Понятие энергии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:21, доклад

Описание работы

Восточная религиозная мысль характеризуется тем, что объединяет дух, или духовность с энергетическим взглядом на тело. Например, хатха-йога предполагает существование двух противоположных энергий: «ха» — или энергии Солнца, и «тха» — или энергии Луны. Цель хатха-йоги — достижение равновесия между этими двумя силами. Согласно Эсудиан и Хайх — авторам книги «Йога и Здоровье», наше тело пронизано позитивными и негативными потоками энергии, и когда эти потоки полностью уравновешиваются, мы наслаждаемся идеальным здоровьем. Легко понять, почему примитивные народы считают Солнце и Луну энергетическими телами: оба они непосредственно влияют на Землю и жизнь на ней.

Файлы: 1 файл

лоуен.docx

— 224.70 Кб (Скачать файл)

У пациента существует большая потребность дотронуться  до терапевта, потому что существует табу на такое прикосновение, что  является причиной возникновения чувства изоляции. Чтобы преодолеть этот запрет, я часто прошу пациента, в то время как он лежит на кровати, дотронуться до моего лица. Я использую эту процедуру после того, как раскрыл некоторые опасения пациентов. Нагнувшись над ним, я нахожусь в позиции матери или отца, глядящего на пациента как на ребенка. Сомнение, пробный жест, тревога, вызванные этим маневром, сначала поражали меня. Многие пациенты дотрагивались до моего лица только кончиками пальцев, как если бы боялись полного контакта рукой. Некоторые говорили, что опасались быть отвергнутыми, другие чувствовали, что не имеют права прикоснуться ко мне. Без одобрения лишь немногие ощущали, что могут приблизить мое лицо к своему, хотя это было то, что они хотели сделать. Во всех случаях эта процедура вела вглубь проблемы, которую нельзя было постичь только с помощью слов.

В некоторых случаях  прикасание пациентов носит исследовательский  характер. Человек позволяет своим  пальцам блуждать по моему лицу, подобно ребенку, исследующему черты  лица у родителей. Иногда пациент  отталкивает мое лицо прочь, возвращая  неприятие, которое он однажды испытал. Однако если пациент поддается своему сильному желанию физического контакта, он охотно притянет меня к себе, держа  крепко и чувствуя мое тело своими руками. Поскольку я чувствую его  сильное желание, он чувствует мое  принятие. Вступление в контакт со мной дает ему возможность вступить в больший контакт с самим  собой, что является целью терапевтического усилия.

Следующая, наиболее важная, область взаимодействия заключается  в отношении человека к земле. Каждая поза, которую мы принимаем, каждый шаг, который мы делаем, включает в себя это отношение. В отличие  от птиц или рыб, больше всего времени  мы проводим на суше. И в отличие  от других млекопитающих, мы стоим и  передвигаемся на двух ногах. Это  положение освобождает наши руки за счет перемещения функции поддержки  массы тела на позвоночный столб  и ноги. Переход к прямому положению  перемещает напряжение на мышцы спины, сосредоточенные в пояснично-крестцовой области.

Мы можем, например, описать индивидуума как имеющего «устойчивость» или «неустойчивость» в обществе. В последнем случае он не считается личностью. В какой-то ситуации мы можем также спросить: «Как вы стоите?» Ваша поза будет  определять вашу позицию. Кто-то может  «стоять за» предложение или  против него. Если кто-то не «встал на свою позицию», он остался «стоять в  стороне». Если человек занял какую-то позицию, то он может «твердо стоять на этом», в этом случае он «стоит на своем». Существует понятие устойчивости положения. Это отражается в таких  утверждениях, как «устоять» при нападении, разрушении или болезни, или «устоять против критики».

Противоположностью  «стоять» как глаголу является не «сидеть», что представляет из себя иной вид действия, а болтаться, резко  падать и изворачиваться. «Изворотливый» тип не стоит на одном месте, человек, который «падает», не может удержать позицию, а «болтающийся без дела», оказывается без места. Эти выражения  являются метафорами, когда используются для описания поведения; в то же время  применительно к личности они  имеют буквальный смысл. Существуют люди, чьи тела показывают привычную  сутулость, у других тела как бы падают или выражают некоторую степень  слабости. Некоторые люди не могут  стоять спокойно, не перенося массу  своего тела с одной ноги на другую. Когда подобные термины описывают  типичное положение тела, они описывают  человека.

Положение человека в жизни (т.е. его основная позиция  как человеческого существа) ярко отражается его телом. Давайте возьмем  как наиболее общий пример склонность многих людей стоять со сведенными вместе коленями. Результатом этого  положения является преобразование ног в жесткую опору при  утрате их гибкости (действия коленей). Это положение неестественное, а  его использование означает, что  человек чувствует потребность  в дополнительной поддержке. Таким  образом, эта поза говорит нам  о том, что у данного человека есть ощущение неустойчивости (иначе  зачем необходимость дополнительной поддержки?), осознает он это чувство  или нет. Попытка попросить этого  человека постоять со слегка согнутыми  коленями во многих случаях вызовет  вибрацию в ногах, а это может  пробудить чувство, что «мои ноги не хотят держать меня».

При правильном стоянии  человек должен быть заземлен. Ступни должны довольно ровно стоять на полу, своды стоп должны быть расслаблены, но не сильно. То, что мы обычно называем плоскостопием, является сильно расслабленным  сводом стопы, в результате чего масса  тела перемещается на внутреннюю сторону  стопы. С другой стороны, высокий  свод стопы является признаком спастичности или сокращения мышц стопы. Высокий подъем стопы уменьшает контакт между стопой и землей, что означает, что ноги человека недостаточно прочно стоят на земле. Интересно отметить, что высокий подъем стопы в течение долгого времени считался более здоровым и имеющим наибольшие достоинства. Многие из нас могут вспомнить, что полицейских называли плоскостопыми из-за того, как мне кажется, что их стопы были вынуждены стать плоскими из-за «отбивания ритма», как мы все еще говорим. «Плоскостопый» было пренебрежительным выражением и означало низкую позицию на социальной лестнице.

Когда я был маленький, моя мать постоянно беспокоилась по поводу моего плоскостопия. Она  клала жесткую прокладку в  мои теннисные туфли из-за боязни плоскостопия. Мне очень хотелось иметь теннисные туфли, потому что  они были идеальны для бега и для  игр в мяч, в которые мы играли. У всех остальных детей были тенниски, поэтому я начал сражение и  в конце концов получил их. Однако моя мать настояла, чтобы у меня были стельки для поддержания  свода стопы, что было для меня мукой, и потребовалось некоторое  время, чтобы я мог освободиться от этого бедствия. Причина страданий  была реальная, потому что в детстве  я все время страдал от мозолей  из-за тесной жесткой обуви. У меня никогда не было плоскостопия, но у  меня не было и высокого подъема, что  доставило бы радость моей матери. На самом деле мои ступни не были достаточно плоскими, и в течение  тех лет, когда я работал над  своей биоэнергетикой, я пытался  привести мои ступни в более полное соприкосновение с землей, уплощая их. Я уверен, что в результате этой работы у меня не стало мозолей, потертостей, мои ноги окрепли.

Отношение ступней  к состоянию устойчивости и социальному  положению нашло отражение в  давнем китайском обычае туго стягивать  ступни маленьким девочкам, оставляя ноги маленькими и относительно бесполезными. Для этого было две причины. Маленькие  ступни были признаком более высокого социального положения; все женщины  китайской знати имели маленькие  ступни. Это означало, что они  не должны были выполнять тяжелую  физическую работу или ходить далеко, вместо этого их носили на носилках. Крестьянские женщины, которые не могли  позволить себе такую роскошь, оставались с большими, широкими, плоскими ступнями. Другой причиной для связывания женских  ступней было то, что это привязывало  их к дому и отнимало их независимость. Несмотря на то что этот обычай был  классовым, его можно рассматривать  как отражение культуральных и социальных взглядов китайцев. Исследование того, как культуральные отношения отражаются в выражении тела, называется кинезисом. В биоэнергетике мы изучаем влияние культуры на само тело.

На протяжении многих лет на доске бюллетеней в Институте  Биоэнергетического Анализа висела картинка, изображающая профессора анатомии, стоящего перед схемой человеческой ноги с указкой в руке и обращенного  лицом к обучающимся в Медицинской  школе. В надписи под картинкой  были его слова: «Я уверен, что те из вас, кто собираются стать психиатрами, все же заинтересуются тем, что я  хочу вам рассказать». Наверное, то, что он собирался сказать относительно стопы, не относилось к психиатрии. Мы в биоэнергетике всегда верили, что ноги человека могут рассказать о его личности столько же, сколько его голова. Прежде чем я ставлю диагноз личностной проблеме, я предпочитаю посмотреть, как человек стоит. Чтобы сделать это, я смотрю на его ноги.

Уравновешенная  личность устойчиво стоит на ногах, масса ее тела полностью распределена между носками и пятками. Если масса человека перенесена на пятки, как это случается, когда он стоит  со сведенными коленями, то человек  физически не сбалансирован. Легкий толчок в грудь легко опрокинет  его назад, особенно если он не готов  к сопротивлению. Я демонстрировал это много раз в ходе наших  семинаров. О таком человеке можно  сказать, что он «бесхарактерный», его  «легко сбить». Эта позиция пассивна. Перенесение массы тела на носки  делает человека готовым к движению вперед, придавая ему агрессивное  положение. Так как балансирование не является статическим явлением, то оно требует постоянного регулирования  положения тела человека и делает необходимым осознание важности его ног.

Замечание типа «человек стоит двумя ногами на земле» может  быть понято буквально только тогда, когда существует ощутимый контакт  между ногами и землей. Такой контакт  имеет место, если возбуждение или  энергия попадает в стопы, создавая состояние вибрирующего напряжения, подобное описанному выше для рук, когда  человек концентрирует внимание или направляет свою энергию на них. Тогда человек осознает свои стопы  и способен правильно сохранить  равновесие тела.

Все говорят, что  современный человек отчужден или  изолирован, реже его описывают как  вырванного с корнем или не имеющего корней. Джеймс Мишенер охарактеризовал часть современной молодежи как дрейфующие. Как культуральное явление — это предмет социологического исследования, но это также и биоэнергетическое явление; недостаток чувства укорененности должен происходить из некоторого расстройства в функционировании тела. Нарушение происходит в ногах, которые являются нашими подвижными корнями. Так же как корни дерева, наши ноги и ступни энергетически взаимодействуют с землей. Человек может чувствовать, как заряжаются и оживают его ноги, когда он идет босиком по мокрой траве или горячему песку. Человек также может получить подобное ощущение от биоэнергетического телесно переживаемого упражнения. Я обычно использую для этой цели такое упражнение: прошу человека нагнуться вперед и слегка коснуться земли кончиками пальцев. Стопы расставлены на ширину примерно двенадцать дюймов (30 см), носки чуть-чуть повернуты вовнутрь. Начав выполнять это с согнутыми в коленях ногами, человек выпрямляет их, пока не возникает напряжения в мышцах, расположенных на задней поверхности ног. Однако ноги не следует полностью выпрямлять. Нужно держать это положение около минуты или больше, до тех пор, пока человек дышит легко и глубоко. Когда ощущение попадает в ноги, они начнут вибрировать, когда оно достигает ступней, в них может начаться покалывание. Пациенты, выполняющие это упражнение, иногда говорят, что чувствуют себя «укоренившимися», когда это происходит; они могут даже ощущать свои ноги вросшими в пол.

Ощущение «укорененности», или «заземленности», наличие «устойчивости», или «выносливости», являются важными и, как мне кажется, редкими человеческими ценностями. Автомобиль лишил нас использования наших ног и ступней в полной мере. А путешествия по воздуху полностью оторвали нас от земли. Однако их основное действие на тело является больше косвенным, чем направленным. Влияние современной цивилизации в основном изменяет детско-родительские взаимоотношения, заметно уменьшая близость телесных контактов между матерью и младенцем. Мать является первой опорой для младенца, или, говоря иначе, младенец заземляется через тело своей матери. Почва и земля символически идентифицируются с матерью, которая является представителем земли и дома. Интересно отметить, что слово «укоренение» также используется при описании инстинктивных движений младенца в поисках соска. Мои пациенты терпели неудачу в развитии чувства заземленности или укорененности из-за недостатка приятного контакта с телом своей матери. Без сомнения, их матери сами не были полностью заземленными людьми. Мать, которая сама часто меняет место жительства и образ жизни, не может обеспечить чувство безопасности и заземленности, в которых нуждается младенец. Если мы не будем признавать эти биоэнергетические факты, то будем неспособны предотвратить катастрофическое влияние на человеческую жизнь высоко механизированной и технологической культуры.

Знаки и выражения тела

Язык тела — это  не что иное, как невербальная коммуникация. В настоящее время он вызывает повышенный интерес, поскольку было обнаружено, что большое количество информации передается или может  быть получено невербальным путем. Тон  голоса человека или его взгляд часто  имеют большее влияние, чем слова, которые он произносит. Когда я  был маленький, дети часто пели такой  припев: «Палки и камни могут сломать  мои кости, а дразнилка никогда  не убьет меня», подразумевая, что  они были глухи к вербальным насмешкам. Но ведь есть и выражение: «Взглядом  можно убить». Если мать посылает ребенку  убийственный взгляд, то от него нелегко уклониться. Дети лучше осознают язык тела, чем взрослые, которых в школе долгие годы учили обращать внимание на слова и игнорировать выражение тела.

Каждый умный  студент, изучающий поведение человека, знает, что словами можно сказать  ложь. Часто невозможно узнать из слов, правдива или лжива передаваемая информация. Особенно правдиво слова  звучат в личных заявлениях. Например, когда пациент говорит: «Я чувствую себя замечательно» или «Моя сексуальная  жизнь великолепна, в ней нет  ничего плохого», — то нельзя узнать из его слов, правдивы ли его утверждения  или нет. Мы часто говорим, что  хотим, чтобы люди доверяли нам. С  другой стороны, язык тела не может  обмануть, если человек знает, как  прочесть его. Если мой пациент действительно  чувствует себя отлично, его тело будет отражать это состояние. Я  могу предположить, что его лицо будет сиять, глаза будут блестеть, голос будет звучным, а движения живыми. При отсутствии этих физических признаков я переспрошу его по поводу его утверждения. То же самое  в значительной степени относится  к замечанию по поводу сексуальности. Когда тело человека показывает через  паттерн мышечного напряжения, что  человек держит свои чувства внутри — поджатый таз и сдавленная шея  — то невозможно, чтобы у него была «великолепная» сексуальная жизнь, потому что он не способен дать выход  сильному сексуальному возбуждению.

Тело не лжет. Даже тогда, когда человек пытается спрятать свои правдивые чувства за некоторую  искусственно созданную позу, его  тело разоблачает притворство состоянием напряжения, которое оно создает. Никто не является хозяином своего тела полностью, и это может использоваться как детектор лжи. Когда человек  говорит ложь, то создается состояние  телесного напряжения, которое отражается на артериальном давлении крови, пульсе и электрической проводимости кожи. Новейшие технологии анализируют голос, чтобы установить различия: тон и  резонанс отражают любые чувства  человека. Поэтому логично, что его  используют в процедурах определения  лжи.

Информация о работе Понятие энергии