Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:35, реферат
В условиях современной ситуации вхождения России в мировое образовательное пространство возрастает потребность в анализе и интерпретации имеющегося зарубежного педагогического опыта; построенного на принципах признания і самоценности детства, демократизации системы образования, приоритетности задач развития личности в . процессе организации учебно-воспитательной работы, создании и апробации инновационных педагогических технологий. Именно компаративный* анализ педагогических процессов в национальных образовательных системах позволяет освободиться от сформировавшихся штампов и соответствовать современным международным требованиям.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ В МИРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1. Своеобразие педагогической системы М. Монтессори 16
1.2. Оформление и развитие «метода Монтессори» как мирового
педагогического явления 41
1.3. Опыт адаптации «Монтессори-педагогики» в современном
образовании 56
Резюме 84
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА АДАПТАЦИИ
«МЕТОДА МОНТЕССОРИ» В ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ И США В
ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
2.1. Адаптация «Монтессори-педагогики» в теории и практике
отечественного образования 90
2.2. Развитие «метода Монтессори» в системе образования США „. 112
2.3. Общие тенденции и особенности адаптации педагогической
системы М. Монтессори в образовании России и США 151
Резюме 175
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180
БИБЛИОГРАФИЯ 187
ПРИЛОЖЕНИЯ 219
Таким образом, проведенный анализ
позволяет определиться с ведущими
методологическими установками
и перейти собственно к характеристике
теоретических основ процесса адаптации
«Монтессори-педагогики» в
1.3. Опыт адаптации «Монтессори-
образовании
Для современной системы
Так, например, Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров рассматривают категорию «педагогическая инновация» в трех направлениях:
как целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду новые стабильные элементы (новшества), содержащие в себе новшество и улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы как целого;
как процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т. п.);
как поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление [64, с. 102].
В связи с этим в контексте нашего исследования педагогическая система М. Монтессори может рассматриваться как педагогическая инновация с точки зрения трех выделенных позиций. В то же время В.В. Князев, А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский считают, что наиболее значимой особенностью современной ситуации в системе образования является сосуществование двух стратегий организации обучения: традиционной и инновационной.
Так, К.Е. Сумнительный, рассматривая теорию и практику использова-
ния зарубежных педагогических систем М. Монтессори, Д. Дьюи, Я. Корча-ка, Р. Штайнера и С. Френе в отечественном образовании второй половины XX века, подчеркивает, что они являются инновационными для отечественного образования и вступают в сложное взаимодействие, иногда переходящее в противостояние с традиционными формами построения образовательного процесса. Однако при этом сами зарубежные педагогические системы и их всестороннее осмысление способствуют гуманизации и индивидуализации отечественного образовательного процесса [142].
В исследовании Т.И. Кравченко инновационное обучение трактуется в достаточно широком социальном контексте - как «процесс и результат такой учебной деятельности, которая стимулирует внесение инновационных изменений в существующую культуру, социальную среду. Такой тип обучения, помимо поддержания существующих традиций, вызывает активный отклик на возникающие как перед отдельным человеком, так и перед обществом проблемные ситуации» [78, с. 4]. Педагогические инновации, как нововведения, которые разрабатываются и проводятся работниками и организациями внутри системы образования и науки, автор противопоставляет реформам, как нововведениям, которые организуются и проводятся властью на государственном уровне.
Рассматривая теоретические осн
Перенося эти идеи на уровень формирования мировой образовательной
среды, можно утверждать, что в мировом педагогическом процессе, безусловно, существуют национальные традиции, хранителями которых выступают отдельные люди или социальные институты. При этом они «призваны не только сохранять, но и приумножать традиции в новых исторических условиях ... вместе с тем от самих традиций требуется наличие способности к развитию» [66, с. 20]. Среди них А.Г. Козлова выделяет и противопоставляет консерватизм религии динамизму педагогики. Значимым выводом автора является двойственное общественное отношение к традициям:
слепое поклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни;
пренебрежительное отношение к социальному наследию приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к потере ценных достижений человечества [66, с. 21].
При этом автор ратифицирует правомерность последнего утверждения для современной жизни общества, так как «упование на всесилие человеческого разума, ослабление норм общественной морали вызвали потерю конкретных форм и механизмов включения человека в социальные структуры» [66, с. 21]. Рассматривая инновации, А.Г. Козлова предлагает различать понятия «новшество» или «новое средство» (новый метод, методика, технология, программа и т. п.) и «инновация» (процесс освоения этого средства) или «нововведение» (новое качественное состояние учебно-воспитательной практики, включающей научно-теоретическое знание определенной новизны и представленной в виде инновационной технологии).
Исследователь отмечает, что истинная новизна в науке встречается крайне редко, а «под видом новизны выступает хорошо забытая консервативная традиция ...чаще мы сталкиваемся с усовершенствованием, рационализацией, модернизацией на базе известных научных фактов, методов, концепций» [66, с. 23]. Кроме этого, А.Г. Козлова включает понятие «инновация» в понятие «передовой педагогический опыт»: «передовой педагогический опыт - источник новых педагогических фактов; он модифицирует су-
шествующие формы, методы и приемы учебно-воспитательной работы, является результатом творческого поиска учителей и школ, стимулирует развитие науки, является критерием истинности тех или иных научных положений» [65, с. 13].
По мнению исследователя, наиболее распространено следующее определение инновации в образовательной системе: «сознательно инициируемое и целенаправленное реальное изменение, вносящее во внутреннюю среду и строение системы относительно стабильные элементы и отношения, содержащие в себе новшества и улучшающиеся характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы как целого» [66, с. 24].
В контексте нашей
глобализация образования, отражающая целостность, организованность образовательной системы, и его регионализация с учетом этнического компонента в нем, с ориентацией на интерес региона;
гуманизация образовательного пространства,
реализуемая через
фундаментализация и информатизация образования;
диверсификация
демократизация образования и поиск нравственно-устойчивых идеалов воспитания.
Таким образом, проведенный анализ понятий «традиция» и «инновация», позволяет отвести им большую роль в современном процессе накопления педагогического опыта и дать им характеристику как целостному комплексу, своеобразной взаимодополняющей силе, «способной вывести обра-
зование из кризиса» [66, с. 25]. В продолжение
анализа заявленной проблемы особое
значение приобретает приведенная
в некоторых исследованиях
организационно-деятельностный подход, для которого характерно рассмотрение любых процессов с точки зрения их соответствия типу деятельности, и ее социально-психологический и организационно-управленческий аспекты;
системный подход, в рамках которого существуют признаки инновационного опыта: изменения в содержании обучения и воспитания, в технологиях, методах и формах организации, в деятельности образовательного учреждения; рассмотрение инновационного опыта как социальной и психологической характеристики значимости и качества творческой деятельности субъектов; проектно-исследовательская деятельность, направленная на решение проблем и основанная на взаимосвязи психолого-педагогической науки и образовательной практики;
процессуально-деятельностный подход, который рассматривает процессуальные критерии осуществления инновационной деятельности и оценки ее эффективности.
В контексте нашего исследования следует обратить внимание на основные понятия инновационного менеджмента:
Инновационная цель - ожидаемый идеальный результат внедрения новшеств, способствующих улучшению объекта управления и получению экономического и социального, научно-технического или другого эффекта.
Инновационная деятельность - целенаправленная система мероприятий по разработке, внедрению, освоению, распространению новшеств, процесс творчества, создания новшеств.
Инновационный контроль - направленность
на будущее, на обеспечение
Таким образом, эффективность инновационного менеджмента определяется обоснованностью выбора и реализации инновационной стратегии и инновационных целей в соответствии с инновационным потенциалом, инновационной культурой организации, инновационным климатом внешней среды, а также наличием менеджеров-инноваторов [145, с. 26-27].
Среди подходов к определению критериев уровня инновационной деятельности и методов ее экспертной оценки для нашего исследования значимыми являются выводы, сделанные в работах Л.А. Ивановой и B.C. Лазарева:
продуктивность инновационной деятельности, проявляющаяся в позитивном, качественном изменении результатов образовательного процесса;
развитие сознания и деятельности субъектов инновационного опыта, то есть повышение уровня профессионализма и квалификации педагогов, разрабатывающих и реализующих инновационные идеи;
социальная эффективность
Именно комплекс данных критериев может быть использован при анализе особенностей внедрения инноваций в систему образования России и США на основе педагогического наследия М. Монтессори. Одновременно в исследованиях В.В. Анисимова, О.Г. Грохольской, Н.Д. Никандрова также предлагается своя трактовка ряда целого ряда взаимосвязанных понятий:
«новшество» - явление, несущее в себе сущность, способы, методики, технологии организации и содержания нового;
«инновация» - процесс освоения, внедрения нового;
«инновационный процесс» - отражает комплексную деятельность по формированию и развитию содержания и организации нового;
«нововведение» — определяется и как новшество, и как процесс введения этого новшества в практику, процесс целенаправленной, организованной деятельности людей - инноваторов;
«реформа» - нововведения, которые организуются и проводятся государственной властью;
«педагогические инновации» - нововведения, которые разрабатывают-
ся и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.
В менеджменте образования
В» качестве ведущих и наиболее значимых характеристик инновационного' обучения^ исследователи выделяют: открытость обучения будущему, способность к предвосхищению на основе переоценки ценностей, способность к совместным действиям в новых ситуациях. Соответственно именно от современного педагога требуется инновационное поведение, то есть активное и систематическое творчество в собственной профессиональной деятельности. В частности, в исследованиях В.А. Сластенина и Л.С. Подымовой подчеркивается важность личностно-ориентированного обучения в процессе подготовки будущих педагогов как основы формирования профессионально-значимых качеств. По их мнению, профессиональная готовность учителя к инновационной деятельности может быть выявлена через использование технологических карт, предлагающих четыре этапа профессиональной подготовки [129].
Каждый этап включает в себя принципы, задачи, содержание, технологии, характеристику уровней - репродуктивного, эвристического и уровня психологической и методологической готовности. Интересным представляется тот факт, что уже на начальных этапах профессиональной подготовки предлагаются технологии интерпретации авторских концепций, а изучение
авторских концепций происходит на третьем и четвертом этапах [129].
В то же время в исследованиях А.Г. Каспаржак и М.В. Левит педагогическая инновация рассматривается как образовательная деятельность, связанная с иной, чем в массовой практике и (или) в культурной традиции, концепцией процесса становления личности ребенка, с иным взглядом и подходом к образовательному процессу. На этом основании любое инновационное образовательное учреждение, по мнению авторов, обладает следующими отличительными признаками: в нем разрабатывается и (или) реализуется иная, чем в стандартном образовательном учреждении, модель устройства жизни ребенка; в нем разрабатывается содержание образования, принципиально отличающееся от традиционного; в нем ведется поиск другого содержания труда педагога, апробируются новые средства и способы работы, направленные на развитие творческих черт личности педагога, личной ответственности за содержание и результат своего труда [58].
Информация о работе Адаптации педагогической системы М. Монтессори