Гендерное измерение религии в творчестве Ж. Батая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 06:46, дипломная работа

Описание работы

Как отмечает Д.Майерс, до сих пор в науках, изучающих половые различия, противоборствуют два направления: эволюционистское и культуралистское. Первое утверждает, что мужчины и женщины таковы, каковы они есть, поскольку естественный отбор в процессе эволюции подкреплял поведение, которое обеспечивало нашим предкам выживание и воспроизведение самих себя. Ряд социальных задач, таких как: поиск себе пары и регулирование отношений с партнером, едины для всех людей. Мужчины и женщины унаследовали определённые эмоциональные реакции и шаблоны поведения, которые позволяют им решить задачи, связанные с выживанием и продолжением рода. При этом мужчины и женщины более схожи, чем различны. Это неоднократно подтверждается на практике, например, мужчина – секретарь; женщина – автомеханик.

Содержание работы

Введение 6
1 Возникновение гендерологии и её развитие 13
1.1 Понятие «гендер». Основные этапы гендерных исследований 13
1.2 Вторая стадия развития гендерных исследований 18
1.3 Третья стадия и четвёртая стадии развития гендерных
исследований: объединения и размежеваний (конец 1980-х –
наше время) 23
1.4 Феминистская теология и гендерные стереотипы в христианстве 27
1.5 Гендерные стереотипы в традиционных религиях 31
2 Проблема гендерного измерения в философии Батая 38
2.1 Основные вехи жизни и творчества Батая 38
2.2 Классификация пола в религии. «Половой символизм» 43
2.3 Взаимодействие мужского и женского начал в творчестве Батая 48
2.4 Религиозный аспект в произведениях Батая 55
Заключение 61
Библиографический список 66

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 137.12 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема гендерного измерение  религии, да и гендера вообще, началась в тот момент, когда Роберт Столлер  в 1958 году ввёл это понятие. Именно тогда  напряжение достигло своей вершины, когда женское население планеты  поняло, что не одни мужчины могут  править миром, строить дома, растить  детей. Но возникла другая, более опасная  проблема – что делать с многовековой историей патриархатного мира? И тогда, женщина по имени Нин Коч создает  термин «феминология», тем самым  начиная отсчёт новой истории  человечества. Но проблема гендера  не исчезла, так как все феминистские движения, институты, кафедры делали уклон только в сторону женщин, а не пытались хоть как-то уравновесить права полов в обществе, тем  самым порождая социальные межгендерные конфликты. Пусть и возникали мужские исследования в поддержку феминисток, но это не спасало ситуацию, так как этих мужчин было мало, а многовековое закостенелое патриархатное общество было в большинстве. Но, как известно, великое рождается из малого, так что уже на протяжении полувека «война» между полами продолжается, пусть и с переменным успехом.

Историки возвращали несправедливо  забытые имена тех, кто внес вклад  в развитие культуры, литературоведы рассматривали своеобразие образного  и речевого стиля женщин-писательниц, педагоги ставили вопрос об особенностях воспитания мальчиков и девочек, психологи обращались к ранее  известным, но несколько подзабытым классическим трудам по женской психологии, социологи пытались показать неодинаковость социальных ролей мужчин и женщин и вытекающие из нее демографические последствия. Термин «гендер» в их работах соотносился лишь с женским опытом и употреблялся тогда, когда речь шла о социальных, культурных, психологических аспектах «женского» в сравнении с «мужским», при описании норм, стереотипов, социальных ролей, типичных для женщин.

Главными отличиями «женских исследований» или «феминологии»  как научного направления от всех предшествующих студий, касающихся социально-половых ролей, этнографии, психологии и социологии пола, были: ориентация на критику наук, ранее не «видевших» женщин; нацеленность на критику общества и потому связанность с женским движением; развитие на пересечении научных дисциплин в форме междисциплинарной исследовательской практики.

Как итог – «женские исследования»  вовлекли в феминистское движение массу  женщин, в том числе женщин из числа ученых. Они пришли в новую  область знания со сложившимся житейским и научным опытом, который позволял им превращать «личное» вначале в «профессиональное», а затем и в «политическое».

Несмотря на очевидные  успехи – и в содержании, и  в методах получения нового знания – традиционная наука восприняла скептически возникновение «женских исследований».

Феминологи 70-х оказались  вытесненными из своих дисциплин  на обочину «большой науки», в своеобразное гетто, образовав евро-американскую субкультуру или «сестринство» исследовательниц, хорошо знавших и поддерживавших друг друга на конференциях, в переписке, но мало замечаемых коллегами по профессиям.

Прежде всего, «исследователи женщин» сумели реабилитировать  феминизм как политику, в основе которой лежит принцип свободы выбора; они заставили общество признать феминистскую идею личностного становления женщины как основы ее эмансипации и эмансипации общества от стереотипов.  Благодаря «женским исследованиям» возникли «мужские исследования», и их приверженцы увидели общность своих целей с феминистками. Вместе со специалистами в области социальной андрологии, социальные феминологи и андрологии 80-х активно участвовали в переориентации социального знания от изучения крупных социальных общностей и групп к изучению отдельных людей (т.е. участвовали в так называемом «антропологическом повороте» современного социального знания); идя навстречу друг другу с разных «полюсов», феминологи и андрологи сумели придать гендерный ракурс биографическому и автобиографическому методам, обратив внимание на несходство мужской и женской индивидуальной и коллективной памяти, особенностей фиксации и осмысления увиденного и примеченного. Их исследования способствовали росту значимости качественных методов в социологии, «устной истории» в науках о прошлом и этнологии, благодаря чему в круг изучаемых вопросов оказались введены такие темы как, например, сексуальная автобиография, инвалидность, «нетипичность». Феминологи и андрологи поставили как особую научную проблему исследование тела и телесности социальными науками в ее гендерном аспекте. Через анализ властных отношений, отношений господства мужчин и подчинения женщин, был показан механизм и пути превращения индивидов (женщин и мужчин) из «героев» общества и истории в их «жертв».

Что касается принципов современных гендерных исследований, то они основаны на открытом признании личной ангажированности ученого, его вовлеченности в движение за гендерное равенство. Основная и наиболее влиятельная часть гендерного сообщества начала 21 в. полагает, что причисление того или иного ученого к гендерологам – означает его ясно выраженное согласие с феминистской перспективой. Среди задач, которые ставят те, кто использует гендерный подход к анализу социальных явлений, можно выделить: преодоление андроцентризма, категорический отказ от «смешения» мужских и женских нарративов при реконструкции жизни отдельных этносов; неформальное внимание к гендерным различиям, раздельное изложение жизненных практик мужчин и женщин, отдельное документирование мужских и женских жизней и практик при анализе образа жизни любого этноса; специальное исследование всех видов социальных практик женских сообществ и позиционирование женщин как «ключевых информаторов»; особое внимание – анализу женского/мужского опыта с точки зрения самих его носительниц/носителей, их жизненной перспективы, взгляд на респондентов «снизу» и «изнутри», а не «сверху», с позиций умудренного носителя высших истин; концептуализация женского/мужского поведения как влияния разных социальных и исторических контекстов; умение прислушиваться к собственным эмоциональным реакциям, сопоставлять свой жизненный опыт с опытом информатора (проблема «доверия» своим эмоциям, а не элиминации их); фиксация аспектов, которые не всегда ставятся (или вовсе не ставятся) традиционными исследователями (роль дочери в семье, практики женской повседневности в гигиене и лечении женских болезней, социальный опыт транс- и бисексуалов, лесбиянок и гомосексуалистов, механизмы отторжения обществом немужественных мужчин и т.п.); нацеленность на оптимистическую перспективу и преодоление практик виктимизации (попыток представить объекты своего изучения – например, немужественных мужчин или мужеподобных женщин – бессильными жертвами); обучение «изучаемых объектов» методам анализа их собственных жизней, формулированию целей и жизненных задач, связанных с устранением неполноправия; неавторитарный характер выводов и в этом смысле уход от стандартов традиционных исследований, в которых важно убедить – при сохранении критической нацеленности работ против биологического детерминизма и представлений о том, что есть нечто заданное Природой, а потому неизменное.

Говоря о «Революционной» феминистской теологии, видными представительницами которой являются К. Крайст, М. Дэйли, характеризуется отказом от конфессиональной ориентации, отвергает иудаистские и христианские Писания как идейный источник патриархатного угнетения женщины и, обращаясь к традициям древнего или восточного почитания богинь, выдвинула идею создания собственной «феминистской религии».

Спиритуалистический экофеминизм  соединяет сконцентрированные во-круг женщин ценности (материнство, воспитание, забота) и прославление женских тел. Женская телесность привносится в космологию, которая стремится идентифицировать и соотнести мужские и женские силы. Трансцендентному Богу противостоит имманентная Богиня.

В конце XX в. проблема перевода Библии на современный английский язык была сопряжена с тенденцией к  лингвистическо-политической корректности в обществе. Идея культурного плюрализма, т.е. толерантности, к различным этническим, сексуальным, возрастным и другим группам общества выражается в использовании эксклюзивного, или гендерно нейтрального, языка. Эксклюзивный язык – это совокупность местоимений и других частей речи, которые позволяют обозначать объект безотносительно к категории рода.

Современные исследования показывают, что любому из существовавших до сих  пор человеческих обществ было присуще  какое-то разделение труда между  полами, специфические для мужчин и женщин виды деятельности и социальные функции. Однако гендерное разделение труда предполагает не просто дифференциацию тех или иных социальных функций, а определенную иерархию этих видов деятельности и категорий людей, которые их осуществляют. При этом мужские занятия вне зависимости от их содержания оказываются более престижными, чем женские.

Если говорить о гендерном  разделении в традиционных религиях, то тут обстановка выглядит следующим  образом: у мусульман ярко выраженный сексизм в отношении женщин, а именно: обрезание (удаление клитора); ы православии нет  как такового феминистского настроения, а если и есть, то только не внутри Церкви; в иудаизме двоякое отношение: у ортодоксов – негативное отношение к феминизму, а не у ортодоксов – женщина может быть раввином; также в каббале используются женские метафоры для описания божественной сущности. В буддизме нет разграничений по гендерному признаку, так как там всё основывается на индивидуальном духовном совершенствовании.

Из выше написанного следует, что нет в мире какого-то определенного  однородного ареала доминирования  женщин или мужчин.

 Что касается Жоржа  Батая, то его нельзя в полной  мере назвать сторонником сексизма или феминизма. Хотя в художественных произведениях автора женское начало – это разрушающее начало, а мужское – беспрекословно ему подчиняющееся. Но это утверждение нельзя брать как основополагающее, так как природная составляющая в произведениях – это нечто мистически успокаивающее и преображающее греховную человеческую натуру.

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Источники

1 Батай, Ж. История эротизма.: пер. с фр. / Ж. Батай. – М.: Европейские издания, 2007. – 200 с.

2 Батай, Ж. Литература  и Зло.: пер. с фр. Ж. Батай.  – М.: МГУ, 1994. – 168 с.

3 Батай, Ж. Ненависть  к поэзии.: пер. с фр. Ж. Батай.  – М.: Ладомир, 1999. – 619 с.

4 Батай, Ж. Проклятая  доля.: пер. с фр. Ж. Батай. –  М.: Логос, 2003. – 218 с.

5 Булгаков, С. Н. Свет невечерний / С. Н. Булгаков. – М.: Искусство, 1994. – 202 с.

6 Булгаков, С. Н. Свет  невечерний / С. Н. Булгаков. –  М.: Искусство, 1999. – 416 с.

7 Танатография Эроса:  Жорж Батай и французская мысль  середины XX века / А. Бретона [и др.]. – СПб.: Мифрил, 1994. – 346 с.

8 Четыре шага в бреду:  французская маргинальная проза  первой половины ХХ в. / Л. Арагон [и др.]. – СПб.: Гуманитарная академия, 2000. – 480 с.

9 Women Studies in Europe [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – 25.10.2001. – Режим доступа: http://www.ua.ac.be/women/noise/index/html. – 16.04.2012.

10 Open Society Foundations [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – 04.05.2002. – Режим доступа: http://www.soros.org/wp. – 14.04.2012.

 

Научная литература

11 Айслер, Р. Чаша и клинок. : пер. с англ. Р. Айслер. – М.: Древо Жизни, 1993. – 151 с.

12 Антология гендерной  теории / под общ. ред. Е. Гаповой,  А. Усмановой. – М.: Пропилен, 2000. – 384с.

13 Бендас, Т. В. Гендерная  психология: учеб. Пособие / Т. В.  Бендас. – М.: Питер, 2009. – 431 с.

14 Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 318 с.

15 Брандт, Г. А. Философская  антропология феминизма: природа  женщины: учеб. Пособие / Г. А.  Брандт. – Екатеринбург: Изд-во Гуманитар.  ун-та, 2004. – 204 с.

16 Введение в гендерные  исследования : учеб. пособие для  студ. вузов / под ред. И. В.  Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 235 с.

17 Введение в гендерные  исследования : учеб. пособие / под  общ. ред. И. В.  Костиковой. –  М.: Аспект Пресс, 2005. – 256 с.

18 Введение в гендерные  исследования: хрестоматия: в 2 ч. / под ред. С. Жеребкин. – СПб.: Алетейя, 2001. – Ч.2. – 991 с.

19 Габриэлян, Н.  Ева  – это значит жизнь / Н. Габриэлян  // Вопросы литературы. – 1996. – №7-8. – С. 31-71.

20 Гендерный калейдоскоп:  курс лекций / под ред. М. М.  Малышева. – М.: Academia, 2001. – 520 с.

21 Гидденс, Э. Трансформация  интимности: сексуальность, любовь  и эротизм в современных обществах. : пер. с англ.  Э. Гидденс. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.

22 Ерёмина, М. Роман  с танцем / М. Ерёмина. – СПб, 1998. – 256 с.

23 Женщина в обществе: мифы и реалии: сб. ст. / под ред.  Л. С. Круминг. – М.: Информация-21 век, 2000. – 330 с.

24 Зенкин, С. Н. Русский  сон Батая / С. Н. Зенкин // Наваждения: к истории «русской идеи» во французской литературе XX в. – М.: Наука, 2005. - С. 128-149.

25 Зонтаг, С. Мысль как  страсть. : пер. с англ. С. Зонтаг. – М.: Русское феноменологическое  общество, 1997. – 208 с.

26 Зуйкова, Е. М. Феминология  : учеб. пособие / Е. М. Зуйкова,  Р. И. Ерусланова. – М.: Маркетинг, 2001. – 248с.

27 Красников, А. Н. Методология  классической феноменологии религии  / А. Н. Красников // Вестник Московского  университета. – 2004. – №1. – С. 74-97.

28 Кон, И. С. Лунный  свет на заре. Лики и маски  однополой любви / И. С. Кон. – М. : Изд-во ACT, 1998. – 496 с.

29 Крейдлин, Г. Е. Мужчины  и женщины в невербальной коммуникации / Г.  Е. Крейдлин. – М.: Языки  славянской культуры, 2005. – 224 с.

30 Кюблер-Росс, Э. Весной она вернется. : пер с англ. Э. Кюблер-Росс. – М, 1990. – 319 с.

31 Мид, М. Культура и  мир детства. : пер. с англ. / М.  Мид. – М, 1983. – 361 с.

32 Московский, А. В. «Этнографический  сюрреализм» и философия религии Жоржа Батая / А. В. Московский // Религиоведение. – 2007. – №4. – С. 67-78.

33 Новейший философский  словарь. Постмодернизм / под ред.  А. А. Грицанов. – М.: Современный литератор, 2007. – 816 с.

34 О мужественности / сост. С. Ушакин. - М. : Новое лит. обозрение, 2002. – 720 с.

35 Обеспечение равенства  полов: политика стран Западной  Европы / под ред. Ф. Гардинер. –  М.: Идея-Пресс, 2000. – 312с.

36 Окулов, А. Ф. Апокрифы  древних христиан: исследования, тексты, комментарии / А. Ф. Окулов. –  М.: Мысль, 1989. – 336с.

37 Петрова, Р. Г. Гендерология  и феминология : учеб. пособие  / Р. Г. Петрова. – М.: Дашков и К, 2007. – 231 с.

38 Пол, гендер, культура. : пер. с нем. / под  ред. Э.  Шоре,  К.  Хайдера. – М.: Изд-во  РГГУ, 1999. – 216с.

39 Практикум по гендерной  психологии: учеб. пособие / под ред.  И. К. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с.

40 Прочти мое желание:  постмодернизм, психоанализ, феминизм / под ред. И. Жеребкина. –  М.: Идея-Пресс, 2000. – 256с.

41 Репина, Л. П. Женщины  и мужчины в истории: новая  картина европейского прошлого: учеб. Пособие / Л. П. Репина. – М.: РОССПЭН, 2002. – 352 с.

42 Рясов, А. Ницше и  лабиринты Батая / А. Рясов // Новый мир. – 2011. – №9. –  С. 201-204. – Рец. На кн.: Батай,  Ж. О Ницше/Ж. Батай. – М.: Культурная революция, 2010. – 336 с.

43 Словарь гендерных терминов: словарь / под ред. А. А. Денисова. – М.: Информация-21 век, 2002. – 256 с.

Информация о работе Гендерное измерение религии в творчестве Ж. Батая