Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:35, реферат
В условиях современной ситуации вхождения России в мировое образовательное пространство возрастает потребность в анализе и интерпретации имеющегося зарубежного педагогического опыта; построенного на принципах признания і самоценности детства, демократизации системы образования, приоритетности задач развития личности в . процессе организации учебно-воспитательной работы, создании и апробации инновационных педагогических технологий. Именно компаративный* анализ педагогических процессов в национальных образовательных системах позволяет освободиться от сформировавшихся штампов и соответствовать современным международным требованиям.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ В МИРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1. Своеобразие педагогической системы М. Монтессори 16
1.2. Оформление и развитие «метода Монтессори» как мирового
педагогического явления 41
1.3. Опыт адаптации «Монтессори-педагогики» в современном
образовании 56
Резюме 84
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА АДАПТАЦИИ
«МЕТОДА МОНТЕССОРИ» В ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ И США В
ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
2.1. Адаптация «Монтессори-педагогики» в теории и практике
отечественного образования 90
2.2. Развитие «метода Монтессори» в системе образования США „. 112
2.3. Общие тенденции и особенности адаптации педагогической
системы М. Монтессори в образовании России и США 151
Резюме 175
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180
БИБЛИОГРАФИЯ 187
ПРИЛОЖЕНИЯ 219
педагогических талантов М. Монтессори и потребности поиска педагогических причин ограничения развития учащихся в специализированных и нормальных учебных заведениях.
Разносторонность интересов и
научный подход к работе привел к
тому, что М. Монтессори осознала необходимость
продолжения своей
Именно поэтому возможно говорить о том, что период с 1899 по 1904 гг. можно назвать вторым этапом - этапом определения области ее профессиональных интересов. В качестве сферы профессиональной деятельности М. Монтессори окончательно избирает педагогическое направление.
Апробация заявленных идей об «антропологизации» педагогической деятельности с детьми, не имеющими отклонений в развитии, происходила в рамках открытого по инициативе М. Монтессори в 1907 году «Дома Ребенка» для бедных детей в Сан Лоренцо (г. Рим). Сама М. Монтессори, обосновывая предложенное ею название экспериментального учебно-воспитательного учреждения, писала: «Дом детей - это среда, где каждый ребенок имеет возможность проявлять и развивать свою активность. Дома детей будут отличаться друг от друга в зависимости от средств, от окружающих условий, - важно лишь, чтобы этот новый тип школы был бы действительным домом: несколько комнат и сад в полном распоряжении детей. ... Центральная и главная (а иногда и единственная) комната в Доме детей - это комната умственного труда» [92, с. 6].
«Дома ребенка» являлись специальными учреждениями, где вся обстановка отвечала особенностям и потребностям детей: от мебели до содержания обучения. В одной просторной комнате занимались 50-70 детей разного
возраста - от 4 до 7 лет, с ними находилась учительница и ее помощница. В начале эксперимента в «Домах ребенка» находились только дети из неблагополучных и бедных семей. Работающие матери могли оставлять там своих детей, но при этом в их обязанности входило участие вместе с учительницей в воспитательной работе, которая продолжалась и дома. Главным педагогическим методом в «Домах ребенка» было наблюдение, а главными принципами - активная дисциплина и свободная деятельность.
Таким образом, создание Дома ребенка и организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с теоретическими идеями М. Мон-тессори позволяет говорить о том, что период с 1904 по 1908 гг. следует рассматривать как третий этап — этап создания и первоначальной апробации ее авторской педагогической концепции.
В своем исследовании Е.М. Standing приводит факты, свидетельствующие о быстром распространении информации об успехе метода М. Мон-тессори в трущобах Сан Лоренцо. Хвалебные статьи о «Доме Ребенка» появились в известных журналах начала XX века: «The Worlds Work» и «The Fortnightly Review» в Англии, и «McClure's Magazine» в США. Несколько лет спустя, правительство Нового Южного Уэльса (Великобритания) прислало М. Монтессори письмо, в котором сообщало, что все детские сады переведены на ее систему, а в альбоме прилагались фотографии детских садов «до и после». Многие из посетителей писали книги о том, что увидели в ее экспериментальном учреждении.
В исследовании Е.М. Standing особо подчеркивается тот факт, что деятельность М. Монтессори получила позитивную оценку ее современников. Так, среди изданий на английском языке упоминается книга Шейлы Рэдис «Новые дети», в которой она говорит о том, что эти дети ведут себя таким образом, что опровергают доктрину первородного греха: «Дети не хотят быть непослушными и ленивыми. Они много работают, ищут знания, сотрудничают со старшими детьми и живут в гармонии друг с другом» [299, с. 56].
Говоря о причинах привлекательности системы М. Монтессори и ее
концепции воспитания «новых детей», представителями различных социальных и политических партий и движений отмечалось, что «каждый посетитель находил в системе воплощение своих собственных идей». Так Конгресс Социалистов в Берне провозгласил: «учиться по методу М. Монтессори - одно из социальных прав человека». Одновременно представители католической церкви писали: «... уважение к внутреннему миру ребенка - все эти педагогические принципы напрямую соответствуют канонам католицизма» [299, с. 57].
На этом основании можно сделать вполне аргументированный вывод о том, что метод М. Монтессори был отмечен современниками как социально значимый и прогрессивный. К концу эксперимента в Сан Лоренцо (1907-1908) имя М. Монтессори стало известно во всем мире. Педагоги из разных стран приезжали лично, чтобы перенять опыт. Несколько влиятельных людей организовали в Риме «Монтессори-общество», патронессой которого, стала итальянская королева - мать Margherita. Как отмечается в исследовании Е.М. Standing начали открываться новые школы и филиалы в других городах Италии, а чуть позже в Европе и Америке.
Постепенно «Монтессори-
Как показывает анализ работ А.Ф. Дорофеева, М.Г. Сороковой, М.Н. Якимовой, J. Chattin-McNichols, Е.М. Standing, E.Y. Stevens и др., международные контакты М. Монтессори продолжали активно развиваться. В частности Е.М. Standing отмечает, что в 1914 г. Рим посетил представитель мистера Маклура, владельца известного журнала («McClure's Magazine») и миллионера, с предложением Марии Монтессори обосноваться в Америке и вести работу в собственном институте, который будет построен в соответствии с ее требованиями и идеями. Мария Монтессори отклонила это предложение, так как постоянное проживание в одной стране ограничило бы ее свободу и международный характер ее будущей работы. Однако М. Монтессори вскоре посетила Америку с курсом лекций. Первая американская лекция Марии Монтессори была организована в Карнеги Холле, и на ней присутствовали пять тысяч человек. Затем Мария Монтессори провела курс для учителей в Калифорнии.
Там она познакомилась с Томасом Эдисоном, который высоко почитал ее идеи. При этом все исследователи творческого наследия М. Монтессори отмечают, что вскоре была организована Американская Ассоциация Монтессори, президентом которого стал Александр Грэхэм Белл, изобретатель телефона, а почетным секретарем - мисс Маргарет Вилсон, дочь президента США [299, с. 63].
Как подчеркивается в работах К.Е. Сумнительного, M.L. Fugina, N.Mc. Rambush, Е.М. Standing, S.M. Stephenson, 1915 год ознаменовался организацией Международной Выставки в Сан-Франциско, и именно на ней М. Монтессори представила свой метод для широкой, в том числе и непедагогической общественности. Был оборудован «Монтессори-класс» со стеклянными стенами и зрительскими местами вокруг него, под руководством мисс Хелен Паркхерст, одной из учениц Марии Монтессори. На выставке были присуждены только две золотые медали и мастер-класс М. Монтессори под названием «Новые дети» получил обе.
Изучение исследований Е.М. Standing позволяет сделать вполне обос-
нованный вывод о том, что если бы Мария Монтессори решила остаться на другом берегу Атлантики, «Монтессори-движение» в Америке могло бы развиваться по иному пути. При этом наша позиция совпадает с точкой зрения известных исследователей биографии и деятельности известного итальянского педагога. Так, например сам Е.М. Standing отмечает, что вероятно американское движение «монтессори-педагогов» не было бы столь отличным от оригинала и имело бы возможность более полно следовать дальнейшим открытиям Марии Монтессори, сделанным в течение всей ее жизни, как это происходило в Европе.
Как показывает обращение к работам L. Bogart, R. Kramer, J.J. McDer-mott, система Марии Монтессори получила широкое распространение, в том числе и в смежных с образованием социокультурных сферах. Так, например, в работах Е.М. Standing, R. De Jesus подчеркивается, что «Монтессори-педагогика» оказала влияние даже на мировую архитектуру. В Германии, Австрии, Америке, Италии, Голландии, Индии и других странах были построены специальные здания для Дома Ребенка, часто при сотрудничестве с самой М. Монтессори, обстановка и мебель в которых строилась на основе учета пропорций и потребностей детей, а не взрослых. Особо интересным выглядит тот факт, что в Барселоне была построена детская церковь, где М. Монтессори курировала эксперимент по внедрению своих принципов в религиозное воспитание детей, результаты которого были опубликованы в ее книге «Ребенок в церкви» [206; 272; 299, с. 65].
В дальнейшем М. Монтессори продолжала активно проводить курсы по подготовке учителей в разных странах мира: в Италии, Франции, Голландии, Германии, Испании, Англии, Австрии, Южной Америке, Индии и Цейлоне. В 1919 г. М. Монтессори впервые посетила Англию, где была принята на высшем уровне и вплоть до 1939 г., помимо курсов по всему миру, каждые два года проводила курсы в Лондоне.
Таким образом, проведенный анализ международной педагогической деятельности М. Монтессори с 1909 по 1938 гг. позволяет сделать вывод о
том, что эти годы можно рассматривать как четвертый этап - этап международного распространения метода М. Монтессори и его активной интерпретации в разнообразных социокультурных условиях.
Дальнейшее обращение к
Анализ англоязычных источников [177, 245, 274, 277, 299, 300, 311] позволяет констатировать, что уже в 1946 г. М. Монтессори возвращается в Европу для проведения международного курса в Лондоне. А в 1947 г. она обращается к идее возрождения в Италии «Монтессори-педагогики». Именно поэтому можно говорить, что с 1947 года происходит «второе рождение» метода Монтессори как наднационального, международного явления. Подтверждением этому может служить тот факт, что в июле 1949 г. М. Монтессори председательствовала на Международном Конгрессе Монтессори в Сан Ремо, организованном в ее честь. На нем присутствовало более двухсот последователей из Европы, Америки и Востока. Конгресс в Сан Ремо проводился в восьмой раз. М. Монтессори возглавляла все предыдущие конгрессы: в Хельсинки (1925), Ницце (1932), Амстердаме (1933), Риме (1934), Оксфорде (1936), Копенгагене (1937), Эдинбурге (1938). Следующий Конгресс состоялся в Лондоне (1951) и это был последний конгресс, на котором лично присутствовала Мария Монтессори.
В целом мы можем подразделить последний период жизни и педагогической деятельности М. Монтессори на два подэтапа: «военный» с 1939 по
1946 годы, посвященный изучению
Таким образом, изучение и анализ многочисленных отечественных и зарубежных исследований педагогики рубежа XIX - XX веков, а также жизненного и творческого пути М. Монтессори позволяет сделать ряд, значимых для нашей работы выводов:
Экспериментальный метод М. Монтессори является одним из ведущих направлений реформаторского движения конца ХГХ - начала XX века и оригинальным явлением в системе авторских педагогических концепций, основанном на гуманистическом наследии прошлого и новейших научных достижениях.
В качестве наиболее значимых этапов жизненного пути М. Монтессори нами были выделены следующие периоды:
Период детства и юношества как этап приобретения мироощущения и период обучения в образовательных учреждениях с 1884 по 1899 гг. как этап развития познавательного аспекта мировоззрения - миропонимания. Период с 1899 по 1904 гг. как второй этап - этап определения области профессиональных интересов, в качестве которой М. Монтессори окончательно избирает педагогическую деятельность. Создание «Дома ребенка» и организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с теоретическими идеями М. Монтессори позволяет говорить о том, что период с 1904 по 1908 гг. следует рассматривать как третий этап - этап создания и первоначальной апробации ее авторской педагогической концепции.
Проведенный анализ международной педагогической деятельности М. Монтессори с 1909 по 1938 гг. позволяет сделать вывод о том, что эти годы можно рассматривать как четвертый этап — этап международного распространения метода М. Монтессори и его активной интерпретации в разнообразных социокультурных условиях.
Последний период: с 1939 по 1952 гг., разделяемый на два подэтапа:
«военный» с 1939 по 1946 годы, посвященный изучению восточной философии, и «послевоенный» с 1946 по 1952 годы, посвященный популяризации метода в Европе.
Использование биографического метода при анализе сведений для понимания и полноценной интерпретации авторской концепции М. Монтессори, обращение к свидетельствам современников и более поздним исследованиям ее педагогического наследия позволяет сделать вывод о том, что все жизненные этапы итальянского педагога находились в тесной взаимосвязи со становлением и развитием ее профессиональных достижений. Каждый период ее творческой биографии становился одновременно этапом международного распространения авторского опыта.
Значимым является тот факт, что наряду со странами, где М. Монтессори жила (Италия, Голландия, Индия) или побывала лично с целью распространения своих идей и «метода» (Англия, Шотландия, Испания, США), существуют страны, в которых популяризация ее авторской системы осуществлялась только ее учениками, энтузиастами и последователями (Германия, Мексика, Россия, Швеция, Швейцария, Япония). Это оказало влияние на готовность общества принять теоретические идеи М. Монтессори, точность их интерпретации и применения дидактических материалов. Однако, наличие «наднациональных», кросскультурных особенностей ее педагогического наследия стало основанием для получения однозначно позитивного, проверенного временем признания международным педагогическим сообществом.
Информация о работе Адаптации педагогической системы М. Монтессори