Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:35, реферат
В условиях современной ситуации вхождения России в мировое образовательное пространство возрастает потребность в анализе и интерпретации имеющегося зарубежного педагогического опыта; построенного на принципах признания і самоценности детства, демократизации системы образования, приоритетности задач развития личности в . процессе организации учебно-воспитательной работы, создании и апробации инновационных педагогических технологий. Именно компаративный* анализ педагогических процессов в национальных образовательных системах позволяет освободиться от сформировавшихся штампов и соответствовать современным международным требованиям.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ В МИРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1. Своеобразие педагогической системы М. Монтессори 16
1.2. Оформление и развитие «метода Монтессори» как мирового
педагогического явления 41
1.3. Опыт адаптации «Монтессори-педагогики» в современном
образовании 56
Резюме 84
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА АДАПТАЦИИ
«МЕТОДА МОНТЕССОРИ» В ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ И США В
ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
2.1. Адаптация «Монтессори-педагогики» в теории и практике
отечественного образования 90
2.2. Развитие «метода Монтессори» в системе образования США „. 112
2.3. Общие тенденции и особенности адаптации педагогической
системы М. Монтессори в образовании России и США 151
Резюме 175
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180
БИБЛИОГРАФИЯ 187
ПРИЛОЖЕНИЯ 219
Содержание к работе:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ В МИРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1. Своеобразие педагогической системы М. Монтессори 16
1.2. Оформление и развитие «метода Монтессори» как мирового
педагогического явления 41
1.3. Опыт адаптации «Монтессори-
образовании 56
Резюме 84
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА АДАПТАЦИИ
«МЕТОДА МОНТЕССОРИ» В
ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
2.1. Адаптация «Монтессори-педагогики» в теории и практике
отечественного образования 90
2.2. Развитие «метода Монтессори» в системе образования США „. 112
2.3. Общие тенденции и особенности адаптации педагогической
системы М. Монтессори в образовании России и США 151
Резюме 175
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180
БИБЛИОГРАФИЯ 187
ПРИЛОЖЕНИЯ 219
Введение к работе:
Актуальность исследования. В условиях современной ситуации вхождения России в мировое образовательное пространство возрастает потребность в анализе и интерпретации имеющегося зарубежного педагогического опыта; построенного на принципах признания і самоценности детства, демократизации системы образования, приоритетности задач развития личности в . процессе организации учебно-воспитательной работы, создании и апробации инновационных педагогических технологий. Именно компаративный* анализ педагогических процессов в национальных образовательных системах позволяет освободиться от сформировавшихся штампов и соответствовать современным международным требованиям.
Успешное развитие системы образованияшюбошстраны в.условиях активной; геополитической1 конкуренции^за, интеллектуальные ресурсы зависит как от активности; в; поиске альтернатив существующей* воспитательно-образовательной; практике,, так и от способности признать ценность уже: накопленного педагогического опыта. Поэтому именно; историческая^- социокультурная и і собственно педагогическая преемственность в научных работах должна стать их ведущим методологическим основанием, а в качестве ведущего научного принципа сегодня должен быть признан принцип историзма (Б.С. Рершунский, А.Н. Джуринский, Э;Д: Днепров, С:Ф.Егоров, Г.Б. Корнетов, А.А. Королев, А.И.Пискунов, B.F. Пряникова, 3.И. Равкин и др.). Подтверждением данному факту служит также научный тезис о том, что приращение научного знания происходит посредством теоретической реконструкции-и осознания культурной релевантности исторической информации (М.Н. Певзнер).
Настоящий этап .развития отечественного
образования характеризуется
детей. Однако наряду с позитивными особенностями можно выделить следующие отрицательные явления: интенсификация обучения при игнорировании разных темпов развития детей, их стремления к свободному волеизъявлению в процессе обучения, важности оптимального сочетания прямого и косвенного влияния педагога и др. Недостаточное внимание к сенсорному развитию, недооценка роли деятельностного подхода в воспитании подрастающего поколения, несоответствие содержания и форм воспитания и обучения возрастным возможностям ребенка приводят к снижению познавательного интереса
В связи с этим одним из стратегических направлений совершенствования образования может стать изучение лучших образцов зарубежных и российских психолого-педагогических исследований известных деятелей реформаторской педагогики конца XIX — начала XX века, обладающей ярко выраженным гуманистическим потенциалом. Современные исследователи все чаще обращаются к этому уникальному, подчас противоречивому историческому опыту (Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, С.Ф. Егоров, Г.М. Коджаспирова, Г.Б. Корнетов, Д.И. Латышина, В.Я. Лыкова, З.И. Равкин, К.И. Салимова, Н.П. Сенченков, М.Е. Стеклов, А.М. Лушников, А.И. Пискунов и др.). Особое место в данном гуманистическом движении занимает система итальянского педагога Марии Монтессори (1870-1952).
Актуальность ее авторской педагогической системы для современного образования основана на ряде гуманистически ориентированных концептуальных положений: сущностных принципах свободной и самостоятельной деятельности ребенка; учете сензитивных периодов его развития; разноплановой предметной деятельности и практической работе с материалами автодидактического характера; оптимальном сочетании опосредованного и непосредственного воздействия педагога на развитие ребенка и др.
Именно поэтому на современном этапе наблюдается изучение педагогической системы М. Монтессори с различных точек зрения: - как историко-педагогической концепции, отражающей особенности
- 5 _
реформаторского движения конца XIX — начала XX века (М.В; Богуславский, А.Н.Джуринский,.И.И. Дьяченко, Г.Б. Корнетов, М.Н. Иевзнер, Н.Б. Петрова, А.И. Пискуновидр.);
как опыта развития1 идей свободного воспитания в Западной Европе начала XX века (Е.В; Иванов);
как: основыг формирования соответствующей/социальной
среды для всестороннего
как- научного' обоснования?педагогической технологии математической подготовки детей с интеллектуальным; недоразвитием (Г.В1 Брыжинская); - как источника совершенствования' комплекса. дидактических материалов и возможности обучения* с их помощью детей с проблемами в развитии (А.А;.Катаева, Е.А. Стребелева, И.В. Чумакова);
как средства гуманизации педагогического процесса в ВУЗах (М.Н. Якимова, ЛІГ. Бородаева);
как зарубежного опыта адаптации авторской концепции в условиях системы образования в ФРГ (А.Ф. Дорофеев) и США (F.A. Волик, Л.В. Смирнова, W. Boyd, D.C. Fisher, F.P. Graves, М.Н. Loeffler, Roland A. Lubien-ski Wentworth; N.M. Rambush, E.M. Standing, F.E. Ward и др.).
Изучение современных
6 ция, Швейцария, Швеция и др.
В работах В.Э. Бауэра, М.В. Богуславского, Б.Л. Вульфсона, А.Н. Джу-ринского, В.А. Капрановой, Г.Б. Корнетова, Л.Н. Литвина, З.А. Мальковой, Д.Г. Сорокова, М.Г. Сороковой отмечается, что к настоящему моменту накоплен значительный опыт по внедрению «Монтессори-педагогики» в образовательные системы различных стран и геополитических регионов. Особую значимость приобретает выявление общих закономерностей и специфических особенностей, присущих данному процессу. Подобный анализ позволит учесть позитивный опыт и избежать возможных ошибок в последующем применении инновационных педагогических систем, доказавших свою ценность и получивших мировое признание.
В связи с тем, что в настоящее время метод М. Монтессори активно используется в российском образовании, изучение процесса адаптации педагогической системы М. Монтессори на основе компаративного анализа имеющегося российского и зарубежного опыта имеет особую ценность. В качестве альтернативы отечественному опыту для проведения сравнительного анализа особенностей внедрения «Монтессори-педагогики» в теорию и практику образования может выступить длительный и масштабный эксперимент, который проводился в США - стране, имеющей как определенное сходство с Россией, так и отличающейся от нее по своим социокультурным и цивилизационным особенностям (Г.Б. Корнетов).
В целом анализ отечественных и зарубежных исследований, посвященных «Монтессори-педагогике», позволил выявить ряд противоречий между:
значительной длительностью
своеобразием адаптации
общей позитивной оценкой «метода Монтессори» в России и США и
фрагментарностью исследований его адаптации в образовании этих стран;
- гуманистическим потенциалом
опыта педагогического
и США по адаптации «Монтессор
пользованием в современном отечественном образовании.
Данные противоречия обусловили выбор проблемы и формулировку цели исследования: определить пути обогащения современной отечественной педагогики с учетом выявленных общих тенденций, сохраняющих сущностные основы педагогической системы М. Монтессори, и характерных особенностей исторического опыта адаптации этой системы в образовании России и США.
Объект исследования: исторический
процесс адаптации «Монтессори-
Предмет исследования: общие тенденции
и характерные особенности
Гипотеза исследования: мы исходили из предположения о том, что исторический опыт адаптации педагогической системы М. Монтессори в образовании России и США - это процесс, в котором:
«метод Монтессори»
присутствуют как общие
раскрывается целесообразность внедрения сущностных основ авторской системы, способствующих обогащению теории и практики современного отечественного образования.
Задачи исследования:
Проанализировать сущностные основы
«метода Монтессори» как инте-
Раскрыть особенности и
педагогической системы М. Монтессори в образовании России и США.
Провести сравнительно-
Определить потенциальные
Общую методологию исследования составили принципы историзма, научности, объективности, логики, единства сознания и деятельности, детерминизма, субъектности деятельности и общения в социокультурном процессе; теоретические взгляды на сущность ребенка и его социокультурное развитие; системный подход, основанный на нахождении целостных взаимосвязанных характеристик изучаемых фактов и явлений; комплексный подход к анализу теории и практики, историко-сравнительный и проблемно-хронологический принципы.
Теоретической основой исследования выступили:
положения о непрерывности
концепции развития поликультурного образования в современном мире и теория компаративного анализа (М.И. Богомолова, Б.Л. Вульфсон, O.K. Гаганова, А.Н. Джуринский, А.П. Лиферов, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, R. Dropkin, F. Grosjean, М.Н. Loeffler, N. Marquez, N.M. Rambush, A. Tobier и
др-);
цивилизационный и культурологический
подходы, позволяющие анализировать
становление историко-педагогич
др.;
деятельностный подход к развитию личности (М'.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Оллпорт, Л.А. Парамо-
нова, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
идеи целостного, личностно-ориентированного подхода (К.Ю. Бабан-ский, Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, М.В. Крулехт, A.M. Саранов, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков и др.).
Источниковедческую базу исследования составили научные труды и периодические издания по истории, философии, педагогике, культурологии, психологии; монографии, официальная документация (законы, программы, уставы, статистические данные правительственных и общественных организаций); диссертационные исследования, научные доклады; учебно-методическая литература, авторские разработки педагогов; собственные переводы американских исследований; интернет-ресурсы.
Реализация поставленных задач и проверка исходных предположений обеспечивались использованием следующих групп методов исследования:
теоретические: методы научного анализа, моделирования и проектирования результата, интерпретации, систематизации; изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме исследования; сравнительно-сопоставительный, историко-ретроспективный анализ; биографический метод; источниковедческий анализ архивных материалов; обработка и систематизация англоязычных источников; реконструкция целого на основе частичной теоретической интерпретации;
Информация о работе Адаптации педагогической системы М. Монтессори