Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 09:03, курсовая работа
Миграции населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграция являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др. В частности, социальному работнику приходится ориентироваться в социологических вопросах миграции.
Введение 2
Глава I. Проблема миграции и ее современное состояние 6
1.1 Теоретические основы проблемы миграции 6
1.2 Миграционные процессы в современной России 11
1.3 Социальные и психологические проблемы вынужденных мигрантов 19
Глава II. Службы миграции и их роль в реализации государственной
социальной политики 24
2.1 Основы государственной политики в области миграции 24
2.2 Организация федеральной миграционной службы 30
2.3 Реорганизация государственной миграционной службы в 2002 году 37
Глава III. Анализ миграционных проблем и путей их решения
в Курской области 41
3.1 Характеристика миграционных процессов в Курской области 41
3.2 Деятельность региональной миграционной службы 46
Заключение 56
Библиографический список 59
становится безразличной этническая принадлежность, что также не
способствует успешной адаптации. Это означает, что человек не должен терять
своего лица, полностью отказываясь от привычных способов поведения, стиля
жизни. Для уже сформировавшейся личности такие перестройки чреваты тяжелыми
психологическими последствиями. Подобные трансформации самосознания у
беженцев и вынужденных переселенцев снижают уровень толерантности
(терпимости) к другим группам, препятствуя адаптации в новых условиях. В
таких ситуациях необходим достаточно длительный процесс культурной
адаптации, в ходе которого консультации психологов и психотерапевтов могут
оказать неоценимую практическую помощь.
Оказание профессиональной помощи в решении этих и других
психологических проблем является весомым аргументом при создании
психологических консультаций, служб психологической поддержки вынужденных
мигрантов. Эти службы, на мой взгляд, не должны быть самостоятельными
структурами, а представлять собой часть комплексной работы общественных
организаций, занимающихся практической деятельностью по оказанию помощи
беженцам и вынужденным
целесообразно организовывать совместно со специальными юридическими
консультациями. Психологическое консультирование должно также стать важным
компонентом структуры специализированных реабилитационных центров.
Около 90% ситуаций
с отстаиванием интересов
судах и оказанием им правовой помощи связано с легализацией пребывания
репатриантов в стране (получение гражданства Российской Федерации и
регистрации по месту жительства и/или по месту пребывания) и легализацией
их в качестве вынужденных переселенцев (получение соответствующего статуса
от территориального органа ФМС).
Этот «перекос» вовсе не означает, что, к примеру, с проблемами
трудоустройства, обеспечения жильем, социальными услугами все обстоит
благополучно. Дело тут в сочетании двух обстоятельств: во-первых, нарушения
прав переселенцев в означенных сферах являются массовыми; во-вторых,
юридическая борьба с этими нарушениями доказала свою результативность
(особенно когда дело доходит
до судебного разбирательства),
идет о противоречии действий разного ранга должностных лиц положениям
Конституции и других весьма четко сформулированных законодательных актов.
Другой вопрос, что «советским» людям, особенно находящимся в тяжелом
материальном и
свое мышление и заставить себя обратиться в суд, а затем проходить одну
судебную инстанцию за другой.
Что касается трудностей
переселенцев в получении
тут идет, во-первых, о так называемых ресурсоемких правах, соблюдение
которых крайне трудно «пробить» через суд, ведь само по себе судебное
решение не создает необходимого (и всюду в России тотально дефицитного)
материального обеспечения прав. Во-вторых, из-за этого дефицита
законодательные акты сформулированы так, что они практически никого ни к
чему не обязывают. К примеру, в первой версии «Закона о вынужденных
переселенцах», в той его части, где речь шла о конкретных видах помощи и
содействия государства, использовалось слово «обязанности». В частности,
статья 6 называлась «Обязанности органов государственной власти и
управления, органов местного самоуправления в отношении вынужденных
переселенцев» и далее шел текст: «Соответствующие органы государственной
власти и управления Российской Федерации, органы местного самоуправления
обязаны... предоставить, оказывать, содействовать, выплачивать,
регистрировать и пр.»). В новой версии закона соответствующая статья
значительно более двусмысленна и дает «органам» большую свободу для
маневра. Статья 7 называется «Полномочия федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления в отношении вынужденного переселенца» и
далее: «Федеральные органы... в пределах своих полномочий... предоставляют,
включают, оказывают, содействуют» и пр. (а могут и не включить, не
содействовать, не предоставить, что и происходит в большинстве случаев).
Таким образом, при попытках решить ключевые проблемы обустройства
мигранты как бы выводятся из правового пространства и попадают во власть
некоего неформального механизма, основанного на связях, деньгах, взятках и
пр., на их умении «устраиваться» и «договариваться».
Глава II. Службы миграции
и их роль в реализации
2.1 Основы государственной политики в области миграции
Анализ и прогноз современной демографической и социально-экономической
ситуации и перспектив ее развития показывают, что миграционные процессы в
долгосрочной перспективе
большую значимость.
Общая численность населения России за период 2001-2004 годов
сократится на 2,8 млн. человек. При этом население в молодых возрастах за
эти годы уменьшится на 4,7 млн. человек (с 27,8 млн. до 23,1 млн.).
Одновременно следует учитывать, что за пределами указанного периода
начнется абсолютное сокращение численности населения трудоспособного
возраста, общие потери которого за 2006-2015 годы оцениваются в 7,4 млн.
человек ([28], c. 90).
Учитывая, что по прогнозным оценкам Минэкономразвития России
среднегодовые темпы роста ВВП в 2002-2004 годах составят на менее 4%,
Российская Федерация уже в ближайшие годы может столкнуться с проблемой
обеспечения отраслей экономики кадрами, адаптированными к рыночной
экономике. В связи с изложенным, обеспечение все возрастающей потребности
отраслей экономики в
только за счет подготовки кадров из числа молодежи, но и за счет миграции
квалифицированных работников из стран ближнего зарубежья.
В связи с этим
роль и значение
среднесрочной перспективе неизмеримо возрастет, что предполагает
необходимость комплексного решения проблем внешней и внутренней миграции
населения.
Основные направления
деятельности Правительства
области миграции населения будут связаны с реализацией Концепции
государственной миграционной политики Российской Федерации, а также
Федеральной миграционной программой на 2002-2005 годы, в рамках которых
предусматривается разработка и реализация мероприятий по государственному
регулированию миграционных процессов и, в частности:
. по обеспечению условий для
интеграции вынужденных
среду на основе разработки и реализации новых подходов и направлений по
обустройству беженцев и вынужденных переселенцев, создания более гибких
механизмов использования ими различных видов ссуд, кредитов, жилищных
субсидий. При этом,
поскольку возможности
обустройству мигрантов ограничены, поддержка будет оказываться только
наиболее уязвимым или
нуждающимся гражданам,
будут концентрироваться на создании условий для их самообеспечения и
самообустройства;
. по содействию привлечению
иммигрантов в Российскую
интересов обеспечения экономики страны и ее регионов необходимыми
трудовыми ресурсами. При
этом предполагается как
страну
по натурализации и адаптации иммигрантов, вовлечению их в российский
социум (в приоритетном порядке – граждан стран СНГ). Предстоит
разработать меры селективной миграционной политики (по отдельным странам,
профессиям, квалификационным признакам), с учетом необходимых пропорций
привлечения мигрантов на временной и постоянной основе. Предусматривается
усиление взаимодействия центральных и местных органов власти по контролю
за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защите
отечественного рынка труда, обеспечению приоритетного права российских
граждан на занятие вакантных рабочих мест. В связи с этим особое внимание
будет уделяться созданию
эффективной системы
миграции иностранной рабочей силы;
. по усилению влияния миграционных процессов на улучшение обеспечения
отраслей экономики отдельных
территорий квалифицированной
Данное направление предполагает создание условий для повышения
территориальной мобильности рабочей силы (в том числе на основе развития
региональных рынков жилья и необходимых социальных услуг) с учетом
необходимости предотвращения чрезмерной концентрации мигрантов в одних
регионах и необоснованно высокого оттока населения в других, защиты
страны от незаконной миграции, создания механизма социальной поддержки
вынужденных переселенцев. При этом предусматривается ограничить
государственные
миграции) путем более активного привлечения средств хозяйствующих
субъектов (работодателей).
В регионах с экстремальными природно-климатическими условиями
предусматривается постепенный переход на преимущественно ротационную
систему привлечения необходимых квалифицированных кадров, с учетом реальных
потребностей производства, в том числе на основе более широкого
использования вахтового метода ведения работ.
Предстоит разработать механизм участия собственных средств мигрантов и
вынужденных переселенцев в приобретении (строительстве) жилья, а также
участия работодателей в финансировании жилищного обустройства указанных
категорий граждан.
В силу того, что страны все чаще испытывают трудности в решении
миграционных проблем, возрастает необходимость в эффективном сотрудничестве
разных стран в этой сфере. В частности, необходимо управление миграцией для
обеспечения упорядоченных миграционных процессов. По программе технического
сотрудничества в области миграции (ТСМ) Международная организация по
миграции предлагает правительствам и другим агентствам технические,
интеллектуальные и
управлению миграцией. Такое сотрудничество является важным аспектом для
общего технического сотрудничества - ключевой стратегии ООН по развитию.
С завершением холодной войны, и в качестве ответа на глобализацию и
экономический спад во многих странах, внимание мирового сообщества
переместилось с оказания традиционной помощи на стимулирование большей
самодостаточности правительств-бенефициаров.
В то же время
региональные процессы
Европейском Союзе (ЕС), Латиноамериканском Общем Рынке Юга (МЕРКАТУР) и
Южноафриканском Сообществе по развитию (САДК), вызывают потребность в новых
формах сотрудничества по миграционным проблемам между государствами.
На этом фоне очень важно внимание, которое уделяется усилению
возможностей правительств в администрировании, в особенности в странах,
находящихся в переходе к демократическим гражданским структурам.
Новые формы миграции и изменения в традиционных направлениях миграции
населения также требуют усиления управления в области миграции, включая
новые подходы к политике и менеджменту. Формирование политики в области
миграции отражает необходимость двустороннего и многостороннего консенсуса
правительств по вопросам влияния миграции на трудовые рынки, здоровье,
образование и безопасность.
ТСМ помогает правительствам улучшить их управленческие возможности в
области миграционной политики, законодательства и администрирования. ТСМ
также обладает мандатом укреплять национальные возможности в области
управления миграцией в