Управление дебиторской и кредиторской задолженностью (на примере ООО «Совхоз Ункурдинский»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:40, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы. В условиях динамической макросреды, особенно в период экономической неустойчивости, вопросы с вязанные с оценкой опти-мального объема транспортных услуг приобретают острый характер. До сих пор мало исследованными остается ряд проблем, среди которых немаловажное значение и низкую степень проработанности имеет проблема, связанная с обеспечением оптимального объема транспортных услуг. Во-первых, это обусловлено недостаточной проработкой теоретической составляющей проблемы, в литературе не существует однозначного мнения среди экономистов по поводу определения понятия объема транспортных услуг.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..8
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И
КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ……………….11
1.1 Сущность и виды дебиторской и кредиторской задолженности
предприятия…………………………………………………………………11
1.2 Особенности управления дебиторской и кредиторской
задолженностью предприятия……………………………………………..21
1.3 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности……….25
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И
КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
( НА ПРИМЕРЕ ООО «СОВХОЗ УНКУРДИНСКИЙ)……………………….39
2.1 Виды и динамика дебиторской и кредиторской задолженности
в ООО «Совхоз Ункурдинский»…………………………………………...39
2.2 Анализ системы управления дебиторской и кредиторской
задолженностью в ООО «Совхоз Ункурдинский»………………………..49
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ
ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ООО «СОВХОЗ УНКУРДИНСКИЙ»………………61
3.1 Концептуальные основы совершенствования системы управления
дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия……………..61
3.2 Прогноз эффективности предлагаемых мероприятий по
совершенствованию системы управления дебиторской и
кредиторской задолженностью ООО «Совхоз Ункурдинский»………….68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..82
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………...85

Файлы: 1 файл

1Диплом Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ООО Совхоз Ункурдинский гр. ЭиУ 410 Сидорова Е.В..doc

— 862.00 Кб (Скачать файл)

В противном случае может  возникнуть просроченная кредиторская задолженность, что приводит к выплате  штрафов и ухудшению финансового  состояния. Поэтому в процессе управления необходимо изучить состав, давность появления кредиторской задолженности, наличие, частоту и причины образования.

Кредиторская задолженность  является по существу бесплатным кредитом и относится к числу привлеченных предприятием в хозяйственный оборот средств. В отличие от устойчивых пассивов, кредиторская задолженность является не планируемым источником формирования оборотных средств. Кредиторская задолженность относится к краткосрочным обязательствам предприятия.

Часть кредиторской задолженности закономерна, так как возникает в связи с особенностями расчетов. Однако в большинстве случаев кредиторская задолженность возникает в результате нарушения расчетно-платежной дисциплины и является следствием несоблюдения предприятием сроков оплаты продукции и расчетных документов.

Кредиторская задолженность  характеризует наиболее краткосрочный  вид используемых предприятием заемных  средств, формируемых за счет внутренних источников. Начисления средств по различным видам этих счетов производится предприятием ежедневно, а погашение обязательств по этой кредиторской задолженности - в определенные сроки в диапазоне одного месяца.

 Так как с момента  начисления средства, входящие в  состав кредиторской задолженности,  уже не являются собственностью предприятия, а лишь используются ими до наступления срока погашения обязательств, по своему экономическому содержанию они являются разновидностью заемного капитала.

Кредиторская задолженность, как форма заёмного капитала, характеризуется    следующими основными особенностями:

1. Это бесплатный источник  используемых заёмных средств.  Как бесплатный источник формирования  капитала она обеспечивает снижение  не только заемной его части,  но и всей стоимости капитала  предприятия.

2. Размер оказывает влияние на продолжительность финансового цикла предприятия. Он влияет в определенной степени на необходимый объем средств для финансирования оборотных активов. Чем выше относительный размер кредиторской задолженности, тем меньший объем средств предприятию необходимо привлекать для текущего финансирования своей хозяйственной деятельности.

3. Сумма кредиторской задолженности  находится в прямой зависимости  от объема хозяйственной деятельности  предприятия, в первую очередь  - от объема производства и  реализации продукции. С ростом объема производства и реализации продукции возрастают расходы предприятия, начисляемые в составе кредиторской задолженности, а соответственно увеличивается ее общая сумма, и наоборот. Прогнозируемый размер по большинству видов носит лишь оценочный характер. Это связано с тем, что размеры многих начислений, входящих в состав кредиторской задолженности, не поддаются точному количественному расчету в связи с неопределенностью многих параметров предстоящей хозяйственной деятельности.

Размер по отдельным ее видам и по предприятию в целом зависит от периодичности выплат начисленных средств. Периодичность этих выплат регулируется государственными нормативно - правовыми актами, условиями контрактов с хозяйственными партнерами и лишь незначительная их часть - внутренними нормативами предприятия. Эта высокая степень зависимости периодичности выплат по отдельным счетам, входящим в состав кредиторской задолженности, от внешних факторов определяет низкий уровень регулируемости этого источника заемных средств в процессе финансового менеджмента.

При увеличении безналичных расчетов оборачиваемость и качество кредиторской задолженности увеличивается, а  размер уменьшается, следовательно, платежеспособность и устойчивость предприятия повышается.

Кредиторская задолженность может быть прекращена исполнением обязательств (в том числе зачётом), а также списана как невостребованная.

Рисунок 3- Виды кредиторской задолженности

В зависимости от юридической  природы и правового режима кредиторская задолженность может быть сведена к трем группам:

1. Задолженность организации перед  бюджетом и социальными фондами.

2. Задолженность организации перед  ее персоналом: долги по выплатам  работникам заработной платы,  компенсациям, платежам в порядке  возмещения вреда, причиненного здоровью работника или вследствие смерти работника на производстве.

3. Задолженность перед партерами и контрагентами по договорным и кооперативным обязательствам: долги по платежам поставщикам за

поставленные товары, подрядчикам - за выполненные работы по возврату полученных, но неотработанных авансов, оплата векселей.

Рисунок 4- Виды кредиторской задолженности по факту наступления платежа

Реальность и нереальность погашения  долгов оценивает сама организация-дебитор с учетом конкретных обстоятельств.

Наиболее распространенный вид  кредиторской задолженности - задолженность  перед поставщиками и подрядчиками за поставленные материально-производственные запасы, оказанные услуги и не оплаченные в срок работы.

 

 

 

1.2  Особенности управления дебиторской и кредиторской задолженностью

       предприятия

Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность предприятия и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных  покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

К приемам управления дебиторской  задолженностью относятся: учет заказов,

оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиск путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю.

Также должны оцениваться  возможные издержки, связанные с

дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от не использования

средств, вместо их инвестирования.

Управление дебиторской  задолженностью связано с двумя  видами резервов времени - на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета – это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета.

Очевидно, что компании следует  отправлять счета одновременно с  товаром. Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи).

 Ключевым моментом в управлении  дебиторской задолженностью является

определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продажи большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следует либерализовать, когда вы хотите избавиться от избыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонных продаж (например, купальные костюмы).

Если ваш товар является скоропортящимся, вы должны использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.

При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитывать честность  покупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение.

Кредитную надежность покупателя можно  оценить количественными методами анализа регресса, который рассматривает  изменение зависимой переменной, имеющей место при изменении  независимой (информативной) переменной.

Продление кредита влечет за собой дополнительные расходы: административные расходы деятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемые специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.

Достаточно полезна информация, полученная от кредитных бюро розничной

торговли и  профессиональных кредитных справочных служб.                                                                                                                                                                                                                                                  

Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской  задолженности и свести к минимуму возможные потери: выставление счетов, оценку финансового положения клиентов и  перепродажу права на взыскание долгов.

     При  циклическом составлении счетов  они выставляются покупателям  в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на “А” могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на “Б”, счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления. Для ускорения взимания платежей можно направлять счета- фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы.

Во всяком случае, вы должны составлять счета на крупные суммы немедленно.

Когда бизнес развивается  пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов: вы предлагаете продление срока платежей .

Для стимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвести платежи раньше, чем в конце сезона.

    Перед  предоставлением кредита необходимо  тщательно анализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм.  Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с не подчиняющихся покупателей.

Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета

для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности, с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности).  Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.

    При предоставлении коммерческого кредита следует оценить

конкурентоспособность предприятия  текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес.

Например, компания может  не выставлять повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек.  

Но можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия.

1.3 Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности

Анализ состояния расчетов предприятия с дебиторами и кредиторами  очень важен, так как большое  влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а, следовательно, и на финансовое состояние предприятия оказывает увеличение или уменьшение задолженности. Резкое увеличение дебиторской задолженности и ее доли в текущих активах может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям либо об увеличении объема продаж, либо неплатежеспособности и банкротстве части покупателей. С другой стороны, предприятие может сократить отгрузку продукции, тогда счета дебиторов уменьшатся.

     Непосредственно  финансовая устойчивость является отражением стабильного превышения доходов над расходами, обеспечивает свободное маневрирование денежными средствами организации и путём их эффективного использования способствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции.

Финансовая устойчивость отражает соотношение собственных и заёмных средств, темпы накопления собственных средств, в результате текущей и финансовой деятельности, соотношение мобильных и иммобилизованных средств предприятия, достаточное обеспечение материальных оборотных средств собственными источниками. Поэтому финансовая устойчивость формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общей устойчивости предприятия.

Информация о работе Управление дебиторской и кредиторской задолженностью (на примере ООО «Совхоз Ункурдинский»)