Управление качеством, как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:46, реферат

Описание работы

Происходящие в мировой экономике процессы, меняющиеся соотношения между предложениями и запросами рынков приводят к изменению роли качества в обеспечении конкурентоспособности. Среди таких процессов основные следующие:
1. Увеличиваются предложения потребителям.
Это закономерный процесс, связанный с усилением конкурентной борьбы производителей. Он приводит к тому, что, с одной стороны, у потребителей появляются расширенные возможности выбора, а с другой — обостряются проблемы «выживания» фирм.
Увеличение предложения по отношению к рыночному спросу, в свою очередь, неизбежно приводит к дальнейшему усилению конкуренции на рынках сбыта. Конкурентоспособность организаций становится главным фактором, определяющим успехи в бизнесе и, следовательно, будущее фирм. В таких условиях обеспечение удовлетворяющего клиентов качества становится стратегической задачей организации.

Файлы: 1 файл

управление качеством.doc

— 4.89 Мб (Скачать файл)

Контроль готовой  продукции — это последний этап контроля в процессе производства, на котором осуществляется комплексная проверка, а при необходимости и регулировка, настройка всего готового изделия или системы. Таким образом, такой контроль — это контроль продукции, по результатам которого принимается решение о ее пригодности к поставкам или использованию. Результаты данного контроля обязательно регистрируются в соответствующей документации. В зависимости от типа производства и полноты охвата контролем изготовленной продукции контроль готовой продукции может назначаться сплошным или выборочным.

Контроль качества хранения и транспортировки продукции позволяет сохранить характеристики продукта труда до момента его использования по назначению. Таким образом, контроль должен охватывать весь технологический процесс, его результаты, последующие этапы цикла жизни продукции и не только предотвращать попадание дефектных материалов, полуфабрикатов, заготовок и изделий, узлов и сборочных единиц на последующие этапы изготовления, но и обеспечивать необходимое качество использования продукции потребителем.

Несколько особое место  среди перечисленных видов контроля занимает инспекционный контроль. Инспекционный контроль — это контроль уже проконтролированной продукции, из которой исключен обнаруженный брак. Его осуществляют при необходимости проверки качества работы службы технического контроля или контрольного автомата. В особых случаях инспекционный контроль выполняется представителями заказчика для повышения достоверности результатов контроля специальных видов продукции.

Летучий контроль — это контроль качества продукции или процессов, не предусмотренный в планах проведения технического контроля качества. Летучий контроль проводится в случаях, установленных и оговоренных в стандартах предприятия, и в случайные моменты времени. Он может назначаться для проверки правильности проведенной операции контроля, для проверки технологической дисциплины и т.п. Эффективность такого контроля обеспечивается его внезапностью.

В зависимости от средств  получения информации о показателях качества различают визуальный, органолептический и инструментальный контроль. Первые два вида контроля качества продукта труда являются субъективными, и, следовательно, им приди рассмотренные нами недостатки любых экспертных методов. Инструментальный контроль обеспечивает получение наиболее Достоверных данных о качестве контролируемого объекта.

По характеру поступления  продукции на контроль рассматривают  непрерывный контроль, например на конвейере или потоке, и контроль партий продукции. Непрерывный контроль представляет собой проверку технологических процессов при их нестабильности, когда необходимо постоянное обеспечение количественных и качественных характеристик. Осуществляется, как правило, автоматическими средствами контроля.

Контроль партий продукции  или периодический контроль — это проверка единиц продукции и технологических процессов при установившемся производстве и стабильных технологических процессах.

Различают также контроль по количественному и качественному признакам, определяющим степень пригодности изделия для использования.

При контроле по количественному признаку определяются конкретные числовые значения важнейших параметров изделий. Очевидно, при контроле некоторого числа однотипных изделий замеряемые (контролируемые) значения одних и тех же параметр будут меняться. Причем эти изменения могут носить как сигматический, так и случайный характер. При систематических Изменениях контролируемых параметров можно определить причины их появления и путем воздействия на технологический процесс устранить такого рода отклонения.

Случайные изменения  контролируемых величин лежат обычно в определенных границах. При этом распределение вероятностей появления  непрерывных указанных случайных  величин подчиняется, как правило, нормальному закону. Аналогичные дискретные случайные величины в большинстве случаев характеризуются распределением по закону Пуассона.

При контроле по качественному признаку определяют, укладывается ли контролируемый параметр в заданные допуски, и, если это обеспечивается, изделие считается годным. В противном случае изделие считается бракованным.

Сравнивая рассмотренные  два вида приемочного контроля, следует сказать, что если контроль по качественному признаку значительно проще и экономичнее, то контроль по количественному признаку в ряде случаев позволяет выявить причину появления брака и создать условия для воздействия на технологический процесс.

Выделение объектов контроля и распределение функций между  исполнителями зависит от конкретных условий производства и характера изготавливаемой продукции. Для этого в организациях могут разрабатываться типовые схемы основных операций контроля и их исполнителей. В этих типовых схемах для каждого цеха (литейного, кузнечно-прессового, механического, сборочного и т.д.) из технологических процессов выделены типовые операции технического контроля и закреплены за непосредственными исполнителями (рабочими, наладчиками, контролерами и т.д.).

При этом определяются и  средства контроля. Средство контроля — это техническое устройство, вещество или материал для проведения контроля. Обычно средства контроля и их характеристики указываются в стандартах на правила приемки, анализа, измерений и т.д. Современные средства контроля — это во многих случаях автоматические средства. Автоматическое средство контроля осуществляет контрольную операцию без участия человека: получение информации о контролируемых признаках объекта контроля, сопоставление с установленными значениями и выдача решения о соответствии контролируемых признаков заданным требованиям.

При выборе средств контроля большое значение имеет обоснование требований к их точности. Систематическая погрешность и среднее квадратичное отклонение при контроле должны быть в 2,5—3 раза меньше соответствующих значений контролируемого, параметра. В то же время применение высокоточных средств контроля при невысокой точности контролируемого параметра экономически нецелесообразно, а в некоторых случаях недопустимо.

Особое место в системе  контроля качества занимают статистические методы контроля, которые находят широкое применение как в приемочном, так и в текущем контроле. Однако если в приемочном контроле данными методами лишь фиксируется брак в изготовленной партии, то использование статистических методов при текущем контроле позволяет предсказывать появление брака, а также определять устойчивость технологического процесса. Данный вид контроля целесообразно проводить непосредственно в цехах организаций массового и крупносерийного производства.

Для внедрения статистического текущего контроля, необходимо вшить следующие задачи:

выбрать параметры изделия, подлежащие контролю;

определить объем выборки;

• установить периодичность  контроля, порядок и последовательность выборок;

• определить условия  и методику контроля;

• разработать форму документации для регистрации основных 
параметров контролируемого изделия.

Естественно, что для  повышения оперативности контроля необходимо выбрать минимальное  число важнейших параметров. В  то же время совокупность выбранных  параметров (или один обобщенный параметр) должна определять качество изделия. Причем обязательно должны быть представлены все критические параметры изделия, выход каждого из которых за определенные допустимые пределы следует исключить.

Контроль качества — обязательная функция системы управления качеством. Поэтому тем, насколько грамотно организована система контроля качества, во многом определяется эффективность всей системы управления качеством организации. Система контроля — это совокупность средств контроля, исполнителей и определенных объектов контроля, взаимодействующих по правилам, установленным соответствующей документацией.

Система контроля включает следующие  элементы:


объекты контроля в зависимости  от стадии контроля качества:

контрольные операции и  их последовательность;

правила, методы и средства контроля;

средства механизации  и автоматизации контроля;

документацию;

• исполнителей соответствующей  квалификации.

Система контроля должна обеспечивать соответствие:

проектно-конструкторских  разработок требованиям современного технического уровня, потребителя и внешнего рынка;

процесса изготовления продукции показателям качества, заложенным при проектировании;

уровня качества изготавливаемой  продукции требованиям стандартов и технических условий;

качества технического обслуживания и ремонта техники требованиям нормативно-технической документации;

• качества труда исполнителей установленным требованиям. От правильной организации и функционирования системы контроля во многом зависит  эффективность действующей на предприятии системы управления качеством труда и продукции.

Организация системы  контроля должна базироваться на следующих принципиальных положениях.

Система контроля является неотъемлемой частью производственного  процесса, поэтому разрабатывается  одновременно с технологией службой главного технолога или соответствующими проектно-конструкторскими организациями, либо при непосредственном участии службы технического контроля, либо по согласованию с ним и обязательно фиксируется в утверждаемых технологических процессах. Если ведущая служба на предприятии не одна, то эта работа по распоряжению главного инженера предприятия возлагается на какую-то одну службу.

Система технического контроля разрабатывается на основе системного подхода, т.е. применения взаимоувязанных  между собой научных, технических, экономических и организационных мер, охватывающих этапы создания, производства и эксплуатации продукции. Причем все эти меры должны обеспечить высокое качество продукции.

Система контроля должна активно воздействовать на ход технологического процесса, чтобы исключить возможность получения и особенно повторения производственного брака. Нарушение этого принципа превращает контроль из активного в пассивный, а работников службы технического контроля — в браковщиков.

4. Требования нормативно-технической документации, регламентирующей уровень качества продукции, должны безоговорочно исполняться всеми работниками предприятия (от рабочего до «ректора).

5. Эффективность системы  контроля должна обеспечиваться  постоянно действующей на предприятии системой поощрения за высокие показатели качества работ и применения материальных, административных и других мер наказания нарушителей установленных норм качества труда.

Для обеспечения функционирования системы контроля на Предприятиях создается  специальная служба — отдел технического контроля (сокращенно его называют ОТК) или управление технического контроля (УТК).

Главными задачами службы технического контроля являются предотвращение выпуска  продукции, не соответствующей требованиям нормативно-технической документации, укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности всех звеньев производства за качество выпускаемой продукции.


В обязанности службы технического контроля входят:

обеспечение развития и  совершенствования системы контроля, во-первых, путем систематического анализа его эффективности, устранения причин выпуска продукции низкого качества, повышения производительности труда работников службы технического контроля и, во-вторых, путем внедрения прогрессивных методов контроля и оценки качества продукции (активного контроля неразрушающих методов контроля, статистических методов анализа, регулирования и оценки качества выпускаемой продукции), а также внедрением средств механизации и автоматизации контрольных операций;

входной, операционный и приемочный контроль готовой продукции и другие контрольные операции, предусмотренные утвержденным технологическим процессом;

выборочные проверки, не утвержденные технологическим процессом, но необходимые для обеспечения  выпуска продукции, отвечающей требованиям нормативно-технической документации;

выборочный контроль соблюдения технологической дисциплины;

оформление документации на принятую продукцию и для предъявления претензий поставщикам по результатам  входного контроля;

предъявление готовой продукции представителю заказчика вместе с работниками других подразделений, если это оговорено условиями поставки выпускаемой продукции;

учет претензий и  составление отчета о качестве продукции;

участие в работах  по подготовке продукции к сертификации и контроль за соблюдением условий сертификации в процессе производства продукции;

периодический выборочный контроль продукции в цехах, на участках, в бригадах, а также изготовленной  работниками, переведенными на самоконтроль;

контроль за изоляцией  брака и соответствующей маркировкой забракованной продукции.

Отдел технического контроля, кроме того, принимает участие  в подготовке договоров на поставку предприятию сырья, материалов и комплектующих изделий при согласовании условий приемки этой продукции по качеству; разрабатывает предложения по совершенствованию стандартов организации, документации по оценке качества продукции, дает предложения по совершенствованию стимулирования выпуска продукции высокого качества и борьбе с выпуском недоброкачественной продукции.

Информация о работе Управление качеством, как объект управления