Применение фонопедического метода В. В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной шк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:22, дипломная работа

Описание работы

Цель – на основе фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова разработать методические материалы в виде комплекса игр и упражнений для детей 3х возрастных групп (3-4, 4-5, 5-6лет) дошкольного возраста и дать методические рекомендации по их применению. Определить возможности применения метода В.В. Емельянова в различных педагогических ситуациях в вокально-хоровой работе младших школьников в условиях общеобразовательной школы.

Содержание работы

Введение……………..………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические и практические предпосылки применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы
1.1 Сущность фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой деятельности………………………………………………….….8
1.2 Психолого-педагогические условия применения метода в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы…………………………………………….17
Глава 2. Методическое обоснование применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы.
2.1 Организационно-методические условия применения В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки……………………………..
2.2 Методические рекомендации по использованию фонопедического метода В.В. Емельянова на уроках музыки в вокально-хоровой работе……………………………………………………..………………..33
Заключение
Список литературы……………………………………….41

Файлы: 1 файл

Весь диплом.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

Лучшие качества голоса проявляются на средних звуках общего диапазона. Именно эти звуки с тесситурной стороны наиболее удобны поющему. Если же в изучаемых произведениях часто используется, и при этом в кульминационных моментах, нижние звуки диапазона, или же, наоборот, верхние звуки, то такая тесситура будет неудобной.

Научными данными установлено, что только при умеренном звучании наиболее проявляется тембр голоса. Именно в 7 – 10 лет и происходит становление  характерных качеств певческого голоса. Поэтому вопросы тембрового воспитания должны постоянно привлекать внимание педагога.

У детей младшего школьного  возраста тембр еще неровен, особенно при пении гласных. Следовательно, первая обязанность преподавателя  – добиваться, как можно более  ровного звучания гласных на всех участках диапазона.

Существенное значение в процессе воспитания тембра принадлежит  атаке звука – твердой и  мягкой. Умелое использование в вокальной  работе мягкой и твердой атак окажет самое благотворное влияние на тембр  и поможет избавиться от неприятных явлений в голосе, как зажатость, носовой призвук и т.д.

Нельзя забывать и  об охране детского голоса, который  тесно связан с постоянной изменчивостью, ростом детского организма. При работе с детьми всегда следует учитывать  их способность выдерживать физические нагрузки.

Пение – процесс физиологический, во время которого происходят большие  затраты энергии, связанные с  дыханием, работой в удобных и  неудобных тесситурах, удержанием вокальной  позиции и , наконец с умением  выдерживать длительные занятия  и концертные выступления.

Возможность формирования навыков смешанного голосообразования  у детей младшего школьного возраста нашла свое практическое подтверждение  в опытах педагогов вокалистов В.А.Багадурова, А.В.Яковлева, Г.П.Стуловой, Г.А.Струве. 

Период с 7 до 12 лет является ответственным в вокальном воспитании. В это время у ребенка, в связи с интенсивным развитием речи, формируется голосовая мышца. При всем различии речевая и певческая функции тесно связаны между собой. Поскольку речь у детей значительно обгоняет развитие вокальных навыков, в певческом воспитании надо опираться на речевой опыт ребенка. Для этого нужно найти общие моменты для речевой и вокальной функции.

Одной из точек соприкосновения  оказывается высота тона, на которой  говорят дети свободнее всего. Именно на этой высоте легче формируется певческий тон. Но певческим и наилучшим по тембру этот тон получается тогда, когда ученик, используя наряду с фальцетным и грудной механизм, сумеет и акустически правильно его оформить – в высокой позиции. Нахождение высокой позиции звучания на низком певческом тоне осуществимо в том случае, если ребенку предоставляется возможность петь непринужденно, легко, без напряжения.

 

 

 

 

 

Глава 2. Методическое обоснование применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы

 

2.1. Организационно-методические условия применения метода В.В. Емельянова в формировании вокально-хоровых навыков учащихся начальной школы.

 

При развитии вокально-хоровых навыков возникает большое количество задач. Работа над навыками, безусловно, необходима и является предметом специальной целенаправленной деятельности учителя – дирижера и учащихся. Однако она с самого начала должна носить ярко выраженную образную направленность. При работе над навыком с самого начала должна быть сформулирована художественная задача, решение которой определяет ход и течение всей технической работы над навыком.

В своей работе мы рассмотрим влияние фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова на формирование навыков дыхания, артикуляции и интонации.

В.В. Емельянов разработал комплексы на разные задачи вокально-хоровой  работы. Рассмотрим каждый комплекс.

Дыхание. Важная роль в пении принадлежит дыханию. Навыки правильного певческого дыхания следует развивать у детей, не акцентируя внимания на физиологической стороне. Лучшая школа для развития певческого дыхания – сама музыка, пение. Перед учащимися ставят задачу спеть на одном дыхании короткие фразы.

В процессе певческой  практики школьники осознают, что правильное дыхание имеет исключительное значение для выразительного пения, так как способствует формированию красивого звука.

Выработка правильного  дыхания связана с применением  того или иного вида атаки звука, определяющей характер работы голосовых связок. При ограниченных голосовых возможностях детей важна мягкая атака, которая способствует образованию спокойного, мягкого звука и устраняет напряженное, громкое звучание. Для исправления этого недостатка используется даже придыхательная атака, применение которой должно быть осторожным, так как неполное смыкание связок и интенсивный выдох ведут к неточной интонации. Твердая атака активизирует процесс голосообразования у детей, склонных к инертности. Обеспечивая активную работу голосового аппарата, она помогает точности интонирования.

Л.В. Школяр пишет: «специальное внимание необходимо уделять формированию дыхания, так как умение или неумение пользоваться дыханием отражается на качестве звука, интонации и других важнейших моментах хорового звучания. С умением длительно сохранять его при пении связан вопрос с так называемой опоре звука – умении петь на экономном расходовании дыхания при активном смыкании голосовых связок. От степени владения дыханием во многом зависит овладение большим разнообразием динамики. Увеличивающееся разнообразие темпов, динамики и характера звуковедения как выразительных средств передачи содержания требует разнообразного владения различными приемами дыхания. В целом работа над овладением навыками дыхания должна строиться на принципах естественности дыхания каждого поющего и устранения явных недостатков дыхания».

В.В. Емельянов пишет: «школа пения есть школа выдыхания». Первый комплекс он называет Активизация и регуляция фонационного выдоха.

Цель:  

- координация работы выдыхательной мускулатуры с работой голосового аппарата;

- повышение интенсивности  звучания медиума и головного  регистра детских голосов;

-  осознание сопутствующих  вокально-телесных ощущений, именуемых  опорой;

- создание и поддержание  условий регуляции фонационного выдоха преимущественно автоматически регулируемой мускулатурой.

Средством активизации  фонационного выдоха служит широко используемое в обыденной жизни движения выдувания  через сомкнутые в трубочку губы, как при задувании свечи, дутье  на горячую жидкость, губном свисте. Условия для автоматической регуляции фонационного выдоха создаются временным отключением регуляции мускулатуры грудной клетки и брюшного пресса. Использование реакции грудной клетки и брюшной мускулатуры на работу автоматических выдыхателей в качестве осознаваемых сигналов обратной связи для управления голосообразованием является тем, что в вокальной педагогике называется чувством опоры.

Значительное место  в системе хорового обучения школьников занимают вокально-хоровые упражнения.

 

Упражнение  №1. Ощутите на ладонях выдох из открытого рта так, как это делают на морозе, стараясь согреть дыханием руки. Выдох должен быть бесшумным, но достаточно интенсивным и равномерным.

Упражнение №2. Перевести бесшумный равномерный выдох в шипение горлом, не прерывая потока дыхания. Осознать, таким образом, механизм торможения выдоха сближением голосовых складок.

Упражнение№3. Исходное положение: максимально открытый круговым движением (вперед – вниз) рот, оттопыренные губы, форма рта – прямоугольник.

 Четыре коротких  шипящих звука в форме гласного  «А» (произнесение гласного «А»  шепотом) без движений артикуляционной  мускулатуры в паузах и с  бесшумным вдохом.

Упражнение  №4. «От шепота до крика». Скажите «раз, два» шепотом, «три, четыре» тихим голосом, «пять, шесть» средним голосом, №семь, восемь» громко, «девять» очень громко, «десять» крикните.

Следующий комплекс на развитие формирования навыка точного интонирования. Интонирование связано с развитием музыкального слуха детей, а так же координации между слухом и голосом. Умение интонировать формируется в работе над хоровым строем. Одной из основных задач школьного хорового пения является поощрение, стимулирование пения без сопровождения, которое обостряет внимание к хоровой интонации. Сохранение точной интонации при пении с сопровождением для хора, точно интонирующего без сопровождения, трудностей не представляет. Но в противоположном случае (при переключении пения с сопровождением на пение без сопровождения) возникают трудности. Поскольку достижение строя невозможно без опоры на ладовое чувство, большое внимание уделяется освоению школьниками ладовых закономерностей. Для этого можно, например, вводить пение небольших каденций с ясным ладовым окончанием.

Интонационно  – фонопедические упражнения.

Упражнение  №1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед – вниз, верхняя и нижняя губа оттопырены так, чтобы были видны десны, при этом углы рта не должны напрягаться. В этом положении производиться бесшумный вдох ртом. Само упражнение состоит в сильном и активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: «Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж». Каждый звук произносится четыре раза. Перед и после каждого звука фиксируется положение рта и делается бесшумный вдох.

Особенности произношения: звуки «П» и «Б» произносятся вытянутыми в трубочку губами так, как  если бы надо было произнести слоги  «ПУХ» и «БУХ». Звуки «К» и  «Г» произносятся только за счет движений языка без закрывания рта, без движения челюсти, т. е. с сохранением исходного положения. Звуки «Т» и «Д» произносятся с прикусыванием кончика языка. При произнесении звуков «В» и «Ж» необходимо обратить внимание на прекращение звука вдохом, что при размыкании голосовых складок и артикуляторных органов не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха. Прекращение произнесения согласного при помощи вдоха надо тренировать на глухих продленных согласных «Ф», «С», «Ш».

Упражнение  №2. исходное положение: рот открыт движением челюсти вперед – вниз, губы расслаблены. В таком положении произнесите гласные тихим низким голосом.  Глаза широко раскрыты, брови подняты, общее выражение лица – испуганное. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательности гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдофразы.

Последовательность гласных: «У,ОУ, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ».

Произносить гласные  нужно без видимых движений губ  и челюсти.

 

Упражнение  №3. Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении.

Основным элементом  упражнения является скользящая восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного - в грудной  с характерным «переломом» голоса, т. е. «регистровый порог». В эмоциональном отношении в упражнении присутствует удивленный вопрос – недоумение (восходящая интонация) и ответ возглас облегчения (нисходящая интонация).

Для детей упражнение так и называется «Вопросы ответы».

 

Упражнение  №4. Исходное положение такое же, как в упражнении №2. Упражнение является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного регистра в фальцетный и обратно с произношением согласных. Упражнения записаны в форме матрицы и могут читаться в любом направлении. Педагог на каждом занятии может выбрать какой – либо вариант прочтения какой – либо строчки, что создает видимость разнообразия и включает в тренаж разные согласные.

 

Следующий комплекс, который  мы считаем целесообразно применять в вокально-хоровой работе на уроках музыки – артикуляция.

В воспитании навыков  красивого и выразительного пения  особая роль принадлежит артикуляции  и дикции. Основа пения – гласные  звуки. На них воспитываются все  вокальные качества голоса. От правильного образования гласных зависит красота тембра. У детей младшего школьного возраста тембр неровный. В основном это происходит из-за «пестрых» гласных. Чтобы они звучали ровно, дети должны постоянно стремиться сохранять высокое звучание (позицию) на всех звуках певческого диапазона.

Немаловажное значение в произношении гласных имеет  положение рта и губ.

Если гласные являются основой пения и их необходимо тянуть, то согласные произносятся легко, четко, ясно и энергично. При  их исполнении следует обратить внимание на необходимость утрированного произношения некоторых согласных, и в первую очередь «Р». Развивая правильную дикцию, надо приучить детей ясно произносить согласные в конце слов. (9).

Так же формирование навыка артикуляции предполагает становление тембрального родства гласных, главным условием чего является стремление сохранить устойчивое положение гортани при пении различных гласных.

Правильному формированию певческого звука способствует также  манера произнесения слов – дикция. При этом произношение в пении строится на общих правилах орфоэпии.

Одной из специфических  особенностей певческой дикции является «перенесение» последнего согласного звука в слоге к началу следующего за ним, что в итоге способствует протяженности гласного звука в  слоге. При этом роль согласных нисколько не должна преуменьшаться, так как в противном случае небрежность произношения затруднит восприятие слушателя.

В.В. Емельянов в своей  работе «Развитие голоса. Координация  и тренаж» предлагает следующие  упражнения.

Цель: активизация голосового и артикуляционного аппарата в речевом режиме, осознание грудных вибрационных ощущений и выработка навыка произвольного управления лицевой мускулатурой.

 

Артикуляционная гимнастика.

Упражнение  №1. Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Повторить четыре раза.

 

Упражнение  №2. Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как бы жуя его. Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.

 

Упражнение  №3. Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть насквозь.

Информация о работе Применение фонопедического метода В. В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной шк