Гендерное измерение религии в творчестве Ж. Батая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 06:46, дипломная работа

Описание работы

Как отмечает Д.Майерс, до сих пор в науках, изучающих половые различия, противоборствуют два направления: эволюционистское и культуралистское. Первое утверждает, что мужчины и женщины таковы, каковы они есть, поскольку естественный отбор в процессе эволюции подкреплял поведение, которое обеспечивало нашим предкам выживание и воспроизведение самих себя. Ряд социальных задач, таких как: поиск себе пары и регулирование отношений с партнером, едины для всех людей. Мужчины и женщины унаследовали определённые эмоциональные реакции и шаблоны поведения, которые позволяют им решить задачи, связанные с выживанием и продолжением рода. При этом мужчины и женщины более схожи, чем различны. Это неоднократно подтверждается на практике, например, мужчина – секретарь; женщина – автомеханик.

Содержание работы

Введение 6
1 Возникновение гендерологии и её развитие 13
1.1 Понятие «гендер». Основные этапы гендерных исследований 13
1.2 Вторая стадия развития гендерных исследований 18
1.3 Третья стадия и четвёртая стадии развития гендерных
исследований: объединения и размежеваний (конец 1980-х –
наше время) 23
1.4 Феминистская теология и гендерные стереотипы в христианстве 27
1.5 Гендерные стереотипы в традиционных религиях 31
2 Проблема гендерного измерения в философии Батая 38
2.1 Основные вехи жизни и творчества Батая 38
2.2 Классификация пола в религии. «Половой символизм» 43
2.3 Взаимодействие мужского и женского начал в творчестве Батая 48
2.4 Религиозный аспект в произведениях Батая 55
Заключение 61
Библиографический список 66

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 137.12 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ ВПО «АмГУ»)

 

 

Факультет социальных наук

Кафедра религиоведения

Специальность 031801.65 - Религиоведение

 

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Зав. кафедрой

_______________  А.П. Забияко

«_____»______________2012 г.


 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

на тему: Гендерное измерение религии в творчестве Ж. Батая

 

 

 

Исполнитель

студент группы 760                                         

 

 

                              М.А. Честнов

Руководитель

Профессор, д.ф.н.

 

А.П. Забияко

Нормоконтроль              

О.В. Пелевина


Рецензент                                                                               В.С. Матющенко 

 

 

 

 

 

 

 

Благовещенск 2012

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ФГБОУ ВПО «АмГУ»)

 

Факультет Социальных наук

Кафедра Религиоведения

Специальность 031801.65 - Религиоведение

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

 

___________________  А.П. Забияко

                                              

 «____________»______________________ 2012 г.


 

З А Д А Н  И Е

 

К выпускной квалификационной работе студента Честнова Матвея Алексеевича

 

1. Тема выпускной квалификационной работы: Гендерное измерение религии в творчестве Ж. Батая

                                                                                                                                            (утверждено приказом от  28.03.2012  № 510-уч)

2. Срок сдачи студентом  законченной работы  __________________________

 

3. Исходные данные к  выпускной квалификационной работе: теоретические положения, выдвинутые в работах А.В. Московского, О. Тимофеевой, А. Рясова, М.Р. Торбург, С.Л. Фокина, занимающихся проблемой гендера, а также Д.Р. Гриффин, Х. Смит, Х. Кюнг, П. Козловски, В. Декомб В. Бердсли и других, изучавших проблему гендера в религии в зарубежных исследованиях. Работы Д.А. Силичёва, Т.М. Горичёва и других российских исследователей, изучавших философию Ж. Батая.

 

4. Содержание выпускной квалификационной работы  (перечень подлежащих разработке  вопросов): проанализировать основные подходы к изучению гендера как феномена культуры; выявить философско-мировоззренческие основания феминизма; сравнить мужское и женское начала в произведениях Батая; охарактеризовать основные черты культурных стереотипов в отношении гендерных различий; специально исследовать отношение к религии в произведениях Ж. Батая; выявить философско-мировоззренческие взгляды философа в его творчестве.

 

5. Перечень материалов  приложения: (наличие чертежей, таблиц, графиков, схем, программных продуктов, иллюстративного материала и т.п.). Дипломная работа состоит из 68 страниц машинописного текста, 54 источников.

 

6. Дата выдачи задания 

 

Руководитель дипломной  работы: Забияко Андрей Павлович, профессор, доктор философских наук

 

Задание принял к исполнению (дата):  ________                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Дипломная работа содержит 68 с., 54 источника

 

ГЕНДЕР, ФЕМИНИЗМ, СЕКСИЗМ, АНДРОЛОГИЯ, ЭКОТЕОЛОГИЯ, ТРАНСГРЕССИЯ, СУВЕРЕННОСТЬ, САКРАЛИЗАЦИЯ, ИНТИМНОЕ, ХИДЖАБ, МАТРИАРХАТ, ПАТРИАРХАТ, АНТИСЕКСУАЛЬНЫЙ, ПРОСЕКСУАЛЬНЫЙ

 

Проблема пола в религии  была актуальная в древности и  остаётся актуальной до сих пор, об этом свидетельствует вся человеческая история. В работе исследована история взаимодействия полов в творчестве Ж. Батая.

Объектом данного исследования является отражение гендерных взаимоотношений в творчестве Ж. Батая. Цель работы – на основе имеющегося материала рассмотреть гендерное измерение религии в творчестве Жоржа Батая.

В своей философии Жорж Батай синтезировал основные направления  литературы, науки, искусства ХХ столетия, а именно сюрреализм, экзистенциализм, психоанализ, марксизм, неогегельянство, структурализм, «негативную» теологию и новую литературную теорию. Мир, предлагаемый порнографическим воображением, замкнут и един. Всякое действие рассматривается тут как звено в цепи сексуальных обменов. Тем самым причины, по которым порнография отказывается жестко различать между полами, пропагандировать сексуальные предпочтения или соблюдать сексуальные табу, можно объяснить в чисто «структурных» терминах.

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                            6

1 Возникновение гендерологии  и её развитие                                              13

   1.1 Понятие «гендер». Основные этапы гендерных исследований         13

   1.2 Вторая стадия развития гендерных исследований                              18

   1.3 Третья стадия и четвёртая стадии развития гендерных

          исследований: объединения и размежеваний (конец 1980-х –

          наше время)                                                                                            23

   1.4 Феминистская теология и гендерные стереотипы в христианстве    27

   1.5 Гендерные стереотипы в традиционных религиях                              31

2 Проблема гендерного  измерения в философии Батая                               38

   2.1 Основные вехи жизни и творчества Батая                                            38

   2.2 Классификация пола в религии. «Половой символизм»                     43

   2.3 Взаимодействие мужского и женского начал в творчестве Батая     48

   2.4 Религиозный аспект в произведениях Батая                                        55

Заключение                                                                                                       61

Библиографический список                                                                            66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломной работы

Ж. Батай – французский  мыслитель-постмодернист. А постмодернисты затрагивают мировоззренческие проблемы, порожденные постиндустриальной и постинформационной цивилизацией Запада, в той или иной степени, назревшие в российском обществе: несостоятельность неумеренных притязаний разума на овладение абсолютной истиной и плоского сциентизма, разочарование в идеях научно-технического прогресса, глобализации мирового сообщества; духовный кризис и переоценка ценностей, утверждаемых традиционными религиями и гуманистическими концепциями. В условиях духовного кризиса, переживаемого обществом, наблюдается усиление интереса к религии в самых широких его слоях и повышенное внимание к философским интерпретациям религии в среде интеллектуалов, что делает проблему постмодернистского отношения к религии особенно актуальной.

Как отмечает Д. Майерс, до сих пор в науках, изучающих половые различия, противоборствуют два направления: эволюционистское и культуралистское. Первое утверждает, что мужчины и женщины таковы, каковы они есть, поскольку естественный отбор в процессе эволюции подкреплял поведение, которое обеспечивало нашим предкам выживание и воспроизведение самих себя. Ряд социальных задач, таких как: поиск себе пары и регулирование отношений с партнером, едины для всех людей. Мужчины и женщины унаследовали определённые эмоциональные реакции и шаблоны поведения, которые позволяют им решить задачи, связанные с выживанием и продолжением рода. При этом мужчины и женщины более схожи, чем различны. Это неоднократно подтверждается на практике, например, мужчина – секретарь; женщина – автомеханик. Связующим же элементом между полами, по Батаю, является понятие «интимное». Ощущение «интимного», по мнению мыслителя, было свойственно человеку, когда он еще не вышел из животного состояния и не обладал отчетливым сознанием. Живя в единении с природой, человек, согласно Батаю, не знал насилия и подчинения, потреблял то, что щедро давала природа, ощущал каждое прожитое мгновение, не нуждался в орудиях труда, абстрактных понятиях, а также и в религиозных верованиях и культах. Мыслитель идеализирует животное состояние, которое едва ли удовлетворяло древнего человека, поскольку он его преодолел. Он игнорирует блага, которые несла человечеству цивилизация, жизнь без которых была бы суровой и непродолжительной.

В современном мире всё  так же, как и было раньше: люди рождаются, живут и умирают (какого бы пола они не были). Разница только в окружающей нас обстановке, которая  часто неблагополучная: нервные  потрясения, конфликты, личные (интимные). И тут на помощь современному человеку, как считает мыслитель, приходит поэзия. Поэзия, согласно Батаю, «не описывает ничего, что не соскользнуло бы в область непознаваемого». Поэтическое видение мира, считает мыслитель, является одним из путей, уводящих от восприятия мира вещей, наделенных смыслом, чтобы в итоге оказаться перед фактом разрыва какого бы то ни было смыслового единства. В фантастическом мире поэзии Батай находит спасение от расчетливого и усредненного общества потребления и от религии, приспосабливающейся к его насущным потребностям.

Но если бы всё было настолько  просто – взял художественную литературу, почитал пару часов и все проблемы разрешились, то люди жили бы в мире и согласии. Но человеческая сущность не настолько проста. Сущность человека, по мнению философа, не поддается четкому определению и включает в себя все проявления бытия. Разочарование Батая в возможности познания человеческой сущности обусловлено, по нашему мнению, глубоким вторжением в нее разума на современном этапе развития знания. В связи с этим рушатся традиционные представления и теряются привычные ориентиры, мышление сталкивается с парадоксальностью бытия.

Порой человек пытается изменить свою натуру: жить напоказ, смена политической парадигмы, посредством революций; либо тихая одинока смерть (суицид). Батай же предлагает самый верный, но, в тоже время, опасный путь – путь войны или военной демократии. При военном порядке затраты сил и средств максимально подчинены принципу эффективности. Эффективность ведения войн, по мнению Батая, связана с последующим ростом производительности труда, благодаря использованию рабочей силы захваченных рабов, что является символом жертвоприношения, которое становится несовместимым с практикой воздаяния человеческих жертв. В результате, люди становятся дисциплинированными и перестают стремиться к саморазрушению, что приводит к совместному труду, а значит мирному урегулированию конфликтов, в том числе, и между полами.

Но возникает новая  проблема – гармония. По Батаю, гармония отрицает реальное конечное время человеческой жизни, гармония убивает желание, гармония ничего не знает о влечении к смерти, о работе разрушительных сил. «Смерть свидетельствует об иллюзорности веры в установление окончательной гармонии» - как пишет философ. То есть в современном обществе человеку очень тяжело соблюдать границу между дозволенным и недозволенным (добром и злом). И вся суть проблемы упирается не в достижения гармонии, а в искусстве её использования. Так же в отношении полов: всегда будут крайние сексисты и крайние феминисты, важнее оставаться в «сознании», контролировать свои «интимные» позыва, что, несомненно, приведёт к разрешению гендерных конфликтов.

Степень разработанности  проблемы

В настоящее время, выбранная  нами тема широко разработана в материалах статей учёных и исследователей. С.Л. Фокин в своей работе «Ж. Батай в 30-е годы: Философия. Политика. Религия» подробно показывает основные характерные для писателя взгляды по вопросам религии, пола, места человека в мире. Одна из первых вышедших в России монографий, посвященных творчеству Ж. Батая, отчасти затрагивает философско-религиозные взгляды мыслителя. С.Л. Фокин находит своеобразные ответы на вопросы, касающиеся отношения Батая к религии и полу в демократическом обществе. Тем не менее, исследователь преимущественно рассматривает творчество Батая с позиций филолога, осуществляющего нелегкую задачу по вписыванию мыслителя в отечественную традицию литературоведения. Отдельные аспекты отношения философа к религии исследовались также Силичевым Д.А., Горичевой Т.М. и некоторыми другими отечественными мыслителями. Из числа западных мыслителей, исследовавших эту проблему, следует назвать имена американских философов и теологов Д.Р. Гриффина, Х. Смита, В. Бердсли немецкого теолога Х. Кюнга, немецкого философа П. Козловски, французского философа В. Декомба и других. Однако, насколько известно, нет ни одной фундаментальной отечественной и зарубежной научной работы, выявляющей отношение философа в вопросе гендерного измерения религии. Автор данной работы предпринимает попытку частичного восполнения этого пробела.

Дипломная работа была построена на множестве произведений писателя, которые были изданы в сборниках «Ненависть к поэзии», «История эротизма» и «Проклятая доля». Также, были использованы книги и статьи российских и зарубежных авторов – М. Ерёмина, А.А. Грицанов, Ю. Эвола, М.Р. Торбург, А. Рясов, А.В. Московский, Кимелев, Э. Гидденс, Р. Айслер, а также были использованы толковый словарь С.И. Ожегова и словарь гендерных терминов. В них дана небольшая пояснительная информация к творчеству философа; проводятся параллели с другими авторами; а также описывается его биография, религиозность и, царившая в то время, историческая обстановка.

Цель исследования

На основе имеющегося материала  рассмотреть гендерное измерение  религии в творчестве Жоржа Батая.

Объект исследования

Объектом данного исследования является творчество Жоржа Батая.

Предмет исследования

Предметом данного исследования является гендерное измерение религии  в творчестве Жоржа Батая.

Методологическая  основа

В дипломной работе использовался аналитический метод. Благодаря этому методу можно досконально разобрать все творческие и жизненные этапы философа, а также проработать его концепции и идеи. В работе также использовался метод сравнительного анализа. Благодаря этому методу в полной мере можно выявить влияние других авторов на творчество Ж. Батая; найти схожие и отличные черты в гендерной проблематике вопроса. Так же использовался критическо-аналитический подход к содержанию материала, историко-логический метод, позволяющий проследить становление постмодернистских представлений и подходов в истории философии, системно-комплексный подход, позволяющий дать, насколько это возможно, целостное представление об отношении автора к религии.

Информация о работе Гендерное измерение религии в творчестве Ж. Батая