Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 06:46, дипломная работа
Как отмечает Д.Майерс, до сих пор в науках, изучающих половые различия, противоборствуют два направления: эволюционистское и культуралистское. Первое утверждает, что мужчины и женщины таковы, каковы они есть, поскольку естественный отбор в процессе эволюции подкреплял поведение, которое обеспечивало нашим предкам выживание и воспроизведение самих себя. Ряд социальных задач, таких как: поиск себе пары и регулирование отношений с партнером, едины для всех людей. Мужчины и женщины унаследовали определённые эмоциональные реакции и шаблоны поведения, которые позволяют им решить задачи, связанные с выживанием и продолжением рода. При этом мужчины и женщины более схожи, чем различны. Это неоднократно подтверждается на практике, например, мужчина – секретарь; женщина – автомеханик.
Введение 6
1 Возникновение гендерологии и её развитие 13
1.1 Понятие «гендер». Основные этапы гендерных исследований 13
1.2 Вторая стадия развития гендерных исследований 18
1.3 Третья стадия и четвёртая стадии развития гендерных
исследований: объединения и размежеваний (конец 1980-х –
наше время) 23
1.4 Феминистская теология и гендерные стереотипы в христианстве 27
1.5 Гендерные стереотипы в традиционных религиях 31
2 Проблема гендерного измерения в философии Батая 38
2.1 Основные вехи жизни и творчества Батая 38
2.2 Классификация пола в религии. «Половой символизм» 43
2.3 Взаимодействие мужского и женского начал в творчестве Батая 48
2.4 Религиозный аспект в произведениях Батая 55
Заключение 61
Библиографический список 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема гендерного измерение
религии, да и гендера вообще, началась
в тот момент, когда Роберт Столлер
в 1958 году ввёл это понятие. Именно тогда
напряжение достигло своей вершины,
когда женское население
Историки возвращали несправедливо
забытые имена тех, кто внес вклад
в развитие культуры, литературоведы
рассматривали своеобразие
Главными отличиями «женских
исследований» или «
Как итог – «женские исследования» вовлекли в феминистское движение массу женщин, в том числе женщин из числа ученых. Они пришли в новую область знания со сложившимся житейским и научным опытом, который позволял им превращать «личное» вначале в «профессиональное», а затем и в «политическое».
Несмотря на очевидные
успехи – и в содержании, и
в методах получения нового знания
– традиционная наука восприняла
скептически возникновение «
Феминологи 70-х оказались вытесненными из своих дисциплин на обочину «большой науки», в своеобразное гетто, образовав евро-американскую субкультуру или «сестринство» исследовательниц, хорошо знавших и поддерживавших друг друга на конференциях, в переписке, но мало замечаемых коллегами по профессиям.
Прежде всего, «исследователи женщин» сумели реабилитировать феминизм как политику, в основе которой лежит принцип свободы выбора; они заставили общество признать феминистскую идею личностного становления женщины как основы ее эмансипации и эмансипации общества от стереотипов. Благодаря «женским исследованиям» возникли «мужские исследования», и их приверженцы увидели общность своих целей с феминистками. Вместе со специалистами в области социальной андрологии, социальные феминологи и андрологии 80-х активно участвовали в переориентации социального знания от изучения крупных социальных общностей и групп к изучению отдельных людей (т.е. участвовали в так называемом «антропологическом повороте» современного социального знания); идя навстречу друг другу с разных «полюсов», феминологи и андрологи сумели придать гендерный ракурс биографическому и автобиографическому методам, обратив внимание на несходство мужской и женской индивидуальной и коллективной памяти, особенностей фиксации и осмысления увиденного и примеченного. Их исследования способствовали росту значимости качественных методов в социологии, «устной истории» в науках о прошлом и этнологии, благодаря чему в круг изучаемых вопросов оказались введены такие темы как, например, сексуальная автобиография, инвалидность, «нетипичность». Феминологи и андрологи поставили как особую научную проблему исследование тела и телесности социальными науками в ее гендерном аспекте. Через анализ властных отношений, отношений господства мужчин и подчинения женщин, был показан механизм и пути превращения индивидов (женщин и мужчин) из «героев» общества и истории в их «жертв».
Что касается принципов современных гендерных исследований, то они основаны на открытом признании личной ангажированности ученого, его вовлеченности в движение за гендерное равенство. Основная и наиболее влиятельная часть гендерного сообщества начала 21 в. полагает, что причисление того или иного ученого к гендерологам – означает его ясно выраженное согласие с феминистской перспективой. Среди задач, которые ставят те, кто использует гендерный подход к анализу социальных явлений, можно выделить: преодоление андроцентризма, категорический отказ от «смешения» мужских и женских нарративов при реконструкции жизни отдельных этносов; неформальное внимание к гендерным различиям, раздельное изложение жизненных практик мужчин и женщин, отдельное документирование мужских и женских жизней и практик при анализе образа жизни любого этноса; специальное исследование всех видов социальных практик женских сообществ и позиционирование женщин как «ключевых информаторов»; особое внимание – анализу женского/мужского опыта с точки зрения самих его носительниц/носителей, их жизненной перспективы, взгляд на респондентов «снизу» и «изнутри», а не «сверху», с позиций умудренного носителя высших истин; концептуализация женского/мужского поведения как влияния разных социальных и исторических контекстов; умение прислушиваться к собственным эмоциональным реакциям, сопоставлять свой жизненный опыт с опытом информатора (проблема «доверия» своим эмоциям, а не элиминации их); фиксация аспектов, которые не всегда ставятся (или вовсе не ставятся) традиционными исследователями (роль дочери в семье, практики женской повседневности в гигиене и лечении женских болезней, социальный опыт транс- и бисексуалов, лесбиянок и гомосексуалистов, механизмы отторжения обществом немужественных мужчин и т.п.); нацеленность на оптимистическую перспективу и преодоление практик виктимизации (попыток представить объекты своего изучения – например, немужественных мужчин или мужеподобных женщин – бессильными жертвами); обучение «изучаемых объектов» методам анализа их собственных жизней, формулированию целей и жизненных задач, связанных с устранением неполноправия; неавторитарный характер выводов и в этом смысле уход от стандартов традиционных исследований, в которых важно убедить – при сохранении критической нацеленности работ против биологического детерминизма и представлений о том, что есть нечто заданное Природой, а потому неизменное.
Говоря о «Революционной» феминистской теологии, видными представительницами которой являются К. Крайст, М. Дэйли, характеризуется отказом от конфессиональной ориентации, отвергает иудаистские и христианские Писания как идейный источник патриархатного угнетения женщины и, обращаясь к традициям древнего или восточного почитания богинь, выдвинула идею создания собственной «феминистской религии».
Спиритуалистический экофеминизм соединяет сконцентрированные во-круг женщин ценности (материнство, воспитание, забота) и прославление женских тел. Женская телесность привносится в космологию, которая стремится идентифицировать и соотнести мужские и женские силы. Трансцендентному Богу противостоит имманентная Богиня.
В конце XX в. проблема перевода Библии на современный английский язык была сопряжена с тенденцией к лингвистическо-политической корректности в обществе. Идея культурного плюрализма, т.е. толерантности, к различным этническим, сексуальным, возрастным и другим группам общества выражается в использовании эксклюзивного, или гендерно нейтрального, языка. Эксклюзивный язык – это совокупность местоимений и других частей речи, которые позволяют обозначать объект безотносительно к категории рода.
Современные исследования показывают, что любому из существовавших до сих пор человеческих обществ было присуще какое-то разделение труда между полами, специфические для мужчин и женщин виды деятельности и социальные функции. Однако гендерное разделение труда предполагает не просто дифференциацию тех или иных социальных функций, а определенную иерархию этих видов деятельности и категорий людей, которые их осуществляют. При этом мужские занятия вне зависимости от их содержания оказываются более престижными, чем женские.
Если говорить о гендерном разделении в традиционных религиях, то тут обстановка выглядит следующим образом: у мусульман ярко выраженный сексизм в отношении женщин, а именно: обрезание (удаление клитора); ы православии нет как такового феминистского настроения, а если и есть, то только не внутри Церкви; в иудаизме двоякое отношение: у ортодоксов – негативное отношение к феминизму, а не у ортодоксов – женщина может быть раввином; также в каббале используются женские метафоры для описания божественной сущности. В буддизме нет разграничений по гендерному признаку, так как там всё основывается на индивидуальном духовном совершенствовании.
Из выше написанного следует, что нет в мире какого-то определенного однородного ареала доминирования женщин или мужчин.
Что касается Жоржа Батая, то его нельзя в полной мере назвать сторонником сексизма или феминизма. Хотя в художественных произведениях автора женское начало – это разрушающее начало, а мужское – беспрекословно ему подчиняющееся. Но это утверждение нельзя брать как основополагающее, так как природная составляющая в произведениях – это нечто мистически успокаивающее и преображающее греховную человеческую натуру.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Источники
1 Батай, Ж. История эротизма.: пер. с фр. / Ж. Батай. – М.: Европейские издания, 2007. – 200 с.
2 Батай, Ж. Литература и Зло.: пер. с фр. Ж. Батай. – М.: МГУ, 1994. – 168 с.
3 Батай, Ж. Ненависть к поэзии.: пер. с фр. Ж. Батай. – М.: Ладомир, 1999. – 619 с.
4 Батай, Ж. Проклятая доля.: пер. с фр. Ж. Батай. – М.: Логос, 2003. – 218 с.
5 Булгаков, С. Н. Свет невечерний / С. Н. Булгаков. – М.: Искусство, 1994. – 202 с.
6 Булгаков, С. Н. Свет невечерний / С. Н. Булгаков. – М.: Искусство, 1999. – 416 с.
7 Танатография Эроса:
Жорж Батай и французская
8 Четыре шага в бреду:
французская маргинальная
9 Women Studies in Europe [Электронный
ресурс]: офиц. сайт. – 25.10.2001. – Режим доступа: http://www.ua.ac.be/women/
10 Open Society Foundations [Электронный ресурс]: офиц. сайт. – 04.05.2002. – Режим доступа: http://www.soros.org/wp. – 14.04.2012.
Научная литература
11 Айслер, Р. Чаша и клинок. : пер. с англ. Р. Айслер. – М.: Древо Жизни, 1993. – 151 с.
12 Антология гендерной теории / под общ. ред. Е. Гаповой, А. Усмановой. – М.: Пропилен, 2000. – 384с.
13 Бендас, Т. В. Гендерная психология: учеб. Пособие / Т. В. Бендас. – М.: Питер, 2009. – 431 с.
14 Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 318 с.
15 Брандт, Г. А. Философская
антропология феминизма:
16 Введение в гендерные исследования : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. И. В. Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 235 с.
17 Введение в гендерные исследования : учеб. пособие / под общ. ред. И. В. Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 256 с.
18 Введение в гендерные исследования: хрестоматия: в 2 ч. / под ред. С. Жеребкин. – СПб.: Алетейя, 2001. – Ч.2. – 991 с.
19 Габриэлян, Н. Ева – это значит жизнь / Н. Габриэлян // Вопросы литературы. – 1996. – №7-8. – С. 31-71.
20 Гендерный калейдоскоп: курс лекций / под ред. М. М. Малышева. – М.: Academia, 2001. – 520 с.
21 Гидденс, Э. Трансформация интимности: сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. : пер. с англ. Э. Гидденс. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
22 Ерёмина, М. Роман с танцем / М. Ерёмина. – СПб, 1998. – 256 с.
23 Женщина в обществе: мифы и реалии: сб. ст. / под ред. Л. С. Круминг. – М.: Информация-21 век, 2000. – 330 с.
24 Зенкин, С. Н. Русский сон Батая / С. Н. Зенкин // Наваждения: к истории «русской идеи» во французской литературе XX в. – М.: Наука, 2005. - С. 128-149.
25 Зонтаг, С. Мысль как страсть. : пер. с англ. С. Зонтаг. – М.: Русское феноменологическое общество, 1997. – 208 с.
26 Зуйкова, Е. М. Феминология : учеб. пособие / Е. М. Зуйкова, Р. И. Ерусланова. – М.: Маркетинг, 2001. – 248с.
27 Красников, А. Н. Методология
классической феноменологии
28 Кон, И. С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви / И. С. Кон. – М. : Изд-во ACT, 1998. – 496 с.
29 Крейдлин, Г. Е. Мужчины
и женщины в невербальной
30 Кюблер-Росс, Э. Весной она вернется. : пер с англ. Э. Кюблер-Росс. – М, 1990. – 319 с.
31 Мид, М. Культура и мир детства. : пер. с англ. / М. Мид. – М, 1983. – 361 с.
32 Московский, А. В. «Этнографический
сюрреализм» и философия
33 Новейший философский словарь. Постмодернизм / под ред. А. А. Грицанов. – М.: Современный литератор, 2007. – 816 с.
34 О мужественности / сост. С. Ушакин. - М. : Новое лит. обозрение, 2002. – 720 с.
35 Обеспечение равенства
полов: политика стран
36 Окулов, А. Ф. Апокрифы древних христиан: исследования, тексты, комментарии / А. Ф. Окулов. – М.: Мысль, 1989. – 336с.
37 Петрова, Р. Г. Гендерология и феминология : учеб. пособие / Р. Г. Петрова. – М.: Дашков и К, 2007. – 231 с.
38 Пол, гендер, культура. : пер. с нем. / под ред. Э. Шоре, К. Хайдера. – М.: Изд-во РГГУ, 1999. – 216с.
39 Практикум по гендерной психологии: учеб. пособие / под ред. И. К. Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 479 с.
40 Прочти мое желание:
постмодернизм, психоанализ,
41 Репина, Л. П. Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого: учеб. Пособие / Л. П. Репина. – М.: РОССПЭН, 2002. – 352 с.
42 Рясов, А. Ницше и лабиринты Батая / А. Рясов // Новый мир. – 2011. – №9. – С. 201-204. – Рец. На кн.: Батай, Ж. О Ницше/Ж. Батай. – М.: Культурная революция, 2010. – 336 с.
43 Словарь гендерных терминов: словарь / под ред. А. А. Денисова. – М.: Информация-21 век, 2002. – 256 с.
Информация о работе Гендерное измерение религии в творчестве Ж. Батая