Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 09:03, курсовая работа
Миграции населения - перемещения населения, связанные с переменой места жительства. Миграция являются одной из важнейших проблем народонаселения и рассматриваются не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Миграции сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Миграции имеют разнообразные аспекты; их характер и структуру, последствия, которые они вызывают, исследуют ряд наук - демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др. В частности, социальному работнику приходится ориентироваться в социологических вопросах миграции.
Введение 2
Глава I. Проблема миграции и ее современное состояние 6
1.1 Теоретические основы проблемы миграции 6
1.2 Миграционные процессы в современной России 11
1.3 Социальные и психологические проблемы вынужденных мигрантов 19
Глава II. Службы миграции и их роль в реализации государственной
социальной политики 24
2.1 Основы государственной политики в области миграции 24
2.2 Организация федеральной миграционной службы 30
2.3 Реорганизация государственной миграционной службы в 2002 году 37
Глава III. Анализ миграционных проблем и путей их решения
в Курской области 41
3.1 Характеристика миграционных процессов в Курской области 41
3.2 Деятельность региональной миграционной службы 46
Заключение 56
Библиографический список 59
проживания
малочисленных народов
межрегионального сотрудничества;
13) участвовало в реализации международных программ и проектов в
области федеративных отношений, региональной, национальной и
миграционной
политики и местного
14) распределяло в установленном порядке средства федерального
бюджета, выделяемые на реализацию мероприятий по проведению
миграционной политики, а также осуществляло контроль за их
использованием;
15) разрабатывало и обеспечивало применение в соответствии с
законодательством Российской Федерации порядка признания беженцем
или вынужденным переселенцем, порядка предоставления политического
или временного
убежища, а также порядка
соответствующего статуса; вело учет этих лиц;
16) проводило идентификацию иностранных граждан и лиц без гражданства,
прибывших в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавших
ходатайства
о предоставлении
признании их беженцами на территории Российской Федерации,
осуществляло их обязательную государственную дактилоскопическую
регистрацию;
17) обеспечивало в установленном законодательством Российской
Федерации порядке оформление и выдачу иностранным гражданам и лицам
без гражданства соответствующих документов, вело учет выданных
документов;
18) обеспечивало совместно
с заинтересованными
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации условия для работы по приему и временному
размещению граждан Российской Федерации, эвакуируемых из зон
чрезвычайных ситуаций (включая их проезд к местам временного и
постоянного проживания);
19) оказывало содействие вынужденным переселенцам в обустройстве на
новом месте жительства и беженцам во временном обустройстве на
территории Российской Федерации; определяло совместно с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
порядок выплаты беженцам и вынужденным переселенцам пособий,
установленных
законодательством Российской
20) организовывало и обеспечивало работу центров временного размещения
лиц, ходатайствующих о признании беженцами, центров медико-
психологической реабилитации, учебно-методических центров, пунктов
первичного приема лиц, ходатайствующих о признании вынужденными
переселенцами, создавало места временного содержания лиц,
ходатайствующих о признании беженцами;
21) разрабатывало и осуществляло совместно с соответствующими
федеральными
органами исполнительной
и пресечению незаконной миграции, по обеспечению установленных
законодательством Российской Федерации условий проживания на
территории Российской Федерации иностранных граждан, которые
следовали транзитом в третьи страны с целью получения в них убежища
или поиска работы.
Данное Министерство возглавлял Министр, назначаемый на должность и
освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по
представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр нес персональную ответственность за выполнение возложенных на
Министерство задач и
В Министерстве на постоянной основе работала коллегия в составе
Министра (председатель коллегии) и его заместителей, входящих в нее по
должности, а также руководителей структурных подразделений и
территориальных органов Министерства, ведущих ученых и специалистов.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждались
Правительством Российской Федерации по представлению Министра.
Коллегия на своих заседаниях рассматривала важнейшие вопросы
деятельности Министерства.
Решения коллегии принимались большинством голосов ее членов,
оформлялись протоколами и реализовывались, как правило, приказами Министра.
В случае разногласий между Министром и членами коллегии окончательное
решение принимал Министр, докладывая Правительству Российской Федерации о
возникших разногласиях. Члены коллегии также могли сообщить свое мнение в
Правительство Российской Федерации.
2.3 Реорганизация
государственной миграционной
В конце 2001 года
Федеральная миграционная
функции ее переданы Министерству внутренних дел. 23 февраля 2002 года,
четыре месяца спустя после того, как миграцию передали в ведение милиции,
вышел наконец еще один Указ Президента РФ, определяющий новую структуру
милицейско-миграционных органов.
Согласно новому положению, Министерство внутренних дел Российской
Федерации наряду с функциями, возложенными на него законодательством
Российской Федерации, призвано выполнять также функции федерального органа
исполнительной власти по миграционной службе.
По новому закону
на Министерство внутренних
функции:
а) подготовку предложений по основным направлениям государственной
миграционной политики;
б) подготовку
и представление в
совершенствованию правового регулирования миграционных отношений;
в) координацию
деятельности федеральных
и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации государственной
миграционной политики;
г) исполнение в пределах его полномочий законодательства РФ по
вопросам беженцев и вынужденных переселенцев;
д) участие в реализации установленного порядка предоставления
политического убежища иностранным
гражданам и лицам без
е) осуществление в соответствии с законодательством Российской
Федерации и международными договорами РФ мер по регулировании процессов
внешней трудовой миграции, привлечению иностранной рабочей силы на
территорию Российской Федерации и трудоустройству граждан РФ;
ж) разработку и реализацию мер по предупреждению и пресечению
незаконной миграции, осуществление иммиграционного контроля в отношении
иностранных граждан и лиц без гражданства;
з) подготовку предложений по выделению в установленном порядке средств
федерального бюджета и по использованию иных источников финансирования на
реализацию государственной
расходованием указанных средств;
и) участие в подготовке и реализации в пределах его полномочий
международных договоров РФ в области миграции.
В структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ
образована Федеральную
Преобразованы территориальные
делам федерации, национальной и миграционной политики РФ в подразделении по
делам миграции министерств внутренних дел, управлений, главных управлений
внутренних дел субъектов РФ.
Преобразованы
федерации, национальной и миграционной политики РФ в Республике Армения,
Киргизской Республике, Латвийской Республике, Республике Таджикистан и
Туркменистане в представительства Министерства внутренних дел Российской
Федерации по делам миграции в Республике Армения, Киргизской Республике,
Латвийской Республике, Республике Таджикистан и Туркменистане.
Установлена штатную
численность федеральных
Федеральной миграционной службы Министерства внутренних дел РФ в количестве
280 единиц
Установлена предельную численность федеральных государственных
служащих подразделений по делам миграции министерств внутренних дел,
управлений, главных управлений внутренних дел субъектов РФ в количестве
2935 единиц, без персонала по охране и обслуживанию зданий.
Руководство Федеральной
миграционной службой
дел РФ осуществляет заместитель Министра внутренних дел РФ – начальник
Федеральной миграционной службы Министерства внутренних дел РФ.
Распространено на Министерство внутренних дел РФ действие:
. нормативных правовых актов
Президента РФ и
государственной миграционной политики впредь до издания соответствующих
нормативных правовых актов Президента РФ;
. нормативных правовых актов упраздненных Министерством по делам федерации,
национальной и миграционной политики РФ и Федеральной миграционной службы
России по вопросам исполнения законодательства РФ в области
государственной миграционной политики впредь до издания соответствующих
нормативных правовых актов Министерства внутренних дел РФ.
Министр внутренних дел РФ имеет право:
. решать в соответствии с законодательством РФ о государственной службе
вопросы, связанные с
прохождением федеральной
Министерстве внутренних дел РФ;
. назначить на должность и освобождать от должности работников
представительств Министерства внутренних дел РФ по делам миграции за
рубежом по согласованию с Министерством иностранных дел РФ.
Начальником Федеральной
миграционной службы МВД
назначил генерал-лейтенанта А. Г. Черненко, сделав его одновременно и
заместителем министра внутренних дел.
В структуру входят департаменты иммиграционного контроля, внешней
трудовой миграции, правовое управление, отдел международных связей,
управление кризисных ситуаций, управление ресурсного обеспечения, финансово-
экономическое управление и другие подразделения. Деятельность центрального
аппарата должны обеспечивать 280 федеральных государственных служащих и 30
офицеров МВД России, передает.
Работу региональных подразделений ФМС МВД России должны осуществлять
около 3 тысяч госслужащих. Утверждение структуры этих звеньев ФМС МВД
России будет проходить в индивидуальном порядке, исходя из миграционной
специфики регионов. Оно должно завершиться к концу апреля 2002 г.
Следует отметить, что данная инновация неоднозначно была оценена
обществом, особенно различного рода правозащитными организациями и
движениями. Работа с вынужденными переселенцами, помощь беженцам – материя
тонкая. Не возобладают ли у людей
в погонах «рефлексы
презумпция невиновности должна быть принципом, умение беседовать с людьми,
близкими порой к отчаянию – профессиональным навыком, а сопереживание и
стремление помочь – качествами личности?
Представляется, что
на этот непростой вопрос
очевидно, что дело в конце концов не в министерствах и чиновниках, а скорее
в том, сумеет ли Россия преодолеть своеобразный «синдром отторжения»,
представляющий, ко всему прочему, угрозу демографической ситуации в стране.
Глава III. Анализ миграционных проблем и путей их решения в Курской области
3.1 Характеристика
миграционных процессов в
Экономический кризис, разразившийся в августе 1998 года, достаточно
заметно повлиял на темпы эмиграции курян за рубеж. В период с августа 1998
года по март 1999 года поток лиц, покидающих территорию Курской области
ради того, что постоянно поселиться за пределами России увеличился по
официальным данным в 1,6 раза ([5]). Интересно, что эта "экономическая
эмиграция" практически не затронула страны СНГ и Прибалтики (бывшие
республики СССР). В основном это были страны более благополучные в смысле
уровня жизни: Германия, США, Италия, Испания, Израиль и др.
Сегодня поток эмигрантов вошел в привычное русло. А это - определенный
индикатор внутренней стабильности. На протяжении последних четырех лет