Понятие энергии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:21, доклад

Описание работы

Восточная религиозная мысль характеризуется тем, что объединяет дух, или духовность с энергетическим взглядом на тело. Например, хатха-йога предполагает существование двух противоположных энергий: «ха» — или энергии Солнца, и «тха» — или энергии Луны. Цель хатха-йоги — достижение равновесия между этими двумя силами. Согласно Эсудиан и Хайх — авторам книги «Йога и Здоровье», наше тело пронизано позитивными и негативными потоками энергии, и когда эти потоки полностью уравновешиваются, мы наслаждаемся идеальным здоровьем. Легко понять, почему примитивные народы считают Солнце и Луну энергетическими телами: оба они непосредственно влияют на Землю и жизнь на ней.

Файлы: 1 файл

лоуен.docx

— 224.70 Кб (Скачать файл)

Третий  канал коммуникации от сердца к миру спускается вниз через талию и таз к половым органам. Секс является актом любви, но является ли он просто действием или выражением искренних чувств, снова вопрос того, участвует ли в этом сердце. Когда чувство любви к партнеру сильное, сексуальное переживание интенсивное и достигает уровня возбуждения, что делает кульминационный пик, или оргазм, экстатическим явлением. Ранее я уже отмечал, что полный и удовлетворяющий оргазм возможен только тогда, когда человек отдается этому полностью. В этом случае он может почувствовать сердечный скачок (скачок радости) в момент кульминации. Но этот канал также может быть отрезан или закрыт в разной степени напряжением в нижней части тела.

Секс без чувств подобен еде без аппетита. Конечно, у многих людей есть какие-то чувства, вопрос лишь в том, как их много  и насколько открыт канал коммуникации. Одним из наиболее общих расстройств  у людей является разобщение между  верхней и нижней половинами тела. Иногда эти две половины не выглядят принадлежащими одному и тому же человеку. У некоторых людей верхняя  часть тела хорошо развита, в то время  как таз и ноги малы и выглядят довольно незрелыми, как если бы они  принадлежали ребенку. У других таз  полный и округлый, но верхняя половина тела маленькая, узкая, как у ребенка. Во всех этих случаях чувства одной  части не интегрированы с чувствами  другой. Иногда верхняя половина тела имеет жесткие ригидные агрессивные  качества, в то время как нижняя половина проявляет мягкость, пассивность  и мазохизм. Всякий раз, когда существует степень диссоциации, естественные дыхательные движения свободно не протекают через тело. Дыхание либо грудное, с малым вовлечением живота, либо диафрагмальное, с ограниченными движениями грудной клетки. Если попросить человека согнуться, как в арке тай-чи, линия тела не сформирует правильную дугу. Таз либо удерживается впереди, либо оттянут назад, вызывая разрыв в линии и в единстве тела. Недостаток единства означает, что голова, сердце и гениталии дезинтегрированы.

Хроническое мышечное напряжение, блокирующее свободное  течение возбуждения и чувства, часто обнаруживается в диафрагме, мышцах, окружающих таз, и в верхних  частях ног. Расслабление мышц с помощью  как физического, так и психологического подхода позволяет людям начать чувствовать «целостность». Это  их мир. Голова, сердце и гениталии  или мысли, чувства и секс более  не разделены на части или отдельные  функции. Секс все больше и больше становится выражением любви с соответственно большим удовольствием. Беспорядочное  половое поведение, которое было ранее, как правило, прекращается.

У женщин сердце имеет  прямую и непосредственную связь  с грудью, которая эротически и  гормонально отвечает на импульсы, проистекающие из сердца. При сексуальном  возбуждении соски наливаются кровью и выпрямляются, при кормлении  молочные железы выделяют молоко. Таким  образом, естественно, что процесс  кормления является одним из явных  выражений материнской любви. Иначе  говоря, трудно представить, чтобы материнское  молоко было не по душе ребенку. Младенец был зачат и развивался в той  же самой среде, в которой вырабатывается молоко. Тем не менее пациенты сообщали, что они ощущали материнское  молоко невкусным. Хотя я принимал подобные заявления серьезно, я не верю, что  молоко само по себе было виновато. Более  вероятно, что мать была озлоблена  и обижена на обремененность ребенком, а ребенок ощущал это и реагировал. Кормление, аналогично сексу, более  чем физиологическая реакция. Это  эмоциональный ответ, и, следовательно, он так же подчинен материнскому настроению и отношению. Поток чувств из сердца к груди может быть созидательным  и разрушительным.

Я рассуждал о  сердце так обстоятельно, потому что  оно является центром всей терапии. Люди приходят на лечение с различными жалобами: депрессия, тревога, чувство  неадекватности, ощущение несостоятельности  и т.д. Но за каждой жалобой стоит  отсутствие радости и удовлетворения в жизни. Сегодня модно говорить о самореализации и человеческом потенциале, но эти выражения не имеют смысла, пока кто-нибудь не спросит: потенциал для чего? Если кто-нибудь хочет жить более полно и богато, это возможно только в том случае, когда он откроет свое сердце для  жизни и любви. Без любви к  себе подобным — к природе, к Вселенной  — человек холоден, обособлен и жесток. Из наших сердец исходит теплота, объединяющая нас с миром, в котором мы живем. Эта теплота и есть чувство любви. Цель всей терапии помочь человеку увеличить его способность отдавать и получать любовь: развить его сердце, не только ум.

Взаимодействие с жизнью

Поскольку мы движемся от сердца к периферии тела, далее  рассмотрим те органы, которые взаимодействуют  с окружающим миром. Наш телесный язык насыщен выражениями, которые  происходят из проприоцептивного осознавания функций. Эти выражения столь богаты образами и значениями, что никто из изучающих человеческую личность не может проигнорировать их.

Мы начнем с лица, так как это та часть тела, которая  открыто обращена к миру. Это то первое, что оценивается, когда один человек смотрит на другого. Так  же как слово «сердце» сравнивалось по значению с центром, или ядром, так же и значение слова «лицо» расширилось и включает в себя внешний вид предметов и ситуаций. Так говорят о лице здания или  пейзажа. В замечании «старые  проблемы с новым лицом» мы ссылаемся  на внешние изменения в ситуации без соответствующего изменения  в сущности.

Слово «лицо» также  используется при обращении к  персональному образу, который соотносит  понятие лица с эго, так как  эго в одной из своих функций  сопоставляется с образом, который  человек проецирует. «Потерять лицо»  означает испытать удар по своему эго, поэтому большинство людей стараются  «сохранить лицо». Если кто-то «прячет  свое лицо», это означает чувство  стыда, в котором эго чувствует  себя униженным. Личность с сильным  эго «глядит в лицо» ситуации, в то время как слабая личность могла «отвернуть лицо». Самовыражение  включает в себя лицо, а то выражение  лица, которое мы принимаем, много  говорит о том, кто мы и как  мы себя чувствуем. Есть лица улыбающиеся, подавленные, ясные, печальные и  т.д. К несчастью, большинство людей  не осознают выражение своих лиц  до такой степени, что они теряют связь с тем, что они есть и  что они чувствуют.

Эти размышления  позволяют нам оценить персональное эго, исходя из лица. Лицо шизоидного индивидуума  обычно маскообразно, что является одним из диагностических признаков  этого состояния — показателем  низкого положения его эго. Так  как состояние при терапии  улучшается, лицо становится более  выразительным. Большое полное лицо означает сильное эго (это язык тела), но иногда можно увидеть большие  голову и лицо на маленьком теле или наоборот, большое тело с маленькими головой и лицом. В этих случаях можно предположить определенный уровень диссоциации между эго и телом.

Другое интересное наблюдение — тенденция многих длинноволосых  юношей и девушек прятать свое лицо под волосами. Мне это представляется выражением их нежелания быть обращенными  лицом к миру. Это может быть так же интерпретировано как неприятие  нашей культуральной склонности придавать слишком большое значение внешнему виду. Многие молодые люди в своих личных выпадах имеют анти-эго предубеждение: престиж, состояние, внешний вид и материальные признаки положения и власти отвратительны для них. Мы можем понять эту позицию как сверхреакцию на важность внешнего вида, который ценился их родителями так высоко и часто за счет внутренней правды и внутренних ценностей.

Каждый орган  и черты лица имеют свой собственный  телесный язык. Брови, глаза, щеки, рот  и подбородок используются для обозначения  различных качеств или особенностей. Посмотрим на некоторые из выражений, включающих в себя эти анатомические  части. Высокий лоб означает человека, претендующего на утонченность и  интеллектуальность. Противоположность  этому — низкий лоб — грубый малый. Когда человек смотрит  потупленно, это значит, что он запуган угрозами, повелительными словами или взглядами. Его брови фактически опущены. Когда человек бесстыжий и дерзкий, говорят, что он имеет наглую морду. Его щеки буквально выделяются, так как они становятся наполненными кровью и чувством.

Функция зрения очень  важна, чтобы осознать, что мы уравниваем слово «видение» с пониманием. «Далеко видящий человек» не только видит далеко, но также мыслит вперед. Блестящие глаза являются одновременно признаком и символом бьющей через  край энергии. Как выразительный  орган глаза играют большую роль в языке тела. Так много значения может быть передано взглядом, что  мы часто оцениваем людские ответы по глазам. Что касается рта, мы используем такие выражения, как «большеротый», «златоустый», «рот на замке» и так далее. Функция зубов также богата метафорами. «Ухватить кусок» — более сильное выражение, чем «вступить в борьбу». Человек, который «держится зубами за свою шкуру», находится в отчаянии. Мы говорим о «лакомом кусочке», как о чем-то, что обещает удовольствие. Наконец, я хотел бы отметить английское выражение «выше голову» (дословно «выше подбородок»), что означает не унывать при невзгодах. Опускание подбородка является начальным движением на пути к рыданиям. Это можно отчетливо наблюдать у младенцев, чьи подбородки опускаются и начинают дрожать непосредственно перед началом плача. В биоэнергетической терапии иногда необходимо убедить пациента опустить подбородок прежде, чем он сможет позволить себе начать плакать.

Человеческий голос  наиболее выразительное средство человека. Пол Мозес в своей книге «Голос невроза» описывает звуковые элементы в голосе и показывает их отношение к личности. Телесный язык признает важность присутствия голоса. Если у кого-то в деле «нет голоса», это означает, что он не идет в расчет. Ему «нечего говорить». Потеря голоса может, следовательно, означать потерю положения в обществе.

Функции плеч, рук  и кистей рук делают свой вклад  в телесный язык. Человек «взваливает  на свои плечи ответственность», если он несет ее. Он «расталкивает локтями  себе дорогу», если агрессивен, и «берет в руки оружие», когда встречает  опасность. Если кто-то «держит себя в руках», мы гордимся им. Чье-то участие  в делах описывается как «иметь свою руку».

Кисть руки является главным инструментом при прикасании. Она содержит больше осязательных нервных  окончаний, чем любая другая часть  тела. Прикосновение, таким образом, является в большей степени функцией контакта кисти, но это не механическое действие. В человеческих отношениях прикасание является чувственным контактом  с другим лицом. Итак, выражение «я тронут вами» является другим способом высказывания того, что вы пробудили  во мне ответные чувства — более  тонкий способ высказывания, так как  это также подразумевает идею близости. «Контактировать» означает быть осведомленным. Это выражение  показывает тесную связь между прикасанием  и знаниями. Младенцы узнают качества предметов, помещая их в рот, где  вкус является важной чувствительной модальностью. Дети, однако, учатся дотрагиваться.

Связь между прикасанием  и узнаванием ставит важный вопрос перед терапией. Можно ли реально  узнать другого человека, не прикасаясь к нему? Или как вы сможете почувствовать  другого человека, не прикасаясь к  нему? Традиционный психоанализ с  его избеганием любого физического  контакта между пациентом и аналитиком, я полагаю, из-за страха, что подобный контакт может пробудить сексуальные  чувства, поставил барьер между двумя  людьми, которые нуждаются в соприкосновении  друг с другом более непосредственным способом, чем через слова. При  прикасании к телу пациента терапевт может ощутить в нем многие вещи: мягкость и жесткость его  мускулатуры, сухость его кожи, жизненность  его тканей. Через свое касание  он может передать пациенту идею, что  он чувствует и принимает пациента как физическое существо и что  прикасание является естественным способом контактирования.

Для пациента физическое прикосновение терапевта является признаком его заботы. Это возвращает к тем дням, когда пребывание на руках у матери и ее прикосновение  было выражением нежной и ласковой заботы матери. В нашей культуре многие люди страдают от отсутствия телесного  контакта, восходящего ко времени  их раннего детства. В результате этого лишения они хотят, чтобы  к ним прикасались бережно  и держали на руках, но они боятся попросить об этом. Они чувствуют  запрет на физический контакт, потому что умственно и физически  он слишком тесно связан с сексуальностью. Так как запрет такого рода осложняет  для людей реальный контакт друг с другом, то терапевтически важно  уничтожить это. Таким образом, терапевт должен показать, что он не боится прикоснуться к пациенту.

Но если терапевт кладет руки на пациента, это поднимает  вопрос о качестве касания. Можно  прикоснуться к пациенту, особенно противоположного пола, таким образом, что прикасание будет восприниматься как сексуальное, а физический контакт  эротически. Подобное прикасание подкрепляет  глубочайшую тревогу пациента относительно физического контакта и усиливает  запрет на глубоком уровне, несмотря на заверение терапевта, что все  в порядке. Не все в порядке. Любое  сексуальное вовлечение терапевта  является предательством доверия в  терапевтических отношениях, и оно  подвергает пациента той же самой  травме, которую он испытал в детско-родительских отношениях. Если предательство воспринимается как норма, это ведет к паттерну сексуального внешнего притворства, которое  скрывает невозможность установить настоящий контакт через касание.

Терапевтическое касание  должно быть теплым, дружелюбным, заслуживающим  доверия и свободным от любого личного интереса, чтобы вселять  уверенность при прикосновении. Но поскольку терапевт также является человеком, его личные чувства временами  могут быть помехой. Когда это  случается, ему не следует касаться пациента. Следовательно, терапевт должен знать себя, быть в мире с самим  собой, прежде чем он сможет контактировать с пациентом. Прохождение через  свою собственную терапию является основным условием для проведения терапии  с другими. От терапевта следует  ожидать знания характерных особенностей прикасания, способности узнавать разницу  между чувственными прикасаниями и  поддерживающими, между решительными и жесткими и между чисто механическим прикасанием и тем, которое наполнено  чувством.

Информация о работе Понятие энергии