Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 06:46, дипломная работа
Как отмечает Д.Майерс, до сих пор в науках, изучающих половые различия, противоборствуют два направления: эволюционистское и культуралистское. Первое утверждает, что мужчины и женщины таковы, каковы они есть, поскольку естественный отбор в процессе эволюции подкреплял поведение, которое обеспечивало нашим предкам выживание и воспроизведение самих себя. Ряд социальных задач, таких как: поиск себе пары и регулирование отношений с партнером, едины для всех людей. Мужчины и женщины унаследовали определённые эмоциональные реакции и шаблоны поведения, которые позволяют им решить задачи, связанные с выживанием и продолжением рода. При этом мужчины и женщины более схожи, чем различны. Это неоднократно подтверждается на практике, например, мужчина – секретарь; женщина – автомеханик.
Введение 6
1 Возникновение гендерологии и её развитие 13
1.1 Понятие «гендер». Основные этапы гендерных исследований 13
1.2 Вторая стадия развития гендерных исследований 18
1.3 Третья стадия и четвёртая стадии развития гендерных
исследований: объединения и размежеваний (конец 1980-х –
наше время) 23
1.4 Феминистская теология и гендерные стереотипы в христианстве 27
1.5 Гендерные стереотипы в традиционных религиях 31
2 Проблема гендерного измерения в философии Батая 38
2.1 Основные вехи жизни и творчества Батая 38
2.2 Классификация пола в религии. «Половой символизм» 43
2.3 Взаимодействие мужского и женского начал в творчестве Батая 48
2.4 Религиозный аспект в произведениях Батая 55
Заключение 61
Библиографический список 66
Задачи исследования
В соответствии с планом работы ставятся следующие задачи:
- проанализировать основные подходы к изучению гендера как феномена культуры;
- выявить философско-
- сравнить мужское и
женское начала в
- охарактеризовать основные
черты культурных стереотипов
в отношении гендерных
- специально исследовать отношение к религии в произведениях Ж. Батая;
- выявить философско-мировоззренческие взгляды философа в его творчестве.
Научная новизна исследования
На защиту выносятся следующие положения
Научно-практическая значимость исследования
В данной работе представлен структурный подход к изучению материалов, касающихся подробного рассмотрения взглядов философа на проблему пола в религии, а именно, дана интерпретация основных понятий философии мыслителя, определено место мужского и женского начала в культуре. Результаты исследования могут быть использованы в образовательных целях в следующих дисциплинах: феноменология религии, психология религии, история религии.
Апробация исследования
Основные моменты данного исследования представлены в серии курсовых работ автора: «Психология эротизма в философии Жоржа Батая (по книге Ж. Батая «История эротизма»)» (2010 г.), «Базисные понятия феноменологии религии в творчестве Жоржа Батая» (2011 г.).
1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГЕНДЕРОЛОГИИ И ЕЁ РАЗВИТИЕ
1.1 Понятие «гендер».
Основные этапы гендерных
В 1958 работавший в университете Калифорнии (Лос-Анжелес, США) психоаналитик Роберт Столлер ввел в науку термин «гендер» (социальные проявления принадлежности к полу или «социальный пол»). В 1963 он выступил на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме, сделав доклад о понятии гендерного самоосознания. Его концепция строилась на разделении «биологического» и «культурного»: изучение пола, считал Р. Столер, является предметной областью биологии и физиологии, а анализ гендера – может быть рассмотрен как предметная область исследований психологов и социологов, анализа культурно-исторических явлений. Предложение Р. Столлера о разведении биологической и культурной составляющих в изучении вопросов, связанных с полом, и дало толчок формированию особого направления в современном гуманитарном знании – гендерным исследованиям1.
Благодаря их появлению и развитию, пол в социальной теории рассматривается как инструмент социальной детерминации и стратификации (наравне с классом, этносом, конфессией, культурой), а актуальные социальные проблемы – власть, насилие, самосознание, свобода – предстают как проблемы, связанные с принадлежностью к определенному полу. Проблемы сущности человека, смысла и предназначения получили благодаря гендерным исследованиям гендерное измерение, представ как связанные с социально-половыми (гендерными) ролями каждого индивида и существующей в любом обществе иерархии и дискриминации по признаку пола.
Начальный этап гендерных исследований (70-е годы). Ощутимый рост интереса к «женской теме» в современном гуманитарном знании относится к концу 60-х. Социально-политический контекст появления женских исследований был создан либералистскими идеями (эмансипации, равенства, автономии, прогресса), нашедшими отражение в молодежных движениях конца 1960-х и революции «новых левых», сексуальной революции, от последствий которой женщины выиграли более мужчин и связанной с сексуальной революцией «второй волной» феминизма.
Теоретический анализ отношений
полов был востребован
Взлет неофеминизма повлиял на интеллектуальную сферу: ученые в Европе и США стали избирать объектом своих изысканий женщину – в семье, на производстве, в системах права и образования, в науке, политике, литературе и искусстве. Первый спецкурс по истории «женского движения» был прочитан в Сиэтле в 1965. В конце 60-х спецкурсы «о женщинах» читались также в Вашингтоне, Портлэнде, Ричмонде, Сакраменто. В 1969 исследовательница из Корнельского университета Шейла Тобиас предложила обобщающее название для этих спецкурсов – Female Studies. В 1970 возглавленная ею команда преподавателей социальных наук (психологов, социологов, историков) прочла в указанном университете междисциплинарный курс «Женская персональность» («Female Personality»), на который записалось и сдало зачетный экзамен более 400 человек. Одновременно, в том же 1970, в университете Сан-Диего была учреждена своя «женская» программа обучения студентов; та же Тобиас организовала там специальное издание «Female Studies», которое взялось за публикацию программ курсов, списков литературы и было нацелено на обмен опытом между преподавателями, увлеченными женской темой. В том же 1970 в Балтиморе Флоренс Хоу и Полом Лоутером было учреждено издательство «Feminist Press», сыгравшее немалую роль в пропаганде научного знания о взаимоотношениях полов3.
К концу 60-х – началу 70-х в рамках многих традиционных академических дисциплин уже в десятках университетов США и Европы появилось «изучение женщин». Историки возвращали несправедливо забытые имена тех, кто внес вклад в развитие культуры, литературоведы рассматривали своеобразие образного и речевого стиля женщин-писательниц, педагоги ставили вопрос об особенностях воспитания мальчиков и девочек, психологи обращались к ранее известным, но несколько подзабытым классическим трудам по женской психологии, социологи пытались показать неодинаковость социальных ролей мужчин и женщин и вытекающие из нее демографические последствия. Термин «гендер» в их работах соотносился лишь с женским опытом и употреблялся тогда, когда речь шла о социальных, культурных, психологических аспектах «женского» в сравнении с «мужским», при описании норм, стереотипов, социальных ролей, типичных для женщин.
Исследования, которые именовались «гендерными» и были опубликованы в 70-е, были «женскими исследованиями» и велись они женщинами-учеными, стоявшими на феминистских позициях. Те же самые исследования в 70-е могли также называться:
В 1975, объявленном ООН
«Всемирным годом женщины», американская
исследовательница Нин Коч
Главными отличиями «женских
исследований» или «
Говоря о главных достижениях
гендерных исследований на их первом,
феминологическом этапе, нужно подчеркнуть,
что они: ввели фактор различия полов
в традиционный социальный, в том
числе социально-
На данном (раннем, феминологическом) этапе гендерные исследования были научным движением без центра и лидера, без общего, единого стиля и целей. Развивавшие их приверженцы знали одно: они не хотели быть похожими на представителей «мужской» науки, полной конкуренции, стремления к лидерству и выстраиванию иерархий. Чтобы избежать всего этого и добиться большего единения, феминологи предлагали совместно подписываться на научные журналы, проводили свои занятия в комнатах, где можно поставить стулья в форме круга, практиковали ведение дневников размышлений (объявляя опыт каждой интересным всем), при общении использовали только обращение по имени (оставив мужскому сообществу именование по фамилии; впоследствии во имя равенства они призвали и имена писать со строчных букв). Феминологи 70-х увлекались созданием малых творческих групп и коллективов, небольших совместных проектов, едва ли не первыми стали практиковать интерактивность в преподавании – постоянный обмен мнениями профессоров со студентами во время лекций, интеллектуально и эмоционально вовлекающих обе стороны в процесс обучения. Отказ от принципов лидерства, иерархий и дисциплинарности не имел аналогов в мировой истории науки, поэтому ни одно из ее направлений и образовательных стратегий не изменили настолько системы академического образования и обучения (особенно в США), как это удалось женским и гендерным исследованиям.
Несмотря на очевидные
успехи – и в содержании, и
в методах получения нового знания
– традиционная наука восприняла
скептически возникновение «
1.2 Вторая стадия развития гендерных исследований
Признание «женских исследований», возникновение «мужских» (андрологии) – 1980-е годы. За включение «женских исследований» в систему высшего образования раньше других стали выступать исследовательницы и преподаватели американских университетов, где знания о женщинах интенсивно вводились в традиционно преподаваемые дисциплины уже с 70-х7. Там широко обсуждались явления дискриминации женщин в публичной сфере, в том числе в науке, а также в частной сфере, анализировались гендерные предрассудки, существующие в обществе и, в частности, во властных и образовательных структурах, отразившиеся в литературе и т.п. Особенно жаркие споры вызывал междисциплинарный характер «женских исследований», ставящий под вопрос их самостоятельный статус – ведь они претендовали на ранг независимой дисциплины, а не просто «раздела» в рамках дисциплин уже существующих. Не совсем был ясен и ответ на вопрос, специалистов какого профиля должны выпускать факультеты «женских исследований».
Информация о работе Гендерное измерение религии в творчестве Ж. Батая