Применение фонопедического метода В. В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной шк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:22, дипломная работа

Описание работы

Цель – на основе фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова разработать методические материалы в виде комплекса игр и упражнений для детей 3х возрастных групп (3-4, 4-5, 5-6лет) дошкольного возраста и дать методические рекомендации по их применению. Определить возможности применения метода В.В. Емельянова в различных педагогических ситуациях в вокально-хоровой работе младших школьников в условиях общеобразовательной школы.

Содержание работы

Введение……………..………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические и практические предпосылки применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы
1.1 Сущность фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой деятельности………………………………………………….….8
1.2 Психолого-педагогические условия применения метода в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы…………………………………………….17
Глава 2. Методическое обоснование применения фонопедического метода В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы.
2.1 Организационно-методические условия применения В.В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки……………………………..
2.2 Методические рекомендации по использованию фонопедического метода В.В. Емельянова на уроках музыки в вокально-хоровой работе……………………………………………………..………………..33
Заключение
Список литературы……………………………………….41

Файлы: 1 файл

Весь диплом.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

Д: (ответы детей)

У: Да, помог Гена-крокодил. Это его лучший друг. Чебурашка  был одинок, ему было грустно, но появился друг, и всё изменилось. В этой песне рассказывается о том, что было, и о том, что стало. И если на картинке мы видим то, что есть сейчас, то музыкальный портрет, так же как и мультипликационный может раскрыть то, что было с героем, он может показать изменения героя во времени. В этом его особенность.

(Вывешиваются  слова  «изменения во времени»)

У: А сейчас я сыграю ещё одну мелодию, возможно, вы сразу догадаетесь, кому она принадлежит.

(на фортепиано  сыграть  припев из песни  «Антошка»)

У: Правильно. Этот музыкальный портрет создаёт образ очень весёлого, шального персонажа. Это – Антошка. Какая мелодия по характеру сейчас звучала?

Д: (ответы детей)

У: Да. Мелодия задорная, игривая. Ребята, а Антошка добрый или злой персонаж?

Д: (ответы детей)

У: Несмотря на то, что Антошка ленивый и прожорливый, он не воспринимается как злой персонаж. Скорее авторы образа этого героя – художник и композитор посмеиваются над его недостатками, но по-доброму.

(вывешивается  картинка с Антошкой)

Посмотрите, какой он забавный на картинке: рыжий, взлохмаченный, с большими добрыми глазами. И мелодия у этой песенки очень простая, хорошо запоминающаяся. Как вы думаете, а как нужно исполнить эту песню?

Д: (ответы детей)

У: Конечно, радостно, задорно, на улыбке. Давайте вспомним эту песенку со словами и споём 1 куплет.

        (исполнение песни)

(Работа над песней по методу В.В. Емельянова)

У: А теперь давайте сомкнём губки и пропоём всю мелодию на вибрации губ.

(исполнение)

У: А теперь сложим наши губки трубочкой, вытянем их вперед и пропоём всю мелодию на звук «уууууууу»

(исполнение)

У: А сколько героев у этой песни?

Д: (ответы детей)

У: Да. Два героя. Один – Антошка. А второй – это ребята, которые просят его им помочь. Скажите, а исполнять партию этих героев нужно одинаковым голосом?

Д: (ответы детей)

У: Конечно, разными. В голосе должна быть разная интонация. В песне особое значение имеет интонация. Интонация одних героев должна напоминать ласковую просьбу, а у других быть весёлой, но не наглой и не кричащей. Давайте разделимся на две группы, на две роли, и каждая группа попробует проговорить слова с подходящей для образа героев этой песни интонацией.

(работа над  интонацией)

У: А в этой песне создаётся музыкальный портрет сразу двух героев: ребят и Антошки. А что в музыке помогло нам с вами создать музыкальный портрет этих героев?

Д: (ответы детей)

У: Молодцы ребята, разная интонация. (вывешивается слово интонация)

У: А сейчас я предлагаю игру «Озвучь мультфильм». Сейчас я приглашаю смельчаков: две команды, каждая из которых покажет свой вариант озвучки мультфильма. Для этого нужно успеть исполнить выученные нами фразы в течении того времени, в котором поётся эта песня в мультфильме. В музыке также как и в мультфильме есть начало и конец. Поэтому нужно быть очень внимательными, чтобы вовремя вступить, не отстать от героя мультфильма и вовремя закончить. А мы все послушаем, у какой команды более точно была передана необходимая интонация. Попробуем?

(ход игры и подведение итогов)

Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, музыкальные портреты каких героев песен Шаинского мы сегодня слушали, смотрели, исполняли, придумывали.

Д: (ответы детей)

У: А какие особенности  у музыкального портрета? (Обращает внимание на доску к словам: чувства, переживания, характер, изменение во времени, интонация),

Д: (ответы детей)

У: А что объединяет все музыкальные портреты героев песен В.Я. Шаинского, с которыми мы познакомились на уроке.

Д: (ответы детей)

У: Вопрос этот очень сложный  и молодцы те, кто на него ответил. Все эти песни объединяет доброта. Несмотря на разные ситуации жизни, в которых находились герои песен, на разные музыкальные портреты все они светятся добротой и особой радостью. Они передают своё настроение всем без исключения как улыбка на лице у человека. Поэтому эти песни популярны. Я хочу, чтобы вы ещё раз посмотрели на эти слова: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется», улыбнулись друг другу в конце урока и с прекрасным настроением пошли на перемену. До скорой встречи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ

 

ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС

Цель 1 комплекса – развитие показателей певческого голосообразования. Показатели, певческого голосообразования:

1. Целесообразность использования режимов работы гортани (регистров).

2. Активный фонационный выдох, активная фонационная функция трахеи.

3. Певческое вибрато  и управление им.

4. Специфическая певческая форма ротоглоточного рупора, специфическое певческое произношение.

 

1 комплекс состоит из 6 циклов  упражнений:

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Интонационно-фонетические упражнения.

3. Голосовые сигналы  доречевой коммуникации.

4. Фонопедические приемы  в нефальцетном режиме.

5. Фонопедические приемы  перехода из нефальцетного в  фальцетный режим (если есть  порог, то можно бросить).

6. Фонопедические приемы  в фальцетном режиме.

 

I ЦИКЛ. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ  ГИМНАСТИКА.

(применять со всеми  и всегда).

1. Покусайте кончик  языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что  активизировалась работа слюнных  желез. Полость рта увлажнилась.

2. "Шинковать" язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Также повторите эту процедуру 4-8 раз..

3. Пожуйте язык попеременно  на одной стороне рта, на  другой, на коренных зубах, сдавливая  язык. Это также еще больше  увлажнит рот.

4. Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию  рта. На щелчках выстраиваем  унисон (ФА, СОЛЬ 1-й октавы).

5. Попротыкайте языком  верхнюю губу, нижнюю губу, пеки»  Упражнение называется "иголочка". Повторите несколько раз.

6. Проведите языком  между деснами и губами. Упражнение называется

"щеточка", как бы  чистим языком зубы. 

7. Занимаемся губами. Покусываем нижнюю губу от  одного края до другого, потом верхнюю.

8. Выворачиваем нижнюю  губу, придавая лицу обиженное  выражение, поднимаем верхнюю  губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо..

9. Вытягиваем губы  трубочкой вперед, рисуем губами  круг, квадрат.

10. Без скольжения пальцев по коже продавливаем круговым движением пальцев все лицо. Морщины образуются на мышцах, а не только на коже, значит, нужно питать мышцы продавливающим массажем, питание кровообращением, а не только кремом.

11. Проводим небольшой  массаж лицевой мускулатуры, постукивая  кончиками пальцев по лицу, начиная  от корней волос и вниз. Постукивание должно быть достаточно интенсивным, чтобы было слышно и было больно. Только такой массаж эффективен. Лицо должно как бы загореться, вы должны почувствовать свое лицо. Исходим из того, что у вас мускулы лица по аналогии с руками и ногами затекшие, "обиженные", "отлежанные", мы не ощущаем эти мышцы и, естественно, плохо ими управляем.

12. Поставьте указательные пальцы под глазами на мышцы щек и ощутите что эти мышцы двигаются, как бы поднимите пальцы этими мышцами. Сделайте это несколько раз.

13. Поставьте пальцы на переносицу и ощутите под пальцами движение кожи, движение мышц, что переносица может работать, может сокращаться.

14. После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные суставы помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти "вперед-вниз", т.е. круговое движение. Сначала к горизонтальной плоскости – вперед, дальше – вертикальной – вниз.

15. Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти "вперед-вниз" с открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена "вперед-вниз" на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставленного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную позицию назовем условно "Злая кошка" ("ЗК").

16. Учимся делать двойной подбородок, при котором приподнимается грудная клетка и фиксируется гортань. Желательно сохранять это положение во время вокальной работы.

 

II ЦИКЛ. ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ

1. Первое задание.

Произнесение согласных таким  образом, чтобы перед каждой согласной  рот принимал то исходное по


Информация о работе Применение фонопедического метода В. В. Емельянова в вокально-хоровой работе на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной шк