Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:40, дипломная работа
Актуальность темы. В условиях динамической макросреды, особенно в период экономической неустойчивости, вопросы с вязанные с оценкой опти-мального объема транспортных услуг приобретают острый характер. До сих пор мало исследованными остается ряд проблем, среди которых немаловажное значение и низкую степень проработанности имеет проблема, связанная с обеспечением оптимального объема транспортных услуг. Во-первых, это обусловлено недостаточной проработкой теоретической составляющей проблемы, в литературе не существует однозначного мнения среди экономистов по поводу определения понятия объема транспортных услуг.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И
КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ……………….11
1.1 Сущность и виды дебиторской и кредиторской задолженности
предприятия…………………………………………………………………11
1.2 Особенности управления дебиторской и кредиторской
задолженностью предприятия……………………………………………..21
1.3 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности……….25
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И
КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
( НА ПРИМЕРЕ ООО «СОВХОЗ УНКУРДИНСКИЙ)……………………….39
2.1 Виды и динамика дебиторской и кредиторской задолженности
в ООО «Совхоз Ункурдинский»…………………………………………...39
2.2 Анализ системы управления дебиторской и кредиторской
задолженностью в ООО «Совхоз Ункурдинский»………………………..49
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ООО «СОВХОЗ УНКУРДИНСКИЙ»………………61
3.1 Концептуальные основы совершенствования системы управления
дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия……………..61
3.2 Прогноз эффективности предлагаемых мероприятий по
совершенствованию системы управления дебиторской и
кредиторской задолженностью ООО «Совхоз Ункурдинский»………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………...85
Этим и определяется актуальность выдвинутого на обсуждение вопроса.
Объектом исследования является дебиторская и кредиторская задолженность предприятия.
Предметом дипломной работы являются какие–либо социально-экономические процессы возникновения дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии.
Целью данной дипломной работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятии.
Для достижения цели необходимо решить следующие поставленные задачи:
задолженностью;
В теоретической части дипломного проекта изучены сущность и основные виды дебиторской и кредиторской задолженности, рассмотрены особенности управления дебиторской и кредиторской задолженностью. Изучен ряд выборочных методик по оценки и анализу дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии.
В практической части проведен анализ дебиторской и кредиторской задолженности по выбранной методике, ей в данном случае является методика Г.В.Савицкой. С помощью этой методики проведены оценка и анализ основных показателей, которые характеризуют состояние дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии, сделаны соответствующие выводы по каждому коэффициенту. Анализ проводится на базе бухгалтерской отчетности организации агропромышленного комплекса за 5 лет – 2007, 2008 ,2009, 2010, 2011гг.
Результаты исследования могут быть использованы в текущей финансовой деятельности предприятия с целью недопущения превышения дебиторской задолженности над кредиторской задолженностью, что должно способствовать достижению социально значимого эффекта.
При подготовке дипломной работы были использованы материалы авторов: Г.В. Савицкой, И.А. Бланка, Шеремет А.Д., Негашев Е.В., Баканов М.И., Безруких П.С. Глушков И.Б., Горфинкель В.Я., а также лекции, журналы и методологические пособия экономического и финансового характера.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И
КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность и виды дебиторской и кредиторской задолженности
предприятия
Под дебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами.
Дебиторская задолженность - важная составляющая часть оборотного капитала. Текущие активы этого типа часто составляют значительную долю в структуре баланса предприятия.
Рисунок 1- Виды дебиторской задолженности
Уровень дебиторской задолженности определяется многими факторами: вид выпускаемой продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукции, принятая на предприятии система расчетов и т. д.
Процесс управления дебиторской задолженностью, с одной стороны, является частью маркетинговой политики предприятия, с другой - составляющей финансового управления деятельностью предприятия. Задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью как активами предприятия с целью оптимизации ее размера и обеспечения своевременной индексации долга.
Основные этапы управления дебиторской задолженностью предусматривают проведение анализа задолженности в предшествующем периоде, формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции, разработку процедуры индексации дебиторской задолженности и построение систем контроля за движением и своевременным погашением дебиторской задолженности. Основной задачей анализа является оценка уровня дебиторской задолженности и его динамика в предшествующем периоде. Контроль включает ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения: 0-30 дней, 31-60 дней, 61-90 дней, 91-120 дней, свыше 120 дней. Особенное внимание уделяется просроченной дебиторской задолженности и причинам ее возникновения. Изучая поведение дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде, используют относительные показатели рассчитанные показатели по отчетному году сравнивают с такими же показателями предыдущих периодов. В заключение анализа определяют эффект от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга. По результатам анализа разрабатывается кредитная политика предприятия по отношению к покупателям продукции, которая должна отразить условия предоставления кредита и повысить эффективность операционной и финансовой
деятельности предприятия.
В зависимости от уровня доходности и вероятности риска кредитной деятельности различают три принципиальных ее типа: консервативный (минимум риска), умеренный (средний риск) и агрессивный (высокий риск). В процессе выбора типа кредитной политики учитываются следующие факторы: общее состояние экономики, уровень платежеспособности покупателей, спрос на реализуемую продукцию, правовые условия взыскания дебиторской задолженности. Конкретному типу кредитной политики соответствует система кредитных условий: срок предоставления кредита, размер предоставляемого кредита, стоимость предоставления кредита, скидки за досрочное погашение кредиторской задолженности, система штрафных санкций за просрочку платежа.
Система контроля за движением и своевременным погашением дебиторской задолженности организуется как самостоятельный блок общей системы финансового контроля на предприятии. В первую очередь контролируются наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности, затем средние и мелкие, не оказывающие серьезного влияния на общие результаты деятельности предприятия. При необходимости рефинансирования дебиторской задолженности пользуются факторингом, форфейтингом, учетом векселей, выданных покупателями продукции.
Для проверки правильности выбранного типа кредитной политики используют условие, когда средний размер дебиторской задолженности предприятия при нормальном его финансовом состоянии приносит такую дополнительную прибыль, которая больше суммы затрат по обслуживанию дебиторской задолженности и потерь от безвозвратных долгов недобросовестных покупателей.
Дебиторская задолженность
по истечении срока исковой
Существенную часть
дебиторской задолженности
Момент возникновения
дебиторской задолженности
После того, как право собственности на товары переходит к контрагенту, или мы передаем ему результаты работ, выполняем услуги, у наших партнеров возникает обязанность встречных действий (оплаты, встречной поставки), а, следовательно, и возникает дебиторская задолженность.
Таким образом, дебиторская задолженность возникает:
- при переходе права собственности на товары;
- при передаче результатов работ, оказании услуг.
Момент перехода права собственности на товар может быть указан в договоре отдельно, и тогда, в соответствии с этим моментом в бухгалтерском учете отражается дебиторская задолженность. При отсутствии в договоре момента перехода права собственности этот момент считается наступившим в момент отгрузки товара продавцом, поскольку в соответствии со статьей 459 ГК РФ "если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
Следовательно, дебиторская задолженность в общем случае отражается:
1) после оформления
документов на отгрузку
2) после подписания акта выполнения работ (услуг).
Для целей анализа
дебиторская задолженность
С позиций финансового
Дебиторская задолженность - достаточно "мобильная" статья баланса предприятия. Обычная хозяйственная деятельность предприятия включает регулярные расчеты по образовавшейся задолженности, при этом способы расчета могут быть самыми различными.
Обычно договорами между хозяйствующими субъектами предусмотрены способы исполнения обязательств (оплата, встречная поставка при товарообменной операции, расчеты векселями и др.). Однако расчеты между предприятиями могут производиться и любыми другими способами, не предусмотренными первоначально договором, при взаимном согласии.
Как правовая категория кредиторская задолженность - особая часть имущества предприятия, являющаяся предметом обязательственных правоотношений между организацией и ее кредиторами. Экономическая составляющая включает в себя часть имущества предприятия (как правило, денежные средства) и товарно-материальные ценности.
Организация владеет и пользуется
кредиторской задолженностью, однако
она обязана вернуть или
Рисунок 2- Основные способы прекращения задолженности
Таким образом, кредиторская
задолженность имеет
В упрощенном варианте кредиторская задолженность - это то, что данное предприятие должно другим лицам.
С учетом отмеченных признаков, кредиторскую задолженность можно определить как часть имущества предприятия, являющуюся предметом возникших из различных правовых оснований долговых обязательств организации-дебитора перед правомочными лицами - кредиторами, подлежащую бухгалтерскому учету и отражению в балансе в качестве долгов организации - балансодержателя.
В тех случаях, когда организация-дебитор не принимает никаких мер по добровольному возврату долгов, у кредиторов остается возможность принудительного взыскания, которое в зависимости от характера кредиторской задолженности осуществляется в судебном или внесудебном порядке.
Понятием кредиторской задолженности охватываются долговые обязательства организации - дебитора, имеющие различное происхождение.
Поскольку кредиторская задолженность служит одним из источников средств, находящихся в распоряжении предприятия, она показывается в пассиве баланса. Учет кредиторской задолженности ведется по каждому кредитору отдельно, а в обобщающих показателях отражают общую сумму кредиторской задолженности и дают ее, разбивая на группы.
Привлечение заемных средств в оборот предприятия - явление, содействующее временному улучшению финансового состояния при условии, что они не замораживаются на продолжительное время в обороте и своевременно возвращаются.