Миграционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 09:03, курсовая работа

Описание работы

Миграции населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграция являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др. В частности, социальному работнику приходится ориентироваться в социологических вопросах миграции.

Содержание работы

Введение 2
Глава I. Проблема миграции и ее современное состояние 6
1.1 Теоретические основы проблемы миграции 6
1.2 Миграционные процессы в современной России 11
1.3 Социальные и психологические проблемы вынужденных мигрантов 19
Глава II. Службы миграции и их роль в реализации государственной
социальной политики 24
2.1 Основы государственной политики в области миграции 24
2.2 Организация федеральной миграционной службы 30
2.3 Реорганизация государственной миграционной службы в 2002 году 37
Глава III. Анализ миграционных проблем и путей их решения
в Курской области 41
3.1 Характеристика миграционных процессов в Курской области 41
3.2 Деятельность региональной миграционной службы 46
Заключение 56
Библиографический список 59

Файлы: 1 файл

Миграционная политика государства.docx

— 123.48 Кб (Скачать файл)

или приобретение жилья. Конечно, это  капля в море, но хоть какая-то  надежда

у людей  появилась.  Федеральный  бюджет  обеспечил  жильем  и  того  меньше

мигрантов - всего 19 семей.

      Повышенный спрос  работодателей на иностранную  рабочую силу,  в  первую

очередь,   обусловлен   упрощенным   порядком   их   регистрации.    слабыми

административными санкциями за нарушение  закона.

      После  распада   Советского  Союза  область   стала  приграничной.   При

отсутствии  полноценной   государственной   границы   Российская   Федерация

подвергается бесконтрольному, обвальному  и  практически  не  уменьшающемуся

наплыву иностранцев. Наличие большого количества иностранных граждан  и  лиц

без  гражданства  с  неопределенным  правовым  статусом  порождает   большое

количество  негативных  явлений:  незаконный  оборот   наркотиков,   оружия,

валюты,  переправки  живого  "товара"  за  границу.   Отдельные   иммигранты

прибывают в область с такими распространенными в  их  странах  заболеваниями

как  чума,  холера,  кожно-венерологические,  малярия,  СПИД,  брюшной  тиф,

туберкулез, что обостряет и  без  того  сложную  санитарно-эпидемиологическую

обстановку. Все это заставляет  территориальный  орган  Минфедерации  России

активно   взаимодействовать   с   силовыми   территориальными   структурами:

Управлением  внутренних  дел   области,   Управлением   федеральной   службы

безопасности, таможней, пограничным  отрядом и т.д. Кроме  того,  при  Совете

безопасности   администрации   создана   постоянно   действующая    комиссия

иммиграционного  контроля.  Тесное  взаимодействие  территориального  органа

Минфедерации  России  с  указанными  ведомствами  на  местном  уровне   дает

положительные результаты как при  обмене информацией, так  и  при  проведении

мероприятий, касающихся  контроля  за  пребыванием  иностранных  граждан,  а

также за привлечением и использованием иностранной рабочей силы и  выявления

каналов незаконной миграции.

 

 

                                 Заключение

 

 

      На рубеже у  XXI  века  население  мира  перешагнуло  шестимиллиардный

порог. Но у скольких людей предки жили в той же стране, в  том  же  регионе,

говорили на том же языке?

        Россия  большая   малонаселенная  страна,  вне   территории   которой

находится около 20 миллионов соотечественников.  Следует  радушно  принимать

всех, кто  считает  Россию  родиной  и  для  этого  разрабатывать  серьезные

программы их приема,  не  строя  препон  в  расселении.  Миграция  в  Россию

порождена  во  многом   ее   собственной   политикой   и   политикой   СССР,

правопреемницей которого РФ себя объявила.

      Несмотря  на   то,   что   за   последнее   десятилетие   неоднократно

предпринимались  серьезные  шаги,  направленные  на  решение   отечественной

проблемы миграции, она так и  не была  решена.  Сегодня  на  повестке  дня  –

коренная реконструкция государственной  политики в \той области.

      Представляется, что  приоритеты должны быть отданы  следующим  насущным

задачам:

      - обеспечения крыши  над головой для всех беженцев;

      - создания рабочих  мест для вынужденных переселенцев  в соответствии  с

их квалификацией и потребностями  России;

      - оптимальному использованию  трудовых мигрантов из стран  СНГ исходя из

интересов обеспечения экономики  страны и ее регионов необходимыми  трудовыми

ресурсами;

      - прекращению нелегальной  миграции.

      Только после   этого  можно  будет  вплотную  приступить  к  реализации

второго этапа миграционной  политики  -  привлечению  новых  переселенцев  в

Россию.  При  этом  надо  иметь  в  виду,  что  в  первую  очередь   следует

содействовать переезду в страну высококвалифицированных  специалистов.

      Анализ  многоаспектности  процессов   миграции   позволяет   высказать

следующие рекомендации:

      1 .Разработать специальную  программу о  предотвращении  депопуляции  и

дифференцированной  помощи,  наиболее  нуждающимся  регионам,  прежде  всего

областям центральной России, сельским районам Северного Кавказа, Поволжья  и

Сибири, арктическим аборигенным  народам.

      2. Тщательно изучить  проблемы оттока русских из  республик  Российской

Федерации, возможности  улучшения  их  социальных  условий  и  политического

представительства в общественной жизни страны.

      3. Поддержать принятие  новой редакции  Закона  «О  беженцах»  с  целью

определения механизма  предоставления  статуса  беженцев  в  соответствии  с

международными обязательствами  Российской Федерации.

      4.  Добиваться  аннулирования  всех  актов   субъектов   Федерации   о

регулировании миграции, противоречащих Конституции и Федеральным законам.

      5. При проведении  политики  поддержки  «зарубежных   соотечественников»

четко  определить,  что  под  соотечественниками  подразумеваются   граждане

России.  В  отношении  других  категорий   бывших   граждан   СССР   следует

придерживаться   принципа    защиты    прав    этнических    меньшинств    и

дискриминируемых  групп.  Россия  имеет  право  строить  свою   политику   в

отношении постсоветских государств в  зависимости  от  соблюдения  ими  прав

человека.

      6. Из общего миграционного   истока  в  Россию  целесообразно   выделить

категорию   репатриантов   из    «ближнего    зарубежья»    и    разработать

соответствующий  правовой  механизм  -   Закон   Российской   Федерации   «О

репатриации».  Для  выработки  такого  механизма  в  странах  СНГ  и  Балтии

необходимо создать  под  государственным  контролем  структуры,  оказывающие

услуги  в  распоряжении  оставляемым  жилым   фондом   и   иным   имуществом

возможностью зачета их стоимости  при обустройстве на территории России.

      Политический фактор  по-прежнему остается основной  причиной вынужденной

миграции. Стала более тесной его  взаимосвязь с экономическими и  социальными

причинами. Вместе они инициируют и поддерживают миграционные  настроения.  В

результате  сохраняется  устойчивая  тенденция  к   абсолютному   сокращению

численности русскоязычного населения  в странах СНГ. Для  изменения  ситуации

к лучшему  в  данной  области  нужны  более  активные  дипломатические  шаги

Российской Федерации  как  в  рамках  СНГ,  так  и  на  уровне  двусторонних

отношений. Такие шаги желательны и на уровне многосторонних  отношений,  ибо

миграционные потоки  способны,  перейдя  в  неуправляемое  состояние,  стать

серьезным фактором дестабилизации мирового порядка, но они же могут  служить

источником  формирования  нового  духовного  богатства,   заключающегося   в

творческом развитии человеческого  потенциала.

Применительно к миграционной ситуации в Курской области можно отметить

следующее. Несмотря на прилагаемые  государством усилия, ситуация с

мигрантами и вынужденными переселенцами  остается напряженной. Одной из

причин такого положения дел  является, безусловно, недостаточное

финансирование соответствующих  программ из федерального бюджета. И  все же

представляется, что функционирование областных миграционных служб до сего

момента являлось недостаточно результативным. Хочется надеяться, что

осуществляемая правительством страны реорганизация государственной

миграционной политики и соответственное  изменение структуры миграционных

органов на местах ускорит интеграцию мигрантов и вынужденных переселенцев в

российское общество.

 

 

                          Библиографический список

 

 

1. Конституция РФ. М., 1993.

2. Федеральный Закон от 19.02.1993  «О беженцах».

3. Федеральный Закон от 19.02.1993 «О  вынужденных переселенцах».

4. Концепция внешней политики  Российской Федерации. М., 2000.

5. Ежегодный отчет Курской областной  миграционной службы. Курск, 2001.

6.  Андриченко  Л.В.,  Белоусова   Е.В.   Комментарий   законодательства   о

   вынужденных переселенцах  и о беженцах. - М.: Юрид. лит., 1998. - 543 с.

7. Барсукова С.Ю. Проблемы беженцев  и  вынужденных  переселенцев  в  зеркале

   идеологий // Полис. - 1999. - №  5. - С.31-42.

8. Витковская Г.С. Российские  диаспоры  в  Центральной   Азии:  миграционный

   потенциал // Социс. - 1999. - №  2. - С.45-53.

9. Воробьева О., Скоробогатько О.  Научное обеспечение  управления  миграцией

   // Миграция. 1997. - № 2. С.18-19.

10. Гаврилова И. Бич миграции // Свободная мысль. 1997. - № 7. - С.93-98.

11. Горбунов Н. Миграция: плюсы  и минусы // Человек и труд. - М., 1995. -  №

   11. - С.36-37.

12. Зайончковская Ж.А. Миграционная  ситуация в странах  СНГ.  М.:  Комплекс-

   Прогресс, 1999.

13. Зайончковская Ж.А. Миграция  населения как индикатор социальной  ситуации

   в постсоветском пространстве // Проблемы прогнозирования. - М.,  1997.  -

   Вып.3. - С.119-128

14. Ионцев В.А. Международная  миграция населения. Россия и  современный  мир.

   // Социс. 1995. № 3. С. 7-11.

15. Калинин В. Синдром отторжения. // Курская правда. – 2002.  30  февр.  С.

   4; 1 марта. С. 4.

16. Костаков В. Миграция: беда  или благо? // Экономист. - 2000.  -  №  2.  -

   С.34-39.

17.  Костин  Р.А.,  Лухнов  А.Ю.  Современные  миграционные  процессы  и  их

   тенденции  в  современном   обществе  //  Регион:   Политика.   Экономика.

   Социология. - 1999. - № 3. - С.29-33.

18. Миграционные процессы в трансформируемом  обществе / РАН. Ин-т  междунар.

   экон. и полит. исслед.; Ред.  Чудакова Н. - М.: Эпикон, 1997.

19. Миграция  в  постсоветском   пространстве:  политическая  стабильность  и

   международное сотрудничество. М.: Валент, 1998.

20. Моисеенко В.М. Миграция населения  как объект  комплексного  исследования

   // Народонаселение: современное  состояние и перспективы развития  научного

   знания. М., 1997. С.23-30.

21. Молодикова И.Н.,  Ноздрина  Н.Н.  Миграционные  потоки  в   Россию  и  их

   влияние  на   территориальное   распределение   населения   //   Проблемы

   прогнозирования. - М., 1998. - Вып.6. - C.121-133.

22. Нарушение международных норм  и российского законодательства  в  отношении

   прав беженцев и вынужденных  переселенцев М.: Звенья, 1998.

23. Основы социальной работы. Учебник  / Под ред. Павленко П.Д.  М.:  Владос,

   1997.

24.  Пергаменщик  Л.А.  Психологические   механизмы  адаптации  мигрантов.  -

   Минск, 1996. - 152 с.

25. Попов А.Н., Суворова Н.Н.,  Попова  Е.А.  Программно-целевое  управление

   миграционными процессами: сущность и рациональность: - М.: ФМС,  1998.  -

   31 с.

26. Правовые проблемы социальной  защиты вынужденных мигрантов  в России.  М.:

   Валент, 2000.

27.   Правовые   проблемы   трудоустройства   и   приобретения   гражданства

   вынужденных мигрантов на  территории РФ. М/: УРАО, 1999.

28.  Регент  Т.  Государственное   регулирование  миграционных  процессов   в

   Российской Федерации // Проблемы прогнозирования. - 1999. - №  1. -  С.88-

   93.

29.   Решение   проблем   беженцев   и   вынужденных   переселенцев    через

   законодательную, судебно-правовую  и административную системы. М.: Звенья,

   1997.

30. Теория и методика социальной  работы.  /  Под  ред.  Зайнышева   И.Г.  М.:

   Владос, 1994.

31. Феоктистова С.Е.  Варианты  и  пути  реабилитации.  М.:  Координационный

   совет помощи беженцам  и вынужденным переселенцам, 2000.

32. Филиппова Е.И. Роль культурных  различий в процессе культурных  адаптации

   русских переселенцев. М.: Озон, 1997.

33. Шабанова Т. Парень с темной  кожей – кто ему поможет?  //  Мы  –  куряне.

   2001. – 11 окт. С. 3.


Информация о работе Миграционная политика государства