Миграционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Миграции населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграция являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др. В частности, социальному работнику приходится ориентироваться в социологических вопросах миграции.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Проблема миграции и ее современное состояние 6
1.1 Теоретические основы проблемы миграции 6
1.2 Миграционные процессы в современной России 11
1.3 Социальные и психологические проблемы вынужденных мигрантов 19
Глава II. Службы миграции и их роль в реализации государственной
социальной политики 24
2.1 Основы государственной политики в области миграции 24
2.2 Организация федеральной миграционной службы 30
2.3 Реорганизация государственной миграционной службы в 2002 году 37
Глава III. Анализ миграционных проблем и путей их решения
в Курской области 41
3.1 Характеристика миграционных процессов в Курской области 41
3.2 Деятельность региональной миграционной службы 46
Заключение 56
Библиографический список 59

Файлы: 1 файл

Миграционная политика государства.docx

— 123.48 Кб (Скачать файл)

Курскую область ежегодно покидают около двухсот  человек.  Похоже,  никакие

политические катаклизмы в нашей  непредсказуемой России  не  могут  оторвать

курян от родных корней.

      Регулирование   процессов  миграции  на  территории  Курской   области,

включая въезд  и  выезд,  позволяет  выделить  пять  основных  миграционных

потоков: вынужденная миграция; внешняя  миграция; внешняя трудовая миграция;

незаконная миграция; внутренняя (социально-экономическая) миграция.

      Первые беженцы  (31) на территории области появились   в  1989  году  из

республики  Узбекистан.  Более   2,5   тысяч   турок-месхетинцев   были   в

организованном порядке размещены  и обеспечены работой в сельских районах. В

1990-1992 гг. в область  прибыло   около  пяти  тысяч  человек   из  Армении,

Азербайджана и республик Прибалтики. С 1992  по  1995  гг.  основной  поток

мигрантов прибывал из республик Таджикистан, Грузия, Киргизия и  составляет

около девяти тысяч человек.

      Общий поток беженцев  в области, как и в целом  по России,  в  последнее

время слабеет. В 1999 г. приехали 435 человек, в 2000 году –  361  человек.

На фоне того, что население области  уменьшается в среднем на тысячу человек

в месяц, эти цифры вызывают определенную тревогу.

      Итого с 1991 по 2001 гг. в службу миграции  Курской   области  суммарно

обратилось около 11 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев.  Только  две

тысячи из них полностью натурализовались и сняты с учета.

      Главными  причинами,  порождающими  миграцию  беженцев  и  вынужденных

переселенцев  в  области,  являются:  социально-этническая   напряженность,

принятие государствами - бывшими  республиками СССР законов о гражданстве  и

национальных языках.

      С учетом  вероятного  продолжения  обострения  социально-экономической

ситуации  в  ближайшем  будущем  можно   ожидать   дальнейшего   увеличения

миграционных потоков на территорию области.

      Дальнейшее   переселение   в   сочетании   с   нерешенностью   проблем

жизнеобеспечения значительной части  граждан, уже переехавших на  территорию

области, может  еще  более  усугубить  и  без  того  напряженную  ситуацию,

затруднить осуществление экономических  реформ в области.

      Как видно из  данных таблицы 3.1, прирост трудоспособного  населения,  в

том   числе   высококвалифицированных   кадров,    создает    благоприятные

возможности,  как  для  улучшения  демографической  ситуации,  так  и   для

активизации  хозяйственного  развития  ряда   трудодефицитных   территорий.

Благодаря миграционным процессам, область  в  течение  последних  двух  лет

имеет положительное механическое сальдо по трудовым ресурсам.

      На  сегодняшний   момент  ситуация  в  области   складывается  следующим

образом, в соответствии с Законом  РФ "О вынужденных  переселенцах"  №202-ФЗ

от 20.12.95 года, в период с 1 июля 1992 года по 1 января 2001 года  статус

вынужденного  переселенца  был  предоставлен  10490  российским  гражданам,

прибывшим из республик бывшего  СССР,  в  том  числе  за  2000  год  —  361

человеку.

                                                                   Табл. 3.1

     Половозрастной состав  вынужденных мигрантов в Курской  области ([5])

|          |кол-во    |трудоспособный   |старше         |дети до 15 лет|

|          |чел.      |возраст          |трудоспособного|              |

|Мужчины   |164       |94               |22             |48            |

|Женщины   |197       |105              |50             |42            |

 

      Отказано  в   регистрации   ходатайства   о   предоставлении   статуса

вынужденного  переселенца   и   в   предоставлении   статуса   вынужденного

переселенца в 2000 году - 31 семье / 66 человекам.

      Поток мигрантов  за 2000 год по национальному признаку  характеризуется

следующими показателями: русские - 306 чел., украинцы -24 чел., татары -  8

чел., белорусы - 4  чел.  и  др.  Таким  образом,  подавляющее  большинство

вынужденных переселенцев русские.

      По  регионам  выхода  основной  поток  представлен   переселенцами   из

Республики Казахстан -178 чел., Республики Узбекистан - 88 чел.,  Чеченской

Республики - 21 чел., Таджикистана -  25  чел.,  Азербайджана  -  16  чел.,

Молдавии -17 чел.

      Расселение семей   вынужденных  переселенцев  в   городской  и  сельской

местности происходит неравномерно: 148 и 213 семей соответственно (2000 г).

      Размещение  вынужденных   переселенцев  по  территории  области   имеет

нерегулируемый характер, сказывается  влияние следующих факторов:

. возможность проживать или  прописаться у родственников;

. возможность трудоустроиться  по специальности (на постоянную  или временную

   работу) в областном или  районном центре;

. возможность трудоустройства  в сельскохозяйственном производстве  в районах

   области;

. наличие свободных земель и  дешевый рынок  вторичного  жилья,  возможность

   ведения подсобного хозяйства  и обеспечение семьи продуктами  питания.

      Наряду с некоторым  улучшением демографической   ситуации,  продолжалось

укрепление   базы   для   активизации    хозяйственного    развития    ряда

трудодефицитных районов, так как  около  57  %  прибывших  в  трудоспособном

возрасте и значительным профессиональным потенциалом.

      По уровню образования  вынужденных переселенцев в возрасте  от 16 лет  и

старше -271 человек, в том числе  имеют образование:

. высшее                                                42

. незаконченное высшее и среднее  специальное            94

. среднее общее                                         135

      Для   вчерашних   заводских   экономистов,    преподавателей    вузов,

специалистов  иных,  преимущественно  «городских»,  профессий,   остающихся

невостребованными,  переезд  в  сельскую  местность  является   вынужденным

компромиссом.  При  этом  на  «чужих»   пытаются   беззастенчиво   нажиться

«коренные» строители, чиновники, местные руководители. Подобный  синдром  в

разное время проявлялся в Железногорске  и Щиграх, Касторном и Медвенке.  Во

всех этих случаях по подобным фактам были возбуждены уголовные дела. Однако

подобный саботаж правительственной  программы  государственной  политики  в

отношении мигрантов и вынужденных  переселенцев  является,  увы,  в  области

вещью обыденной.

      Еще одна проблема - незаконное проживание беженцев  в наших краях. Есть

и  такие  мигранты,  которые,   используя   туристические   визы,   пытаются

"инкогнито" пересечь российско-украинскую  границу и транзитом через   Курскую

область выехать в европейские  страны. Многие попадают в разряд  "нелегалов",

пользуясь услугами так называемых фирм по трудоустройству граждан  в  других

странах. Выехав за рубеж по рекомендации таких  «трудоустроителей»,  человек

оказывается не только  без  средств  к  существованию,  но  и  без  правовой

защиты. Кроме того, в предоставлении статуса вынужденного переселенца  могут

отказать и в том случае, если человек  в  течение  года  со  дня  выбытия  с

основного места жительства не зарегистрировался  в миграционной службе.

      По  статистическим  данным,  у  нас  более   двух  тысяч   "нелегалов".

Нелегальные мигранты чаще всего занимаются далеко  не  безобидным  бизнесом:

продажей  наркотиков,  оружия,  грабежами  и   мародерством.   А   порой   и

"работорговлей", то есть поставкой  мигрантов на сезонные работы.

      Вот совсем свежие  факты. В январе этого  года  в  Миграционную  службу

обратилась группа вьетнамских  граждан на ООО СП "Лотос" с  просьбой  защитить

их от вымогательства крупной преступной  группировки.  возглавляемой  их  же

соотечественником, некогда уже  выдворенным из России. С подобным  заявлением

немного позднее обратился еще  один  потерпевший  из  вьетнамской  общины  с

явными признаками побоев.

      Другой случай  еще более парадоксален. На территории  одной  из  курских

воинских  частей  проживали  граждане  Украины  и  незаконно  трудились   на

объектах этой воинской части. Кроме  того, незаконные мигранты содержались  в

ужасных, антисанитарных условиях,  без  права  выхода  за  пределы  воинской

части. По всем этим фактам в настоящее  время ведется расследование.

      Суммируя   вышесказанное,   можно   утверждать:   процесс   интеграции

переселенцев в российское общество не устраивает не только самих мигрантов,

но и государство. В этом отношении  ситуация  с  мигрантами  и  вынужденными

переселенцами  в  Курской  области  является  типичной,   характерной   для

большинства регионов страны.

 

      3.2 Деятельность региональной  миграционной службы

 

 

      Территориальный  орган Министерства по делам  федерации, национальной  и

миграционной политики  Российской  Федерации  в  Курской  области  образован

Приказом  Минфедерации  РФ  №  82  от  1  августа  2000  года.  В  структуре

территориального органа 6  отделов:  отдел  иммиграционного  контроля  и  по

делам  беженцев;  отдел  обустройства  и  учета  вынужденных   переселенцев;

финансово-экономический  отдел;  отдел  развития  федеральных,  национальных

отношений и по делам трудящихся мигрантов; отдел  по  работе  и  координации

деятельности с территориальными службами области; отдел  госслужбы,  режима,

документации   и   обеспечения   деятельности    территориального    органа.

Территориальный  орган   Минфедерации   России   реализует   государственную

политику  в  области  федеративных  и   национальных   отношений,   местного

самоуправления и миграции населения  на территории Курской области  совместно

с  территориальными  органами  федеральных  органов  исполнительной  власти,

органами  государственной  власти  Курской  области  и   органами   местного

самоуправления. Качественный  состав  государственных  служащих,  замещающих

должности  федеральной  государственной  службы  характеризуется  следующими

показателями.

      Территориальным  органом Минфедерации России  и органами власти  области

принимаются меры для создания  благоприятных  условий  приема  и  размещения

семей вынужденных переселенцев, их  адаптации  на  новом  месте  жительства,

защиты их прав и свобод.

      Администрация области   и  территориальный  орган   Минфедерации  России

уделяют  большое  внимание  миграционным   процессам,   имеющим   место   на

территории области. В области  накоплен  положительный  опыт  взаимодействия

администрации,   общественных   организаций,   миграционных    органов    по

обустройству и социальной адаптации  вынужденных переселенцев.

      В области  сложилось   тесное  взаимодействие  территориального  органа

Минфедерации России с  органами  законодательной  и  исполнительной  власти,

местного самоуправления, общественными  организациями  переселенцев.  Только

за последние три года областной  Думой приняты три закона,  а  администрацией

- более десяти постановлений  и распоряжений по проблемам  миграции.

      Администрации городов  и районов осуществляют льготное  выделение  этой

категории граждан земельных участков для строительства жилья. Все  квартиры,

построенные или приобретенные  за  счет  федеральных  средств,  переданы  на

баланс и техническое обслуживание в РЭУ и  ЖЭУ  без  каких-либо  отчислений.

Все  активнее  включается  в  сотрудничество  с  миграционными  органами  по

решению жилищной проблемы переселенцев  областной  фонд  развития  жилищного

строительства и социальных инвестиций.

      С  точки   зрения   пополнения   квалифицированными   специалистами   и

возможности получения финансовой поддержки из федерального бюджета, процесс

миграции рассматривается местными администрациями как положительный  фактор,

а отсутствие собственных финансовых ресурсов и продолжающийся экономический

спад создает дополнительные трудности  по приему и обустройству  вынужденных

переселенцев.  Однако  при  этом  следует   отметить,   что   органами   ни

исполнительной,  ни  законодательной  власти,  на  территории  области   не

вводились какие-либо ограничения  по приему и  обустройству  мигрантов.  Вся

работа  строится  в  соответствии  с   законодательной   базой   Российской

Федерации.

      В соответствии  с порядком выплаты единовременного   денежного  пособия,

утвержденным Постановлением Правительства  РФ от 16.06.97 года №724,  лицам,

получившим свидетельства о  регистрации ходатайства о признании  вынужденными

переселенцами, выплачено 34 481 руб..

      Выделение средств  на поддержку остро нуждающейся  категории вынужденных

переселенцев,  имеющих  детей  осуществляется  только   за   счет   средств

федерального бюджета.

      Организация отдыха  «Лето - 2000» прошла на хорошем  уровне.  Совместный

отдых  детей  из  семей  вынужденных   переселенцев   и   местных   жителей

Информация о работе Миграционная политика государства