Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:22, дипломная работа
Цель – на основе фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова разработать методические материалы в виде комплекса игр и упражнений для детей 3х возрастных групп (3-4, 4-5, 5-6лет) дошкольного возраста и дать методические рекомендации по их применению. Определить возможности применения метода В.В. Емельянова в различных педагогических ситуациях в вокально-хоровой работе младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
Введение……………..………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические и практические предпосылки применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы
1.1 Сущность фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой деятельности………………………………………………….….8
1.2 Психолого-педагогические условия применения метода в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы…………………………………………….17
Глава 2. Методическое обоснование применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы.
2.1 Организационно-методические условия применения В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки……………………………..
2.2 Методические рекомендации по использованию фонопедического метода В.В. Емельянова на уроках музыки в вокально-хоровой работе……………………………………………………..………………..33
Заключение
Список литературы……………………………………….41
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Федеральное государственное
высшего профессионального образования
«Алтайская государственная академия культуры и искусств»
Музыкальный факультет
Кафедра музыкального образования
Применение фонопедического метода В. В. Емельянова
в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы
Выпускная квалификационная работа
по специальности 050601 «Музыкальное образование»
Баскакова Н.П.,
Работа защищена
«___»___________2009
Оценка _________
Председатель ГАК
д.п.н., профессор
_________(А.Н.Орлов)
Барнаул 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………..………………………………………
Глава 1. Теоретические и практические предпосылки применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы
Глава 2. Методическое обоснование применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы.
Заключение
Список литературы…………………………………
Приложение1…………………………………………………
Приложение 2………………………………………………………………
Приложение 3……………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Изучение педагогического опыта в развитии и становлении учителя музыки – важнейшее условие и средство успешного решения многих педагогических проблем. Педагогический опыт является объектом научного познания, служащим надёжным критерием истинности разрабатываемых наукой теоретических положений и источник, питающий педагогическую теорию новыми фактами и прогрессивными идеями. С одной стороны, им обозначают всё то, что охватывает живую, развивающую действительность обучения и воспитания, реальную практическую деятельность педагогов. С другой стороны, понятие педагогический опыт отражает знания о способах педагогической деятельности, о вариантах решения учебно-воспитательных задач в конкретных условиях. В виде знания опыт передаётся, осваивается, используется.
Передовой педагогический опыт – один из самых доступных практике источников новых идей, технологий, подходов. Поэтому педагогический поиск часто строится или находится под непосредственным влиянием конкретного передового опыта. Поскольку заимствование чужого опыта эффективно только при условии его творческого освоения, то на практике применение такого опыта превращается в его переработку, в процессе выработки на основе известного образца своего, авторского варианта.
Специфика условий обучения и профессиональной деятельности целого ряда работников голосовых профессий (дирижеры хора, учителя музыки, преподаватели сольфеджио и многие другие), существующее положение с вокально-хоровой работой во взрослых и детских хорах, анализ специальной литературы по этим вопросам показывают необходимость, возможность и правомерность применения на самых разных этапах работы над голосом нетрадиционных подходов и приемов. Одним из таких подходов является фонопедический.
В детской певческо-хоровой практике используется фонопедические упражнения В.В. Емельянова, которые имеют технологическую направленность и основаны на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач работы над голосом, эти упражнения подготовительные и вспомогательные по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, принимают участие в голосообразовании.
Процесс всестороннего воспитания учащихся средствами хорового искусства многогранен и сложен. В его основе лежит не только развитие слуха и голоса, но и решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка.
Хоровое пение – одно из могучих средств формирования личности учащихся, развития их творческих способностей, музыкального вкуса.
Новейшие научные исследования
в области музыкальной
Хоровое пение – наиболее
доступный вид музыкальной
Детскому пению всегда
уделялось достаточное
В педагогической литературе уже существуют работы, посвященные проблемам изучения передового педагогического опыта, в которых разработаны основные положения и признаки, определяющие значимость деятельности того или иного педагога прошлых лет (В. Скаткин, Ю. Бабанский, В. Краевский и др.).
В истории отечественного образования присутствует достаточное количество авторских педагогических концепций, которые имеют непреходящее значение для его развития. В качестве одной из педагогических систем в настоящее время признаётся фонетический метод В.В.Емельянова.
Однако нельзя утверждать, что музыкально-педагогическая наука и практика активно обращается к педагогическому наследию В.В.Емельянова. Передовые идеи выдающегося педагога остаются без должного внимания со стороны педагогов-музыкантов. Также недостаточно рассматривается метод В.В.Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в общеобразовательных школах.
Таким образом, возникает противоречие между огромным значением фонопедического метода в практике вокально-хоровой работы с учащимися начальной школы и отсутствием методических рекомендаций по его применению в вокально-хоровой работе в общеобразовательной школе.
Данное противоречие определило проблему применения фонопедического метода В.В.Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы.
Данная проблема обусловила актуальность выбора темы предлагаемой выпускной квалификационной работой: «Применение фонопедического метода В.В. Емельянова в начальных классах общеобразовательной школы».
Объект работы – вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы.
Предмет – фонопедический метод В.В. Емельянова на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы.
Цель – на основе фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова разработать методические материалы в виде комплекса игр и упражнений для детей 3х возрастных групп (3-4, 4-5, 5-6лет) дошкольного возраста и дать методические рекомендации по их применению.
определить возможности применения метода В.В. Емельянова в различных педагогических ситуациях в вокально-хоровой работе младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
Гипотеза – применение фонопедического метода В.В.Емельянова в вокально-хоровой работе в начальных классах будет эффективным, если учитывать:
- возможности метода в музыкальном развитии детей младшего школьного возраста;
- цели, задачи и организацию вокально-хоровой работы на уроках музыки в начальной школе;
- применение строго
выверенной системы
В соответствии с поставленной целью и гипотезой требуется решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность фонопедического метода В.В. Емельянова;
2) определить специфику
вокально-хоровой работы на
3) выявить педагогические
условия применения
4) провести опытно-
Методы, используемые в работе:
анализа и обобщения, отбора и систематизации материалов, сравнения и сопоставления данных, наблюдения, беседы.
Теоретической и методологической основой работы явились:
Психолого-педагогические труды В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина, И.Я.Лернера, А.В.Петровского, теория деятельности Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, труды по теории и методике музыкального образования в школе О.А.Апраксина, М.С.Осеннева, Л.А.Безбородова.
Базой исследования явилось муниципальное образовательное учреждение «МОУ Лицей «Сигма».
Структура работы содержит в себе введение, две главы, заключения, список литературы и приложение.
Во введении раскрывается актуальность темы исследовательской работы. Определяется сущность методологического аппарата – проблема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи.
В первой главе рассматривается сущность фонопедического метода, характеристика вокально-хоровой работы на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы.
Во второй главе выявляются особенности применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы, анализ опытно-экспериментальной работы и методические рекомендации.
Заключение содержит основные выводы.
Список литературы содержит 51 наименований.
Приложение содержит разработки уроков, которые были составлены нами в соответствии с применением фонопедического метода на уроках музыки в начальных классах.
Глава 1. Теоретические и практические предпосылки применения метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроке музыки в начальных классах общеобразовательной школы.