Адаптации педагогической системы М. Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:35, реферат

Описание работы

В условиях современной ситуации вхождения России в мировое образовательное пространство возрастает потребность в анализе и интерпретации имеющегося зарубежного педагогического опыта; построенного на принципах признания і самоценности детства, демократизации системы образования, приоритетности задач развития личности в . процессе организации учебно-воспитательной работы, создании и апробации инновационных педагогических технологий. Именно компаративный* анализ педагогических процессов в национальных образовательных системах позволяет освободиться от сформировавшихся штампов и соответствовать современным международным требованиям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ В МИРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
1.1. Своеобразие педагогической системы М. Монтессори 16
1.2. Оформление и развитие «метода Монтессори» как мирового
педагогического явления 41
1.3. Опыт адаптации «Монтессори-педагогики» в современном
образовании 56
Резюме 84
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЫТА АДАПТАЦИИ
«МЕТОДА МОНТЕССОРИ» В ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ И США В
ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
2.1. Адаптация «Монтессори-педагогики» в теории и практике
отечественного образования 90
2.2. Развитие «метода Монтессори» в системе образования США „. 112
2.3. Общие тенденции и особенности адаптации педагогической
системы М. Монтессори в образовании России и США 151
Резюме 175
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180
БИБЛИОГРАФИЯ 187
ПРИЛОЖЕНИЯ 219

Файлы: 1 файл

АДАПТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ М. МОНТЕССОРИ.doc

— 386.00 Кб (Скачать файл)

 

Предназначение системы в педагогическом сообществе, ее цель, решаемые задачи и  особенности функционирования необходимо рассматривать в связи со структурными компонентами системы, то есть с ее целью, содержанием, дидактическим обеспечением, формами и методами организации взаимодействия ученика и учителя, средствами обучения.

 

Целенаправленная деятельность обеспечивает функционирование педагогической системы, следствием которого является ее развитие и саморазвитие. Что касается цели педагогической системы М. Монтессори, как первого системообразующего фактора, то J.S. Turner подчеркивает, что она состоит в подобающем качестве жизни ребенка; способность ребенка к учению является скорее дополнительным, незапланированным результатом, а стратегической целью выступает реконструкция мира [274, с. 19]. «Мы служим будущему, защищая настоящее» [261, с. 195] - говорит М. Монтессори, делая тем самым акцент на исключительной важности настоящего периода развития каждого ребенка для возможности качественного преобразования мира в будущем.

 

Традиционно, изучение теоретических  взглядов автора лежит в основе объективного понимания практической реализации заявленных им идей. Данную идею поддерживает Е.М. Standing, который следующим образом классифицирует направления научно-исследовательской деятельности М. Монтессори: подготовка учителей; постепенное применение ее принципов к более старшим возрастам (изучение соотношения сензитивных периодов развития и различных аспектов культуры; создание дидактических материалов для всех предметов начальной и средней школы; разработка новой системы

 

образования для старшей школы, основанной на психологических и  социальных характеристиках подросткового  возраста); изучение созидательных социальных возможностей, латентно заложенных в «нормализованном ребенке», принявшее форму плана реконструкции общества и цивилизации, основывающееся на идее о том, что «настоящее образование является оружием, создающим мир» [299, с. 69].

 

Подтверждением этого положения является систематизация теоретических взглядов М. Монтессори в исследовании Марио Монтессори [260], согласно которому, вклад М. Монтессори заключается в том, что она:

 

рассматривала ребенка в качестве связующего звена, обеспечивающего  непрерывность эволюции человечества, которая одновременно является и эволюцией культуры;

 

выявила, что тесная эмоциональная  связь между взрослым и ребенком, способствует тому, что ребенок бессознательно «впитывает» главные модели поведения  тех, с кем постоянно находится, впечатления от окружающей социальной среды и, соответственно, основывает на них свое поведение в период детства.

 

Одновременно в работе Марио  Монтессори выделены ведущие принципы «Монтессори-педагогики», объединенные нами в три группы: развивающие (образование призвано помогать ребенку в развитии его личности в соответствии с индивидуальной природой, возможностями и темпом, чтобы в дальнейшем он смог реализовать свое предназначение в качестве независимого, гармоничного взрослого человека); оптимизирующие (учебный процесс должен обеспечивать оптимальные отношения между взрослым и ребенком и иметь развивающую среду, предоставляющую позитивную поддержку спонтанному внутреннему развитию, учитывая закономерности психической деятельности, ориентируясь на их внутренние потребности) и обеспечивающие естественную потребность детей в деятельности [260]. На этом основании весь дидактический материал М. Монтессори объединен в упорядоченную систему, включающую в себя учебные разделы: упражнения в

 

практической жизни, сенсорное воспитание, развитие речи - обучение письму и чтению, математика, космическое воспитание - как знакомство с окружающей средой и человеческой культурой.

 

Как показывает обращение к работам  современных исследователей, М. Монтессори представляет свой метод воспитания в виде единой цепочки, в которой выделяются три большие части — среда, учитель и материал и называет его «первым методом, созданным в нашем человеческом обществе под руководством ребенка» [94, с. 193]. Именно этот «треугольник Монтессори» (термин Е.М. Standing), вершина которого - ребенок, обеспечивает целостность всей системы. Данные особенности построения системы подтверждаются словами В.П. Симонова, о том, что между структурно-функциональными компонентами педагогической системы существует как минимум парная, взаимообусловленная связь, а разрушение какой-либо пары отрицательно сказывается на всей системе [127, с. 45].

 

Дополнительно F.E. Ward выделяет следующие  характеристики метода М. Монтессори: свобода, предоставленная ребенку; индивидуальные инструкции и уроки; самообучение; разнообразные материалы для развития сенсорики; облегченный учебный план и расписание; забота о физическом здоровье ребенка; терпение, уравновешенность и самообладание, отсутствие спешки; большое количество пребывания на свежем воздухе и работы вне школьных стен. [309, с. 221]. Что касается учебного плана и расписания, то здесь с автором можно не согласиться, так как они не являются облегченными, они просто отличаются от традиционных. Каждый день дети работают в течение двух трехчасовых периодов, непрерывно. В это время ни дети, ни взрослые не мешают друг другу, так как уважают концентрацию на своих занятиях. Группы или формируются спонтанно, или групповая работа планируется заранее. Дети могут работать с любым материалом в любое время, так долго, как им необходимо. Очень сильны междисциплинарные связи - предметы не изучаются изолированно, что формирует у детей широкий круг интересов [300, с. 3].

 

Как и всякая деятелъностная педагогическая система, «метод М. Монтессори» сочетает в себе абстрактные и конкретные сущностные характеристики. Компоненты метода вполне конкретны, а теоретической основой служат понятия, в своем большинстве, возникшие в процессе практической исследовательской деятельности. Например, определяя, какой материал станет регулярной частью метода, М. Монтессори проводила эксперименты в своих школах по всему миру: «мы можем с уверенностью сказать, что этот материал выбрали дети» [273, с. 223].

 

Такая обстановка служит главным источником построения и осознания ребенком своей личности, что, по мнению М. Монтессори, является основной целью от рождения до 6 лет. «Монтессори-среда» помогает акцентировать внимание на определенных культурных аспектах: материалы практической жизни соответствуют родной культуре ребенка, примеры из ботаники, зоологии, географии, лучшие образцы музыкального, художественного, языкового творчества близки и понятны ребенку из его окружения. Таким образом, дети используют для построения себя лучший материал, который может предоставить культура.

 

Также F.E. Ward отмечает ряд организационных  особенностей метода М. Монтессори: обеспечение  оптимальной внешней обстановки в учреждении (удобные стулья, свежий воздух, солнечный свет, сбалансированное питание и гигиеничную одежду; большие открытые пространства и землю; растения, которые надо поливать и животных, которых надо кормить; гимнастические снаряды для физического развития растущего организма); использование медико-биологических тестов и измерений, производимых с целью выявления отклонений в развитии детей и их исправления; предоставление ребенку точных научных знаний о себе и своем теле; специальный тренинг моторных реакций и мышечной координации, снижающий напряжение, укрепляющий осанку [309, с. 222].

 

Еще одной структурной и  организационной характеристикой педагогической системы М. Монтессори является наличие в ней трех уровней иерар-

 

хии [127]: высший уровень — цель, которая непосредственным образом  связана с принятием решений  и планированием; средний уровень - подсистема отношений «учитель - воспитанники», содержание и средства его реализации; низший уровень - результат функционирования педагогической системы в сочетании с осуществлением внешнего и внутреннего контроля.

 

На этом основании в исследовании В.П. Симонова отмечается такая характеристика педагогической системы как эволюция, близкая по своей сути к динамичности, характеризующую процесс развития в положительном ключе и ведущую к изменению уровня организации данной системы [127]. Иллюстрирует данное положение открытие М. Монтессори сензитивных периодов, то есть «временных инстинктов, лежащих в основе импульсов к определенному виду деятельности, и облегчающих ребенку выбор из сложной и разнообразной окружающей среды того, что необходимо и подходит для его роста» [261, с. 46-51], позволившее на качественно ином уровне организовывать познавательный и самообразовательный процесс, помогать, направлять, корректировать на основе эмпирически проверенных фактов. Анализ авторских трудов М. Монтессори показал, что она выделяла следующие сензитив-ные периоды в развитии ребенка: развитие речи (от рождения до 6 лет), восприятие порядка (от рождения до 3 лет), сенсорное развитие (от рождения до 5,5 лет), восприятие маленьких предметов (от 1,5 до 2,5 лет), развитие движений (от 1 года до 4 лет), развитие социальных навыков (от 2,5 до 6 лет) [94, 268,271,273].

 

Формулировка цели педагогической системы, ее сущностные характеристики и своеобразие окружающих факторов, позволяет говорить о ее совместимости  или несовместимости с другими  системами. Обращение к исто-рико-педагогическим исследованиям А.Ф. Дорофеева, А.И. Пискунова, В.М. Кларина, З.И. Равкина, Г.Б. Корнетова, Л.Н. Литвина, D. Elkind, М.Н. Loeffler, J. Meyer и др., позволяет констатировать: метод М. Монтессори является совместимым практически со всеми мировыми образовательными системами - и традиционными и прогрессивными, а также со всеми общест-

 

венно-политическими режимами, за исключением тоталитарных, обычно подменяющих  категорию свободы категорией необходимости  и абсолютизирующих педагогические требования, не признавая право ребенка на свободное самоопределение и самореализацию.

 

Это связано, прежде всего, с основными  теоретическими принципами и научными положениями педагогической системы  М. Монтессори, которые Е.И. Тихеева  характеризует следующим образом: «1) воспитание должно быть свободно, 2) воспитание должно быть индивидуально, 3) воспитание должно опираться на данные экспериментальной педагогики и вытекать из наблюдений над ребенком, из изучения детей» [148, с. 8].

 

Сама М. Монтессори пишет, что главнейшая реформа школы заключается в предоставлении ребенку возможности вести себя свободно и естественно, а «... основным стержнем научной педагогики должна быть такая свобода школьников, которая давала бы возможность развитию непосредственных индивидуальных проявлений ребенка» [143, с. 10], что созвучно мнению Н.А. Бердяева о том, что «мера свободы определяется мерой независимости человека от внешних условий» [4]. Так, через свободную работу в специально подготовленной развивающей среде, и через освоение окружающего мира, накопление индивидуального опыта, осознание возможности действовать независимо, ребенок приходит к способности мыслить также, что во многом обусловливает возможность реализации главной цели М. Монтессори о реконструкции мира.

 

Выявленная особенность находит  подтверждение в работах современных  философов (П.С. Гуревич, Г.С. Киселев  О.Ю. Маркова, И.Т. Фролов и др.), которые  приходят к мнению о том, что в  настоящее время вряд ли найдется хотя бы одна серьезная концепция человека, абсолютизирующая свободу или несвободу личности. Свобода и ответственность человека находятся в диалектической, то есть свойственной процессу развития во всем многообразии его форм и во всей его противоречивости, взаимосвязи и взаимодополняемости: любая возможность выбора имеет рамки, созданные обществом

 

и культурой, и любой выбор предполагает ответственность, поскольку влияет на условия и возможности выбора других людей. При этом расширяющиеся  возможности коммуникации создают  многообразные уровни ответственности и свободы, в которых конкретная личность ищет свои жизненные смыслы, и формирует жизненные практики.

 

На этом основании можно сделать  вывод, что фундаментом педагогической системы М. Монтессори, является антропологический  подход, ставший особенно популярным в конце XIX - начале XX вв. «Под антропологией в широком смысле понимается универсальная наука о человеке, включающая комплекс человековедческих знаний» [91, с. 48]. Именно поэтому в основе воспитательного процесса, по М. Монтессори, лежит признание ценности человеческой жизни, стремление ребенка к саморазвитию и реализации своей особой божественной миссии, соответствие построения образовательной деятельности природе развивающейся личности.

 

Общепризнанным является тот факт, что главенствующие позиции в педагогической системе М. Монтессори занимают ребенок — учитель — среда, следовательно, их взаимодействие в соответствии с «Монтессори-принципами» обеспечивает стабильность всей системы. Говоря о содержании метода М. Монтессори, нужно отметить, что в целом оно отражает разделы, представленные дидактическими материалами, и изменяется в зависимости от возраста детей. На любой образовательной ступени неизменным остается принцип организации материалов по степени усложнения.

 

Кроме этого, S.M. Stephenson отмечает, что до 6 лет не существует специальных академических требований, однако, дети вопреки сложившемуся мнению о сфере их интересов сами учатся читать, писать и считать. В школе нет оценок, наказаний или поощрений. Начиная с шестилетнего возраста, ученики заключают контракты на одну - две недели с целью научиться эффективно распределять свое время, и это помогает учителю корректировать содержание работы. Выполнение программы контролируется с помощью портфолио, наблюдения и записей учителя. Главный критерий успешности

 

функционирования системы заключается  в образованности и поведении  детей, в том, насколько они счастливы  и добры, в их успешном взрослении, в любви к учению и работе. Никаких  особых форм отчетности от учеников от шести до восемнадцати лет не требуется, кроме соответствия их знаний и умений государственным стандартам или вступительным стандартам колледжа [300]. Следовательно, приспосабливаясь к окружающей среде и реагируя на ее воздействие, наиболее гибким и открытым к изменениям, но при этом не нарушающим стабильности, является содержательный компонент педагогической системы М. Монтессори.

 

Таким образом, можно сделать вполне обоснованный и подтвержденный проведенным  анализом вывод о том, что педагогическое наследие М. Монтессори включает в себя комплекс наиболее значимых педагогических трудов М. Монтессори, в которых отражено формирование ее педагогической концепции и практического метода. Стилистической особенностью публикаций М. Монтессори является выстраивание содержания в форме своеобразного диалога, когда автор ставит вопрос и отвечает на него, приводя большое количество примеров из своих педагогических наблюдений и опыта коллег. Концептуальные положения не выделяются автором особо, а часто являются выводом из практической деятельности и находятся в тесной взаимосвязи с технологическими процессами.

Информация о работе Адаптации педагогической системы М. Монтессори