления благоустроительный комплекс, важно учитывать, что такие комплексы несут ответственность не только за собственную прибыльность, но и за социально-экономические  процессы  в  муниципальном образовании, то есть имеют сильно выраженную социальную составляющую в оценке их эффективности.

Создание крупного благоустроительного комплекса позволяет осуществить серьезные инвестиционные проекты на территории. Поскольку на предприятиях благоустроительного комплекса работает местное население, то это повышает к нему доверие и жителей, а, следовательно, расширяет перспективы в привлечении их средств на осуществление инвестиционных проектов. Это особенно важно в условиях дефицита стратегических инвесторов.

Система управления благоустроительным комплексом - это  совокупность мероприятий, методов  и средств, направленных на упорядочение деятельности местного сообщества по решению стоящих перед ним задач по благоустройству на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самостоятельности с целью улучшения качества жизни населения территории и увеличения его вклада в развитие всего общества.

Благоустроительный  комплекс можно характеризовать:

- как систему,  так как благоустроительный комплекс  есть сочетание разнофункциональных и разнокачественных объектов (природной среды, социально-бытовых объектов, производственно-технических элементов, организационных компонентов), имеющих упорядоченные взаимосвязи, придающие сочетанию объектов такие качества как целостность (то есть приобретение сочетанием объектов новой функции — создание среды обитания человека, ориентированной на удовлетворение его потребностей), автономность (то есть стремление к внутренней упорядоченности элементов, темпов и пропорций их развития);

- как устойчивую  систему (то есть стремление  элементов к такому развитию, которое обеспечит наиболее высокие качества среды обитания, наиболее полное удовлетворение человеческих потребностей);

- как сложную  систему, так как ее отдельные  элементы сами по себе представляют  системы;

- как большую  систему, так как в процессе  социально-экономического развития  благоустроительного комплекса, безусловно, возможно возникновение структур и качеств, которые трудно или невозможно предвидеть [18].

Практически все  социально-экономические системы  включают элементы, имеющие высокую  степень вероятности преобразований, и в этом смысле относятся к большим системам [19]:

- как открытую  систему, так как связи благоустроительного  комплекса с внешней средой  и другими системами весьма  интенсивны:

- как саморазвивающуюся  систему, так как источник развития  благоустроительного комплекса  лежит во взаимосвязи и взаимообусловленности его элементов с городом, в целесообразности самого существования города, подчиненности развития внутренним целям.

Из разобранных  современных концепций благоустройство  как цель деятельности местного сообщества и результат местного хозяйствования предполагает обеспечение благосостояния, т.е. удовлетворение социальных, материальных и духовных потребностей местного населения, причем в первую категорию входят экологическое оздоровление городов, сел, станиц, здравоохранение, обеспечение продовольственными и другими потребительскими товарами и услугами, социальное обеспечение, а также проблема безопасности (пожарная охрана, борьба с наводнениями и другими стихийными бедствиями), а во вторую — народное образование, культура и отдых, эстетика и общественная нравственность.

 

    1. Нормативно-правовое регулирование управления благоустройством территории

 

Статья 130 Конституции  Российской Федерации гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации  обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Следовательно, надлежащее исполнение вопросов местного значения, а вместе с ними соответственно и осуществление благоустройства территории, ложится на органы местного самоуправления [20].

Правовую основу деятельности органов местного самоуправления в сфере благоустройства территории муниципального образования составляют Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», иные федеральные законы, устав муниципального образования, муниципальные правовые акты.

Органы местного самоуправления в сфере благоустройства:

  1. разрабатывают и утверждают решением представительного органа муниципального образования правила благоустройства территории муниципального образования;
  2. организуют работу административных комиссий и уполномоченных лиц по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации об административной ответственности за нарушение правил благоустройства территории муниципального образования;
  3. организуют контроль за соблюдением правил производства земляных работ и своевременного восстановления дорожного полотна, зеленных насаждений и других элементов благоустройства;
  4. закрепляют объекты внешнего благоустройства общего пользования за муниципальными унитарными предприятиями или специализированными организациями по договору;
  5. включают условия по содержанию прилегающей территории (в радиусе 10 м) в договоры аренды и постоянного бессрочного пользования земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, при их заключении с физическими и юридическими лицами;
  6. составляют и утверждают списки улиц и проездов, подлежащих механизированной уборке, определяют сроки и периодичность уборки;

7) обеспечивают установление в достаточном количестве на площадях, улицах, парках, остановках общественного транспорта и других местах урны для мусора;

8) проводят разъяснительную работу с жителями о запрещении установки изгороди в местах общего пользования и занятии огородничеством в местах, не отведенных для этих целей;

9) заключают договоры со специализированными организациями на сбор и вывоз бытового мусора;

  1. составляют ежегодный план благоустроительных работ;
  2. проводят инвентаризацию объектов благоустройства и формируют базу данных об этих объектах;
  3. организуют проведение конкурсов по благоустройству;

13) организуют проведение месячников (субботников) по 
благоустройству территории муниципального образования [21].

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования. Для решения данного вопроса представительный орган муниципального образования утверждает правила благоустройства территорий муниципального образования [21].

Правила благоустройства  территории муниципального образования  устанавливают единые и обязательные для исполнения физическими и  юридическими лицами нормы и требования в сфере внешнего благоустройства и содержания территорий в границах муниципального образования. Задачами правил благоустройства являются:

1) установление  единого порядка содержания территории  муниципального образования;

2) привлечение  к осуществлению мероприятий  по содержанию территории муниципального  образования физических и юридических лиц;

3) усиление контроля  за использованием, охраной и  благоустройством территории муниципального  образования, повышение ответственности  физических и юридических лиц  за соблюдение чистоты и порядка  в муниципальном образовании [22].

Для обеспечения выполнения работ по благоустройству вся территория муниципального образования закрепляется в соответствии с правилами благоустройства за физическими и юридическими лицами, которым принадлежит земельный участок на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, указанный земельный участок (придомовая территория и территория организаций) и прилегающая к нему территория. При этом они обязуются собственными силами или по договору со специализированными организациями осуществлять:

Информация о работе Управление благоустройством территории муниципального образования (на примере г.Краснодар)