Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 06:46, дипломная работа
Как отмечает Д.Майерс, до сих пор в науках, изучающих половые различия, противоборствуют два направления: эволюционистское и культуралистское. Первое утверждает, что мужчины и женщины таковы, каковы они есть, поскольку естественный отбор в процессе эволюции подкреплял поведение, которое обеспечивало нашим предкам выживание и воспроизведение самих себя. Ряд социальных задач, таких как: поиск себе пары и регулирование отношений с партнером, едины для всех людей. Мужчины и женщины унаследовали определённые эмоциональные реакции и шаблоны поведения, которые позволяют им решить задачи, связанные с выживанием и продолжением рода. При этом мужчины и женщины более схожи, чем различны. Это неоднократно подтверждается на практике, например, мужчина – секретарь; женщина – автомеханик.
Введение 6
1 Возникновение гендерологии и её развитие 13
1.1 Понятие «гендер». Основные этапы гендерных исследований 13
1.2 Вторая стадия развития гендерных исследований 18
1.3 Третья стадия и четвёртая стадии развития гендерных
исследований: объединения и размежеваний (конец 1980-х –
наше время) 23
1.4 Феминистская теология и гендерные стереотипы в христианстве 27
1.5 Гендерные стереотипы в традиционных религиях 31
2 Проблема гендерного измерения в философии Батая 38
2.1 Основные вехи жизни и творчества Батая 38
2.2 Классификация пола в религии. «Половой символизм» 43
2.3 Взаимодействие мужского и женского начал в творчестве Батая 48
2.4 Религиозный аспект в произведениях Батая 55
Заключение 61
Библиографический список 66
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ФГБОУ ВПО «АмГУ»)
Факультет социальных наук
Кафедра религиоведения
Специальность 031801.65 - Религиоведение
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ Зав. кафедрой _______________ А.П. Забияко «_____»______________2012 г. |
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: Гендерное измерение религии в творчестве Ж. Батая
Исполнитель студент группы 760 |
М.А. Честнов |
Руководитель Профессор, д.ф.н. |
А.П. Забияко |
Нормоконтроль |
О.В. Пелевина |
Рецензент
Благовещенск 2012
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ФГБОУ ВПО «АмГУ»)
Факультет Социальных наук
Кафедра Религиоведения
Специальность 031801.65 - Религиоведение
УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой
___________________ А.П. Забияко «____________»_______________ |
З А Д А Н И Е
К выпускной квалификационной работе студента Честнова Матвея Алексеевича
1. Тема выпускной квалификационной работы: Гендерное измерение религии в творчестве Ж. Батая
2. Срок сдачи студентом законченной работы __________________________
3. Исходные данные к выпускной квалификационной работе: теоретические положения, выдвинутые в работах А.В. Московского, О. Тимофеевой, А. Рясова, М.Р. Торбург, С.Л. Фокина, занимающихся проблемой гендера, а также Д.Р. Гриффин, Х. Смит, Х. Кюнг, П. Козловски, В. Декомб В. Бердсли и других, изучавших проблему гендера в религии в зарубежных исследованиях. Работы Д.А. Силичёва, Т.М. Горичёва и других российских исследователей, изучавших философию Ж. Батая.
4. Содержание выпускной квалификационной работы (перечень подлежащих разработке вопросов): проанализировать основные подходы к изучению гендера как феномена культуры; выявить философско-мировоззренческие основания феминизма; сравнить мужское и женское начала в произведениях Батая; охарактеризовать основные черты культурных стереотипов в отношении гендерных различий; специально исследовать отношение к религии в произведениях Ж. Батая; выявить философско-мировоззренческие взгляды философа в его творчестве.
5. Перечень материалов приложения: (наличие чертежей, таблиц, графиков, схем, программных продуктов, иллюстративного материала и т.п.). Дипломная работа состоит из 68 страниц машинописного текста, 54 источников.
6. Дата выдачи задания
Руководитель дипломной работы: Забияко Андрей Павлович, профессор, доктор философских наук
Задание принял к исполнению
(дата): ________
РЕФЕРАТ
Дипломная работа содержит 68 с., 54 источника
ГЕНДЕР, ФЕМИНИЗМ, СЕКСИЗМ, АНДРОЛОГИЯ, ЭКОТЕОЛОГИЯ, ТРАНСГРЕССИЯ, СУВЕРЕННОСТЬ, САКРАЛИЗАЦИЯ, ИНТИМНОЕ, ХИДЖАБ, МАТРИАРХАТ, ПАТРИАРХАТ, АНТИСЕКСУАЛЬНЫЙ, ПРОСЕКСУАЛЬНЫЙ
Проблема пола в религии была актуальная в древности и остаётся актуальной до сих пор, об этом свидетельствует вся человеческая история. В работе исследована история взаимодействия полов в творчестве Ж. Батая.
Объектом данного исследования
является отражение гендерных
В своей философии Жорж Батай синтезировал основные направления литературы, науки, искусства ХХ столетия, а именно сюрреализм, экзистенциализм, психоанализ, марксизм, неогегельянство, структурализм, «негативную» теологию и новую литературную теорию. Мир, предлагаемый порнографическим воображением, замкнут и един. Всякое действие рассматривается тут как звено в цепи сексуальных обменов. Тем самым причины, по которым порнография отказывается жестко различать между полами, пропагандировать сексуальные предпочтения или соблюдать сексуальные табу, можно объяснить в чисто «структурных» терминах.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Возникновение гендерологии
и её развитие
1.1 Понятие «гендер». Основные этапы гендерных исследований 13
1.2 Вторая стадия развития
гендерных исследований
1.3 Третья стадия и четвёртая стадии развития гендерных
исследований: объединения и размежеваний (конец 1980-х –
наше время)
1.4 Феминистская теология и гендерные стереотипы в христианстве 27
1.5 Гендерные стереотипы
в традиционных религиях
2 Проблема гендерного
измерения в философии Батая
2.1 Основные вехи жизни
и творчества Батая
2.2 Классификация пола в религии. «Половой символизм» 43
2.3 Взаимодействие мужского и женского начал в творчестве Батая 48
2.4 Религиозный аспект
в произведениях Батая
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломной работы
Ж. Батай – французский мыслитель-постмодернист. А постмодернисты затрагивают мировоззренческие проблемы, порожденные постиндустриальной и постинформационной цивилизацией Запада, в той или иной степени, назревшие в российском обществе: несостоятельность неумеренных притязаний разума на овладение абсолютной истиной и плоского сциентизма, разочарование в идеях научно-технического прогресса, глобализации мирового сообщества; духовный кризис и переоценка ценностей, утверждаемых традиционными религиями и гуманистическими концепциями. В условиях духовного кризиса, переживаемого обществом, наблюдается усиление интереса к религии в самых широких его слоях и повышенное внимание к философским интерпретациям религии в среде интеллектуалов, что делает проблему постмодернистского отношения к религии особенно актуальной.
Как отмечает Д. Майерс, до сих пор в науках, изучающих половые различия, противоборствуют два направления: эволюционистское и культуралистское. Первое утверждает, что мужчины и женщины таковы, каковы они есть, поскольку естественный отбор в процессе эволюции подкреплял поведение, которое обеспечивало нашим предкам выживание и воспроизведение самих себя. Ряд социальных задач, таких как: поиск себе пары и регулирование отношений с партнером, едины для всех людей. Мужчины и женщины унаследовали определённые эмоциональные реакции и шаблоны поведения, которые позволяют им решить задачи, связанные с выживанием и продолжением рода. При этом мужчины и женщины более схожи, чем различны. Это неоднократно подтверждается на практике, например, мужчина – секретарь; женщина – автомеханик. Связующим же элементом между полами, по Батаю, является понятие «интимное». Ощущение «интимного», по мнению мыслителя, было свойственно человеку, когда он еще не вышел из животного состояния и не обладал отчетливым сознанием. Живя в единении с природой, человек, согласно Батаю, не знал насилия и подчинения, потреблял то, что щедро давала природа, ощущал каждое прожитое мгновение, не нуждался в орудиях труда, абстрактных понятиях, а также и в религиозных верованиях и культах. Мыслитель идеализирует животное состояние, которое едва ли удовлетворяло древнего человека, поскольку он его преодолел. Он игнорирует блага, которые несла человечеству цивилизация, жизнь без которых была бы суровой и непродолжительной.
В современном мире всё так же, как и было раньше: люди рождаются, живут и умирают (какого бы пола они не были). Разница только в окружающей нас обстановке, которая часто неблагополучная: нервные потрясения, конфликты, личные (интимные). И тут на помощь современному человеку, как считает мыслитель, приходит поэзия. Поэзия, согласно Батаю, «не описывает ничего, что не соскользнуло бы в область непознаваемого». Поэтическое видение мира, считает мыслитель, является одним из путей, уводящих от восприятия мира вещей, наделенных смыслом, чтобы в итоге оказаться перед фактом разрыва какого бы то ни было смыслового единства. В фантастическом мире поэзии Батай находит спасение от расчетливого и усредненного общества потребления и от религии, приспосабливающейся к его насущным потребностям.
Но если бы всё было настолько просто – взял художественную литературу, почитал пару часов и все проблемы разрешились, то люди жили бы в мире и согласии. Но человеческая сущность не настолько проста. Сущность человека, по мнению философа, не поддается четкому определению и включает в себя все проявления бытия. Разочарование Батая в возможности познания человеческой сущности обусловлено, по нашему мнению, глубоким вторжением в нее разума на современном этапе развития знания. В связи с этим рушатся традиционные представления и теряются привычные ориентиры, мышление сталкивается с парадоксальностью бытия.
Порой человек пытается изменить свою натуру: жить напоказ, смена политической парадигмы, посредством революций; либо тихая одинока смерть (суицид). Батай же предлагает самый верный, но, в тоже время, опасный путь – путь войны или военной демократии. При военном порядке затраты сил и средств максимально подчинены принципу эффективности. Эффективность ведения войн, по мнению Батая, связана с последующим ростом производительности труда, благодаря использованию рабочей силы захваченных рабов, что является символом жертвоприношения, которое становится несовместимым с практикой воздаяния человеческих жертв. В результате, люди становятся дисциплинированными и перестают стремиться к саморазрушению, что приводит к совместному труду, а значит мирному урегулированию конфликтов, в том числе, и между полами.
Но возникает новая проблема – гармония. По Батаю, гармония отрицает реальное конечное время человеческой жизни, гармония убивает желание, гармония ничего не знает о влечении к смерти, о работе разрушительных сил. «Смерть свидетельствует об иллюзорности веры в установление окончательной гармонии» - как пишет философ. То есть в современном обществе человеку очень тяжело соблюдать границу между дозволенным и недозволенным (добром и злом). И вся суть проблемы упирается не в достижения гармонии, а в искусстве её использования. Так же в отношении полов: всегда будут крайние сексисты и крайние феминисты, важнее оставаться в «сознании», контролировать свои «интимные» позыва, что, несомненно, приведёт к разрешению гендерных конфликтов.
Степень разработанности проблемы
В настоящее время, выбранная нами тема широко разработана в материалах статей учёных и исследователей. С.Л. Фокин в своей работе «Ж. Батай в 30-е годы: Философия. Политика. Религия» подробно показывает основные характерные для писателя взгляды по вопросам религии, пола, места человека в мире. Одна из первых вышедших в России монографий, посвященных творчеству Ж. Батая, отчасти затрагивает философско-религиозные взгляды мыслителя. С.Л. Фокин находит своеобразные ответы на вопросы, касающиеся отношения Батая к религии и полу в демократическом обществе. Тем не менее, исследователь преимущественно рассматривает творчество Батая с позиций филолога, осуществляющего нелегкую задачу по вписыванию мыслителя в отечественную традицию литературоведения. Отдельные аспекты отношения философа к религии исследовались также Силичевым Д.А., Горичевой Т.М. и некоторыми другими отечественными мыслителями. Из числа западных мыслителей, исследовавших эту проблему, следует назвать имена американских философов и теологов Д.Р. Гриффина, Х. Смита, В. Бердсли немецкого теолога Х. Кюнга, немецкого философа П. Козловски, французского философа В. Декомба и других. Однако, насколько известно, нет ни одной фундаментальной отечественной и зарубежной научной работы, выявляющей отношение философа в вопросе гендерного измерения религии. Автор данной работы предпринимает попытку частичного восполнения этого пробела.
Дипломная работа была построена на множестве произведений писателя, которые были изданы в сборниках «Ненависть к поэзии», «История эротизма» и «Проклятая доля». Также, были использованы книги и статьи российских и зарубежных авторов – М. Ерёмина, А.А. Грицанов, Ю. Эвола, М.Р. Торбург, А. Рясов, А.В. Московский, Кимелев, Э. Гидденс, Р. Айслер, а также были использованы толковый словарь С.И. Ожегова и словарь гендерных терминов. В них дана небольшая пояснительная информация к творчеству философа; проводятся параллели с другими авторами; а также описывается его биография, религиозность и, царившая в то время, историческая обстановка.
Цель исследования
На основе имеющегося материала
рассмотреть гендерное
Объект исследования
Объектом данного исследования является творчество Жоржа Батая.
Предмет исследования
Предметом данного исследования является гендерное измерение религии в творчестве Жоржа Батая.
Методологическая основа
В дипломной работе использовался аналитический метод. Благодаря этому методу можно досконально разобрать все творческие и жизненные этапы философа, а также проработать его концепции и идеи. В работе также использовался метод сравнительного анализа. Благодаря этому методу в полной мере можно выявить влияние других авторов на творчество Ж. Батая; найти схожие и отличные черты в гендерной проблематике вопроса. Так же использовался критическо-аналитический подход к содержанию материала, историко-логический метод, позволяющий проследить становление постмодернистских представлений и подходов в истории философии, системно-комплексный подход, позволяющий дать, насколько это возможно, целостное представление об отношении автора к религии.
Информация о работе Гендерное измерение религии в творчестве Ж. Батая