Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 09:03, курсовая работа
Миграции населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграция являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др. В частности, социальному работнику приходится ориентироваться в социологических вопросах миграции.
Введение 2
Глава I. Проблема миграции и ее современное состояние 6
1.1 Теоретические основы проблемы миграции 6
1.2 Миграционные процессы в современной России 11
1.3 Социальные и психологические проблемы вынужденных мигрантов 19
Глава II. Службы миграции и их роль в реализации государственной
социальной политики 24
2.1 Основы государственной политики в области миграции 24
2.2 Организация федеральной миграционной службы 30
2.3 Реорганизация государственной миграционной службы в 2002 году 37
Глава III. Анализ миграционных проблем и путей их решения
в Курской области 41
3.1 Характеристика миграционных процессов в Курской области 41
3.2 Деятельность региональной миграционной службы 46
Заключение 56
Библиографический список 59
Количество
лиц, получивших в России
вынужденных мигрантов ([16], c. 35).
|всего на начало 1999 г.|1 100 000 чел. (160 000 беженцев, из них 500 из|
| |третьих стран, 940 000 вынужденных |
|
|переселенцев)
|процент от населения |0,74%
|России
|
|в 1995 г.
|274 000 чел.
|в 1996 г.
|172 000 чел.
|в 1997 г. |120 000 чел. (беженцев - 5 000) |
|в 1998 г. |118 150 чел. (беженцев - 450) |
Более подробная статистика миграционных потоков приведена в
приложении.
С 1992 года официальный статус получили 1 400 000 вынужденных
мигрантов. Начиная с 1997 года ФМС активно включила механизмы лишения и
утраты статуса беженцами. Всего статус утратили 300 000 беженцев, из них
114 000 - в 1998 году.
Изначально Миграционная политика России в отношении беженцев была
основана не на принципе защиты беженцев, а на защите государства от
беженцев. Не замечать людей и их проблемы - основная тактика нашей власти.
Здесь налицо наивная надежда на то, что все каким-то образом "само
рассосется".
Как отмечалось, большинство беженцев на территории России - это люди,
чьи проблемы непосредственно порождены политикой СССР и России, -
русскоязычное население бывших советских республик, жертвы войны в Чечне и
беженцы из тех стран "третьего мира", которые находились в сфере активного
влияния СССР. Однако, российское государство не берет на себя
ответственности ни за одну из этих категорий.
По сей день
сохраняются два
политики в отношении
1. полный отказ
в поддержке беженцам из
2. максимальное удерживание наших бывших сограждан в тех республиках,
где их застал распад СССР.
Беженцы из третьих стран. Первый тезис связан с тем, что, принимая
законы "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах", руководители
государства были, кажется, искренне убеждены в невозможности притока
беженцев из третьих стран в Россию. Неоднократно приходилось слышать о том,
что "Россия и сама не жирует, куда еще и беженцев принимать! Мы и не
думали, что к нам кто-то поедет." (Юрий Архипов, в 1993 году - заместитель
руководителя ФМС, начальник Департамента внешней миграции).
Надо отметить, что новая редакция Закона "О беженцах", принятая в 28
июня 1997 г., привела определение беженца в полное соответствие с
Конвенцией ООН 1951 г. В силу этого определения в круг лиц, которые могут
ходатайствовать о предоставлении им статуса беженца, вошли, так называемые,
"беженцы на месте", т.е. те, кого изменения политической ситуации в их
стране застали на территории России. Таким образом афганцы, когда-то
приехавшие в Россию работать или учиться, теперь получили возможность
приобрести статус беженцев или политическое убежище. Однако новый подход к
их правовому положению с великим трудом пробивает себе дорогу.
Юристы из общественных организаций пытаются помочь беженцам из
третьего мира в российских судах отвоевать их право на предоставление
статуса. Успех сопутствует единицам.
Рассматривать миграцию в Россию как положительный фактор, как признак
и возможность более эффективного развития страны недоступно ни для
менталитета российской политической элиты, ни для мелкого местного
чиновника. Достаточно сказать, что серьезной программы в области миграции
нет ни у одной политической партии.
Из десятков тысяч покинувших Чечню людей только около 2 тысяч были
размещены по Центрам временного размещения ФМС, где они получают только не
очень хорошее питание и место в общежитии. Не имея денег, они лишены
возможности передвигаться в поисках места жительства и работы. Только в
середине 1997 г. положение начало несколько меняться к лучшему.
Постановление Правительства РФ №510 "О порядке выплаты компенсаций за
утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате
разрешения кризиса в ЧР и покинувшим ее безвозвратно" было принято 30
апреля 1997 года. В нем не предусмотрено никаких мер по компенсации
утраченного тем, кто остался в Чечне. Но и для "безвозвратно" ее покинувших
установлены жесткие рамки по времени выезда (с 12.12 94 г. по 23.11.96 г),
необходимый набор документов, подтверждающих право на жилье, и многие
другие ограничения. На сегодняшний день менее 8 тысяч семей получило
компенсацию. В бюджете на 1999 г. была заложена только треть тех средств
(1200 миллионов рублей), которые были бы необходимы для полного покрытия
расходов на реализацию Постановления № 510, после чего можно было бы
ставить вопрос о расширении его рамок. Это значит, что десятки тысяч людей,
оставленных государством без крова, имущества, куска хлеба, еще не один год
будут скитаться по России, просить, требовать, пытаться отстоять свои права
на крышу над головой, труд, образование, медицинское обслуживание.
Правила компенсации
не учитывают реально
уравнивают всех. Попытки получить через суд возмещение реального
материального ущерба и морального вреда не приводят к успеху. Суды
отказываются серьезно рассматривать иски граждан РФ к Государству.
Законы предполагают разделение ответственности за положение беженцев
между федеральными и региональными органами исполнительной власти, однако
не создан механизм, который вынуждал бы местную администрацию опекать
беженцев. Земли и жилые помещения были предоставлены многим группам
беженцев еще руководством СССР, когда основной формой собственности была
государственная. Теперь местные власти владеют землей и жилыми помещениями,
предоставленными в
приватизируются или выкупаются у властей. Новые владельцы выживают
навязанных им жильцов, правовое положение которых весьма неопределенно. В
лучшем случае удается добиться решения проблемы выселения в судебном
порядке. По России идет множество судебных процессов о выселении мигрантов
без предоставления им иного жилья. До последнего времени все они решались в
пользу хозяев помещений.
Кроме того,
сказывается обычное
заботам своих граждан: надо активно разрабатывать специальные программы,
работать с местными чиновниками и населением и т.п. Мигрант воспринимается
как обуза, конкурент местному жителю. Через СМИ руководители местной
исполнительной власти внушают населению отношение к мигранту как к
потенциальному преступнику. Особенно в этом усердствуют губернатор
Краснодарского края Ткачев и мэр Москвы Лужков. Так, московские власти
неоднократно публично заявляли, что 70% преступлений в Москве совершаются
приезжими. В то время как по данным Московской Прокуратуры более 76%
преступлений в Москве совершают жители Москвы и Московской области, и
только 11% приходится на граждан бывшего СССР из других республик.
1.3 Социальные и
психологические проблемы
Вынужденный переезд приводит к тяжелым для мигрантов последствиям:
расшатывается физическое и психическое здоровье, обостряются хронические
заболевания. В проведенных ранее исследованиях обнаружились фобические
реакции, энурез у детей, невротические проявления у взрослых. У многих
мигрантов налицо симптомы состояния посттравматического стресса, для них
характерна повышенная агрессивность, этническая интолерантность. Проблемы,
от решения которых зависит моральное и физическое состояние мигрантов,
проживающих на территории России, напрямую связаны с возможностью
реализации прав человека, записанных в гл. 1 и 2 Конституции Российской
Федерации. Наиболее остро для вынужденных переселенцев и беженцев стоит
задача реализации такой конституционной нормы, как право на охрану здоровья
и медицинскую помощь.
Формально в России русские мигранты из различных регионов не считаются
беженцами, а получают статус вынужденных переселенцев, как только принимают
российское гражданство. Беженцами же признаются только те мигранты, которые
не имеют права стать
национальностей. Фактически же и социально-экономическое положение и
психическое состояние как у вынужденных переселенцев, так и у беженцев
зачастую являются одинаково тяжелыми. Интересующая нас категория мигрантов
после переезда попадает в среду, не являющуюся для них абсолютно новой, и,
казалось бы, процесс привыкания облегчается отсутствием таких проблем, как
незнание языка, обычаев, традиций, тем не менее, многие переживают
серьезные психологические затруднения в процессе адаптации, испытывают
культурный шок, ощущают себя чужаками в окружении людей своей же
национальности.
К сожалению, при работе с вынужденными мигрантами о психологии
вспоминают только тогда, когда
возникает потребность в
случае ситуация уже запущена, а искалеченная психика нуждается не в
психологической помощи, а в медикаментозном лечении. Очень важно не
доводить дело до психического срыва. Именно психическое состояние человека,
его психологический настрой
справиться, выжить. Вынужденным мигрантам, особенно беженцам из "горячих
точек", крайне необходима психотерапевтическая помощь в преодолении
кризисных жизненных ситуаций и профессиональные консультации специалистов-
психологов. Существующие методы и приемы психотерапии помогают выйти из
депрессии, избавиться от негативных переживаний и мыслей, перейти от
деструктивного, разрушительного поведения к конструктивному,
созидательному. Специальные тренинги направлены на повышение уверенности в
себе, преодоление чувства тревожности, формирование позитивного образа
самого себя.
Для того чтобы организовать работу по психотерапевтической помощи
вынужденным мигрантами, необходимо иметь ясное представление об их
психическом состоянии. С начала 90-х г. проводятся исследования по
психодиагностике состояния
Краеугольным камнем понимания психического состояния вынужденных
мигрантов является кризис социальной идентичности - резкие трансформации
представлений личности о себе и своем месте в системе жизненных отношений.
Через кризис социальной идентичности прошло практически все наше общество.
Но особенно болезненным этот процесс оказался для вынужденных мигрантов. У
некоторых категорий вынужденных мигрантов идентичность трансформируется
настолько сильно, что перестает выполнять свои функции: интегрирующую - на
уровне группы и адаптивную - на уровне личности. Например, психологические
исследования беженцев из Грозного выявили полное разрушение структуры их
самосознания. Теряют свою значимость главные категории (социальный статус,
профессиональная принадлежность, семейные роли, половая, возрастная
принадлежности), на которые мы опираемся, ориентируясь в окружающем мире. В
частности, для беженцев становятся неактуальными такие статусные категории,
как гражданство и национальная принадлежность. Это кардинальная
трансформация структуры идентичности - осознание себя выброшенными за
пределы главных жизненных отношений в обществе.
Попадание в новую этнокультурную среду зачастую приводит к так
называемому культурному шоку. Следование прежним нормам и ценностям,
принятым в той среде, откуда человек был вынужден уехать, только усугубляет
ситуацию. Чем более жестко человек придерживается привычных для него
культурных моделей поведения, социально одобряемых в прежней культурен, тем
труднее ему приспособиться в новой среде. Причем существенную роль играют
не только этнические, но и культурные различия.
В то же время есть и другая крайность - например, ухудшается отношение
к своему народу, нарастают тенденции отрицания собственной культуры,