Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Стилистика русского языка".
4СТИЛИСТИКА И ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ. ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ.
Стили́стика— филологическая дисциплина, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему.
Стилистика – это раздел языкознания, изучающий выразительные средства и возможности языка и закономерности функционирования последнего в различных сферах общественной деятельности и ситуациях общения.
Существует разделение стилистики на литературоведческую и языковедческую. Языковедческая рассматривает функциональные стили речи, литературоведческая изучает систему образов, сюжет, фабулу и т. д. в отдельном произведении.
Языковедческая делиться на теоретическую и практическую стилистику.
К теоретической стилистике относятся:
- Стилистика языковых единиц (стилистика ресурсов)
- Стилистика текста
- Стилистика разновидностей употребления языка (функциональная стилистика)
Стилистика языковых единиц. Задачи:
- изучить экспрессивные,
- установить наиболее типичные контексты и речевые ситуации, в которых целесообразнее всего употреблять те или иные языковые единицы
- выяснить оптимальные условия
использования языковых
Стилистика текста. Задачи:
- изучить общие и частные закономерности организации языковых единиц, включенных в текст.
- выяснить способы и нормы организации языковых единиц в текстах определенного типа, соотнесенность тех или иных частей и отдельных элементов композиции текста с известными приемами использования языковых единиц
Функциональная стилистика. Задачи:
- исследовать внутреннюю
- проанализировать особенности
композиции тез текстов,
- определить
- разработать общие принципы выделения стилей
- исследовать дифференциацию
Практическая стилистика является прикладной дисциплиной, заключающей в себе стилистические рекомендации в соответствии с требованиями культуры речи. Практическая стилистика занимается изучением норм построения грамотной, выразительной речи: лексическая, синтаксическая стилистика, стилистика словообразования.
Литературоведческая стилистика (Стилистика художественной речи). Задачи:
- изучить закономерности
- выяснить особенности образной речи, различные ее проявления в прозе и поэзии, драме и трагедии, эпосе и лирике
Основные понятия стилистики:
Текст и Дискурс
Текст (от лат. textus — «ткань; сплетение, связь, сочетание») — в общем плане связная и полная последовательность символов.
Дискурс (от франц. discours – речь) – связный текст в его совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психолингвистическими и др. факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимоотношении людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах)
Текст и дискурс – взаимозависимы. Любой дискурс также является текстом. Но не каждый текст — это дискурс.
Стиль:
-это особый отбор и
-это определенный набор
-это определенный отбор и
организация языковых средств,
служащий для создания
-это отбор и организация
Норма:
-языковая
-стилистическая
Взаимосвязаны, но не тождественны. Это образцовые способы употребления слов, форм слов, словосочетаний и предложения, предпочитаемые образованной частью общества и закрепленные в нормативных грамматиках, словарях, справочниках.
Частотность употребления не свидетельствует о норме, частотной может быть и ошибка.
Языковые нормы – нормы
Литературный язык – исторически сложившаяся высшая образцовая формы национального языка, отличающаяся богатством лексического состава, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей.
Языковые нормы отличаются
изменчивостью, динамичностью, но вместе
с тем характеризуются
Выделяются:
-Орфоэпические (нормы произношения)
-акцентологические (нормы
-лексические (нормы
-морфологические (нормы
-синтаксические
Стилистическая норма – это норма выбора и организации языковых единиц в тексте определенного стиля; и норма выбора стиля, соответствующего условиям общения
Стилистическая окраска
-это дополнительные коннотативные значения, которые входят в лексическое значение помимо его предметно-понятийного ядра
-это функционально-
Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.
Основные стили:
- Научный
- Публицистический
- Официально-деловой
- Художественный
- Разговорный
- Церковный
Научный
Цель – сообщение объективнй информации, доказательство истинности научного знания.
Функция – информативная
Сфера функционирования – наука, общение между специалистами той или иной области научного знания.
Жанры, в которых реализуется: статьи; монографии; доклады; курсовые работы, реферат, диплом; защитное слово.
Стилевые черты:
1. Подчеркнутая логичность (М. Н. Кожина).
2. Отсутствуют образные средства. Есть науки, где образность используется, например, астрономия (Больная медведица, Ковш).
3. Скрытая эмоциональность или безэмоциональность.
4. Смысловая точность, однозначность,
которая выражается в
5. Абстрактность и обобщенность.
6. Объективность изложения, сухость.
7. Сжатость высказывания, жанры ограничены количеством страниц.
Публицистический
Функции: 1. информационная; 2.
воздействующая, (информационно-воздействующая)
Сфера: СМИ, публичные выступления на общественно-значимые темы (речь на митинге).
Жанры: статьи (газетные и журнальные); репортаж; отзыв; публичное выступление.
Стилевые черты:
1. Лаконичность изложения
при информационной
2. Эмоциональность.
3. Использование образных средств (тропы и риторические фигуры).
4. Обязательно присутствует авторская точка зрения (явная или скрытая).
Официально-деловой
ель – информативная.
Сфера, в которой используется, – обслуживает сферу деловых отношений, стиль учреждений.
Функция – сообщение прагматически значимой информации.
Жанры, в которых реализуется: государственные акты; договоры; инструкции; заявления; официальные сообщения и т. д.
Стилевые черты:
1. Сжатость, компактность изложения.
2. Подчеркнутая
Документы, отпечатанные заранее: бланки на почте; заявление; справки.
Художественный
Цель – нарисовать живую картину, передать чувства.
Сфера – искусство.
Жанры: проза (роман, повесть и т. д.), поэзия (поэма, стихотворение и т. д.).
Стилевые черты:
1. Конкретность.
2. Образность (Колокола спорили, рябина зажглась).
3. Эмоциональность.
Разговорный
Цель – общение.
Сфера, в которой реализуется, – в повседневной жизни, используется в непринужденных беседах со знакомыми людьми (с незнакомыми – смешение стилей).
Функция – обмен информацией, коммуникативная.
Жанры, в которых реализуется: разговор (межличностный – контактный, по телефону – дистантный); беседа (деловая, личная); рассказ.
Стилевые черты:
1. Непринужденность и неофициальн
2. Свобода в выборе слов
и предложений (не
3. Обязательно передается отношение автора к предмету речи и собеседнику.
1. Действует закон экономии речевых усилий (Сашь, Машь, Сан Саныч).
Церковно-религиозный стиль - функциональная разновидность совр. рус. лит. языка, обслуживающая сферу церковно-религиозной общественной деятельности и соотносящаяся с религиозной формой общественного сознания.
Разговорный язык, разговорная р е ч ь,- одна из двух разновидностей литературного языка, употребляемая в условиях непринуждённого общения и противопоставленная (в пределах литературного языка) кодифицированному книжному языку.
Цель – общение.
Сфера, в которой реализуется, – в повседневной жизни, используется в непринужденных беседах со знакомыми людьми (с незнакомыми – смешение стилей).
Функция – обмен информацией, коммуникативная.
Жанры, в которых реализуется: разговор (межличностный – контактный, по телефону – дистантный); беседа (деловая, личная); рассказ.
Стилевые черты:
1. Непринужденность и неофициальность общения.
2. Свобода в выборе
слов и предложений (не
3. Обязательно передается отношение автора к предмету речи и собеседнику.
1. Действует закон экономии речевых усилий (Сашь, Машь, Сан Саныч).
Языковые особенности:
1. Широкое употребление
обиходно-бытовой лексики (
2.Эмоционально-оценочные
слова, чаще с уменьшительно-
3. Включение в речь частиц, вводных слов, междометий и обращений. Ах, боже мой, кто пришел!
4. Преобладание простых
предложений всех типов:
5. Не используются причастные и деепричастные обороты.
Информация о работе Шпаргалка по "Стилистика русского языка"