Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:22, дипломная работа
Цель – на основе фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова разработать методические материалы в виде комплекса игр и упражнений для детей 3х возрастных групп (3-4, 4-5, 5-6лет) дошкольного возраста и дать методические рекомендации по их применению. Определить возможности применения метода В.В. Емельянова в различных педагогических ситуациях в вокально-хоровой работе младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
Введение……………..………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические и практические предпосылки применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы
1.1 Сущность фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой деятельности………………………………………………….….8
1.2 Психолого-педагогические условия применения метода в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы…………………………………………….17
Глава 2. Методическое обоснование применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы.
2.1 Организационно-методические условия применения В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки……………………………..
2.2 Методические рекомендации по использованию фонопедического метода В.В. Емельянова на уроках музыки в вокально-хоровой работе……………………………………………………..………………..33
Заключение
Список литературы……………………………………….41
Главным критерием значимости
любого произведения является его содержательная
сторона, доступная пониманию детей.
Сила эмоционального воздействия исполняемой
песни во многом зависит от того,
как педагог преподаст
Для развития музыкальности, общей культуры ребенка в репертуар включается разно жанровая вокальная музыка: русские народные песни в обработке, произведения русских и современных авторов, западных композиторов-классиков. Темпы усваиваемости репертуарных произведений зависят от индивидуальных особенностей детей. В прохождении нотного материала главным критерием результативности является качество исполнения - осознанное, художественно-эстетическое.
Таким образом, используемые
принципы, методы, приемы и формы
организации музыкальной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вокально-хоровое пение – искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Вокально-хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством музыкального развития и воспитания.
Вокально-хоровые занятия есть не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус, воспитывает любовь к музыкальному искусству, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.
Поставив целью работы разработку методических материалов в виде комплекса игр и упражнений для детей младшего школьного возраста с методическими рекомендациями по их применению, мы обратились к рассмотрению сущности фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова.
Раскрыв содержание и структуру ФМРГ, мы пришли к выводу, что основная задача метода – помочь человеку разработать свой голос так, чтобы он был подвижным, сильным, выносливым, звучным, гибким и отзывчивым на малейшие эмоциональные движения души. Воспитать, поставить голос означает развить и укрепить все голосовые данные человека (объём, силу и звучность голоса), отпущенные ему природой.
Проанализировав педагогические возможности ФМРГ в вокально-хоровом развитии детей младшего школьного возраста, мы делаем вывод, что использование в ФМРГ ведёт:
- к развитию голосового аппарата и голосовой функции ребёнка для подготовки к певческой ансамблевой и сольной деятельности;
- развитию показателей певческого голосообразования. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции;
- установлению координации управляемых мышечных систем, участвующих в голосообразовании. Тренировка голосообразующей системы;
- голос ребенка не эксплуатируется. Дети учатся петь не крикливо, а естественным звуком.
- к расширению диапазона, к увеличению силы звучания голоса у каждого ребенка, к усилению насыщенности звука, к чистоте и ровности звучания, к полетности, к певучести звука, к свободе, раскрепощенности певческого звучания и певческого процесса в целом.
В качестве основных педагогических условий применения фонопедического метода в вокально-хоровой работе с детьми младшего школьного возраста нами выделены: возрастные особенности детей данного возраста; учет индивидуальных музыкальных способностей и задатков детей, общие тенденции их развития; взаимодействие ФМРГ с традиционными методами вокально-хоровой педагогики – наблюдения, многократного повтора, и объяснительно-иллюстративным методом (рассказ, беседа, объяснение).
Опыт практической вокально-хоровой работы, проведенной на базе муниципального образовательного учреждения «Сигма» показал, что используемые принципы, методы, приемы и формы организации музыкальной деятельности детей взаимодополняют друг друга, обогащая процесс эстетического воспитания, создают максимально благоприятные условия для развития музыкальных способностей детей, эстетического вкуса, потребности в музыке. На основе положительного опыта нами были предложены методические материалы в виде комплекса игр, заданий и упражнений и даны к ним методические рекомендации.
Подтвердилась гипотеза
о необходимости
Развитый, красивый голос,
на приобретение которого направлен
ФМРГ, позволит ребенку получать удовольствие
от собственной музыкальной
Таким образом, перечисленное выше дает нам право предположить, что выдвинутая в данной работе гипотеза вполне подтвердилась, цель достигнута, и разработанные нами методические материалы и рекомендации могут быть успешно использованы на уроках музыки в вокально-хоровой работе с детьми младшего школьного возраста.
Список литературы
5. Багадуров, В. Вокальное воспитание детей / В. Багадуров. – М. : Музыка, 1952. – 92 с.
15. Емельянов, В.В. Проблемы формирования и применение вокально-педагогической терминологии / В.В. Емельянов // Сб.: Перспективы развития музыкального образования. – М.: Музыка, 1884. – 156с.
16. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж / В.В. Емельянов . – СПб.: Лань, 1997. – 192 с.
17. Емельянов, В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Методические рекомендации для учителей музыки. – Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1991. – 41с.
18. Емельянов, В.В. Модель взаимодействия движений и ощущений при выработке показателей певческого голосообразования / В.В. Емельянов // Сб. Моделирование и оптиматизация информационных процессов в развитом социалистическом обществе. – Н.: Музыка, 1985. - ?с.
19. Загвязинский, В.И. Атаханов, Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязенский, Р. Атаханов. – М.: Музыка, 2001. - ?с.
20. Комисарова, Л.Н., Костина, Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании младших школьников. М.: 1996.
21. Малинина, Е.М. Вокальное воспитание детей. – Л.: 1967.
22.Менабени, А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми / О.А. Апраксина. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13.М.: 1978.
26. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студ. высш. учеб. Заведений / В.С.Мухина. – М.: Академия, 2007. – 640с.
28. Огороднов, Д.Е. Памятка педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и самим собой / Д.Е.Огороднов. - С.: Сова, 1981. – 178с.
37. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению: учеб. пособие для вузов / Г.П. Стулова. – М.: Прометей, 1992. – 165с.
38.Сластенин, В.И., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е.И. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учебных заведений. 3-е изд. М.: Школа - Пресс, 2000. – 512с.
39. Тарасов, Г.В. Музыкальная психология/Г.С. Тарасов// Кн: Спутник учителя музыки/Сост. Т.В. Челышева. – М.: Просвещение, 1993. – с.26-62.
40.Тевлина, В.К. Вокально-хоровая работа/В.К. Тевлина // Музыкальное воспитание в школе. – 1992. - №15. М.: Музыка, 1982.
43. Шацкая, В.Н. Детский голос / В.Н. Шацкая // Экспериментальные исследования. – М. : Педагогика, 1970.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Урок музыки в третьем классе.
Тема урока: «Музыкальные портреты героев песен В.Я. Шаинского в мультфильмах»
Методическая установка
Данный урок разработан в соответствии с темой четвёртой четверти третьего года обучения программы Д. Б. Кабалевского «Композитор. Исполнитель. Слушатель». Урок является интегрированным, познавательным. На данном уроке вводится новое обобщающее понятие «музыкальный портрет», осмысление которого происходит на базе уже имеющих знаний о средствах музыкальной выразительности. Учащиеся узнают о взаимодействии слова и музыки, которое по разному осуществляется в песнях В.Я. Шаинского, созданных для героев мультфильмов «Мама для мамонтёнка», «Чебурашка», «Антошка». Также они сравнивают и сопоставляют общее и различное в нарисованном портрете, портрете мультипликационном и портрете музыкальном. Важным итогом урока становится осмысление возможностей музыки в создании мультипликационных образов, а также то ценное, что несёт в себе песенное творчество предлагаемого композитора. Основным музыкальным материалом на уроке являются песни В.Я. Шаинского, которые несут очень яркие образы детского мира. Есть в них особая доброта и свет. Они передают своё радостное настроение всем без исключения как улыбка на лице у человека. Поэтому художественно-педагогической идеей урока является осмысление ценностного потенциала песен В.Я. Шаинского. Благодаря данной музыке учащиеся смогут ощутить, что такое добро. Поэтому идею урока можно выразить в словах: «поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся».