Применение фонопедического метода В. В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной шк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:22, дипломная работа

Описание работы

Цель – на основе фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова разработать методические материалы в виде комплекса игр и упражнений для детей 3х возрастных групп (3-4, 4-5, 5-6лет) дошкольного возраста и дать методические рекомендации по их применению. Определить возможности применения метода В.В. Емельянова в различных педагогических ситуациях в вокально-хоровой работе младших школьников в условиях общеобразовательной школы.

Содержание работы

Введение……………..………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические и практические предпосылки применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы
1.1 Сущность фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой деятельности………………………………………………….….8
1.2 Психолого-педагогические условия применения метода в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы…………………………………………….17
Глава 2. Методическое обоснование применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы.
2.1 Организационно-методические условия применения В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки……………………………..
2.2 Методические рекомендации по использованию фонопедического метода В.В. Емельянова на уроках музыки в вокально-хоровой работе……………………………………………………..………………..33
Заключение
Список литературы……………………………………….41

Файлы: 1 файл

Весь диплом.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

 

    1. Сущность фонетического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой деятельности.

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, путь исследования, познания. Метод, как философская  категория – форма практического и теоретического освоения действительности, исключающего из закономерностей движение изучаемого объекта; система регулятивных принципов преобразующей практической или познавательной, теоретической деятельности, каждый из которых базируется на научно-обоснованном предписании. (31)

Каждый метод применяется  для решения определенного круга  задач. Следовательно, метод – это  научно обоснованное правило, руководство  к действию, осознанно применяемый  способ достижения цели, которой он определяется. Если метод адекватен поставленной цели, то его реализация обязательно должна приводить к достижению этой цели.

Основным содержанием  метода является идея деятельности, заключенная  в нем, а его важнейшим признаком то, что он всегда принадлежит действующему лицу.

Не может быть деятельности без субъекта и метода, не соотносимого с определенной деятельностью этого  субъекта. Поэтому целесообразно рассмотреть вокально-хоровую деятельность и субъектов этой деятельности.

В своей работе Дмитриева  Л.Г. определяет хоровое пение –  одним из видов коллективной исполнительской  деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира; становлению мировоззрения, формированию будущей личности (8).

Хоровое пение – наиболее доступная школьникам исполнительская  деятельность. Певческий голос может  быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию голосового аппарата.

Успех работы учителя  в решении задач музыкального образования во многом зависит от того, насколько глубоко он осознает воспитательное значение хорового пения, владеет методами и приемами певческого развития школьников, знает особенности детского голоса, умеет организовать работу по усвоению песенного материала.

Отношение учителя музыки к вокально-хоровой деятельности во многом сказывается на общих результатах  его работы. Сохранить сегодня певческие традиции без учителя музыки практически невозможно.

Для успешного развития музыкальных способностей и формирования певческих навыков учителю музыки необходимо знать особенности механизма  звукообразования у детей различного возраста. Ведь голос ребенка чрезвычайно тонкий инструмент, требующий к себе бережного отношения и постоянного внимания.

При разучивании произведений важно использовать различные методы, стимулирующие интерес, активизирующие певческую деятельность школьников.

Принято считать, что русская вокальная школа  берет свое начало от М.И. Глинки. Многие приемы и методы обучения пению, изложенные в его работах, положили начало целой эпохе вокального образования в России.

В основе методики М.И. Глинки лежит «концентрический метод». Этот метод можно назвать универсальным, так как он лежит в основе методических систем разных авторов и используется для работы как со взрослыми, так и с детскими голосами.

М.И. Глинка рекомендовал «…сперва усовершенствовать  натуральные тоны, то есть без всякого усилия берущиеся». Он писал, что «…упражнения развиваются от тонов натуральных, центра голоса, на которых держится спокойная речь человека, к тонам, окружающим центр голоса»

Центр речевого диапазона у детей, как и у большинства взрослых певиц, обычно расположен в пределах си – ре. По-видимому, от этих звуков и следует начинать распевание голоса вверх и вниз концентрическими кругами.

Концентрический метод широко используется в современной вокальной практике. Он основан на ряде положений:

  • петь плавно, без придыхания;
  • уметь долго тянуть ноту ровным по силе голосом;
  • петь не громко и не тихо;
  • соблюдать последовательность заданий при построении вокальных упражнений: сначала упражнение строится на одном звуке в пределах примарной зоны, затем на двух, рядом расположенных, которые необходимо плавно соединять, следующий этап – тетрахорды, как подготовка к скачкам, затем постепенно расширяющиеся скачки с последующим поступенным заполнением;
  • не допускать переутомление голоса.                                                                                                    

   Все эти советы можно считать универсальными, так как они относятся к работе не только с взрослыми, но и с детскими голосами.

Большое влияние на становление  методики вокального воспитания оказали теоретические труды Д.Н. Зарина и А.Л. Маслова появившиеся на рубеже 19-20 вв. Они отрицали распространенное тогда мнение о том, что некоторые дети от природы не обладают музыкальными способностями, и занятия музыкой для них бесполезны.

Внимания заслуживает  методика вокальной работы Д.И. Зарина, описанная им в книге «О методе хорового пения и его принципе». Цель хорового пения Д.И. Зарин видел в пробуждении и развитии эстетического чувства, как всякого стремления к красоте.

Курс обучения Зарин делил на два периода – обучение с голоса и обучение нотами. Большое значение Зарин придавал тональному чувству и предлагал все упражнения строить на ощущении тоники. Изучение звуков предлагал начинать не с до, а с соль, принимая его за тонику и раздвигая постепенно рамки диапазона вверх и вниз по секундам.

Добиваясь красоты звука, Зарин советовал обращаться к  эстетическому чувству певцов, большое  значение уделял показу учителя. Рекомендовал специальные упражнения для развития дыхания с целью выработки «инстинктивного умения»; предлагал предварительный анализ и разбор любого упражнения; советовал начинать упражнение вполголоса, темп брать медленный, а затем постепенно его ускорять, использовать в пении разную динамику; отстаивал художественность репертуара.

А.Л. Маслов в своей  работе «Методика пения в начальной  школе» выдвинул следующие положения:

- всеобщность певческой  работы;

- преимущество хорового  пения как основного вида работы  по музыке;

- значение творческой  активности учащихся.

Маслов специально изучал возможности детей, которых относили к музыкально неспособным. Обычно к  таким причисляли фальшиво поющих. В результате специальных исследований он пришел к выводу, что у всех физически здоровых детей есть музыкальный  слух, развитый в разной мере. Фальшивое же пение обусловлено разными причинами: ограниченным диапазоном голоса; его смещением от примарного звука на кварту или квинту; в большинстве случаев причиной является отсутствие координации между слухом и голосом. Исследование А.Л. Маслова имело большое значение, так как доказало возможность музыкального развития всех детей.

Таким образом, на основе своего педагогического опыта Д.И. Зарин и А.Л. Маслов доказали, что  музыкальные способности развиваются  у всех детей, даже у тех, которые казались музыкально неспособными, если пробуждать их интерес к музыке и творческую активность.

Приход в исполнительскую  сферу таких дирижеров, педагогов  как В.Г. Соколов, В.С. Локтева, Г.А. Струве способствовал профессиональному  совершенствованию многих детских хоров в 50-70-е годы.

В последние годы в  системе школьного хорового обучения широко применяется методика по освоению музыкальной грамотности (развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и т.д.), созданная  и апробированная хоровым дирижером, педагогом-исследователем в области детского хорового творчества Г.А. Струве. Эта методика носит название «Хоровое сольфеджио», в основе которого лежат принципиальные установки относительной сольмизации.

Методика «Хорового  сольфеджио» состоит из трех хоровых ступеней, предназначенных для определенного возраста каждая (первая ступень – работа с дошкольниками, вторая ступень – занятия с младшими школьниками, третья ступень – занятия с детьми школьного возраста). В основе данной методики лежит ладовое развитие слуха, осваивается музыкальная грамота, приобретаются вокальные навыки.

Вопрос о голосовых  регистрах в детской вокальной  педагогике является одним из основополагающих. Именно с указаний о том, каким  голосовым регистром надо пользоваться во время пения началось развитие методической мысли в области детской вокальной педагогики.

В теории и практике детского хорового пения сложились разные точки зрения на методику вокального воспитания, которые базируются на представлениях о регистровых возможностях голоса детей. До настоящего времени как в практике, так и в теории существуют самые противоречивые мнения по вопросу о регистровых возможностях певческого голоса детей младшего школьного возраста.

Многие педагоги считают, что голоса детей до наступления периода мутации должны звучать лишь в фальцетном режиме и они способны только на такое звукообразование. Необходимость формирования такого способа звукообразования аргументируется, с одной стороны, задачами охраны детского голоса, с другой – особенностями психофизиологического развития детей, то есть их возможностями.

Широкое распространение  получила иная точка зрения на методику вокального воспитания детей того же возраста, основанная на использовании  преимущественно грудного звучания голоса.

Стулова Г.П. в своих  исследованиях показала, что грудной  механизм голосообразования свойственен  всем детям уже с младшего школьного  возраста. Формирующийся грудной  механизм создает огромные преимущества в голосообразовании по сравнению  с фальцетным и в плане тембральных возможностей голоса, и в отношении дикции, а следовательно, и в плане выразительности вокальной речи.

Фальцетный тип голосообразования  может быть использован как основной метод при разучивании произведений или как особое средство художественной выразительности.

Чисто грудной голос  также имеет свои недостатки: ограниченный звуковой диапазон. Выход за его  пределы сопровождается перенапряженностью в звуке голоса, что недопустимо.

Возможность формирования навыков смешанного голосообразования у детей младшего школьного возраста нашла свое практическое подтверждение в опытах педагогов вокалистов В.А. Багадурова, А.В. Яковлева, Г.П. Стуловой, Г.А. Струве.

Период с 7 до 12 лет  является ответственным в вокальном  воспитании. В это время у ребенка, в связи с интенсивным развитием речи, формируется голосовая мышца. При всем различии речевая и певческая функции тесно связаны между собой. Поскольку речь у детей значительно обгоняет развитие вокальных навыков, в певческом воспитании надо опираться на речевой опыт ребенка. Для этого нужно найти общие моменты для речевой и вокальной функции.

Одной из точек соприкосновения  оказывается высота тона, на которой  говорят дети свободнее всего. Именно на этой высоте легче формируется  певческий тон. Но певческим и  наилучшим по тембру этот тон получается тогда, когда ученик, используя наряду с фальцетным и грудной механизм, сумеет и акустически правильно его оформить – в высокой позиции. Нахождение высокой позиции звучания на низком певческом тоне осуществимо в том случае, если ребенку предоставляется возможность петь непринужденно, легко, без напряжения.

Наиболее распространенным и эффективным в вокальной  педагогике является фонопедический метод, автором которого является В.В. Емельянов. Данный метод позволяет опереться на доречевой опыт обучающегося пению, привлечь хорошо организованные, четкие речевые стереотипы. Это весьма существенно, если учесть, что певческая фонация, хотя и отличается от речевой, но формируется на ее основе.

Применение фонопедического  метода В.В.Емельянова в вокально-хоровой работе необходимо, потому что этот метод основан на активной работе артикуляционных органов – части голосового аппарата, наиболее подчиненной сознанию ребенка. Как известно, артикуляционные органы детей отличаются значительной вялостью. Данный метод помогает бороться с этим недостатком при помощи налаживания активной правильной функции артикуляционного аппарата активизировать работу гортани и органов дыхания.  

 

Для того, что бы понять сущность фонетического метода, проведем границу между фониатрией и фонопедией.

 Фониатрия – лечебное дело, раздел оториноларингологии, изучающий лечение заболеваний голосового аппарата.

Фонопедия – область дефектологии, устраняющая недостатки голосообразования (11).

 Фониатр занимается  органом, а фонопед – функцией. Первый лечит, а второй учит пользоваться голосом. Посетителями фониатрического кабинета являются певцы, актеры, учителя музыки, музыкальные работники дошкольных учреждений, хормейстеры – все кому по роду профессиональной деятельности так или иначе приходится нести повышенную голосовую нагрузку.

Работа с детскими голосами происходит в нескольких направлениях. Первое, и пока самое распространенное, можно назвать эксплуатационным. Суть его проста: идет отбор детей, способных более или менее чисто интонировать, и с ними разучивается как детская музыка, так и аранжировка классики.

Информация о работе Применение фонопедического метода В. В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной шк