Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:22, дипломная работа
Цель – на основе фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова разработать методические материалы в виде комплекса игр и упражнений для детей 3х возрастных групп (3-4, 4-5, 5-6лет) дошкольного возраста и дать методические рекомендации по их применению. Определить возможности применения метода В.В. Емельянова в различных педагогических ситуациях в вокально-хоровой работе младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
Введение……………..………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические и практические предпосылки применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы
1.1 Сущность фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой деятельности………………………………………………….….8
1.2 Психолого-педагогические условия применения метода в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы…………………………………………….17
Глава 2. Методическое обоснование применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы.
2.1 Организационно-методические условия применения В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки……………………………..
2.2 Методические рекомендации по использованию фонопедического метода В.В. Емельянова на уроках музыки в вокально-хоровой работе……………………………………………………..………………..33
Заключение
Список литературы……………………………………….41
Важным на уроке является активная музыкальная деятельность. Большое внимание на уроке отводится вокально-хоровой работе, в контекст которой вводится фонопедический метод В.В. Емельянова.
Учащиеся продолжают
развивать творческие умения в поиске
необходимой для заданного
Цель урока: Определить особенности музыкальных «портретов» героев песен В.Я. Шаинского в мультфильмах.
Задачи урока:
Воспитательная: Воспитание интереса к слушанию музыки. Формирование эмоциональной отзывчивости к музыкальному искусству.
Образовательная: Закрепление знаний о композиторе, о выразительных возможностях музыкального искусства.
Обучающая: Развитие музыкальной памяти, ритма, слуха, умение определить характер музыки, развитие творческих способностей.
План урока:
Методы работы на уроке:
Словесный (объяснение, беседа, анализ, сравнение, рассказ), наглядный, музыкально – иллюстративный, метод размышления о музыке, метод музыкального обобщения, эмоционально – смысловой, фонетический метод В.В. Емельянова.
Методическое обоснование плана урока
Урок начинается с организационного момента – приветствия, в ходе которого благодаря доброжелательному и приподнятому тону, учителя создается положительная эмоциональная атмосфера в классе. Организационный момент настраивает учителя и учащихся на совместную работу.
В вокально-хоровой работе используется метод В.В.Емельянова.
Урок проектировался с учетом тех знаний и умений, которые детям уже знакомы: слушание музыки, творческие задания в которых учащиеся могут самостоятельно использовать свои знания и умения, вокально-хоровая работа, в которой ярко выражается эмоциональный настрой.
Поскольку урок связан с песенным творчеством Владимира Шаинского, все используемые виды работы связаны с этой темой: вокально-хоровая работа (песня «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот»), рассказ о жизни и творчестве Владимира Яковлевича Шаинского, слушание музыки («Песенка Мамонтенка» и «Антошка»),
Игра «Озвучь мультфильм» активизирует внимание учащихся в конце урока, закрепляя изучаемый тематический материал. В заключении урока проводится обобщение по новой теме, что способствует усвоению и закреплению новых знаний.
ХОД УРОКА
У: Здравствуйте ребята (музыкальное приветствие-распевка)
(ответы детей)
У: Обратите внимание на слова, которые написаны на доске: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется». Это слова из одной очень хорошей детской песенки. Как вы понимаете эти слова?
Д: (ответы детей)
У: Да. Улыбка на лице у человека – это символ хорошего настроения, доброго расположения к окружающим. Человек весел, он хорошо относится к людям. И когда тебе улыбается кто-то, на душе тоже становится хорошо и весело. Давайте в начале нашего урока улыбнемся и передадим друг другу хорошее настроение. Ребята вы узнали песенку, в которой есть эти слова?
Д: (ответы детей)
У: Да, это песня называется «Улыбка». Мы сейчас её вспомним, но для того чтобы хорошо спеть песню нам нужно разогреть наши голоса, распеться. Сядьте прямо, спинки выпрямите, немного улыбнитесь ласково и нежно. (Разогревающие упражнения из системы Емельянова)
У: Мы с вами учили один куплет и припев песни «Улыбка» на предыдущем уроке. Давайте их исполним. (исполнение)
У: Слова к этой песне написал поэт Михаил Пляцковский, а кто помнит композитора, который сочинил музыку?
Д: (ответы детей)
У: Правильно. Музыку на эти слова сочинил композитор Владимир Яковлевич Шаинский.
(Показ портрета и таблички с надписью фамилии)
Песни Владимир Яковлевича Шаинского на протяжении уже многих лет поют и взрослые и дети и неслучайно. Есть в них особая доброта и свет. Они передают своё радостное настроение всем без исключения как улыбка на лице у человека. Их популярность огромна. Словно в каждую из своих песен композитор вложил особенное волшебство или чародейство. Их яркие звонкие мелодии легко запоминаются. Ребята, а как вы думаете, а легко ли писать такие песни? Каким нужно быть человеком?
Д: (ответы детей)
У: Для того, чтобы написать такие песни, надо быть и самому в душе немного ребенком, не утратить с годами ребячьей восторженности и удивления перед миром. Как говорят люди, знавшие его, именно этой детскостью отличается характер самого Владимира Яковлевича. Его можно встретить в городе на велосипеде, мчащимся со своим сыном на прогулку в парк. В его квартире, в столовой, где обычно принимают гостей, в потолок вделаны железные балки и на них держатся гимнастические кольца. Устав сидеть за роялем, композитор делает разминку и упражняется на кольцах с лихостью заправского гимнаста. В воскресный летний денек он выкраивает время, чтобы съездить куда-нибудь на ближайший водоем и заняться подводной охотой. Улов, конечно, небольшой, но шуму и разговоров при этом бывает немало. Ну, а уж за роялем, он становится буквально одержимым. Он может работать много часов подряд, забыв обо всем. Он то так, то эдак поворачивает музыкальную фразу, пробует все новые и новые варианты, настойчиво ищет естественный переход от запева к припеву, старается, чтобы песню было удобно петь ребятам, и, как школьник, решивший трудную задачку, торжествует, когда песня, наконец, получается. И неслучайно, что Владимир Яковлевич много песен написал к мультипликационным фильмам, таким как «Антошка», «Мама для мамонтёнка», «Чунга-чанга», «Крошка Енот», «Чебурашка» и другим…А вы смотрели какие-нибудь из перечисленных мультфильмов?
Д: (ответы детей)
У: Кто смотрел - молодцы, а кто нет, не расстраивайтесь, потому что на сегодняшнем уроке я расскажу вам о песнях В.Я. Шаинского, которые композитор написал для героев мультфильмов и мы с вами рассмотрим, как же композитор создаёт их музыкальный портреты. А для начала я хочу спросить у вас, что такое портрет?
Д: (ответы детей)
У: Правильно. Портрет – это изображение внешности, или его описание. Посмотрите на рисованный портрет героя мультфильма. Что вы можете сказать об этом герое?
(Показ иллюстрации Мамонтенка из мультфильма
«Мама для мамонтёнка»).
Д: (ответы детей)
У: Да на этом портрете мамонтёнок выглядит маленьким. Его жаль, у него печальные глаза. Он потерял маму.
У: А сейчас мы посмотрим с вами фрагмент из мультфильма с этим героем.
У: Что-то изменилось в портере этого героя?
Д: (ответы детей)
У: Да, он стал двигаться. Он ожил благодаря мультипликации. Сейчас интереснее стал портрет, на него интересно смотреть?
Д: (ответы детей)
У: Такое ощущение, что чего-то не хватает. Правильно, не хватает звука. Сейчас мы посмотрим ещё раз этот фрагмент, но уже со звуком и вы мне скажите, что изменилось в образе, в портрете нашего героя?
(Идёт фрагмент
из мультфильма с песней
Д: (ответы детей)
У: Конечно, благодаря песни, которую мы слышим, мы понимаем, что чувствует наш герой. Его портрет в мультфильме стал более полным и цельным. И мы зрители тоже волнуемся за судьбу этого героя. Музыка помогает зрителям почувствовать тревоги и печали главного героя мультфильма – мамонтёнка. И мы знаем, что, несмотря на невзгоды, преграды и неприятности, которые могут встретиться на его пути, он найдёт свою маму обязательно. Он смелый и отчаянный. Он верит в успех. И помогает нам это понять песня Мамонтёнка. А Мамонтёнок добрый или злой персонаж?
Д: (ответы детей)
У: Конечно, добрый. А песня его радостная или тревожная и взволнованная?
Д: (ответы детей)
У: Песня радостная, хотя есть в ней интонации печали и даже отчаяния. Ребята, а что самое важное в песне?
Д: (ответы детей)
У: Правильно, самое важное средство выразительности в песне это мелодия. Скажите мне, какая мелодия у этой песни плавная или скачкообразная, нисходящая или восходящая, спокойная или настойчивая?
Д: (ответы детей)
У: Молодцы, мелодия настойчивая в куплете (наигрывает). Эти интонации на одном звуке в мелодии и движение вверх как бы выражают решительность и смелость героя мультфильма, а в припеве песни мелодия и восходящая и нисходящая (наигрывает) Мамонтёнок ведь плывёт по морю, поэтому в мелодии как будто передаётся движение волны, то вверх, то вниз. А она радостная или печальная?
Д: (ответы детей)
У: Правильно. Тоже нельзя сказать, одним словом. Она разная. И это зависит от того, что переживает главный герой, какие чувства. Мамонтёнок не хочет верить в то, что дети могут быть потеряны, поэтому, когда в припеве песни на словах «так не бывает на свете» – мелодия звучит уверенно, а в словах «чтоб были потеряны дети» – интонации печали (наиграть). Звуки мелодии этой песни очень точно передают смысл слов, которые поёт мамонтёнок. Ребята, а мы слышим по мелодии этой песни, что мамонтёнок очень волнуется?
Д: (ответы детей)
У: Да. И помогает нам это услышать ещё подвижный темп и динамика. Какая динамика в этой песне?
Д: (ответы детей)
У: Да. Динамика негромкая и постоянно меняется. Мамонтёнок поёт о своих переживаниях. И это понять нам помогла музыка, потому что она передаёт внутренний мир переживаний и чувств. Ребята, а мы можем назвать эту песню выражением чувств главного героя этого мультфильма – мамонтёнка?
Д: (ответы детей)
У: Конечно, можем. Эта песня раскрывает мысли и чувства главного героя, она его музыкальный портрет. Сейчас мы с вами закрепили многие выразительные средства музыки, которые помогают создать музыкальный портрет. Ребята, а как вы думаете, чем музыкальный портрет отличается от нарисованного?
Д: (ответы детей)
У: Правильно. Музыкальный портрет создаётся звуками и раскрывает перед нами то, что невозможно увидеть на картинке, то есть внутренние переживания героя. Мы многое узнаём и о его характере.
(вывешиваются слова: чувства, переживания, характер)
Какой характер у Мамонтёнка?
Д: (ответы детей)
У: Характер решительный,
настойчивый, смелый и целеустремлённый.
И музыка его песни в целом
очень светлая и
У: А сейчас я наиграю вам мелодию из другой песни В.Я. Шаинского. Эта мелодия – музыкальный портрет ещё одного героя мультфильма. Скажите, какой у него характер.
(на фортепиано сыграть куплет и припев из песни «Чебурашка»)
Д: (ответы детей)
У: Характер в музыке разный. Сначала мелодия какая?
Д: (ответы детей)
У: Сначала мелодия грустная в куплете, а в припеве весёлая. Ребята, а какое средство музыкальной выразительности (смотрите на Цветик - семицветик и выбирайте) помогает выразить то грустный, то весёлый характер мелодии?
Д: (ответы детей)
У: Да, это лад. Сначала лад минорный в куплете, а в припеве мажорный.
У: Сейчас мы посмотрим с вами фрагмент из мультфильма, где главный герой этой песни исполняет её со словами, а вы мне скажите, почему менялся характер у мелодии, то грустный, то весёлый.
(фрагмент из мультфильма)
Д: (ответы детей)
У: Правильно. Жизнь-то у главного героя была разная. Сначала он был игрушкой в магазине. Ему было грустно и одиноко, к нему «..никто не подходил» и поэтому музыка звучала в миноре, она была печальной. А потом все стали его уважать, у него появилось много друзей. Изменилась и мелодия песни. А кто помог измениться Чебурашке?