Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 09:03, курсовая работа
Миграции населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграция являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др. В частности, социальному работнику приходится ориентироваться в социологических вопросах миграции.
Введение 2
Глава I. Проблема миграции и ее современное состояние 6
1.1 Теоретические основы проблемы миграции 6
1.2 Миграционные процессы в современной России 11
1.3 Социальные и психологические проблемы вынужденных мигрантов 19
Глава II. Службы миграции и их роль в реализации государственной
социальной политики 24
2.1 Основы государственной политики в области миграции 24
2.2 Организация федеральной миграционной службы 30
2.3 Реорганизация государственной миграционной службы в 2002 году 37
Глава III. Анализ миграционных проблем и путей их решения
в Курской области 41
3.1 Характеристика миграционных процессов в Курской области 41
3.2 Деятельность региональной миграционной службы 46
Заключение 56
Библиографический список 59
Курскую область ежегодно покидают около двухсот человек. Похоже, никакие
политические катаклизмы в нашей непредсказуемой России не могут оторвать
курян от родных корней.
Регулирование процессов миграции на территории Курской области,
включая въезд и выезд, позволяет выделить пять основных миграционных
потоков: вынужденная миграция; внешняя миграция; внешняя трудовая миграция;
незаконная миграция; внутренняя (социально-экономическая) миграция.
Первые беженцы
(31) на территории области
республики Узбекистан. Более 2,5 тысяч турок-месхетинцев были в
организованном порядке
1990-1992 гг. в область прибыло около пяти тысяч человек из Армении,
Азербайджана и республик
мигрантов прибывал из республик Таджикистан, Грузия, Киргизия и составляет
около девяти тысяч человек.
Общий поток беженцев в области, как и в целом по России, в последнее
время слабеет. В 1999 г. приехали 435 человек, в 2000 году – 361 человек.
На фоне того, что население области уменьшается в среднем на тысячу человек
в месяц, эти цифры вызывают определенную тревогу.
Итого с 1991 по 2001 гг. в службу миграции Курской области суммарно
обратилось около 11 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев. Только две
тысячи из них полностью натурализовались и сняты с учета.
Главными причинами, порождающими миграцию беженцев и вынужденных
переселенцев в области, являются: социально-этническая напряженность,
принятие государствами - бывшими республиками СССР законов о гражданстве и
национальных языках.
С учетом вероятного продолжения обострения социально-экономической
ситуации в ближайшем будущем можно ожидать дальнейшего увеличения
миграционных потоков на территорию области.
Дальнейшее переселение в сочетании с нерешенностью проблем
жизнеобеспечения значительной части граждан, уже переехавших на территорию
области, может еще более усугубить и без того напряженную ситуацию,
затруднить осуществление
Как видно из данных таблицы 3.1, прирост трудоспособного населения, в
том числе высококвалифицированных кадров, создает благоприятные
возможности, как для улучшения демографической ситуации, так и для
активизации хозяйственного развития ряда трудодефицитных территорий.
Благодаря миграционным процессам, область в течение последних двух лет
имеет положительное механическое сальдо по трудовым ресурсам.
На сегодняшний момент ситуация в области складывается следующим
образом, в соответствии с Законом РФ "О вынужденных переселенцах" №202-ФЗ
от 20.12.95 года, в период с 1 июля 1992 года по 1 января 2001 года статус
вынужденного переселенца был предоставлен 10490 российским гражданам,
прибывшим из республик бывшего СССР, в том числе за 2000 год — 361
человеку.
Половозрастной состав
вынужденных мигрантов в
| |кол-во |трудоспособный |старше |дети до 15 лет|
| |чел. |возраст |трудоспособного| |
|Мужчины |164 |94 |22 |48 |
|Женщины |197 |105 |50 |42 |
Отказано в регистрации ходатайства о предоставлении статуса
вынужденного переселенца и в предоставлении статуса вынужденного
переселенца в 2000 году - 31 семье / 66 человекам.
Поток мигрантов за 2000 год по национальному признаку характеризуется
следующими показателями: русские - 306 чел., украинцы -24 чел., татары - 8
чел., белорусы - 4 чел. и др. Таким образом, подавляющее большинство
вынужденных переселенцев русские.
По регионам выхода основной поток представлен переселенцами из
Республики Казахстан -178 чел., Республики Узбекистан - 88 чел., Чеченской
Республики - 21 чел., Таджикистана - 25 чел., Азербайджана - 16 чел.,
Молдавии -17 чел.
Расселение семей вынужденных переселенцев в городской и сельской
местности происходит неравномерно: 148 и 213 семей соответственно (2000 г).
Размещение вынужденных переселенцев по территории области имеет
нерегулируемый характер, сказывается влияние следующих факторов:
. возможность проживать или прописаться у родственников;
. возможность трудоустроиться
по специальности (на
работу) в областном или районном центре;
. возможность трудоустройства
в сельскохозяйственном
области;
. наличие свободных земель и дешевый рынок вторичного жилья, возможность
ведения подсобного хозяйства
и обеспечение семьи
Наряду с некоторым улучшением демографической ситуации, продолжалось
укрепление базы для активизации хозяйственного развития ряда
трудодефицитных районов, так как около 57 % прибывших в трудоспособном
возрасте и значительным профессиональным потенциалом.
По уровню образования
вынужденных переселенцев в
старше -271 человек, в том числе имеют образование:
. высшее
. незаконченное высшее и
. среднее общее
Для вчерашних заводских экономистов, преподавателей вузов,
специалистов иных, преимущественно «городских», профессий, остающихся
невостребованными, переезд в сельскую местность является вынужденным
компромиссом. При этом на «чужих» пытаются беззастенчиво нажиться
«коренные» строители, чиновники, местные руководители. Подобный синдром в
разное время проявлялся в Железногорске и Щиграх, Касторном и Медвенке. Во
всех этих случаях по подобным фактам были возбуждены уголовные дела. Однако
подобный саботаж
отношении мигрантов и вынужденных переселенцев является, увы, в области
вещью обыденной.
Еще одна проблема
- незаконное проживание
и такие мигранты, которые, используя туристические визы, пытаются
"инкогнито" пересечь
область выехать в европейские страны. Многие попадают в разряд "нелегалов",
пользуясь услугами так называемых фирм по трудоустройству граждан в других
странах. Выехав за рубеж по рекомендации таких «трудоустроителей», человек
оказывается не только без средств к существованию, но и без правовой
защиты. Кроме того, в предоставлении статуса вынужденного переселенца могут
отказать и в том случае, если человек в течение года со дня выбытия с
основного места жительства не зарегистрировался в миграционной службе.
По статистическим данным, у нас более двух тысяч "нелегалов".
Нелегальные мигранты чаще всего занимаются далеко не безобидным бизнесом:
продажей наркотиков, оружия, грабежами и мародерством. А порой и
"работорговлей", то есть поставкой мигрантов на сезонные работы.
Вот совсем свежие факты. В январе этого года в Миграционную службу
обратилась группа вьетнамских граждан на ООО СП "Лотос" с просьбой защитить
их от вымогательства крупной преступной группировки. возглавляемой их же
соотечественником, некогда уже выдворенным из России. С подобным заявлением
немного позднее обратился еще один потерпевший из вьетнамской общины с
явными признаками побоев.
Другой случай еще более парадоксален. На территории одной из курских
воинских частей проживали граждане Украины и незаконно трудились на
объектах этой воинской части. Кроме того, незаконные мигранты содержались в
ужасных, антисанитарных условиях, без права выхода за пределы воинской
части. По всем этим фактам в настоящее время ведется расследование.
Суммируя вышесказанное, можно утверждать: процесс интеграции
переселенцев в российское общество не устраивает не только самих мигрантов,
но и государство. В этом отношении ситуация с мигрантами и вынужденными
переселенцами в Курской области является типичной, характерной для
большинства регионов страны.
3.2 Деятельность региональной миграционной службы
Территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и
миграционной политики Российской Федерации в Курской области образован
Приказом Минфедерации РФ № 82 от 1 августа 2000 года. В структуре
территориального органа 6 отделов: отдел иммиграционного контроля и по
делам беженцев; отдел обустройства и учета вынужденных переселенцев;
финансово-экономический отдел; отдел развития федеральных, национальных
отношений и по делам трудящихся мигрантов; отдел по работе и координации
деятельности с
документации и обеспечения деятельности территориального органа.
Территориальный орган Минфедерации России реализует государственную
политику в области федеративных и национальных отношений, местного
самоуправления и миграции населения на территории Курской области совместно
с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти,
органами государственной власти Курской области и органами местного
самоуправления. Качественный состав государственных служащих, замещающих
должности федеральной государственной службы характеризуется следующими
показателями.
Территориальным органом Минфедерации России и органами власти области
принимаются меры для создания благоприятных условий приема и размещения
семей вынужденных переселенцев, их адаптации на новом месте жительства,
защиты их прав и свобод.
Администрация области и территориальный орган Минфедерации России
уделяют большое внимание миграционным процессам, имеющим место на
территории области. В области накоплен положительный опыт взаимодействия
администрации, общественных организаций, миграционных органов по
обустройству и социальной адаптации вынужденных переселенцев.
В области сложилось тесное взаимодействие территориального органа
Минфедерации России с органами законодательной и исполнительной власти,
местного самоуправления, общественными организациями переселенцев. Только
за последние три года областной Думой приняты три закона, а администрацией
- более десяти постановлений и распоряжений по проблемам миграции.
Администрации городов
и районов осуществляют
категории граждан земельных участков для строительства жилья. Все квартиры,
построенные или приобретенные за счет федеральных средств, переданы на
баланс и техническое
Все активнее включается в сотрудничество с миграционными органами по
решению жилищной проблемы переселенцев областной фонд развития жилищного
строительства и социальных инвестиций.
С точки зрения пополнения квалифицированными специалистами и
возможности получения финансовой поддержки из федерального бюджета, процесс
миграции рассматривается
а отсутствие собственных финансовых ресурсов и продолжающийся экономический
спад создает дополнительные трудности по приему и обустройству вынужденных
переселенцев. Однако при этом следует отметить, что органами ни
исполнительной, ни законодательной власти, на территории области не
вводились какие-либо ограничения по приему и обустройству мигрантов. Вся
работа строится в соответствии с законодательной базой Российской
Федерации.
В соответствии
с порядком выплаты
утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.06.97 года №724, лицам,
получившим свидетельства о
регистрации ходатайства о
переселенцами, выплачено 34 481 руб..
Выделение средств
на поддержку остро
переселенцев, имеющих детей осуществляется только за счет средств
федерального бюджета.
Организация отдыха «Лето - 2000» прошла на хорошем уровне. Совместный
отдых детей из семей вынужденных переселенцев и местных жителей