Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:22, дипломная работа
Цель – на основе фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова разработать методические материалы в виде комплекса игр и упражнений для детей 3х возрастных групп (3-4, 4-5, 5-6лет) дошкольного возраста и дать методические рекомендации по их применению. Определить возможности применения метода В.В. Емельянова в различных педагогических ситуациях в вокально-хоровой работе младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
Введение……………..………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические и практические предпосылки применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы
1.1 Сущность фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой деятельности………………………………………………….….8
1.2 Психолого-педагогические условия применения метода в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы…………………………………………….17
Глава 2. Методическое обоснование применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы.
2.1 Организационно-методические условия применения В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки……………………………..
2.2 Методические рекомендации по использованию фонопедического метода В.В. Емельянова на уроках музыки в вокально-хоровой работе……………………………………………………..………………..33
Заключение
Список литературы……………………………………….41
Упражнение №4. Пощелкайте языком, изменяя форму рта. Обратите внимание на изменения, щелкающего звука. Попытайтесь произвольно издавать более высокие и более низкие щелчки. (Предложите детям пощелкать всем одинаково, т. е. выстроить унисон низкими и высокими щелчками).
Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале.
Большое место в системе хоровой работы с детьми занимают вокально-хоровые упражнения. Основная цель упражнений заключается в выработке специальных певческих навыков, которые помогают юному певцу в передаче художественного образа песни, содержания хорового произведения. Вместе с тем планомерное и целенаправленное применение упражнений весьма способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости.
Пение упражнений перед
началом разучивания и
Исходя из этого, наибольшую пользу приносит комплексное использование упражнений. Часто преодоление какой-нибудь отдельной трудности настолько концентрирует на себе внимание руководителя, что прочие стороны певческого процесса. Комплексное же использование упражнений экономит время занятий и подводит учащихся к осознанию взаимодействия всех элементов вокально-хоровой звучности.
Осуществление опытно-экспериментальной работы является очень важным средством поиска эффективных путей обучения и воспитания. Опытно-экспериментальная работа – это, по сути, строго контролируемое педагогическое наблюдение, причем педагог ведет наблюдение за процессом, который он сам и осуществляет [ ]. Опытно-экспериментальная работа нацелена на выбор наиболее оптимальных условий или средств педагогической деятельности. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе муниципального образовательного учреждения «Сигма» в течение года. Анализ новообразований, связанный с применением метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки проходил в разных классах начальной школы.
Целью опытно-экспериментальной работы было определение эффективности применения фонопедического метода.
Гипотезой опытно-экспериментальной работы стало предположение о том, что фонопедический метод В.В. Емельянова способствует развитию вокально-хоровых навыков, если учтены психолого-педагогические и организационно-методические условия его применения.
Структура вокально-хоровой работы на уроках музыки с детьми младшего школьного возраста состояла из трех этапов: артикуляционной гимнастики, упражнений на развитие дыхания, дикции, распевок и изучение вокально-песенного репертуара.
Вокально-хоровая работа начиналась с артикуляционных и дикционных упражнений. Эти упражнения используются систематически в виде распевки, разминки (См.2.1., Упр № ).
Так как у детей младшего школьного возраста артикуляционный аппарат зажат, то, корректируя так называемую речь «сквозь зубы» необходимо добиваться, чтобы во время упражнений рот хорошо раскрывался в вертикальном положении. Нижняя челюсть должна опускаться примерно на два пальца, положенных один на другой, губы должны быть расслаблены. Движения при раскрытии рта должны быть мягкими, язык не должен горбиться, а лежать плоско, свободно касаясь кончиком нижних передних зубов. Это упражнение повторяется несколько раз подряд. Его, как и некоторые последующие, первое время нужно делать перед зеркалом. Например, игра «Прогулка» (См. Приложение), основана на вибрационно-вокальных упражнениях В.В. Емельянова и направлена на развитие навыков эмоциональной отзывчивости, владение певческим аппаратом. Эту игру целесообразно применять в 1 классе, так как для детей 6 – 7 лет характерна игровая деятельность.
Дикционные упражнения, входящие в состав артикуляционной гимнастики, способствуют чистоте интонирования, красоте звучания голоса, исправлению речевых дефектов. Ясность произношения слов зависит от подвижности артикуляционного аппарата. У детей 1 класса общеобразовательной школы артикуляционный аппарат пассивен и вял, поэтому развитие его требует особого внимания, для этого на уроках применяются следующие игры:
1. «Звукоподражание». Эти упражнения направлены на развитие дикции. Задачей является научить детей четко и твердо выговаривать согласные звуки. (См. Приложение ).
2. С большим удовольствием дети произносят скороговорки то шепотом, то громко, то медленно, то быстро, все вместе или по ролям. Скороговорки направлены на тренировку артикуляционного аппарата и на развитие дикции. Задача – научить детей четко и быстро не только проговаривать текст, но и уметь его пропеть. «Музыка в капусте», «Кенгурята играют в прятки», «Два щенка», «Подарок рыси», «Музыкальная считалочка», « Мышонку шепчет мышь». (см. приложение ).
Для развития у ребенка выразительности и воображения при передаче различных эмоциональных состояний нами используются игровые упражнения. Например, «Лисичка подслушивает», «Цветок» (см. приложение ).
Дыхание в пении имеет особое значение: от дыхания зависит звукообразование, тембр, штрихи, продолжительность звучания и другие качества голоса. Формирование певческого дыхания у детей – очень трудоёмкий процесс. Длительность и устойчивость дыхания вырабатывается постепенно. В раннем возрасте у детей мышцы дыхательного аппарата (диафрагма, лёгкие, брюшной пресс, мышцы живота) плохо развиты, так как в разговорной речи не акцентируется внимание на продолжительности выдоха. Поэтому у детей, не обучающихся пению, фонационный выдох равен 3-5 секунд. Наша задача состоит в том, чтобы не только научить ребёнка правильному певческому дыханию, но и развить продолжительность выдоха при пении с помощью специальных упражнений и игр (см. приложение ).
С раннего детства у ребенка необходимо развивать такое необходимое качество личности, как креативность – способность к творческому конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта. И тут на помощь приходят музыкальные складушки. Они развивают ребенка целостно: тренируют память и интуицию; развивают логическое и образное мышление; учат создавать творческий продукт – образ в игре; использование симметричных движений обеспечивает гармоничное развитие полушарий мозга, что гарантирует развитие координации движений в пространстве, а в будущем – хороший почерк и беглость в чтении. Однако главная цель складушек – развитие художественных способностей.
Музыкальные складушки через игру и художественную деятельность тренируют творческие способности ребенка, а значит, его активность, самостоятельность, оригинальность в создании продукта творчества и свободу в общении. Способности к творческому мышлению формируются в
процессе художественной деятельности и являются движущей силой развитии личности.
Детские оздоровительные интонационно-
В песенках-играх используются особые звуки, которые называются сигналами доречевой коммуникации. Они даны человеку изначально от природы и от рождения, основаны на принципе саморегуляции организма и поэтому физиологически целесообразны.
Музыкальные складушки,
то есть своего рода распевки, следует
применять для разогрева
«Песенка пони» относится к разряду артикуляционной гимнастики для развития мышц лицевой мускулатуры и ротовой полости. Задача этой распевки — научить ребенка щелкать языком, при этом щелканье должно быть различным и равномерно меняться. Первый щелчок произносится языком и растянутыми в улыбку губами, верхние и нижние зубы при этом открыты. На второй щелчок — зубы спрятаны за собранными и вытянутыми в трубочку губами.
2. «Песенка кота». Звук
«Рррр» является очень мощным
языковым вибрантом, который
3. «Песня крокодила». В ней используется звук, который не имеет фиксированной высоты. Он представляет собой шумовой, низкий, шуршащий-скрипучий-рокочущий звук (в немецкой терминологии — «штро-бас»). Необходимо представить себе обиженного крокодила: рот слегка приоткрыт, мышцы лица расслаблены, язык мягкий, плоский лежит на нижней губе, нижняя челюсть опущена. В момент звучания голосовые складки максимально расслаблены. Штро-бас очень полезен, потому что снимает голосовую усталость и его вибрации благотворно действуют на всю гортань в целом. После игры в крокодила голос становится намного чище и легче. Нужно обращать внимание на мелодику стиха, где нужно голосом выразить интонации обиды, досады и уныния, дать детям задание сыграть роль несчастного крокодила — включите мимику и спонтанные движения.
4. Музыкальная складушка
«Бегемот» способствует
5. В «Колыбельную»
играем тоненьким ласковым
6. «Ночная песня Филина»
направлена на тренировку
способствует развитию координации движений и развитию звуковысотного слуха.
7. «Песенка слоника». Игра в слоника построена на сонорном звуке «Н». Однако здесь целесообразнее использовать заднеязычный носовой сонант «н — носовое» (гнусавое), как во французском языке. Этот звук производит мощную вибрацию в полости носа и гайморовых пазухах. Представим, что вместо носа у нас длинный хобот и мы на звук «Н» машем им вправо и влево. Положите пальчики на нос, и вы услышите, как вас лечит «гнусавый голосок».
8. «Песенка про смех» является пульсирующим упражнением, при выполнении которого активно включаются в работу мускулатура нижней части туловища, что способствует активизации работы диафрагмы. С одной стороны происходит активный массаж внутренних органов, с другой – снимается нагрузка с сердечной мышцы. Начало песенки произносится от звука «соль» первой октавы, мишки гогочут на звуке «до», а мартышки верещат высоко на звуке «до» второй октавы. Звук «г» произносится с придыханием, как украинское «Г». Пусть дети во время исполнения почувствуют смешинку держась за животики, и не забывают об артикуляции открывая рот, как бегемот.
11. В песнях играх «Топ – топ, хлоп – хлоп», «Мы - веселые мартышки», «Большой олень» дети учатся соотносить свои движения со словами песни. (См. приложение )
Большое значение для формирования эстетических чувств детей, их духовного развития отводится подбору репертуара. Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появится напевность, он станет крепким и звонким.